Решение по делу № 3-70/2015 ~ М-30/2015 от 05.03.2015

Дело № 3-70/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

1 июня 2015 года г.Ижевск

Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Ахкямова Р.Р.,

при секретаре судебного заседания Пенькиной Н.В.,

с участием:

прокурора Борзенковой Т.А.,

заявителя Каюмова Г.З.,

представителя заявителя К.Г.З.Н.В.Ю., ордер от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя Главы УР К.А.Ю., доверенность от ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

представителя Государственного Совета УР Ф.Е.Б., доверенность от ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по заявлению К.Г.З. о признании недействующим и не подлежащим применению <данные изъяты> Закона Удмуртской Республики № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ «<данные изъяты>»

установил:

К.Г.З. обратился в Верховный Суд УР с заявление об оспаривании Закона Удмуртской Республики № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ «<данные изъяты>».

В ходе рассмотрения дела К.Г.З. уточнил заявленные требования и просил признать недействующим и не подлежащим применению ст<данные изъяты> Закона Удмуртской Республики № 36-РЗ от 28 июня 2012 года «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, а также возврата задержанных транспортных средств» ( далее – Оспариваемый закон, Закон УР № 36 ).

В обоснование своих требований на противоречие приведенных выше нормативных положений, указал следующее.

Федеральный закон не предоставил субъекту Российской Федерации право создавать некий «уполномоченный орган» и право поручать заключать ему договор со «специализированной организацией», а равно вводить в процедуру сбора денег стороннее коммерческое предприятие.

Полагает, что в данном случае речь может идти лишь о специализированной стоянке. В данном понятии сказано, что роль специализированной организации может быть передана физическому лицу. В связи с чем, полагает, что все положения, касающиеся прав и обязанностей «специализированной организации» - противоречат Закону и не подлежат применению.

Также указал, что данный закон противоречит части 11 ст. 27.13 КоАП РФ, которые допускают задержание транспортного средства только до устранения причины задержания и не связывают его возврат с необходимостью уплаты расходов по перемещению и хранению транспортного средства. Полагает, что расходы на эвакуацию и хранение отнесены к издержкам по делу об административном правонарушении (п. 2 ч. 1 ст. 24.7 КоАП РФ) и они относятся на счет федерального бюджета, что указывает на необоснованность взыскания расходов на эвакуацию и хранение автомобилей по тарифам, установленным Региональной энергетической компанией Удмуртской Республики.

Представитель заявителя К.Г.З.Н.В.Ю., заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель Главы УР К.А.Ю., представитель Государственного Совета УР Ф.Е.Б., указали на необоснованность заявленных требований. Данный закон и его отдельные положения, которые оспариваются заявителем, принят Государственным Советом УР в рамках компетенции законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации. Его положения не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Прокурор Б.Т.А. просила отказать в удовлетворении заявленных требований.

Выслушав объяснения заявителя, его представителя, представителя Госсовета Удмуртской Республики, Главы Удмуртской Республики, исследовав письменные материалы дела и представленные в них доказательства, оценив оспариваемые заявителями отдельные положения нормативного правового акта на их соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора об отклонении заявления, суд приходит к выводу о том, что заявление К.Г.З. об оспаривании ст.1 в части понятий «уполномоченный орган, специализированная организация», ст.2, ч.ч. 1, 3, 4, 5, 6, 9, 14 ст.3, ст. 4, ч.2 ст.5 Закона Удмуртской Республики № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ «<данные изъяты>» не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьёй 18 Закона Удмуртской Республики от 5 декабря 2007 года № 65-РЗ «О Государственном Совете Удмуртской Республики» в случае подписания Главой (президентом) Удмуртской Республики закона Удмуртской Республики данный закон в течение пяти дней с момента его подписания направляется Главой (президентом) Удмуртской Республики для официального опубликования (обнародования) в одно из следующих республиканских периодических печатных изданий: «Известия Удмуртской Республики», «Удмурт дунне», «Удмуртская правда» или Собрание законодательства Удмуртской Республики.

Согласно пункту 7 части 1 статьи 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится регулирование законами субъектов Российской Федерации иных вопросов в соответствии с КоАП РФ. В силу части 10 статьи 27.13 КоАП РФ перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, за исключением транспортных средств, указанных в части 9 этой статьи, их хранение, оплата расходов на перемещение и хранение, возврат транспортных средств их владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, осуществляются в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации.

Оспариваемый Закон Удмуртской Республики внесен в Государственный Совет Правительством Удмуртской Республики, рассмотрен и принят Государственным Советом Удмуртской Республики четвертого созыва ДД.ММ.ГГГГ на тридцать четвертой сессии в двух чтениях (постановление Государственного Совета Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № 797-IV) ( л.д. 50-75).

Закон Удмуртской Республики ДД.ММ.ГГГГ подписан Президентом Удмуртской Республики, зарегистрирован за номером <данные изъяты>, опубликован в номере 74 газеты «Удмуртская правда» от ДД.ММ.ГГГГ, вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 59-60).

Вышеназванные обстоятельства следуют из объяснений представителей Государственного Совета УР, Главы УР и подтверждаются вышеуказанными письменными доказательствами.

Сопоставляя данные обстоятельства с положениями Конституции Удмуртской Республики (главы 5,6,7), Закона Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> «О Государственном Совете Удмуртской Республики», Закона Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> «О Президенте Удмуртской Республики», Регламента Государственного Совета Удмуртской Республики", принятого Государственным Советом УР ДД.ММ.ГГГГ N <данные изъяты>, в редакции, действующей на момент принятия закона УР № <данные изъяты>, суд приходит к выводу, что указанный нормативный правовой акт, оспариваемый в части, принят Государственным Советом УР в форме, в которой законодательный орган Удмуртской Республики вправе принять нормативный правовой акт, с соблюдением процедуры принятия. Акт опубликован и введен в действие в соответствие с предусмотренными правилами.

В статье 1 Оспариваемого закона даны понятия для целей настоящего закона:

уполномоченный орган - исполнительный орган государственной власти Удмуртской Республики, проводящий государственную политику и осуществляющий управление и координацию деятельности в сфере транспорта и дорожного хозяйства в Удмуртской Республике, заключивший договор со специализированной организацией об оказании услуг по перемещению задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, хранению и возврату;

специализированная организация - юридическое или физическое лицо, уполномоченное на осуществление деятельности по перемещению и хранению задержанного транспортного средства на специализированную стоянку, а также его возврату владельцу или лицу, обладающему правом пользования или распоряжения данным транспортным средством.

Статей 2 разъяснен порядок определения специализированной организации.

1. Определение специализированной организации, имеющей право заключить договор об оказании услуг по перемещению задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, хранению и возврату, производится на конкурсной основе в порядке, установленном Правительством Удмуртской Республики.

2. С победителем конкурса уполномоченный орган заключает договор, предусмотренный частью 1 настоящей статьи, в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

3. Реестр специализированных стоянок с указанием адресов их расположения и контактных телефонов размещается на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В статье 3 определен порядок действий при перемещении и хранении задержанного транспортного средства ( оспариваемые части).

1. Задержанное транспортное средство перемещается при помощи специализированного транспортного средства представителем специализированной организации на ближайшую к месту задержания специализированную стоянку, исходя из расстояния и доступности, имеющую на момент задержания возможность его перемещения и хранения.

Учитывая конструктивные особенности троллейбусов, маломерных судов, при их задержании они подлежат помещению соответственно в троллейбусное депо, на базу (сооружение) для стоянок маломерных судов. Троллейбус перемещается организацией, эксплуатирующей данный троллейбус.

3. Представителем специализированной организации составляется акт приема-передачи транспортного средства, в котором фиксируются находящиеся в транспортном средстве предметы и вещи при наличии к ним доступа. При наличии на транспортном средстве видимых технических повреждений они отражаются в акте приема-передачи.

4. Акт приема-передачи содержит информацию о дате, месте, куда помещается на хранение транспортное средство, стоимости услуг за перемещение и хранение транспортного средства, месте оплаты, наименование и необходимые для оплаты реквизиты организации, ответственной за хранение, телефон для справок.

5. Акт приема-передачи составляется в двух экземплярах. Один экземпляр выдается под роспись владельцу (представителю владельца) задержанного транспортного средства, второй - представителю специализированной организации.

6. Представитель специализированной организации опечатывает конструктивно предусмотренные места доступа в транспортное средство, о чем делает отметку в акте приема-передачи и заверяет своей подписью с указанием фамилии и инициалов, а также даты и номера протокола о задержании, должности, фамилии и инициалов лица, составившего протокол о задержании.

9. Специализированная организация, ответственная за хранение задержанных транспортных средств, ведет их учет.

14. Порядок организации деятельности специализированной стоянки устанавливается Правительством Удмуртской Республики.

В статье 4 определен порядок оплаты расходов на перемещение и хранение задержанного транспортного средства.

1. Оплате подлежат расходы по перемещению (включая погрузку и разгрузку) задержанного транспортного средства на специализированную стоянку и расходы по хранению задержанного транспортного средства с момента помещения на специализированную стоянку до момента обращения о выдаче задержанного транспортного средства на основании решения должностного лица, уполномоченного составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, о прекращении задержания транспортного средства.

2. Плата за хранение задержанного транспортного средства взимается за каждый полный час его нахождения на специализированной стоянке.

3. Размеры платы за перемещение (включая погрузку и разгрузку) и хранение задержанных транспортных средств на специализированных стоянках в Удмуртской Республике устанавливаются Региональной энергетической комиссией Удмуртской Республики.

В части 2 статьи 5 установлен порядок выдачи задержанного транспортного средства.

2. Выдача задержанного транспортного средства производится после оплаты расходов, связанных с перемещением и хранением задержанного транспортного средства на специализированной стоянке (за исключением случаев, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях), на основании решения должностного лица, уполномоченного составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, о прекращении задержания транспортного средства. Выдача задержанных транспортных средств производится круглосуточно.

В силу пункта 1 части 1 статьи 251 ГПК РФ заявитель относится к субъектам, имеющим право обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта органа государственной власти противоречащим закону полностью или в части.

В силу пункта 2 части 1 статьи 26 Гражданского процессуального кодекса РФ Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции гражданские дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций.

Таким образом, настоящее заявление об оспаривании положений Закона УР подсудно Верховному Суду Удмуртской Республики и может быть рассмотрено им по существу.Суд, проанализировав доводы сторон, действующее законодательство, законодательство, действовавшее на момент принятия оспариваемых норм, приходит к следующим выводам.

Проверяя соответствие ст.<данные изъяты> Закона Удмуртской Республики № <данные изъяты>, федеральному законодательству и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.

Как уже указывалось выше, спорные общественные отношения на федеральном уровне урегулированы Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде задержания транспортного средства, запрещения его эксплуатации. При этом, федеральный законодатель, включая в систему мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, административное задержание транспортного средства, одновременно установил правовые гарантии его применения; они сформулированы в статье 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В частности, установлено, что при нарушениях правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных рядом статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, применяется задержание транспортного средства. Административное задержание транспортного средства представляет собой исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку) и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания.

Решение о задержании транспортного средства соответствующего вида, запрещении его эксплуатации или о прекращении указанных задержания и запрещения принимается должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях. Применение соответствующей меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении оформляется протоколом (части 3, 4, 5, 6, 7, 8 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, их хранение, оплата расходов на перемещение и хранение, возврат транспортных средств их владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, осуществляются в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации. Расходы на перемещение и хранение задержанного средства, возмещаются лицом, совершившим административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства (части 10, 11 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В случае прекращения производства по делу об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным пунктом 1, пунктом 2 (за исключением случая не достижения физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях для привлечения к административной ответственности), пунктами 3, 7 части 1 статьи 24.5 данного Кодекса, расходы на перемещение и хранение транспортного средства возмещаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а транспортное средство незамедлительно возвращается его владельцу, представителю владельца или лицу, имеющему при себе документы, необходимые для управления данным транспортным средством (часть 12 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Частью 2 статьи 5 Закона УР № 36 предусмотрено, что выдача задержанного транспортного средства производится после оплаты расходов, связанных с перемещением и хранением задержанного транспортного средства на специализированной стоянке (за исключением случаев, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях), на основании решения должностного лица, уполномоченного составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, о прекращении задержания транспортного средства. Выдача задержанных транспортных средств производится круглосуточно.

Из содержания вводной части Закона УР № 36 следует, что он в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает порядок перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранение, оплаты расходов на перемещение и хранение, а также возврат задержанных транспортных средств на территории Удмуртской Республики.

Анализируя нормы регионального законодательства, оспариваемые заявителем, и сопоставляя их с нормами статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд отмечает, что возмещение расходов на перемещение и хранение транспортного средства на специализированной стоянке невозможно вне связи с привлечением к административной ответственности лица, совершившего административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства. При этом, установление порядка возврата задержанного транспортного средства отнесено федеральным законодателем к компетенции субъекта Российской Федерации; а также федеральный законодатель не исключает, а, напротив, допускает возврат задержанного транспортного средства при условии устранения причины задержания и оплаты расходов на перемещение и хранение задержанного транспортного средства.

В развитие положений федерального законодателя об обязанности по возмещению расходов на задержание транспортного средства субъект Российской Федерации – Удмуртская Республика - в Законе УР № 36 установил порядок перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств, в котором среди оснований к возврату задержанного транспортного средства предусмотрел оплату расходов по перемещению и хранению транспортного средства (представление соответствующего документа об оплате) (часть 2 статьи 5).

Таким образом, задержанное транспортное средство может быть возвращено при условии устранения причины задержания и оплаты расходов на перемещение и хранение задержанного транспортного средства.

Для целей принятого закона, однозначного толкования и отсутствия неопределенности законодателем в статье первой даны основные понятия, в статье 2 введен порядок определения специализированной организации, которая будет осуществлять деятельность по перемещению и хранению задержанных транспортных средств, в статье 3, 4 определен порядок действий по перемещению, хранению транспортных средств и оплаты расходов по перемещению задержанного транспортного средства.

Отсутствие в ч. 10, 11 ст. 27.13 КоАП РФ упоминания на уполномоченный орган, специализированную организацию и предоставления им соответствующих полномочий по осуществлению перемещения и хранения задержанных транспортных средств, не указывает на наличие противоречий действующему законодательству, поскольку в соответствии с данной нормой КоАП РФ порядок действий при осуществлении перемещения транспортных средств на специализированную стоянку и соответственно определение лица, коим будет оно осуществлено, последовательность его действий, в целях исполнения принятого закона, определяет субъект Российской Федерации. Иное толкование нормы ст. 27.13 КоАП РФ не позволяло бы в полной мере осуществить исполнение принятого Закона УР № 36.

Ссылка заявителя на часть 1 ст. 24.7 КоАП РФ, и приведение в обоснование доводов, что расходы на перемещение задержанных транспортных средств и их хранение являются издержками по делу об административном правонарушении, которые не могут быть отнесены как расходы на оплату по перемещению и хранению транспортных средств в соответствии с со ст. 4 Оспариваемого закона, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм материального права.

Перечень издержек по делам об административном правонарушении определен в ч. 1 ст. 24.7 КоАП РФ, а именно: сумм, выплачиваемых свидетелям, потерпевшим, их законным представителям, понятым, специалистам, экспертам, переводчикам, в том числе выплачиваемых на покрытие расходов на проезд, наем жилого помещения и дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточных);

сумм, израсходованных на демонтаж, хранение, перевозку (пересылку) и исследование вещественных доказательств, орудия совершения или предмета административного правонарушения.

В свою очередь порядок задержания транспортного средства, запрещение его эксплуатации и использования урегулирован специальной нормой ст. 27.13 КоАП РФ, где и определен порядок несения расходов при перемещении и хранении задержанных транспортных средств.

Соответственно данные нормы регулируют разные отношения, возникшие в ходе применения норм КоАП РФ, что также исключает отнесение расходов при перемещении и хранении задержанных транспортных средств к издержкам по делам об административных правонарушениях.

Как следует из текста регионального закона, отдельные положения которого оспариваются заявителем, законодатель Удмуртской Республики, устанавливая порядок перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств, действовал правомерно, компетенции в сфере законодательства об административных правонарушениях не превысил.

Таким образом, полагаю, что требования заявителя о признании недействующим и не подлежащим применению ст<данные изъяты> Закона Удмуртской Республики № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ «<данные изъяты>» основаны на неправильном применении норм материального права и подлежат отклонению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.246, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░ ░.░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ № <░░░░░░ ░░░░░░> ░░ ░░.░░.░░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░>» ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 5 ░░░░ 2015 ░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░

3-70/2015 ~ М-30/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Каюмов Габдула Зямильевич
Суд
Верховный Суд Удмуртской Республики
Судья
Ахкямов Рустам Рафисович
05.03.2015[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.03.2015[И] Передача материалов судье
10.03.2015[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.03.2015[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.03.2015[И] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
07.05.2015[И] Предварительное судебное заседание
21.05.2015[И] Судебное заседание
26.05.2015[И] Судебное заседание
29.05.2015[И] Судебное заседание
01.06.2015[И] Судебное заседание
05.06.2015[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.06.2015[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее