Решение по делу № 2-961/2015 ~ М-951/2015 от 07.08.2015

Дело № 2-961/2015

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

16 сентября 2015 года                                  город Торжок

Торжокский городской суд Тверской области в составе

председательствующего судьи Морозовой И.С.,

при секретаре судебного заседания Шалашенковой Т.Н.,

с участием представителя истца Смирновой М.В. – Коломенской Л.Б., действующей на основании удостоверения **** и ордера **** серии ****,

представителя ответчика – Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Торжке и Торжокском районе – Рябцева А.В., действующего на основании доверенности **** от ****,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью **** - Горячева А.В., действующего на основании доверенности **** от ****,

рассмотрев гражданское дело по иску Смирновой М.В. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Торжке и Торжокском районе о признании незаконным отказа в установлении досрочной страховой пенсии по старости, включении в стаж определённого периода работы, назначении досрочной страховой пенсии по старости момента обращения, то есть с 29 мая 2015 года,

у с т а н о в и л:

    Смирнова М.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (далее – ГУ – УПФР) в г. Торжке и Торжокском районе о признании незаконным отказа в установлении досрочной страховой пенсии по старости, включении в стаж определённых периодов работы, а именно: периодов трудовой деятельности с 14 декабря 2009 года по 29 мая 2015 года в должности **** в здравпункте ****, а также периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 26 февраля 1996 года по 23 марта 1996 года и с 23 октября 2000 года по 18 ноября 2000 года, назначении досрочной страховой пенсии с момента обращения в Управление Пенсионного фонда в городе Торжке и Торжокском районе с 29 мая 2015 года.

В обоснование исковых требований указано следующее.

29 мая 2015 года истец обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Торжке и Торжокском районе с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с тем, что она в соответствии с подпунктом 20 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» имеет право на досрочную страховую пенсию по старости как лицо, осуществляющее лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет.

19 июня 2015 года решением заместителя начальника ГУ - УПФР в г. Торжке и Торжокском районе истцу было отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого тридцатилетнего стажа, дающего право на указанный вид пенсии по состоянию на дату обращения.

    Основанием для отказа явилось не включение ответчиком в специальный стаж периода её работы в должности **** в здравпункте **** с 14.12.2009 по 29.05.2015 (продолжительностью 5 лет 5 месяцев 16 дней), поскольку указанное учреждение не относится к лечебно-профилактическим и санитарно-эпидемиологическим учреждениям, в то время как в соответствии с подпунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений здравоохранения.

Также не включены в стаж для назначения досрочной страховой пенсии периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 26.02.1996 по 23.03.1996 (продолжительностью 28 дней) и с 23.10.2000 по 18.11.2000 (продолжительностью 26 дней), поскольку включение данных периодов не предусмотрено Правилами, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации № 516.

С данным решением ответчика она категорически не согласна, полагая, что её право на получение пенсии не может быть поставлено в зависимость от организационно-правовой формы организации, в которой ею осуществлялась лечебная деятельность. Её формы собственности (государственная или частная). То обстоятельство, что Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утверждённый Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, устанавливает перечень должностей для государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, работа в которых даёт право на получение досрочной пенсии в связи с лечебной деятельностью, как и отсутствие в разделе «Наименование учреждений» данного Списка такого наименования как «общество», не могло служить основанием к отказу в зачислении спорных периодов в её специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию.

Пунктом 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации 29 октября 2002 года № 781, предусмотрено, что в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в Списке, - (****) во врачебных здравпунктах, являющихся структурными подразделениями организаций. Согласно Единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утверждённой Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 07 октября 2005 года № 627, ****) являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения или организаций и предназначены для оказания первой медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся.

****, в котором работала истец в спорный период, является структурным подразделением ****, созданным для оказания медицинской помощи сотрудникам филиала, членам их семей и пенсионерам, в том числе оказания неотложной и первой врачебной помощи при внезапных заболеваниях, травмах, отравлениях, диспансерного наблюдения сотрудников филиала с хроническими заболеваниями. При этом **** имеет соответствующую лицензию на осуществление медицинской деятельности.

Кроме того, из должностной инструкции ****, в должности которого работала истец Смирнова М.В. в спорный период, следует, что в его должностные обязанности входит оказание неотложной и первой доврачебной помощи, проведение лечебных и реабилитационных мероприятий, участие в проведении профилактических и периодических медицинских осмотров работников, проведение комплекса профилактических и оздоровительных мероприятий и т.п.

Таким образом, истец полагает, что в период с 14.12.2009 по 29.05.2015 она фактически осуществляла лечебную деятельность, работая при этом на полную ставку, полный рабочий день, поэтому имеются предусмотренные законом основания для включения указанного периода работы в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В соответствии со статьёй 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем отказ ответчика во включении в стаж периодов работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, и периодов нахождения на курсах повышения квалификации, по мнению истца, нельзя признать соответствующим вышеназванным положениям закона.

Истец полагает, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации приравниваются к работе, во время которой работник направлялся на упомянутые курсы, то исчисление стажа за данный период следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.

Кроме того, следует учитывать, что для медицинских работников прохождение курсов повышения квалификации является необходимым условием для осуществления профессиональной деятельности.

Таким образом, истец полагает, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 26.02.1996 по 23.03.1996, с 23.10.2000 по 18.11.2000 подлежат включению в её стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости.

Истец полагает, что в случае включения вышеуказанных периодов в стаж у неё возникает право на досрочную страховую пенсию по старости.

Истец Смирнова М.В., будучи надлежащим образом извещённой о времени и месте судебного заседания, не явилась в судебное заседание, представив заявление с просьбой о рассмотрении дела без её участия в присутствии представителя Коломенской Л.Б., исковые требования поддержала в полном объёме (л.д. 217).

    Представитель истца Смирновой М.В. – Коломенская Л.Б. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объёме, по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить, а также просила включить в стаж курсы повышения квалификации, которые входят в спорный период трудовой деятельности истца во Врачебном здравпункте Торжокского линейного производственного управления магистральных газопроводов.

    Представитель ответчика – ГУ – УПФР в г. Торжке и Торжокском районе Рябцев А.В. в судебном заседании исковые требования Смирновой М.В. не признал, полагая отказ в установлении досрочной страховой пенсии по старости законный, обоснованный по изложенным в нём основаниям, кроме того, должность фельдшер здравпункта не предусмотрена ни в одном из Списков, подлежащих применению при назначении страховой пенсии.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью **** - Горячев А.В. исковые требования Смирновой М.В. поддержал, полагал, что они обоснованны и просил их удовлетворить, поскольку истец осуществляла трудовую деятельность в в должности **** в здравпункте **** которое имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности, работала полный рабочий день, не увольнялась, на другую работу не переводилась.

Выслушав объяснения представителей истца, ответчика и третьего лица, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьёй 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Согласно статье 55 Конституции Российской Федерации права и свободы гражданина могут быть ограничены лишь федеральным законом и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закреплёнными в части 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39).

При этом для обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из части 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе различных видов социальных пособий, правовых оснований назначения пенсий и установление их размеров.

Судом установлено, что 29 мая 2015 года истец Смирнова М.В. обратилась в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Торжке и Торжокском районе Тверской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Решением заместителя начальника Государственного учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Торжке и Торжокском районе Тверской области Сафроновой Н.В. от 19 июня 2015 года **** Смирновой М.В. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

Отказ Пенсионного фонда мотивирован тем, что в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» досрочная страховая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста в соответствующих должностях и учреждениях.

Список наименований должностей и учреждений, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную работу по охране здоровья населения, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781. При исчислении стажа работы в части, не урегулированной указанными Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

С учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 г. № 2-П в настоящее время для назначения досрочной пенсии в зависимости от времени выполнения лечебной работы и варианта исчисления специального стажа могут применяться и ранее действовавшие Списки и Правила: за периоды работы до 01.11.1999 г. - Список, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464; за периоды работы с 01.11.1999 г. по 11.11.2002 г. – Список и Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066; за периоды работы с 12.11.2002 г. – Список и Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781; а также Разъяснения Минтруда РФ от 22.05.1996 г. № 5, утвержденное постановлением Минтруда РФ № 29 от 22.05.1996 г.

С учетом перечисленных нормативных актов, в специальный стаж, дающий право на установление досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения Пенсионный фонд учел периоды трудовой деятельности Смирновой М.В. в должности **** с 03.04.1984 по 31.05.1985 (продолжительностью 1 год 1 месяц 28 дней), с учётом норм исчисления выслуги в сельской местности продолжительность указанного периода специального стажа составляет 1 год 5 месяцев 13 дней; в должности **** с 01.06.1985 по 31.07.1985(продолжительностью 2 месяца); в должности **** с 01.08.1985 по 03.05.1987 (продолжительностью 1 год 9 месяцев 3 дня); в должности **** с 04.05.1987 по 12.05.1991 (продолжительностью 4 года 9 месяцев); в должности **** в Торжокской центральной районной больнице с 13.05.1991 по 31.12.1993 (продолжительностью 2 год 7 месяцев 5 дней), за исключением периода отпуска без сохранения заработной платы с 21.06.1993 по 03.07.1993 (продолжительностью 13 дней); в должности **** с 12.02.1997 по 11.12.2009 (продолжительностью 12 лет 9 месяцев 4 дня), за исключением периода нахождения на курсах повышения квалификации с 23.10.2000 по 18.11.2000 (продолжительностью 26 дней); в должности **** с 01.01.1994 по 11.02.1997 (продолжительностью 2 год 11 месяцев 29 дней), за исключением периодов: отпуска без сохранения заработной платы с 11.09.1995 по 24.09.1995 (продолжительностью 14 дней) и периода нахождения на курсах повышения квалификации с 26.02.1996 по 23.03.1996 (продолжительностью 28 дней).

Таким образом Пенсионным фондом учтено Смирновой М.В. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, 25 лет 9 месяцев 3 дня, что менее требуемых 30 лет по закону, и является недостаточным для установления досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной иной работой по охране здоровья населения (л.д. 11 - 15).

Правовое регулирование отношений, связанных с основаниями возникновения и порядка реализации прав граждан Российской Федерации на трудовые пенсии в настоящее время осуществляется на основании Федерального закона № 400-ФЗ от 23 декабря 2013 года «О страховых пенсиях», подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 которого предусмотрено, что досрочная страховая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста в соответствующих должностях и учреждениях.

До 01 января 2015 года, когда вступил в силу указанный закон, основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии устанавливались Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

До 1 января 2015 года действовали Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденные постановлением Правительство Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 555, с 1 января 2015 года вступили в силу Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденные постановлением Правительство Российской Федерации от 02 октября 2014 года № 1015.

В силу пунктов 17-19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.

В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.

При определении права на досрочную пенсию медицинским работникам судам необходимо учитывать, что в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ (введен Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 319-ФЗ) лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа, приобретают право на досрочную пенсию по старости при наличии не менее 25 лет стажа на соответствующих видах работ, а лица, осуществлявшие такую деятельность в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, - при наличии не менее 30 лет стажа.

Исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.

Судам следует учитывать, что указание на клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность учреждений, перечисленных в Списке, не является основанием для исключения периода работы в таком учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 3 названных Правил).

Периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, по общему правилу засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочную пенсию лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в календарном порядке (пункт 5 названных выше Правил).

В соответствии с пунктом 8 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительство Российской Федерации от 02 октября 2014 года № 1015, периоды работы и (или) иной деятельности, имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях», могут подтверждаться в порядке, установленном соответствующими нормативными правовыми актами, действовавшими в период выполнения работы и (или) иной деятельности.

По состоянию на 2015 год пенсионное обеспечение медицинских работников регулируется Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Указанным Постановлением утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Как установлено п. 3 указанных Правил, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

При этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» поименована должность «фельдшер» и учреждение, работа в котором засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, «Поликлиники всех наименований».

Пунктом 6 Правил установлено, что в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке: во врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).

По делу установлено, что с 14.12.2009 по 29.05.2015 Смирнова М.В. работала в ****» в должности **** (л.д. 16 – 22).

В соответствии с уставом **** является коммерческой организацией (пункт 2.1 устава); имеет филиал **** расположенный по адресу: **** (пункт 2.11 устава); основными целями деятельности Общества являются: организация надежной и бесперебойной транспортировки газа, обеспечение потребителей Российской Федерации и за рубежом на договорной основе газом, газовым конденсатом и продуктами их переработки и получение прибыли (пункт 3.1 устава); в соответствии с основными целями Общество отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законами, Общество вправе заниматься только на основании специального разрешения (лицензии) (пункт 3.3 устава) (л.д. 131 – 149),

Для достижения основных целей деятельности Общества, определённых его уставом, создан врачебный здравпункт, являющийся структурным подразделением филиала **** решающий следующие задачи: оказание первичной медико-санитарной помощи работникам филиала и другому прикреплённому контингенту; организация и проведение комплекса лечебно-профилактических мероприятий по сохранению и укреплению здоровья работников филиала, по предупреждению и снижению общей и профессиональной заболеваемости (в том числе с временной утратой трудоспособности), инвалидности работников филиала; поддержание санитарно-эпидемиологического благополучия в филиале (пункт 1.2, 2.1, 2.2, 2.3 Положения о врачебном здравпункте) (л.д. 24 – 38, устав в старой редакции (л.д. 168 – 185, 189 – 196, 197 - 204).

Общество с ограниченной ответственностью **** имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности при оказании первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи, организацию и выполнение следующих видов работ (услуг): при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: лечебному делу, сестринскому делу, физиотерапии; при оказании первичной врачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по терапии. При проведении медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и медицинских экспертиз организуются и выполняются следующие работы (услуги): при проведении медицинских осмотров по: медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым) (л.д. 39 – 40, 187 - 188).

Таким образом, врачебный здравпункт **** является учреждением, периоды работы в котором дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в силу подпункта 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ.

Ответчик в своих доводах ссылается на то, что в специальный стаж истца не может быть засчитан период её работы в должности «****», так как в Списке перечни должностей и учреждений, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, являются исчерпывающими, а разделом «Наименование должностей» не предусмотрено наименование указанной должности.

Выпиской из штатного расписания специалистов Торжокского ЛПУМГ по Смирновой М.В. подтверждается факт наличия в штатном расписании работников во Врачебном здравпункте с 2009 по 01 января 2011 года должности ****, а с 01 мая 2011 года по 03 февраля 2014 года– ****, с 03 февраля 2014 года по 01 января 2015 года – **** (л.д. 47 - 48).

Приказом **** от 29 апреля 2011 года Смирнова М.В. переведена с должности **** на должность **** (л.д. 49 – 51).

Приказом **** от 03 февраля 2014 года Смирнова М.В. переведена с должности **** на должность **** (л.д. 215 - 216).

Таким образом, юридически значимым обстоятельством является установление характера работы, осуществляемой Смирновой М.В.

Согласно «Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», утвержденному Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 23 июля 2010 года № 541н, в должностные обязанности **** входит: осуществляет оказание лечебно-профилактической и санитарно-профилактической помощи, первой неотложной медицинской помощи при острых заболеваниях и несчастных случаях. Диагностирует типичные случаи наиболее часто встречающихся заболеваний и назначает лечение, используя при этом современные методы терапии и профилактики заболеваний, выписывает рецепты. Оказывает доврачебную помощь, ассистирует врачу при операциях и сложных процедурах, принимает нормальные роды. Осуществляет текущий санитарный надзор, организует и проводит противоэпидемические мероприятия. Организует и проводит диспансерное наблюдение за различными группами населения (дети; подростки; беременные женщины; участники и инвалиды войн; пациенты, перенесшие острые заболевания; пациенты, страдающие хроническими заболеваниями). Организует и проводит профилактические прививки детям и взрослым. Осуществляет экспертизу временной нетрудоспособности. Обеспечивает хранение, учет и списание лекарственных препаратов, соблюдение правил приема лекарственных препаратов пациентами. Ведет медицинскую учетно-отчетную документацию. Проводит санитарно-просветительную работу среди больных и их родственников по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения; структуру, основные аспекты деятельности медицинских организаций; статистику состояния здоровья обслуживаемого населения; правила эксплуатации медицинского инструмента и оборудования; медицинскую этику; психологию профессионального общения; основы диспансеризации; основы медицины катастроф; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Среднее профессиональное образование по специальности «Лечебное дело» и сертификат специалиста по специальности «Лечебное дело» без предъявления требований к стажу работы.

В соответствии с дипломом Смирнова М.В. имеет **** (л.д. 23).

Из должностной инструкции (в различных редакциях) Смирновой М.В. - **** следует, что её должность относится к категории специалистов с образованием по специальности «Лечебное дело» и имеющее сертификат и квалификационную категорию, и в ее должностные обязанности входит: оказание неотложной и первой доврачебной помощи при внезапных заболеваниях, травмах и острых отравлениях; транспортировку и сопровождение в лечебные учреждения больных и пострадавших, нуждающихся в стационарном обследовании и лечении; организация своевременных консультаций специалистов и госпитализации в профильные отделения стационаров для оказания специализированной медицинской помощи; обеспечение явки работников и пенсионеров, состоящих на медицинском обеспечении Врачебного здравпункта **** для динамического диспансерного наблюдения; обеспечение анализа инфекционной заболеваемости и заболеваемости с временной утратой трудоспособности среди работников филиала Общества; обеспечение проведения мероприятий, направленных на профилактику инфекционных заболеваний и наиболее распространённых неинфекционных заболеваний; обеспечение проведения профилактических и периодических медицинских осмотров работников, состоящих на медицинском обеспечении Врачебного здравпункта филиала **** анализ текущих и прогнозирование ожидаемых потребностей в медицинском оборудовании и технике, фармакологических препаратах и расходных материалах, необходимых для повседневной деятельности Врачебного здравпункта; предрейсовый и послерейсовый осмотр водителей; обучение работников навыкам оказания первой доврачебной помощи пострадавшим; инфекционную безопасность (соблюдение правил санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима, асептики, хранения, обработки, стерилизации и использования изделий медицинского назначения); медицинское сопровождение детского отдыха, массовых мероприятий (л.д. 41 – 46, 206 – 212)

Осуществление Смирновой М.В. лечебной деятельности в спорный период в соответствии с должностной инструкцией подтверждается представленными документами, а именно: паспортами здравпункта с 2010 по 2015 годы, отражающими оснащённость здравпункта штатами (врачебным, сестринским медицинским персоналом и необходимым инвентарём (л.д. 72 – 76, 77 – 82, 83 – 88, 89 – 94, 95 – 100, 101 – 106), сведениями о состоянии здоровья и медицинском обеспечении работников и пенсионеров, отражающими количество лиц, обратившихся за медицинской помощью, количество посещений ими врачей, вакцинаций и т.д. (л.д. 107 – 110, 111 – 114, 115 – 118, 119 – 122, 123 – 126, 127 – 130), перечень работ, выполняемых во врачебном здравпункте **** Смирновой М.В. (л.д. 186 – 187).

В соответствии со статьёй 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В соответствии со статьёй 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Таким образом, судом установлено, что истец Смирнова М.В., работая в должности ****» осуществляла лечебную деятельность, имея специальное медицинское образование в должности, отнесенной к среднему медицинскому персоналу в учреждении, которое занимается деятельностью по охране здоровья населения. Указание в наименование должности не «****», а «****» свидетельствует о дополнительной функциональной обязанности ****. Доказательств иного суду не представлено.

В соответствии со ст. 66 ТК РФ трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Указаний о том, что Смирнова М.В. была принята на работу на условиях неполного рабочего времени, трудовая книжка, как и другие доказательства по делу, не содержит.

Более того, согласно справке № 156 от 28 мая 2015 года Смирнова М.В. с 14 декабря 2009 года по настоящее время принята на работу **** на полную ставку ****. За весь период работы Смирнова М.В. отпусками без сохранения заработной платы не пользовалась, прогулов и неоплаченных больничных листов не имела (л.д. 155).

Таким образом, оснований полагать, что работа истца в спорные периоды проходила в режиме неполного рабочего времени, не имеется.

Учитывая, что характер и период работы Смирновой М.В. подтвержден доказательствами по делу, то суд приходит к выводу о необходимости включения истцу в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии период её работы с 14 декабря 2009 года по 29 мая 2015 года в должности **** здравпункта в здравпункте ****.

Разрешая исковые требования истца в части включения в специальный стаж периодов обучения на курсах повышения квалификации, суд учитывает следующее.

В этой части по делу установлено, что истец Смирнова М.В. с 26.02.1996 по 23.03.1996, с 23.10.2000 по 18.11.2000, с 06.04.2010 по 14.05.2010, 14.02.2011 по 14.03.2011, с 06.04.2015 по 30.04.2015 находилась на курсах повышения квалификации, что подтверждается справкой № 781 от 11 июня 2015 года (л.д. 154), копией приказа № 26 от 12 февраля 1996 года (л.д. 52 – 53), справкой № 156 от 28 мая 2015 года (л.д. 155), копией приказа **** от 11 февраля 2011 года (л.д. 213 – 214).

В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Таким образом, периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации приравниваются к работе, во время исполнения которой работник направлялся на указанные курсы, следовательно, исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.

В соответствии с п. 4.6 Должностной инструкции **** Смирновой М.В. в её обязанности повышение уровня знаний путём участия в семинарах, проводимых на уровне ****, на курсах повышения квалификации (л.д. 41 – 46).

Факты сохранения заработной платы истцу Смирновой М.В. на период курсов повышения квалификации, отчисления за истца страховых взносов работодателем представителем ответчика не оспариваются.

Принимая во внимание тот факт, что в периоды нахождения работника на курсах повышения квалификации, за ним сохраняется заработная плата, с которой работодатель производит отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, то суд приходит к выводу, что периоды нахождения Смирновой М.В. с 26.02.1996 по 23.03.1996, с 23.10.2000 по 18.11.2000, с 06.04.2010 по 14.05.2010, 14.02.2011 по 14.03.2011, с 06.04.2015 по 30.04.2015 на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы неоправданное ограничение конституционного права Смирновой М.В. на социальное обеспечение.

Поскольку общая продолжительность специального стажа на 29 мая 2015 года с учетом включенных настоящим решением спорных периодов работы у Смирновой М.В. составляла более 30 лет, то это дает ей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по основаниям п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Из пенсионного законодательства Российской Федерации, Конституции РФ следует, что право на получение пенсии носит заявительный характер, то есть гражданин должен заявить о своем желании получать пенсию.

Учитывая, что у истца имеется необходимый страховой стаж, то ответчика следует обязать назначить истцу Смирновой М.В. досрочную трудовую пенсию по старости по подпункту 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с осуществлением лечебной деятельности с 29 мая 2015 года, то есть с момента обращения в пенсионный орган за назначением досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с чем решение об отказе в назначении досрочной страховой пенсии подлежит признанию незаконным.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ 14 ░░░░░░░ 2009 ░░░░ ░░ 29 ░░░ 2015 ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ 26 ░░░░░░░ 1996 ░░░░ ░░ 23 ░░░░░ 1996 ░░░░, ░ 23 ░░░░░░░ 2000 ░░░░ ░░18 ░░░░░░ 2000 ░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ 20 ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 30 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 28 ░░░░░░░ 2013 ░░░░ № 400-░░ «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ 14 ░░░░░░░ 2009 ░░░░ ░░ 29 ░░░ 2015 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ **** ░ ░░░░░░░░░░░ **** ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ 06 ░░░░░░ 2010 ░░░░ ░░ 14 ░░░ 2010 ░░░░, ░ 14 ░░░░░░░ 2011 ░░░░ ░░ 14 ░░░░░ 2011 ░░░░, ░ 06 ░░░░░░ 2015 ░░░░ ░░ 30 ░░░░░░ 2015 ░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ 20 ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 30 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 28 ░░░░░░░ 2013 ░░░░ № 400-░░ «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ 26 ░░░░░░░ 1996 ░░░░ ░░ 23 ░░░░░ 1996 ░░░░ ░ ░ 23 ░░░░░░░ 2000 ░░░░ ░░ 18 ░░░░░░ 2000 ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ 20 ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 30 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 28 ░░░░░░░ 2013 ░░░░ № 400-░░ «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ 29 ░░░ 2015 ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░          ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 21 ░░░░░░░░ 2015 ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░          ░.░. ░░░░░░░░

2-961/2015 ~ М-951/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Смирнова Марина Викторовна
Ответчики
УПФР в г. Торжке и Торжокском районе Тверской области
Суд
Торжокский межрайонный суд Тверской области
Судья
Морозова И. С.
07.08.2015[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.08.2015[И] Передача материалов судье
11.08.2015[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.08.2015[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.08.2015[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.08.2015[И] Судебное заседание
16.09.2015[И] Судебное заседание
21.09.2015[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.10.2015[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.10.2015[И] Дело оформлено
02.11.2015[И] Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее