Дело № 2а-7760/23-2019
46RS0030-01-2018-003045-90
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3 декабря 2019 г. г. Курск
Ленинский районный суд г. Курска в составе:
председательствующего - судьи Капаниной Н.В.,
при секретаре Мишиной В.О.,
с участием представителя административного ответчика Сухарева М.А. по доверенности Малинина В.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя военного прокурора 56 военной прокуратуры гарнизона, действующего в защиту интересов Российской Федерации, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курской области, Сухареву Михаилу Александровичу о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель военного прокурора 56 военной прокуратуры гарнизона обратился в Ленинский районный суд г. Курска с заявлением в защиту интересов Российской Федерации о признании информации, размещенной в сети Интернет на сайте <данные изъяты>, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, мотивируя тем, что 56 военной прокуратурой гарнизона проведен мониторинг сети Интернет на предмет выявления распространения информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, в ходе которого ДД.ММ.ГГГГ выявлен сайт <данные изъяты>, содержащий информацию о порядке приобретения военного билета за плату. Посещение данного сайта и просмотр размещенной на нем информации свободен для всех граждан без исключения, сайт не содержит ограничений либо предупреждений об ограничениях к доступу по кругу лиц, по возрасту. Указанный на сайте способ получения военного билета относится к информации о продаже поддельных документов, пропагандирует уклонение от установленной законом обязанности путем использования поддельного документа. Признание информации о продаже военных билетов, размещенной на указанном сайте, запрещенной к распространению, позволит внести сайт в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации».
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечен Сухарев М.А.
В судебное заседание административный истец - заместитель военного прокурора 56 военной прокуратуры гарнизона, представитель административного ответчика - Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курской области не явились, о дате и месте слушанию дела извещены надлежащим образом.
Административный ответчик Сухарев М.А. в судебное заседание не явился, воспользовался правом на ведение дела через представителя; представил суду отзыв на административное исковое заявление.
Представитель административного ответчика Сухарева М.А. по доверенности Малинин В.К. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска, поддержав доводы отзыва.
Суд, в соответствии с положениями ст. 150 КАС РФ, считает возможным рассмотреть административное дело при состоявшейся явке.
Выслушав участника процесса, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
На основании ст. 39 КАС РФ, п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона Российской Федерации от 17.01.1992 № 2202-1-ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.
Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на: информацию, свободно распространяемую; информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях; информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению; информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Статьей 15 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрено, что на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Частью 6 ст. 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно ст. 9 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет». В реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
В соответствии с п. 1 приказа Министра обороны РФ от 18.07.2014 № 495 «Об утверждении Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации и порядка проведения смотров- конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета» военный билет солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика и мичмана является основным документом персонального воинского учета, удостоверяющим личность и правовое положение военнослужащего, а для граждан, пребывающих в запасе, - их отношение к исполнению воинской обязанности.
Бланк военного билета солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика и мичмана является защищенной полиграфической продукцией уровня «Б».
Военный билет оформляется и выдается гражданину Российской Федерации, не пребывающему в запасе и не проходившему военную службу: при призыве его на военную службу, а также при поступлении на военную службу по контракту на должность солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика и мичмана; при поступлении его в военную профессиональную образовательную организацию; при зачислении в запас Вооруженных Сил Российской Федерации в состав солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов из числа граждан: не прошедших военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу; не прошедших военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу; прошедших альтернативную гражданскую службу; граждан женского пола, имеющих военно-учетную специальность.
В соответствии с п. «б» ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» от призыва на военную службу освобождаются граждане проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации.
Таким образом, законодательством предусмотрена возможность ограничения распространения информации через сеть Интернет в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, в том числе путем признания ее судом запрещенной к распространению на территории РФ и включения на основании судебного постановления интернет-сайта в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов.
Пунктом 1 ст. 7 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-Ф3 «О рекламе» установлен запрет на рекламу товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством РФ. В ст. 17 Конвенции о правах ребенка провозглашено, что государства - участники, каковым является и РФ, поощряют разработку надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.
Согласно требованиям п. 5 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация, оправдывающая противоправное поведение.
В силу положений Федерального закона от 28.07.2012 г. № 139-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты РФ» создан Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено.
Внесение в Реестр адресов сайтов, распространяющих запрещенную информацию, может осуществляться только на основании решения суда.
В ходе судебного заседания установлено, что в результате проведенного 56 военной прокуратурой гарнизона мониторинга по электронному адресу <данные изъяты> обнаружен сайт, на котором в открытом доступе размещена статья содержащая информацию о приобретении военного билета; посещение данного сайта и просмотр размещенной на сайте информации свободен для всех без исключения граждан, сайт не содержит ограничений либо предупреждений об ограничениях к доступу по кругу лиц, возраста.
В заявлении прокурор указал, что указанный на сайте способ получения военного билета относится к информации о продаже поддельных документов и пропаганду уклонения от установленной законом ответственности путем использования таких документов, а также может побудить к совершению преступлений, ответственность за которые предусмотрена ст. 327 УК РФ.
С учетом действующих норм законодательства, а также установленных обстоятельств по делу, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления прокурора, поскольку допустимых, достоверных доказательств, подтверждающих нарушение требований действующего законодательства при размещении на страницах Интернет-сайта указанных публикаций, не представлено.
Статьей 327 УК РФ, предусмотрена ответственность за подделку официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования или сбыт такого документа либо изготовление в тех же целях или сбыт поддельных государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей или бланков.
Из содержания страниц сайта, оспариваемого стороной административного истца, следует, что компания оказывает консультации призывникам в сфере военного права с целью защиты прав призывника на зачисление в запас на законных основаниях в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»; при этом какой-либо информации об изготовлении, подделки или сбыта военных билетов сайт не содержит. На сайте указана информация о том, что компания «ПризываНет.ру» не продает военные билеты; наоборот имеется разъяснение, что за использование незаконных методов получения военного билета предусмотрена уголовная ответственность. Более того как следует из наименования самого сайта - это «врачебно-юридическая помощь призывникам».
Кроме того, из информации, размещенной на Интернет-ресурсе <данные изъяты> содержатся разъяснения о том, что может ожидать лиц, откосивших от армии незаконным путем, в том числе разъяснения об уголовной ответственности, а также о законных основаниях избежать призыва в армию, не прибегая в каким-либо противоправным действиям.
Вместе с тем ни Уголовный кодекс РФ, ни вышеуказанные Федеральные законы не содержат запрета на предоставление платных медицинских и юридических услуг при наличии для этого лицензии и соответствующего образования.
Приведенные выше нормы права направлены на недопущение подделки удостоверения или иного официального документа, совершения мошенничества.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
В силу ст. 5.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе. В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
Согласно п. 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 № 663, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе.
Судом установлено, что администратором доменного имени <данные изъяты><данные изъяты> является ИП Сухарев Михаил Александрович (ОГРН №), который является соучередителем ООО «МЕДИЦИНСКО-ПРАВОВАЯ КОМПАНИЯ», которая имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности от ДД.ММ.ГГГГ № (ранее от ДД.ММ.ГГГГ №. Данная деятельность осуществляется под товарным знаком «ПризываНет.ру».
На Интернет-странице <данные изъяты> посетители сайта могут выбрать город, в котором имеется представительство компании «ПризываНет.ру».
Как следует из информации, содержащейся на спорной Интернет-странице, ответчик предлагает обратившимся лицам оказание помощи по юридической и медицинской консультации, а также всего периода действия договора, который заключается сторонами, юридического и медицинского сопровождения.
При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу, что в данном случае Интернет сайт <данные изъяты> не нарушает требований действующего законодательства, в связи с чем заявленные требования подлежат отклонению.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований заместителя военного прокурора 56 военной прокуратуры гарнизона действующего в защиту интересов Российской Федерации к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курской области, Сухареву Михаилу Александровичу о признании информации, размещенной в сети Интернет на сайте <данные изъяты> запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, отказать.
Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Ленинский районный суд г. Курска в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Мотивированное решение составлено 13 декабря 2019 г.
Судья Н.В. Капанина