Дело № 2-217/2012г.
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Мировой судья Кутузовского судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми Мамонова Н.В. при секретаре Ермиловой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре, в помещении судебного участка, « 11» марта 2012 года гражданское дело по иску Латкина <ФИО1> к ООО «РЭК-3» о признании незаконной корректировки платы за коммунальные услуги, обязании произвести перерасчет и возмещении морального вреда
УСТАНОВИЛ:
Латкин О.В. обратился с иском к ООО «РЭК-3» о признании незаконной корректировки платы за коммунальные услуги и возложении обязанности произвести перерасчет платы за холодное водоснабжение и водоотведение и за отопление. В обоснование требований истец указал, что он является собственником квартиры по адресу: <АДРЕС>. на основании договора от 03.10.1996г.на передачу жилого помещения в собственность. Совместно с ним зарегистрированы еще два члена его семьи. Обслуживание указанного дома осуществляет ООО «РЭК -3». Собственнику Латкина О.В. был открыт лицевой счет № 5661 Согласно представленных истцом документов следует, что в соответствии с договором на установку счетчиков от 07.05.2007г. жилплощадь истца была оборудована индивидуальными приборами учета холодной воды, что подтверждается актом о допуске в эксплуатацию водосчетчиков № 732 от 07.05.2007г. и от 20.04.2011г. (л.д.9) Истец Латкин О.В. проживает в доме, не оборудованном общедомовым прибором учета холодной воды. Как следует из материалов дела истцу в августе 2010г. была направлена счет-квитанция на оплату жилищно-коммунальных услуг на общую сумму 7548,85 руб., где были отражены и включены к оплате за августа 2010г. суммы корректировки в размере 5399,49 руб., из них: 3993,73 руб. -за отопление за 2009год и 1405,76 руб. -за холодное водоснабжение и водоотведение холодной воды за 3-4 квартал 2009г. и за 1-2 квартал 2010г. В силу ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения и дееспособных членов его семьи с момента возникновения права собственности на жилое помещение. В соответствии с ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством РФ. С учетом положений ст. 157 ЖК РФ в целом по дому (МКД) для коммунальных услуг «холодное водоснабжение», «водоотведение холодной воды», «горячее водоснабжение» и «водоотведение горячей воды» таким объемом являются показания общедомового прибора учета на холодную и горячую воду (если они установлены в МКД). Во исполнение указанной правовой нормы Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307 были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее Правила), регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (п. 1 Правил). Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 названного Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в порядке, установленном федеральным законом на основании утвержденных в установленном порядке нормативов (ч. 2 ст. 157 ЖК РФ). Согласно пункта 16 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета. Согласно части 3 статьи 19 Федерального закона от 30.12.2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", плата за коммунальные услуги для граждан - нанимателей и собственников жилых помещений устанавливается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации с учетом надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, устанавливаемых в соответствии с указанным Федеральным законом. В силу положений Федерального закона от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и Федерального закона от 14.04.1995 г. № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», размер платы за коммунальные услуги устанавливается с учетом надбавок к тарифам, срок действия которых не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом. В 2010 году на территории г. Сыктывкар действовало решение Совета Муниципального образования городского округа «Сыктывкар» от 17 ноября 2009 г. № 25/11-454, в котором определен тариф для расчета размера платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению и водоотведению холодной воды. Другие нормативно-правовые акты, устанавливающие тарифы по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, отсутствуют. Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета. Пунктом 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. Таким образом, при наличии в жилом помещении индивидуальных приборов учета коммунальных услуг, расчет должен производиться исключительно по их показаниям. Действующим законодательством не предусмотрено проведение корректировок при наличии приборов учета. Статья 37 Закона РФ « О защите прав потребителей» обязывает потребителя оплатить оказанные услуги в порядке и в сроки, которые установлены договором с исполнителем. Таким образом, учитывая, что действующим законодательством предусмотрен порядок начисления платы за коммунальные услуги по горячему, холодному водоснабжению и водоотведению ГВС и ХВС, в квартирах, где установлены индивидуальные приборы учета, ежемесячно по формуле № 9, то мировой судья приходит к выводу о том, что управляющей компанией нарушен срок (периодичность) проведения расчета платы за холодное водоснабжение и водоотведение, установленный Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307. С учетом оценки добытых по делу доказательств и анализа приведенных выше норм действующего законодательства, мировой судья находит, что признание ответчиком ООО «РЭК-3» иска не противоречит закону, а также принимая во внимание, что на день рассмотрения дела в суде, стороной ответчика ООО «РЭК-3» не представлены сведения о перерасчете истцу суммы корректировки, предъявленных к оплате за коммунальные услуги по ХВС и водоотведению за месяц август 2010г. то заявленные истцами требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению. И, таким образом, следует обязать поставщика услуг - ООО «РЭК-3» произвести истцу Латкину О.В. перерасчет платы за холодное водоснабжение и водоотведение и 1405,76 руб. -за холодное водоснабжение и водоотведение холодной воды за 3-4 квартал 2009г. и за 1-2 квартал 2010г. Подлежат удовлетворению и требования истца по обязанию ответчика перерасчет платы за отопление на сумму 3993,73 руб. - за 2009год. При удовлетворении требований истца в данной части судья исходит из следующего. Как следует из материалов дела истец обращался в ОАО «Расчетный центр» в досудебном порядке по вопросу обоснованности проведенной корректировки . Согласно направленного ему ответа (л.д.11) корректировка была начислена согласно распоряжения ООО «РЭК-3» №4/152 от 30.08.2010г. на основании Правил предоставления коммунальных услуг гражданам в целях полного распределения потребленных коммунальных услуг, исходя из расчетов предоставленных управляющей компанией . Согласно части 3 статьи 19 Федерального закона от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" плата за коммунальные услуги для граждан - нанимателей и собственников жилых помещений устанавливается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации с учетом надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, устанавливаемых в соответствии с указанным Федеральным законом. Федеральным законом от 14.04.1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (части 1, 4 статьи 2) установлено, что срок действия установленных тарифов и (или) их предельных уровней не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом, решением Правительства Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации. Поскольку тарифы, являющиеся составной частью платы за коммунальные услуги, устанавливаются на очередной финансовый год, плата за коммунальные услуги также подлежит ежегодной корректировке или в сторону увеличения или в сторону уменьшения. Согласно пункту 16 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных данными Правилами. Основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов (пункт 13). Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 предусмотрено два способа корректировки платы за отопление: при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета - исходя из показаний таких приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета - исходя из изменений норматива либо тарифа потребления тепловой энергии в виде отопления. Какой-либо иной порядок корректировки платы за потребленную тепловую энергию на отопление законом не определен. Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 не предусмотрена возможность корректировки платы за отопление на основании показаний приборов учета ресурсоснабжающей организации, а предусмотрена корректировка лишь исходя из показаний прибора учета многоквартирного дома либо исходя из изменений норматива либо тарифа потребления тепловой энергии в виде отопления. Условия договоров ресурсоснабжения должны соответствовать правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, издаваемым Правительством Российской Федерации. Таким образом, нельзя признать соответствующей действующему законодательству, корректировку платы за отопление в доме 23 по ул. Советской в г. Сыктывкаре произведенную расчетным путем на основании данных о количестве отпущенной тепловой энергии в 2009 - 2010 гг. ресурсоснабжающей организацией В соответствии со ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенныхпотребителем убытков.
Мировой судья находит установленной вину ответчика в нарушении прав истца, вызванном в не предоставления ему достоверной информации, указанной в счетах-квитанциях на оплату жилищно-коммунальных услуг. Определяя размер компенсации морального вреда, подлежащего взысканию, суд исходит из нравственных страданий истицы, связанных с нарушением его прав, необходимостью обращаться в суд за защитой нарушенных прав потребителя. При указанных обстоятельствах, мировой судья полагает возможным взыскать с ООО «РЭК-3» в пользу истца компенсацию морального вреда в сумме 500 рублей.
Взыскать с ООО «РЭК -3» в доход бюджета государственную пошлину в размере 600 руб.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 233-237 ГПК РФ, мировой судья
РЕШИЛ:
Исковые требования Латкина О.В. удовлетворить частично. Признать незаконной проведенную собственнику Латкину <ФИО1>(лицевойсчет 5661) ,отраженнную в счете квитанции за август 2010г. корректировку платы за холодное водоснабжение и водоотведение в сумме 1405 руб.76 коп. и корректировку за отопление в сумме
3993 руб.73 коп. по <АДРЕС> по улице <АДРЕС> города <АДРЕС>.
Обязать ООО «РЭК-3» произвести Латкину <ФИО1> перерасчет платы за холодное, водоснабжение и водоотведение, и за отопление, предоставленных в <АДРЕС> по улице <АДРЕС> города <АДРЕС> на общую сумму 5 399 рублей 49 копеек.
Взыскать с ООО «РЭК-3» в пользу Латкина <ФИО1> денежную компенсацию морального вреда в сумме 500 рублей.
Взыскать с ООО «РЭК-3» в доход бюджета госпошлину в сумме 600 ( шестьсот) рублей.
Ответчик вправе подать мировому судье Кутузовского судебного участка г. Сыктывкара заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения копии этого решения. Заочное решение мирового судьи может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Сыктывкарскийгородской суд РК через мирового судью Кутузовского судебного участка в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мировой судья Н.В. Мамонова