Дело № 2-749/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
5 декабря 2019 года с.Сива
Верещагинский районный суд Пермского края (постоянное судебное присутствие в с. Сива) в составе председательствующего судьи Веселковой Ю.А.,
при секретаре Братчиковой М.А.,
с участием представителя истца помощника прокурора Сивинского района Иконникова А.В.,
истца Снигиревой А.К.,
представителей ответчика – государственного учреждения отдела Пенсионного фонда Российской Федерации в Сивинском районе Пермского края Некрасовой Е.В., Гончаровой Е.А., действующих на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сивинского района (в порядке ст. 45 ГПК РФ) в интересах Снигиревой Алевтины Климентьевны к государственному учреждению – отделу Пенсионного фонда Российской Федерации в Сивинском районе Пермского края о признании решения государственного учреждения – отдела Пенсионного фонда Российской Федерации в Сивинском районе Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в перерасчете размера пенсии Снигиревой А.К. незаконным, необоснованным и недействующим с момента его принятия, о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии по старости Снигиревой А.К. с 19.04.2019 по день вступления решения суда в законную силу и в дальнейшем производить выплату пенсии по старости с учетом повышенной фиксированной выплаты в связи с нахождением на ее иждивении сына, С.А.Ф., являющегося инвалидом II группы детства,
установил:
Прокурор Сивинского района (в порядке ст. 45 ГПК РФ) в интересах Снигиревой А.К. обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением.
В обоснование иска указывает, что прокуратурой Сивинского района проведена проверка исполнения законодательства РФ в отделе Пенсионного фонда Российской Федерации в Сивинском районе Пермского края. Решением ОПФР в Сивинском районе от 19.04.2019 № 13 отказано в перерасчете размера пенсии Снигиревой Алевтине Климентьевне, <данные изъяты>., в порядке и по основаниям, предусмотренным ч. 3 ст. 17, ч. 8 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с тем, что размер пенсии ее сына, С.А.Ф., <данные изъяты>., являющегося инвалидом II группы с детства, превышает размер ее пенсии. При этом факт установления Снигиреву А.Ф. инвалидности II группы с детства, подтвержден документально и не оспаривается ответчиком. По мнению ответчика, превышение суммы дохода иждивенца - инвалида II группы с детства, - над доходами матери, свидетельствует об утрате им статуса иждивенца и является основанием для отказа Снигиревой А.К. в предоставлении фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренной ч. 3 ст. 17, ч. 8 ст. 18 Закона № 400-ФЗ. Указывает, что п. 1. ст. 85 Семейного кодекса Российской Федерации установлена обязанность родителей по содержанию своих нетрудоспособных совершеннолетних детей, нуждающихся в помощи. При этом пунктом 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 № 56 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов» определено, что под нетрудоспособными совершеннолетними лицами следует понимать, среди прочего, лиц, признанных в установленном порядке инвалидами I, II или III группы. То есть Снигирева А.К. в силу закона обязана содержать своего сына, в силу состояния здоровья нуждающегося в постоянной помощи, уходе и лечении, что предполагает и несение определенных затрат для обеспечения качественного уровня жизни. Считают, позицию ответчика, основанную на определении факта нахождения на иждивении, исходя из степени обеспеченности членов данной семьи (исходя из размере пенсии сына-инвалида и пенсии матери по возрасту) не соответствующей закону, поскольку законом иждивенство лиц указанной категории презюмируется, и не требует дополнительного доказывания. Указывают, что у ответчика не имелось правовых оснований для отказа Снигиревой А.К. в назначении повышенной фиксированной выплате к страховой пенсии по старости.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Иконников А.В. исковые требования поддержал.
Истец Снигирева А.К. в судебном заседании заявленные требования поддержала, пояснила, что её сын С.А.Ф. является инвалидом II группы с детства, признан недееспособным. Указала, что пенсия её сына выше её пенсии, но также необходимо учитывать наличие у них подсобного хозяйства. Кроме того вне зависимости от размера пенсии сына, он находится на её иждивении, так как в силу заболевания нуждается в постоянном помощи и уходе. Также пояснила, что сына необходимо два раза в месяц возить в больницу в с.Сива, приобретать лекарство на 500 рублей. Несут расходы на бензин, для поездок в больницу, примерно 2500 рублей, расходы на услуги связи 1000 рублей, так как сын любит разговаривать по телефону. На одежду 1000 рублей в месяц, 1500 рублей на рыболовные снасти, 6000 рублей на питание. Кроме того пояснила, что в пенсионном фонде ей разъясняли право на обращение в суд с заявлением об установлении факта нахождения сына на её иждивении. С данным заявлением в суд она не обращалась.
Представители ответчика Некрасова Е.В., Гончарова Е.А., с иском не согласились, по доводам, изложенным в возражениях. Указали, что считают, что помощь Снигиревой А.К. не является для С.А.Ф. основным и постоянным источником средств к существованию. Пенсионным фонд Снигиревой А.К. разъяснялись права на обращении в суд для установления факта нахождения С.А.Ф. на её иждивении.
Суд, заслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности устанавливается в сумме, равной одной третьей суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 настоящего Федерального закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи.
В соответствии с п. 1, 3, 4 ч. 2 ст. 10 Закона № 400 ФЗ нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей; родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) либо являются инвалидами; дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) либо являются инвалидами, при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны их содержать.
Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Как установлено из материалов дела, Снигирева Алевтина Климентьевна является получателем страховой пенсии по старости, имеет сына С.А.Ф., <данные изъяты>, который является инвалидом II группы с детства, бессрочно и получает пенсию по инвалидности.
ДД.ММ.ГГГГ Снигирева А.К. обратилась в ОПФР в Сивинском районе с заявлением о перерасчете размере пенсии в связи с наличием нетрудоспособных членов семьи, находящихся на иждивении пенсионера.
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ ОПФР в Сивинском районе Снигиревой А.К. в перерасчете пенсии было отказано, указано, что помощь родителей не является основным и постоянным источником средств существования С.А.Ф. и он не находится на иждивении матери. Факт нахождения на иждивении не может быть учтен для установления фиксированной выплаты в повышенном размере к страховой пенсии по старости.
На основании решения Сивинского районного суда Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ С.А.Ф. признан недееспособным. Постановлением главы Сивинского района Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ над С.А.Ф. установлена опека, опекуном назначена Снигирева А.К.
Согласно справки о наличии личного подсобного хозяйства № от ДД.ММ.ГГГГ г. администрации Бубинского сельского поселения, Снигирева А.К. имеет в наличии личное подсобное хозяйство размером 0,36 га., на котором выращивается корова, телка, 2 поросенка, птица, пчелосемьи, овощи, картофель.
Статей 85 СК РФ предусмотрена обязанность родителей содержать своих нетрудоспособных совершеннолетних детей, нуждающихся в помощи, чья нетрудоспособность связана с тем или иным заболеванием, повлекшим нарушение здоровья человека со стойким расстройством функций организма, приводящее к полной или значительной утрате трудоспособности, в результате чего была установлена инвалидность.
Как видно из материалов дела, сын Снигиревой А.К. не в состоянии ухаживать за собой, он проживает совместно с матерью - истцом по данному делу, которая и ухаживает за ним.
Факт оказания истцом нетрудоспособному сыну инвалиду помощи, носящей постоянный характер, которая оказывается систематически, в течение длительного периода и что истец взял на себя заботу о содержании нетрудоспособного члена семьи, подтвержден материалами дела и ни кем не оспаривается.
Однако, закон связывает повышенный размер фиксированной выплаты к пенсии не с простым уходом за нетрудоспособным членом семьи, а именно с нахождением его на иждивении: прежде всего это связано с тем, что за счет своих доходов пенсионер содержит и другое лицо.
Судом установлено, что размер пенсии Снигиревой А.К. установлен в сумме <данные изъяты>., размер пенсии получаемой её сыном – Снигиревым А.Ф. составляет <данные изъяты>.
Таким образом, С.А.Ф. имеет стабильный самостоятельный доход в виде выплат из ГУ – отдела Пенсионного фонда Российской Федерации в Сивинском районе Пермского края, данный доход превышает величину прожиточного минимума пенсионера в Пермском крае, установленного Законом Пермского края от 01.11.2018 N 299-ПК.
Доход Снигирева А.Ф. превышает доход его матери Снигиревой А.К..
Кроме того Снигиревой А.К. ГУ отделом Пенсионного фонда Российской Федерации в Сивинском районе Пермского края разъяснялось право обратиться в суд за установлением факта нахождения её сына на иждивении. Снигирева А.К. данным правом не воспользовалась.
Наличие указанных обстоятельств исключает возможность признания средств, предоставляемых Снигиревой А.К. сыну, единственным источником его существования, а также того, что собственных денежных средств Снигирева А.Ф. было недостаточно для его содержания. Каких-либо иных доказательств, подтверждающих получение от Снигиревой А.К. содержания, являющегося для Снигирева А.Ф. основным средством к существованию, суду не представлено.
На основании изложенного решение ГУ – отдела Пенсионного фонда Российской Федерации в Сивинском районе Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в перерасчете размера пенсии является законным и обоснованным, исковые требования о возложении на ГУ отдел пенсионного фонда Российской Федерации в Сивинском районе Пермского края обязанности произвести перерасчет пенсии по старости Снигиревой А.К. с ДД.ММ.ГГГГ по день вступления решения суда в законную силу и в дальнейшем производить выплату пенсии по старости с учетом повышенной фиксированной выплаты, в связи с нахождения на её иждивении сына Снигирева А.Ф., удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении иска прокурора Сивинского района (в порядке ст. 45 ГПК РФ) в интересах Снигиревой Алевтины Климентьевны к государственному учреждению – отделу Пенсионного фонда Российской Федерации в Сивинском районе Пермского края отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Верещагинский районный суд Пермского края (постоянное судебное присутствие в с. Сива) в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме- 9 декабря 2019 года.
Судья /подпись/ Ю.А. Веселкова
Копия верна.
Судья Ю.А. Веселкова