РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 мая 2016 года Центральный районный суд г.о.Тольятти в составе председательствующего судьи Марковой Н.В.,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело № по административному иску ФИО2 к Управлению Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в <адрес> и <адрес> о признании незаконными действий по удержанию денежных средств из пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ФИО2, обратившись в суд, указала, что она является получателем пенсии по старости бессрочно. С ДД.ММ.ГГГГ из пенсии истца производятся следующие удержания:
- на основании постановления Управления Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ удержано 12 441,01 рублей, остаток долга на ДД.ММ.ГГГГ составляет 7 616,77 рублей;
- на основании постановления Управления Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ удержано 5 210,60 рублей, остаток долга на ДД.ММ.ГГГГ составляет 23 654,45 рублей;
- на основании постановления Управления Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ удержано 4 062,22 рублей, остаток долга на ДД.ММ.ГГГГ составляет 13 254,29 рублей;
- на основании постановления Управления Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ удержано 9 766,35 рублей, остаток долга на ДД.ММ.ГГГГ составляет 30 521,17 рублей;
- на основании постановления Управления Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ удержано 145,54 рублей, остаток долга на ДД.ММ.ГГГГ составляет 1 657,63 рублей.
В соответствии с представленными пенсионным органом документами, из пенсии административного истца ежемесячно производятся удержания в размере 50%, вопреки требованиям ч.3 ст. 29 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О страховых пенсиях». Ввиду изложенного административный истец просит признать незаконными действия административного ответчика по удержанию из пенсии ФИО2 более 20% ежемесячно.
Административный истец ФИО2 в судебном заседании поддержала доводы иска и пояснила, что о размере удержаний из пенсии ей стало известно в июле 2015 года.
Представитель административного ответчика Управления Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в <адрес> и <адрес> ФИО5, действующая по доверенности, в судебном заседании с иском не согласилась, пояснив, что в 2012, 2013, 2014 и 2015 года административным ответчиком принимались решения о взыскании с истца страховых взносов и пени. Указанные решения, являющиеся исполнительными документами, направлялись для исполнения судебному приставу-исполнителю. Размер удержаний из пенсии истца определяется судебным приставом-исполнителем самостоятельно, постановления пенсионного органа содержат лишь указание на общий размер суммы, подлежащей взысканию. Таким образом, пенсионный орган не является надлежащим ответчиком в данном деле. Кроме того, истцом пропущен установленный ст.219 КАС РФ трехмесячный срок обращения в суд.
Выслушав объяснения сторон, проверив материалы дела, суд считает, что в удовлетворении административного иска ФИО2 необходимо отказать по следующим основаниям.
В силу ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Судом установлено, что в период с 2011 по 2014 год административный истец ФИО2 имела статус индивидуального предпринимателя.
В соответствии с пенсионным удостоверением ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ назначена пенсия по старости.
С ДД.ММ.ГГГГ из пенсии истца производятся следующие удержания:
- на основании постановления Управления Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ удержано 12 441,01 рублей, остаток долга на ДД.ММ.ГГГГ составляет 7 616,77 рублей;
- на основании постановления Управления Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ удержано 5 210,60 рублей, остаток долга на ДД.ММ.ГГГГ составляет 23 654,45 рублей;
- на основании постановления Управления Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ удержано 4 062,22 рублей, остаток долга на ДД.ММ.ГГГГ составляет 13 254,29 рублей;
- на основании постановления Управления Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ удержано 9 766,35 рублей, остаток долга на ДД.ММ.ГГГГ составляет 30 521,17 рублей;
- на основании постановления Управления Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ удержано 145,54 рублей, остаток долга на ДД.ММ.ГГГГ составляет 1 657,63 рублей.
В обоснование доводов административного иска ФИО2 заявлено о незаконности определения административным ответчиком размера удержаний из ее пенсии свыше 20%.
Между тем с указанными доводами согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию, а также плательщиками страховых взносов согласно п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Согласно п. 1 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ страхователи, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, уплачивают страховые взносы в фиксированном размере в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Согласно ч. 2 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 212-ФЗ страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено частью 8 настоящей статьи.
В соответствии со ст. 18 указанного Федерального закона плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом.
В соответствии с п. 2 ст. 60 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 212-ФЗ взыскание недоимки, задолженности по пеням и штрафам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В силу п. 3 ст. 19 указанного Федерального закона до принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со ст. 22 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 212-ФЗ требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов. Данное требование должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании.
Согласно ч. 14 ст. 19, а также ч. 1 ст. 20 указанного Федерального закона при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, в пределах сумм, указанных в требовании (требованиях) об уплате недоимки и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со ст. 19 Закона.
Решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей (ч. 2 ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 212-ФЗ).
Постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов (ч. 3 ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 212-ФЗ).
Положения, предусмотренные данной статьей, применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов, а также штрафов, взимаемых в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом (ч. 11 ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 212-ФЗ).
Согласно п. 2.5 Методических рекомендаций по организации работы по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, утвержденных распоряжением Правления ПФ РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 100р, документом, подтверждающим факт отсутствия у территориального органа ПФР информации о счетах плательщика в банке или иной кредитной организации, является справка об отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов, составленная территориальным органом ПФР на основании выписок из единого государственного реестра юридических лиц либо единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, полученных из регистрирующего органа.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 5 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся индивидуальные предприниматели, если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
Таким образом, в силу п. 2 ч. 1 ст. 5 ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" административный истец являлась плательщиком страховых взносов, при этом из материалов дела следует, что у нее имелась задолженность по уплате страховых взносов и пени, ввиду чего административным ответчиком приняты перечисленные выше постановления о взыскании с ФИО2 сумм страховых взносов и пени.
В соответствии с подпунктом 4.1 пункта 1 статьи 12 Закона «Об исполнительном производстве» акты Пенсионного Фонда РФ о взыскании денежных средств в должника-гражданина, зарегистрированного в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя, отнесены к исполнительным документам, направляемым (предъявляемым) судебному приставу-исполнителю.
Как следует из постановлений о взыскании с ФИО2 сумм страховых взносов и пени, размер удержаний из пенсии административным ответчиком при принятии постановлений не определялся, в постановлениях содержится лишь указание на общий размер суммы, подлежащей взысканию.
Поскольку названные постановления в силу закона отнесены к исполнительным документам, по которым взыскание производится судебным приставом-исполнителем, суд находит справедливыми доводы представителя ответчика о том, что пенсионный орган не является надлежащим ответчиком в данном деле.
Доводы административного истца о возможности удержания из ее пенсии не более 20% не принимаются судом, поскольку в соответствии со ст. 29 ФЗ РФ «О страховых пенсиях» удержания из страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производятся на основании:
1) исполнительных документов;
2) решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о взыскании сумм страховых пенсий, фиксированных выплат к страховым пенсиям (с учетом повышений фиксированных выплат к страховым пенсиям), излишне выплаченных пенсионеру в связи с нарушением положений части 5 статьи 26 настоящего Федерального закона;
3) решений судов о взыскании сумм страховых пенсий, фиксированных выплат к страховым пенсиям (с учетом повышений фиксированных выплат к страховым пенсиям) вследствие злоупотреблений со стороны пенсионера, установленных в судебном порядке.
Удержание производится в размере, исчисляемом из размера установленной страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
Удержано может быть не более 50 процентов, а в установленных законодательством Российской Федерации случаях не более 70 процентов страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии). Удержания на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, производятся в размере, не превышающем 20 процентов страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
В случае прекращения выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии до полного погашения задолженности по излишне выплаченным суммам указанной пенсии или выплаты, удерживаемым на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, оставшаяся задолженность взыскивается в судебном порядке.
Статьей 26 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» также предусматривалось, что удержания из трудовой пенсии производятся на основании:
1) исполнительных документов;
2) решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о взыскании сумм трудовых пенсий, излишне выплаченных пенсионеру, в связи с нарушением пункта 4 статьи 23 настоящего Федерального закона;
3) решений судов о взыскании сумм трудовых пенсий вследствие злоупотреблений со стороны пенсионера, установленных в судебном порядке.
Удержания производятся в размере, исчисляемом из размера установленной трудовой пенсии.
Удержано может быть не более 50 процентов, а в установленных законодательством Российской Федерации случаях не более 70 процентов трудовой пенсии. Удержания на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, производятся в размере, не превышающем 20 процентов трудовой пенсии.
В случае прекращения выплаты трудовой пенсии до полного погашения задолженности по излишне выплаченным суммам указанной пенсии, удерживаемым на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, оставшаяся задолженность взыскивается в судебном порядке.
Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод о том, что к решениям пенсионных органов, по которым удержание из пенсии не может превышать 20%, отнесены исключительно решения о взыскании сумм, излишне выплаченных пенсионеру, а не постановления о взыскании неуплаченных страховых взносов и пени, как на то ошибочно указывает административный истец.
Заслуживают внимания и доводы представителя административного ответчика о пропуске административным истцом установленного трехмесячного срока для обращения в суд с соответствующим административным иском.
Так, из материалов дела и объяснений административного истца следует, что о размере удержаний ей стало известно в июле 2015 года, то есть с этого времени подлежит исчислению трехмесячный срок для обращения в суд с соответствующим административным иском.
Доказательств уважительности причин пропуска установленного процессуального срока административным истцом не представлено, о восстановлении пропущенного срока не заявлялось.
В силу ст.219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины сам по себе является основанием для отказа в удовлетворении административного иска
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 14,175-178 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административного иска ФИО2.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г<адрес> в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: