дело №2-730/2015 КОПИЯ
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Александровский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Шерстобитовой Е.Н.,
при секретаре Плотниковой О.Н.,
с участием представителя истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав и благополучия человека по Пермскому краю в лице Восточного территориального отдела Новоселовой-Данченко И.В.,
представителя ответчика администрации Александровского городского поселения Шолоховой И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Александровске гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав и благополучия человека по Пермскому краю в лице Восточного территориального отдела в интересах неопределенного круга лиц к администрации Александровского городского поселения о признании действий противоправными, возложении обязанностей,
у с т а н о в и л:
Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав и благополучия человека по Пермскому краю в лице Восточного территориального отдела (далее по тексту - ВТО Управления Роспотребнадзора) обратилось в суд в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Александровского городского поселения о признании действий Администрации Александровского городского поселения по нарушению законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, противоправными, обязать Администрацию Александровского городского поселения устранить нарушения a сфере санитарного законодательства, для чего обязать ликвидировать образовавшуюся несанкционированную свалку вблизи жилого дома по адресу: <адрес>; выделить специальную площадку по указанному адресу для установки контейнеров, предназначенных для сбора бытовых отходов и мусора в соответствии с требованиями СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование требований указали, что ВТО Управления Роспотребнадзора в ходе рассмотрения информации, поступившей из администрации Александровского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ «О критической ситуации в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в г.Александровске», дополнения к ранее поступившей информации № от ДД.ММ.ГГГГ об образовании несанкционированной свалки по адресу: <адрес>, установлено, что администрацией Александровского городского поселения допущено нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов.
Ответчик не обеспечил организацию, удовлетворяющую требованиям Санитарных правил содержания территории населенных мест, систему рационального сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых бытовых отходов и уборки территорию, в том числе объектов очистки - мест общего пользования. На территории поселения вблизи жилого дома по выше указанному адресу имеется скопление бытового и строительного мусора (пищевые отходы, коробки, доски), специальная площадка для установки контейнеров, предназначенных для сбора бытовых отходов и мусора не выделена, схема санитарной очистки населенного пункта на территории поселения отсутствует, что является нарушением требований СанПиН.
Представитель ВТО Управления Роспотребнадзора Новоселова-Данченко И.В. на заявленных исковых требованиях настаивала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, уточнив, что просит обратить решение суда к немедленному исполнению.
Представитель ответчика Администрации Александровского городского поселения Шолохова И.С. в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласилась, просила дело прекратить, поскольку уже рассмотрен иск прокурора по тому же предмету спора.
Суд, заслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что иск заявлен законно, обоснованно и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы и подзаконные акты.
В ст.11 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» указано, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В силу ст.21 указанного Федерального закона содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Согласно ст.39 этого же Федерального закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
На основании положений п.1 ст.22 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, что регламентировано ст.8 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В силу п. п.1, 2, 3, ст.13 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 года "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (пункт 1). Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 2). Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека (пункт 3).
В п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года "Об общих принципах местного самоуправления" указано, что к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Территория муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями законодательства РФ.
Суд, из анализа указанных законодательных актов, приходит к выводу, что исполнительный орган местного самоуправления в силу предусмотренных нормами действующего законодательства полномочий обязан при решении вопроса местного значения по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора обеспечивать соблюдение обязательных санитарно-эпидемиологических требований, установленных санитарным законодательством Российской Федерации
СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР № 4690-88 от 05.08.1988 года, в п.1.1. установлено, что организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих "Санитарных правил содержания территорий населенных мест".
В п.1.2. данных СанПиН установлено, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.
В п.1.4. указанного СанПиН указано, что организация планово-регулярной системы и режим удаления бытовых отходов определяются на основании решений исполкомов городских Советов народных депутатов по представлению органов коммунального хозяйства и учреждений санитарно-эпидемиологической службы.
Пунктом 2.1.1. этих же СанПин определено, что объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.
Пунктом 2.1.3. данных СанПиН предписано, что на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес Управления Роспотребнадзора поступила информация Администрации Александровского муниципального района «О критической ситуации в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в г.Александровске», из которой следует, что сбор и вывоз твердых коммунальных отходов (ТКО) в г.Александровске осуществляются управляющими компаниями ООО <данные изъяты>», ООО <данные изъяты>». В ДД.ММ.ГГГГ ООО <данные изъяты>», а в ДД.ММ.ГГГГ ООО <данные изъяты> перешли на «кольцевой» метод сбора ТКО, ликвидировав все контейнерные площадки для сбора мусора, что вызвало крайне негативное влияние на состояние окружающей среды и санитарное состояние города. На места ликвидированных контейнерных площадок стали организовываться несанкционированные свалки. Уполномоченным органом, осуществляющим контроль за организацией сбора отходов, является администрация Александровского городского поселения согласно Правилам обращения с отходами на территории поселения. Однако Администрация поселения и управляющие компании не смогли урегулировать данный вопрос путем переговоров. В результате рассмотрения судебных исков управляющими компаниями возвращен контейнерный сбор отходов. В настоящее время в г.Александровске большинство контейнерных площадок не отвечает требованиям санитарных норм и правил. Кроме того, сообщили, что одна из крупнейших несанкционированных свалок расположена по адресу: <адрес>, недалеко от которой протекает <адрес>. Сложившаяся ситуация в городе угрожает санитарно-эпидемиологическому благополучию населения (л.д.23-24).
Определением от ДД.ММ.ГГГГ специалистом - экспертом ВТО Управления Роспотребнадзора ФИО5 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.3 КоАП РФ, в отношении Муниципального образования Администрация Александровского городского поселения (л.д.25).
Определением от ДД.ММ.ГГГГ специалистом - экспертом ВТО Управления Роспотребнадзора ФИО5 по указанному административному делу назначено проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы (л.д.28).
Согласно заключению № от ДД.ММ.ГГГГ санитарно-эпидемиологической экспертизы территория, расположенная по адресу: <адрес>, не соответствует требованиям п.п.1.2, 2.1.1, 2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (л.д.30).
Из письма главы администрации Александровского городского поселения установлено, что схема санитарной очистки территории поселения отсутствует (л.д.31).
ДД.ММ.ГГГГ специалистом - экспертом ВТО Управления Роспотребнадзора ФИО5 составлен протокол № об административном правонарушении в отношении Администрации Александровского городского поселения по ст.6.3 КоАП РФ (л.д.33-34).
ДД.ММ.ГГГГ и.о. главного государственного санитарного врача по Александровскому, Чусовскому, Кизеловскому, Добрянскому, Гремячинскому, Горонозаводскому муниципальным районам, Губахинскому и Лысьвенскому городским округам Пермского края ФИО6 вынсено постановлении по делу об административном правонарушении, согласно которому Администрация Александровского городского поселения признана винновой в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.63 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб. (л.д.38-40).
Доводы представителя ответчика о том, что сбор и вывоз ТБО должен осуществляться управляющими компаниями в соответствии с Порядком организации и сбора вывоза твердых бытовых отходов и мусора и выдачи разрешений на организацию, размещение мест сбора бытовых отходов на территории населенных пунктов Александровского городского поселения, утвержденного постановлением администрации Александровского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ, суд считает несостоятельными по следующим основаниям.
С заявлением о разрешении на размещение места для сбора бытовых отходов и мусора управляющие компании не обращались.
В соответствии с ч.1 ст.16 Федерального закона № 189-ФЗ от 29.12.2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Частью 2 указанного закона установлено, что земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ч.4 данного закона формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
В силу ч.5 этого же закона с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, согласно ст. 16 Федерального закона № 189-ФЗ от 29.12.2004 года "О введении в действие Жилищного Кодекса РФ" земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в отношении которого не проведен государственный кадастровый учет, является муниципальной собственностью.
Суд не может принять решение о прекращении производства по данному делу по ходатайству представителя ответчика по следующим основаниям.
ДД.ММ.ГГГГ Александровским городским судом рассмотрено гражданское дело № по иску прокурора г.Александровска в интересах неопределенного круга лиц к администрации Александровского муниципального района, Обществу с ограниченной ответственностью <данные изъяты> о ликвидации несанкционированной свалки, согласно которому на администрацию Александровского городского поселения возложена обязанность ликвидировать несанкционированные свалки твердых бытовых отходов за обочиной проезжей части дороги по <адрес>, между домами № и № по <адрес>, у домов № и № по <адрес>, в районе <адрес>, установлен срок для исполнения обязанности до ДД.ММ.ГГГГ.
Указанное решение вынесено в отношении иной несанкционированной свалки, адрес расположения которой и объем скопившихся твердых бытовых отходов не конкретизированы, акт обследования не составлялся, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ решение суда не исполнено.
Кроме того, в рассмотренном деле принято решение о ликвидации несанкционированной свалки, расположенной между домами № и № по <адрес>. По настоящему же делу указан иной адрес несанкционированной свалки: вблизи жилого дома по адресу: <адрес>, и в ходе рассмотрения дела установлено, что данная несанкционированная свалка ТБО располагается недалеко от <адрес>.
В связи с этим, суд, проанализировав все представленные сторонами доказательства, приходит к выводу, что порядок сбора отходов на территории муниципальных образований определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Наличие несанкционированной свалки мусора влечет загрязнение земельных участков, их захламление, может повлечь возникновение инфекционных заболеваний среди населения.
Указанная несанкционированной свалка нарушает требование законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, права граждан на благоприятную окружающую обстановку, создает реальную угрозу причинения вреда их здоровью.
Следовательно, исковые требования ВТО Управления Роспотребнадзора о признании действий администрации Александровского городского поселения противоправными, возложении обязанностей подлежат удовлетворению в полном объеме.
Суд считает возможным удовлетворить требования истца о немедленном исполнении решения суда в части устранить нарушения a сфере санитарного законодательства, для чего обязать ликвидировать образовавшуюся несанкционированную свалку вблизи жилого дома по адресу: <адрес>; выделить специальную площадку по указанному адресу для установки контейнеров, предназначенных для сбора бытовых отходов и мусора в соответствии с требованиями СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» в соответствии со ст. 212 ГПК РФ, согласно которой суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
Поскольку данное требование заявлено в интересах граждан проживающих на территории города Александровска, в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического и благополучия населения и соблюдения законодательства Российской Федерации, регламентирующего данную сферу деятельности, немедленное исполнении е решения суда позволит исполнить данное решение в более короткие сроки, что является актуальным и необходимым именно на момент рассмотрения дела в суде.
Руководствуясь ст.ст. 39, 173, 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав и благополучия человека по Пермскому краю в лице Восточного территориального отдела удовлетворить.
Признать действия Администрации Александровского городского поселения по нарушению законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, противоправными.
Возложить на Администрацию Александровского городского поселения обязанности:
- устранить нарушения a сфере санитарного законодательства,
- ликвидировать образовавшуюся несанкционированную свалку вблизи жилого дома по адресу: <адрес>;
- выделить специальную площадку по адресу: <адрес> для установки контейнеров, предназначенных для сбора бытовых отходов и мусора в соответствии с требованиями СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест».
Исполнение решения суда в части возложения на Администрацию Александровского городского поселения обязанности: устранить нарушения a сфере санитарного законодательства, ликвидировать образовавшуюся несанкционированную свалку вблизи жилого дома по адресу: <адрес>; выделить специальную площадку по адресу: <адрес>, для установки контейнеров, предназначенных для сбора бытовых отходов и мусора в соответствии с требованиями СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», произвести немедленно.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Александровский городской суд в течение месяца сo дня принятия решения суда окончательной форме (ДД.ММ.ГГГГ).
Судья: Шерстобитова Е.Н.
Копия верна.
Судья: Е.Н. Шерстобитова