АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области
443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
12 марта 2009 года Дело №А55-2493/2009
Арбитражный суд Самарской области
В составе судьи Харламова А.Ю.
При ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лихачевым А.А.,
рассмотрев в судебном заседании 04 марта 2009 года дело по заявлению Заместителя прокурора Самарской области, 443010, Самарская область, Самара, Чапаевская, 151,38-06/09
к Административной комиссии Советского района городского округа Самара, 443023, Самарская область, Самара, Советской Армии, 27,
с участием третьего лица: индивидуального предпринимателя Закарян Л.А., 443122, г. Самара, ул. Г. Димитрова, 79-2,
о признании незаконным и отмене постановления административной комиссии,
при участии в заседании:
от заявителя – Самарцева А.В., служебное удостоверение № 177694;
от Административной комиссии Советского района городского округа Самара – Матрохин Р.В., доверенность от 04 марта 2009 года № 586;
от третьего лица – не явился, извещен.
Резолютивная часть решения объявлена 04 марта 2009 года.
Полный текст решения изготовлен 12 марта 2009 года.
Установил:
Заместитель прокурора области обратился в Арбитражный суд с заявлением от 11 февраля 2009 года № 38-06/09, в котором просит суд:
-признать незаконным и отменить постановление Административной комиссии администрации Советского района г.о. Самара по делу об административном правонарушении от 24 ноября 2008 года № 1950 в отношении индивидуального предпринимателя Закарян Л.А., 04 ноября 1954 года рождения, проживающей по адресу: 443122, г. Самара, ул. Г. Димитрова, 79-2 (л.д. 2-4).
В ходе судебного разбирательства представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном размере по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель Административной комиссии Советского района городского округа Самара заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве (л.д. 11-13).
Представитель третьего лица - индивидуального предпринимателя Закарян Л.А. судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, что подтверждается почтовым уведомлением № 07182 (л.д. 18), при этом отзыв на рассматриваемое заявление суду не представил.
Суд, при рассмотрении данного дела, считает третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, надлежащим образом извещенным о месте и времени судебного заседания, поскольку в силу положений пункта 3 части 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если копия судебного акта, направленная арбитражным судом по последнему известному суду месту нахождения организации, месту жительства гражданина, не вручена, в связи с отсутствием адресата по указанному адресу, о чем орган связи проинформировал арбитражный суд.
Согласно части 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание иных лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, оценив имеющиеся в деле доказательства, в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в связи с отсутствием нормативов образования отходов и лимитов на их размещение 17 ноября 2008 года в отношении индивидуального предпринимателя Закарян Л.А. должностным лицом Административной комиссии Советского района городского округа Самара был составлен Протокол об административном правонарушении № 743-АК (л.д. 10).
По результатам рассмотрения материалов проверки 24 ноября 2008 года Административной комиссией Советского района городского округа Самара было принято Постановление № 1950 о назначении индивидуального предпринимателя Закарян Л.А. административного наказания, в виде административного штрафа в размере 1 000 руб. 00 коп. (л.д. 7).
Представитель заявителя считает Постановление незаконным и необоснованным, а потому подлежащим отмене в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Представитель Административной комиссии Советского района городского округа Самара, возражает против заявленных требований по основаниям, указанным в отзыве (л.д. 11-13), при этом данный представитель пояснил суду, что отсутствие у заявителя лимитов на размещение отходов является нарушением действующего постановления Главы городского округа Самара от 28 декабря 2007 года № 1236 «Об утверждении порядка организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории городского округа Самара», а административная комиссия правильно квалифицировала правонарушение по пункту 10.4 Закона Самарской области от 01 ноября 2007 года № 115-ГД «Об административных правонарушениях на территории Самарской области».
Доводы заявителя суд считает обоснованными и подтвержденными имеющимися в деле доказательствами.
В то же время, доводы административного органа суд считает ошибочными, не соответствующими Закону и имеющимся в деле доказательствам.
Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" регулирует порядок обращения с отходами, возникающими не только в процессе производства продукции, но и любой деятельности, в ходе которой образуются отходы.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
Статьей 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшая количество отходов предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяет Правительство Российской Федерации.
Из указанных правовых норм следует, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при осуществлении деятельности, в процессе которой образуются отходы, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Пунктом 2.10 постановления Главы городского округа Самара от 28 декабря 2007 года № 1236 «Об утверждении порядка организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории городского округа Самара» установлено, что организации и индивидуальные предприниматели должны иметь нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, разработанные и утвержденные в соответствии с действующим законодательством.
Статья 10.4 Закона Самарской области от 01 ноября 2007 года № 115-ГД «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» предусматривает административную ответственность за неисполнение правового акта, принятого органом местного самоуправления и (или) должностным лицом органа местного самоуправления.
Из оспариваемого Постановления следует, что индивидуальный предприниматель Закарян Л.А. привлечена к административной ответственности за неисполнение пункта 2.10 постановления Главы городского округа Самара от 28 декабря 2007 года № 1236 «Об утверждении порядка организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории городского округа Самара».
Согласно статье 28 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", устанавливающей ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами установлена статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах отсутствие лимитов на размещение отходов образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данный вывод подтверждается позицией Федерального арбитражного суда Поволжского округа, изложенной в постановлениях, соответственно: от 24 августа 2007 года по делу № А06-1839/07-18, от 29 апреля 2008 года по делу № А12-16634/07-С6.
Частью 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Таким образом, при наличии специальной нормы Федерального закона, предусматривающей административную ответственность за совершение прямо определённого противоправного деяния, подлежит применению данная норма.
Данное обстоятельство исключает возможность привлечения виновного лица к ответственности по статье 10.4 Закона Самарской области от 01 ноября 2007 года № 115-ГД «Об административных правонарушениях на территории Самарской области», предусматривающей ответственность за неисполнение акта органа местного самоуправления.
Административное преследование по указанной норме закона Самарской области возможно лишь в случаях, не урегулированных Федеральным законодательством.
Согласно части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.
Соответственно, противоправное деяние индивидуального предпринимателя Закарян Л.А. неверно квалифицировано административным органом по статье 10.4 Закона Самарской области от 01 ноября 2007 года № 115-ГД «Об административных правонарушениях на территории Самарской области».
Между тем, из представленных материалов дела не усматривается фактическое обращение индивидуального предпринимателя Закарян Л.А. с отходами производства с нарушением экологических и санитарно-эпидемиологических норм, повлекшее негативные последствия в области охраны окружающей среды. Административным органом также не доказана причинная связь между не разработкой индивидуальным предпринимателем Закарян Л.А. проекта нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов и несоблюдением экологических и санитарно-эпидемиологических требований. Кроме того, административный орган не доказал наличие у индивидуального предпринимателя Закарян Л.А. самих отходов.
В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
В силу статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения, нарушение порядка привлечения нарушителя к административной ответственности являются основаниями для признания решения о привлечении к ответственности незаконным и отмене оспариваемого решения с прекращением производства по делу.
Данный вывод подтверждается позицией Федерального арбитражного суда Поволжского округа, изложенной в постановлениях, соответственно: от 08 ноября 2007 года по делу № А06-4029/2007-7, от 19 декабря 2007 года по делу № А55-5340/2007.
В ходе судебного заседания от представителя заявителя поступило ходатайство от 03 марта 2009 года № 38-07/09 о восстановлении процессуального срока подачи заявления об оспаривании Постановления Административной комиссии Советского района городского округа Самара от 14 ноября 2008 года № 1950 по делу об административном правонарушении в индивидуального предпринимателя Закарян Л.А. (л.д. 15).
Из данного ходатайства следует, что основанием для обращения Прокуратуры Самарской области в арбитражный суд Самарской области с заявлением от 11 февраля 2009 года № 38-06/09, послужили результаты проверки, проведенной Прокуратурой Советского района г. Самары, завершенной подготовкой представления на имя Заместителя прокурора Самарской области. Соответствующий проект заявления и материал проверки получены отделом по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе Прокуратуры Самарской области 12 февраля 2009 года и 18 февраля 2009 года рассматриваемое заявление было подписано и направлено в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.
Таким образом, принимая обоснование заявителем ходатайства о восстановлении процессуального срока, суд удовлетворяет указанное ходатайство о восстановлении процессуального срока на обжалование постановления Административной комиссии Советского района г.о. Самара по делу об административном правонарушении от 24 ноября 2008 года № 1950 по делу об административном правонарушении в отношении и восстанавливает заявителю процессуальный срок на обжалование Постановления Административной комиссии Советского района г.о. Самара по делу об административном правонарушении от 24 ноября 2008 года № 1950.
Таким образом, на основании изложенного, суд пришел к выводу о том, что оспариваемое Постановление является незаконным и подлежит отмене полностью, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению.
Руководствуясь статьями 167-170, 180, 182, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Требования удовлетворить.
1Признать незаконным и отменить Постановление по делу об административном правонарушении от 24 ноября 2008 года № 1950, принятое Административной комиссией Советского района городского округа Самара.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара, в 10-тидневный срок с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.
Судья ____________________________________________ / Харламов А.Ю.