Дело №2-288/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Велиж 09 декабря 2015 года
Велижский районный суд Смоленской области
В составе: Председательствующего (судьи) Романова А.В.,
представителя органа опеки и попечительства Акуленко В.Л.,
при секретаре Козловской А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Булиной И.С. к Департаменту Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи, Администрации МО «Будницкое сельское поселение», Администрации МО «Велижский район», о предоставлении субвенции для приобретения жилого помещения лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда,
У С Т А Н О В И Л :
Булина И.С. обратилась в суд с иском к Департаменту Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи (далее по тексту - Департамент), Администрации муниципального образования «Будницкое сельское поселение» (далее по тексту - Администрация) с требованиями:
- обязать Департамент перечислить Администрации субвенции на осуществление государственных полномочии по обеспечению её как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда, общей площадью не ниже нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма;
- обязать Администрацию МО «Будницкое сельское поселение» предоставить ей в пределах Велижского района благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору социального найма специализированных жилых помещений, общей площадью на одного человека не менее 15 кв.м. (л.д.4-5).
В дальнейшем истец уточнила исковые требования в порядке ст.39 ГПК РФ, а также привлекла в качестве соответчика - Администрацию МО «Велижский район», просит:
- обязать Департамент перечислить Администрации МО «Велижский район» субвенции на осуществление государственных полномочии по обеспечению её как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда, общей площадью не ниже нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма;
- обязать Администрацию МО «Велижский район» предоставить ей в пределах г.Велижа Смоленской области благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, общей площадью на одного человека не менее 33 кв.м.. (л.д.116).
В обоснование иска Булина И.С. указала, что решением Велижского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ ее мать П.Л.И. лишена родительских прав в отношении истицы и ее брата П.А.С. . С ДД.ММ.ГГГГ истица обучалась в ПУ-36 г. Велижа. После лишения матери родительских прав она была принята на полное государственное обеспечение. За ней и братом было закреплено жилое помещение - дом в <адрес>, где они проживали с матерью. ДД.ММ.ГГГГ она закончила обучение, но вселиться в закрепленное за ней и братом жилье не смогла, поскольку оно находилось в неудовлетворительном состоянии. По заявлению истицы и ее брата было проведено комиссионное обследование жилого дома. В соответствии с актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ в жилом помещении требуется капитальный ремонт, в нем обнаружены вредные факторы среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, и являются основанием для признания жилого помещения непригодным для постоянного проживания. С ДД.ММ.ГГГГ ее брат признан нуждающимся в жилом помещении. ДД.ММ.ГГГГ она вступила в брак с Б.А.И. , в настоящее время она прописана в д. <адрес> в доме, принадлежащем бабушке мужа, а фактически проживает в съемном жилье в г.Велиже. В ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Администрацию МО «Будницкое сельское поселение» с заявлением о предоставлении ей жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в предоставлении жилья, поскольку ДД.ММ.ГГГГ она снялась с регистрационного учета в Будницком сельском поселении и в настоящее время не может рассчитывать на получение жилья по возрасту и месту регистрации. Такой отказ считает необоснованным и незаконным, так как она с братом находится в равных условиях, при этом до ДД.ММ.ГГГГ. обращалась в Администрацию, органы опеки и попечительства, ей обещали помочь (л.д. 4-5,84).
Истица Булина И.С. в судебном заседании иск поддерживает, просит его удовлетворить, так как собственного жилья не имеет.
Определениями Велижского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация МО «Велижский район», в качестве 3-его лица, не предъявляющего самостоятельных требований, на стороне ответчика привлечена Администрация МО «Усвятский район» Псковской области, в порядке ст.47 ГПК РФ привлечен - орган опеки и попечительства (л.д.2-3).
Представитель ответчика - Администрации МО «Будницкое сельское поселение», в лице Шишановой С.Л. (доверенность, л.д.29), в судебном заседание исковые требования к Администрации не признает, так как не выделение им Департаментом финансовых средств, не позволяет предоставить жилье истице, к тому же истица утратила право на получение жилого помещения по достижении 23 лет. Также считает, что обязанность по предоставлению жилья должна быть возложена на Администрацию МО «Велижский район», так как жилье закрепленное за истцом не было отремонтировано, истец живет в г.Велиже.
Представитель Администрации МО «Велижский район» - Федорова Е.А. (доверенность) в судебном заседание иск не признает, так как они не являются надлежащим ответчиком, с учетом отсутствия регистрации по месту жительства у истца в г.Велиже, а также считают не подтвержденным факт того, что истец не является членом семьи нанимателя по договору социального найма, однако не отрицают факт наличия непригодного закрепленного жилья у истца и не реализации права на обеспечение ее жильем до достижения возраста 23 года.
Представитель Департамента, представитель 3-его лица, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, о причинах препятствующих явки в суд не сообщалось, от ответчика и 3-его лица поступили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, что в силу ч.3,5 ст.167 ГПК РФ не является препятствием к рассмотрению дела по существу.
Представитель Департамента в представленных возражениях на иск просит отказать в его удовлетворении, так как за Булиной И.С. было закреплено жилое помещение, сведении об обращении истца до достижения возраста 23 лет о ремонте жилого помещения, признания его непригодным, не имеется. С учетом достижения истцом возраста 24 года, права на обеспечение жильем, она не имеет (л.д.109-111).
Представитель 3-его лица, в представленном отзыве на иск, считает на сохранение у истца права на получение жилого помещения как ребенок-сирота.
Представитель органа опеки и попечительства -Акуленко В.Л. (л.д.115, доверенность) с учетом представленного заключения по существу спора (л.д.91-92), считает иск подлежащим удовлетворению, так как Булина И.С. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и не обеспечена в настоящее время отдельным благоустроенным жильем, при этом проживает в г.Велиже, в связи с чем Администрация МО «Велижский район» обязана предоставить жилое помещение.
Выслушав объяснения истицы в поддержание иска, объяснения представителей ответчиков, заключение представителя органа опеки и попечительства в поддержание иска, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела и обозренные в судебном заседании, суд находит исковые требования Булиной И.С. к Департаменту, Администрации МО «Велижский район» подлежащими удовлетворению, в части иска к Администрации МО «Будницкое сельское поселение» следует отказать.
Конституция РФ, закрепляя признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина в качестве обязанности государства (ст. 2), провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, для чего, в частности, устанавливаются гарантии социальной защиты (ст. 7) и обеспечивается право каждого на жилище (ст. 40, ч.ч. 1 и 3).
В соответствии с ч.1 ст.148, ч.2 ст.152, ч.1 ст.155.3 СК РФ дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
С 01 января 2013 года вступили в действие изменения в ст.8 ФЗ N 159-ФЗ от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 31.12.2014 г.), согласно ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно п.8 ч.1 ст.92 ЖК РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ч.1 ст.109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу п.1,4,7,9 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (п.1).
Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п.4).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п.7)
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п.9) (п.п.1-6 ст.6Закона Смоленской области от 29 сентября 2005 г. N 89-з "Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке и установлении дополнительных видов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Смоленской области", в ред. Областного закона от 01.02.2013г. №12-з распространяющегося на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу названного Закона (далее по тексту - Областной закон №89-з).
В соответствии с п.7-8 «ПОРЯДКА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ДЕТЯМ-СИРОТАМ И ДЕТЯМ, ОСТАВШИМСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ЛИЦАМ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, БЛАГОУСТРОЕННЫХ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА» (утв. Постановлением Администрации Смоленской области от 06.06.2014 N 415), гражданам, включенным в список, жилые помещения предоставляются по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, либо по заявлению в письменной форме по достижении возраста 18 лет по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (п.7).
Уполномоченный орган при наступлении обстоятельств, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, принимает решение о предоставлении гражданину жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в соответствующем населенном пункте Смоленской области.
В случае невозможности предоставления гражданам жилых помещений по месту их жительства в соответствующем населенном пункте Смоленской области с их письменного согласия им предоставляются жилые помещения в другом населенном пункте Смоленской области.
Жилые помещения предоставляются гражданам по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Договор найма специализированного жилого помещения является основанием для вселения гражданина в предоставляемое жилое помещение (п.8).
Законом Смоленской области от 11.12.2014 N 158-з введен в действие Областной закон от 29.11.2007г. №114-з «О наделении органов местного самоуправления городских округов городских и сельских поселений Смоленской области государственными полномочиями по обеспечению детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения» (далее по тексту - Областной закон №114-з).
Согласно ст.ст.1-2 Областного закона №114-з, настоящий областной закон в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" наделяет органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области (далее также - органы местного самоуправления) на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, благоустроенными жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - государственные полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями) (ст.1).
Органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями обязаны осуществлять государственные полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями в соответствии с требованиями федерального и областного законодательства (п.п.1 п.2 ст.2).
В силу п.5-8 «Положения о порядке осуществления органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» (утв. постановлением Администрации Смоленской области от 25 марта 2014 г. N 202), приобретение жилых помещений для детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, осуществляется за счет средств, предусмотренных областным законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета на текущий финансовый год и плановый период (п.5).
Органы местного самоуправления на основании списков детей-сирот подают предварительные заявки на получение субвенции, предоставляемой бюджетам городских округов Смоленской области, бюджетам городских и сельских поселений Смоленской области из областного бюджета на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями (далее - субвенция), в уполномоченный орган в сфере образования в срок до 1 июля текущего финансового года (п.6).
Органы местного самоуправления в целях реализации государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями: направляют в уполномоченный орган в сфере образования заявки на получение субвенции;- обеспечивают целевое расходование средств субвенции; представляют в уполномоченный орган в сфере образования списки детей-сирот для формирования единого списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (п.7).
Уполномоченный орган в сфере образования перечисляет в местные бюджеты субвенции (п.8).
Согласно материалам дела, Булина Ирина Сергеевна (в девичестве П. ) ( л.д.19, свидетельство о заключении брака от 27.11.2010г.) является гражданкой РФ (паспорт, л.д. 25), родилась ДД.ММ.ГГГГ у матери - П.Л.И. , отцовство не установлено (свидетельство о рождении, решение суда, л.д.10-12,103). На момент обращения в суд с иском Булина И.С. достигла возраста 24 года (л.д.25,100).
Решением Велижского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ П.Л.И. лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних детей П. И.С. и П.А.С. . Решение вступило в законную силу 02.02.2007г.(л.д. 10-11).
Таким образом, Булина И.С. в несовершеннолетнем возрасте (15 лет) осталась без попечения родителей, и в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" относилась к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением Главы МО «Велижский район» от ДД.ММ.ГГГГ № П.И.С. определена на полное гособеспечение в СОГОУ НПО «ПУ-36» г. Велижа и за ней закреплено право пользования в доме по адресу: д. <адрес> (л.д.13,103-104).
На момент установления попечительства, истец проживала в жилом доме по адресу: д. <адрес> ( л.д.100).
Закрепленное за истцом в д.<адрес> жилое помещение, общей площадью 30 кв.м., находится в муниципальной собственности МО «Будницкое сельское поселение» (л.д.35).
Решением Велижского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. установлено, что жилой дом в д.<адрес> находится в ветхом состоянии (л.д.10-11), данный факт подтверждается и справкой Администрации от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.23).
Из представленных актов проверки сохранности закрепленного за истцом жилого помещения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. видно, что в жилом помещение требуется проведение ремонта, на ДД.ММ.ГГГГ. сумма для ремонта составила <данные изъяты> (л.д.93-98), проживание возможно только после проведения ремонта, который в жилом доме проведен не был.
Указанные доказательства подтверждают объяснения истца, что проживание в закрепленном за Булиной И.С. в д.<адрес>, было не возможно после окончания обучения истца в 2009г. и достижения возраста 18 лет ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГг. П.И.С. закончила Профессиональное училище № 36 и получила диплом по профессии повар, кондитер с получением среднего общего образования (л.д. 24,106).
ДД.ММ.ГГГГ П.И.С. вышла замуж за Б.А.И. , ей присвоена фамилия Булина, с которой и обратилась в суд с настоящим иском (л.д. 19), имеет малолетнего сына - Кирилла, 16.02.2011г.р. (л.д.60).
Состав семьи Булиной И.С. составляет: муж- Б.А.И. , сын - Б.К.А. (л.д.85).
По данным Управления Росреестра по Смоленской области, БТИ по Велижскому району, Администрации МО «Усвятская волость» Усвятского района Псковской области,сведений о зарегистрированных правах собственности у истца, членов ее семьи на недвижимость, об участии в приватизации жилого помещения, о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, не имеется (л.д.18,67-72,88, справка Администрации МО «Усвятская волость» от ДД.ММ.ГГГГ., уведомления Управления Росреестра по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Булина И.С. вместе с мужем и малолетним Б.К.А. была зарегистрирована по месту жительства в <адрес>, в хозяйстве В.С.А. (л.д.25-26,40-44). С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Булина И.С. имеет регистрацию по месту жительства по адресу: <адрес> (л.д.26,89), в жилом доме принадлежащем на праве собственности Р.Н.И. (договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ паспорт, свидетельство о заключении брака). С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ регистрация по месту пребывания у Булиной И.С. и ее сына, по адресу: <адрес> (свидетельства №,117).
Из представленных акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ квитанции по оплате за ДД.ММ.ГГГГ справки Администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.86), истец с семьей фактически имеет место жительство по адресу: <адрес>.
Постановлением Администрации МО «Беляевское сельское поселение» Велижского района от ДД.ММ.ГГГГ №, со ссылкой на п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ, семья Булина А.И., в том числе и Булина И.С. признана была нуждающейся в жилом помещении. Б.А.И. был включен в список граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат на строительство (приобретение жилья) в сельской местности в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» по МО Беляевское сельское поселение». ДД.ММ.ГГГГ Б.А.И. отказался от участия в программе «Социальное развитие села до 2013 года» из-за отсутствии средств для строительства. Сведении о предоставлении жилого помещения не имеется (л.д.45-83).
Жилое помещение, которое было за Булиной И.С. закреплено в д.<адрес>, ДД.ММ.ГГГГ было признано непригодным для проживания (акт и заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, л.д.17).
П.А.С. являющийся родным братом истца (л.д.20), на основании решения Будницкого сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ признан нуждающимся в жилом помещении (л.д.21-22).
Булиной И.С. по ее заявлению от ДД.ММ.ГГГГ, Администрация МО «Будницкое сельское поселение» отказало в предоставлении жилого помещения (л.д.7-9,90).
Булина И.С. не включена по Велижскому городскому поселению в список детей-сирот по обеспечению жилым помещением.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Определении от 5 марта 2009 года N 376-О-П, предоставление гражданам во внеочередном порядке в соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ жилых помещений возможно при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49 и ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
В период до достижения истцом возраста 23 лет (до 01.01.2013г.) действовали положения пункта 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013), абзац четвертый статьи 1 и пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013), которые распространялись на лиц относившихся к детям-сиротам и детям, оставшиеся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, не имевших закрепленного жилья.
При оценке судом в порядке ст.ст.12, 56-57, 67 ГПК РФ совокупности доказательств, касательно наличия (закрепления) жилой площади у Булиной И.С. на ДД.ММ.ГГГГ, с учетом действовавших в указанное время положении ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. до 01.01.2013г.), суд считает, что Булина И.С. имела право на обеспечение жилым помещением, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Суд учитывает, что в настоящее время закрепленное за Булиной И.С. жилое помещение признано непригодным для проживания, при этом о невозможности проживания в нем истца до достижения возраста 23 лет свидетельствуют и доказательства в период с 2006-2012г.г. о необходимости проведения ремонта, о ветхом состоянии дома, также суд отмечает и факт признания истца нуждающимся в жилом помещении в 2012г., то есть до достижения возраста 23 лет (ДД.ММ.ГГГГ.).
Действительно, в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) одним из обязательных условий предоставления детям-сиротам жилого помещения вне очереди, являлось отсутствие у них закрепленного жилого помещения.
Однако, при рассмотрении вопроса о предоставлении детям-сиротам жилого помещения вне очереди необходимо учитывать все обстоятельства дела, в том числе, и характеристику закрепленного за лицом жилого помещения, приходящуюся на него площадь, возможность фактического, реального проживания в нем лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
То обстоятельство, что Булина И.С. не была поставлена на учет как лицо, из числа детей оставшихся без попечения родителей, нуждающейся в жилом помещении, до достижения ею возраста 23 лет, не влечет утрату ею права на обеспечение жилым помещением, как меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что 23 года ей исполнилось ДД.ММ.ГГГГ, образовательное учреждение она окончила в 2009 году, на территории Велижского района она была зарегистрирована до ДД.ММ.ГГГГ, никто из компетентных органов никаких мер связанных с постановкой Булиной И.С. на учет не осуществил, при этом вселение и проживание в закрепленном жилом помещение было не возможно, до достижения 23 лет истец была признана нуждающейся в жилом помещении, то данные обстоятельства свидетельствуют о не реализованном до настоящего времени права истца на обеспечение жилым помещением как лицо, из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, Булина И.С. относилась к категории лиц из числа детей оставшихся без попечения родителей, достигла возраста 24 года, является гражданином РФ, по окончании образовательного учреждения в ДД.ММ.ГГГГ жилым помещением не была обеспечена до достижения ею возраста 23 года, при этом закрепленное за ней в ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение не было пригодным для проживания, что подтверждено и заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ в 2012г. была признана нуждающейся в жилом помещении.
Булина И.С. собственником или нанимателем, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не является, право на жилое помещение не реализовано до настоящего времени, при этом истец объективно нуждается в жилом помещение, так как жилья не имеет, что отмечают и представители Администрации, органов опеки, в суд истец обратилась за предоставлением жилья с учетом действующего с ДД.ММ.ГГГГ. нового порядка предоставления жилья данной категории лиц, то у неё имеется право на предоставление жилого помещении по договору найма специализированных жилых помещении, как меры социальной поддержки предоставляемой лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Доводы ответчиков о том, что истцу исполнилось 24 года, в связи с чем она не имеет права на жилое помещение, то данный довод суд считает необоснованным, так как до достижения возраста 23 года истец не была обеспечена реально жилым помещением, при этом была принята на учет в качестве нуждающейся, что в силу п.9 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", сохраняет за Булиной И.С. право на обеспечение жилым помещением, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
На основании Решения Совета депутатов Велижского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ. № исполнение полномочий Администрации Велижского городского поселения передано Администрации муниципального образования «Велижский район» с ДД.ММ.ГГГГг. (п.1 ст.29 Устава МО «Велижское городское поселение», п.3.1 ст.29 Устава МО «Велижский район). Таким образом, Администрация как правопреемник Администрации МО «Велижское городское поселение» обязана предоставить истцу жилое помещение, так как право на жилье истца не было реализовано ответчиком.
Согласно постановлению Главы МО «Велижский район» № от ДД.ММ.ГГГГ в муниципальном образовании «Велижское городское поселение» установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 33,0 кв. метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Следовательно, Булиной И.С. должно быть предоставлено жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений общей площадью на 1 человека не менее 33 кв.м. общей площади.
На момент установления попечительства в ДД.ММ.ГГГГ истец проживала в д.<адрес>, в настоящее время фактически проживает в <адрес>.
Таким образом, местом жительства истца является г. Велиж Смоленской области и обязанность по предоставлению жилого помещения, с учетом переданных государственных полномочии городскому поселению, лежит на Администрации МО «Велижский район».
Доводы представителя Администрации МО «Велижский район» об отсутствии у них обязанности по предоставлению жилого помещения, так как истец имеет место жительство в <адрес> суд считает необоснованными, так как регистрация Булиной И.С. по месту жительства является только административным актом, которая с учетом п.11 постановления Пленума Верховного Суда РФ №14 от 02.07.2009г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного Кодекса РФ» не служит основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ. При этом суд с учетом положении ст.20 ГК РФ, исходя из установленных в судебном заседании доказательств подтверждающих место постоянного проживания истца, которая без оформления договорных отношении в надлежащей форме проживает по договору найма в г.Велиже, в занимаемой квартире имеются личные вещи истца и членов ее семьи, сын истца посещает детский сад № <адрес>, наблюдается с ДД.ММ.ГГГГ. в ОГБУЗ «Велижская ЦРБ», то суд считает достоверно установленным, что местом жительства Булиной И.С. является г.Велиж Смоленской области, где и должно быть ей предоставлено жилое помещение.
С учетом установленного порядка предоставления жилых помещении по договору найма специализированных жилых помещений, при этом обязанность лежит на органе местного самоуправления по месту жительства лица, относящегося к категории лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, то иск к Администрация МО «Будницкое сельское поселение» не подлежит удовлетворению, так как полномочия отнесены к компетенции Администрации МО «Велижский район».
Согласно ст.7 Закона Смоленской области от 29.09.2005 г. №89-з «Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Смоленской области»(в ред. от 26.12.2014 г.), обеспечение установленных Федеральным законом дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей указанной категории, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), на территории Смоленской области являются расходным обязательством Смоленской области.
С учетом положении ст.154,158 БК РФ, п.п.24 п.2, п.6 ст.26.3 Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", п.2,5 ст.19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.5 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст.7 Закона Смоленской области от 29 сентября 2005 г. N 89-з "Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Смоленской области", п.п.1 п.1 ст.2, п.3 ст.3 Областного закона №114-з, п.5 «Положения о порядке осуществления органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» (утв. постановлением Администрации Смоленской области от 25 марта 2014 г. N 202), предоставление мер социальной поддержки относится к расходным обязательствам Смоленской области, при этом субвенции Администрации предоставляет Департамент, который представляет в бюджетных отношениях Смоленскую область, в связи с чем иск о возложении на Департамент обязанности по перечислению Администрации субвенции, что относится к порядку исполнения решения суда о предоставлении истцу жилого помещения, подлежит удовлетворению.
Согласно ч.1 ст.98 ГПК РФ, судебные расходы по государственной пошлине, в размере 300 руб. (л.д.6) понесенные истцом, в связи с удовлетворением иска к Департаменту и Администрации МО «Велижский район», исходя из принципа долевого возмещения, подлежат возмещению ответчиками пропорционально размера удовлетворенной части иска по 150 руб. с каждого из ответчиков в пользу истца.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
1. Исковое заявление Булиной И.С. к Департаменту Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи, Администрации МО «Велижский район», о предоставлении субвенции для приобретения жилого помещения лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда, удовлетворить.
2. Обязать Департамент Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи перечислить Администрации муниципального образования «Велижский район», субвенцию на осуществление государственных полномочий по обеспечению Булиной И.С. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений общей площадью на 1 человека не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
3. Обязать Администрацию муниципального образования «Велижский район» предоставить Булиной И.С. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по месту жительства (<адрес>) благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью на одного человека не менее 33 кв. метров, а в случае невозможности предоставления жилого помещения по месту её жительства с согласия Булиной И.С. в другом населенном пункте Смоленской области.
4. Взыскать с Администрации МО «Велижский район» в пользу Булиной И.С. , судебные расходы, по возврату государственной пошлины, в размере 150 (сто пятьдесят) рублей.
5. Взыскать с Департамента Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи в пользу Булиной И.С. , судебные расходы, по возврату государственной пошлины, в размере 150 (сто пятьдесят) рублей.
В удовлетворении иска Булиной И.С. к Администрации МО «Будницкое сельское поселение», о предоставлении субвенции для приобретения жилого помещения лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда, отказать.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Велижский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение по делу в окончательной форме принято 14 декабря 2015 года.
Председательствующий подпись А.В.Романов