Дело № 2-47,2016 (№ 2-956,15)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Кирс 05 февраля 2016 года
Верхнекамский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Неволиной С.П., при секретаре Ж., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верхнекамского районного суда гражданское дело по исковому заявлению Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <адрес> об обязании разработки проекта зон санитарной охраны водозабора,
у с т а н о в и л:
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <адрес> об обязании разработки проекта зон санитарной охраны водозабора, в обоснование указав, что в муниципальном образовании <адрес> муниципальный район <адрес> для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения в № используется водопровод из поверхностного источника водоснабжения <адрес>. Согласно выписке из реестра от ДД.ММ.ГГГГ водозабор из поверхностного источника водоснабжения <адрес> (<данные изъяты>), водопроводные сооружения (<данные изъяты>), <данные изъяты> находятся в муниципальной собственности <адрес> района <адрес>. В настоящее время Отделом по управлению имуществом <адрес> района, от имени муниципального образования <адрес> муниципальный район <адрес> водопроводные сооружения переданы по договору аренды № ООО "К". от ДД.ММ.ГГГГ. При внеплановой проверке ООО "К". в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ установлено отсутствие проекта ЗСО при эксплуатации водопровода из поверхностного источника водоснабжения <адрес>. Границы первого пояса ЗСО водозабора из поверхностного источника <адрес> ограждены металлическим забором из прутьев и колючей проволоки, местами ограждение верхней и нижней границ сломано. Боковая граница второго пояса ЗСО поверхностного источника водоснабжения <адрес> по правому берегу, на пересечении дорог не обозначена столбами со специальными знаками по приложению 2 СанПиН 2.1.4.1110-02, что является нарушением специального режима осуществления хозяйственной деятельности на территории зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в части использования зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в части использования зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с нарушением ограничений, установленных санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: п. 3.3.1.1, п. 3.2.1.1, п. 3.3.3.5, п. 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», ст. 18, ст. 24 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ. Из информации администрации <адрес> района, следует, что проект зон санитарной охраны поверхностного источника водоснабжения <адрес> находится на стадии разработки. Отсутствие разработанного проекта зон санитарной охраны поверхностного источника водоснабжения и водопровода питьевого назначения создает реальную угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, загрязнения и повреждения мест водозаборов, а также угрозу возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний населения. Просит суд обязать Администрацию <адрес> района разработать проект зон санитарной охраны поверхностного источника водоснабжения <адрес> и водопровода питьевого назначения, получить санитарно-эпидемиологическое заключение о его соответствии санитарным правилам в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Определением Верхнекамского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено МКУ Администрация <адрес> городского поселения.
Представитель истца Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, представили суду письменное заявление, в котором просят рассмотреть заявление в их отсутствие, заявленные требования поддерживают в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации <адрес> района М.А.Г. с требованиями искового заявления частично согласна, суду пояснила, что в настоящее время решается вопрос о передаче спорного имущества, в том числе двенадцати объектов, Администрации <адрес> городского поселения, необходимого для осуществления полномочий по теплоснабжению и водоснабжению (водоотведению) <адрес>. В случае принятия положительного решения <адрес> городской Думой в отношении спорных объектов, право собственности будет зарегистрировано за администрацией <адрес> городского поселения. Соответственно и полномочия собственника в отношении водных объектов, обязанность по разработке проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и получения санитарно-эпидемиологических заключений должны будут осуществляться администрацией <адрес> городского поселения. Не отрицают, что в настоящее время являются собственниками следующих объектов - <данные изъяты> Проект зон санитарной охраны поверхностного источника водоснабжения <адрес> и водопровода питьевого назначения до настоящего времени не разработан, не получено санитарно-эпидемиологическое заключение.
Представитель третьего лица МКУ Администрация <адрес> городского поселения Б. не возражал против требований искового заявления, указав, что в нем содержатся нормы, в соответствии с положениями действующего законодательства. Вопрос о передаче спорных объектов в собственность Администрации <адрес> городского поселения не решен. В ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание <адрес> городской Думы, решением котором данный вопрос не принят, рассмотрение вопроса депутатами отклонено.
Представитель третьего лица ООО "К". в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, представили суду письменный отзыв, в котором указали, что против требований истца не возражают, просят рассмотреть дело в отсутствие представителя ООО "К".
Представитель третьего лица, Министерство охраны окружающей среды <адрес>, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, представили суду письменный отзыв, в котором указали, что требования истца поддерживают в полном объеме, просят рассмотреть дело без их участия.
Выслушав объяснения представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 (в редакции от 29.12.2015 года) "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.
Аналогичные гарантии установлены статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (в редакции от 28.112015 года) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Согласно ч. 1 ст. 7.1 Водного кодекса РФ, водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса или лицами, использующими водные объекты в соответствии с настоящим Кодексом.
Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (ч. 2 ст. 43 Водного кодекса РФ).Согласно ст. 27 Водного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся: владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; осуществление мер по охране таких водных объектов; установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы.
В соответствии с ч. ч. 4, 5 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 N 10, утверждены Санитарные правила и нормы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02", которые определяют требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения и обязательны для исполнения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами.
Настоящие СанПиН определяют санитарно - эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. п. 1.2, 1.3).
В соответствии с пунктом 1.4 Правил, на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхности, так и из подземных источников, организуются зоны санитарной охраны.
Согласно пункту 1.5 Правил, зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
В силу п. 1.6 Правил, организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны. При разработке проекта ЗСО для крупных водопроводов предварительно создается положение о ЗСО, содержащее гигиенические основы их организации для данного водопровода.
Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект зоны санитарной охраны разрабатывается специально (пункт 1.11 Правил).
В соответствии с пунктом 1.12 Правил в состав проекта зон санитарной охраны должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий, согласованный с землепользователями, сроками их исполнения и исполнителями.
Пунктом 1.13 Правил установлено, что проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
Согласно пункту 1.17 Правил отсутствие утвержденного проекта зоны санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных на границах зоны санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых Правилами.
В ходе судебного разбирательства установлено, что согласно выписке из реестра от ДД.ММ.ГГГГ в собственности муниципального образования <адрес> муниципальный район <адрес> находится здание <данные изъяты> (л.д.21-23), что также подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.57-60, 66).
Согласно договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ водопроводные сооружения переданы Отделом по управлению имуществом <адрес> в аренду ООО "К". для оказания услуг водоснабжения населению (л.д. 17).
Постановлением <адрес> администрации № от ДД.ММ.ГГГГ утверждены санитарные зоны существующего водозабора на <адрес> для водоснабжения г. Кирс (л.д. 27).
В ходе проведения проверки ООО "К". было установлено, что ООО "К". водопровод из поверхностного источника водоснабжения <адрес> эксплуатируется без проекта зон санитарной охраны, что является нарушением п. 1.4-1.6, п. 1.11-1.13, п. 2.3, п. 2.4 санитарных правил и норм СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 53-ФЗ. Данный факт нарушения подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 24 -26).
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Договором аренды, заключенным между Администрацией <адрес> и ООО "К". не предусмотрена обязанность ООО "К". по исполнению указанных положений законодательства, кроме того имущество передано арендатору во временное пользование, а разработка проектов зон санитарной охраны поверхностного источника водоснабжения <адрес> и водопровода питьевого назначения, получение санитарно-эпидемиологического заключения требует определенных материальных затрат.
Доводы представителя ответчика Администрации <адрес> о том, что решается вопрос о передаче спорных объектов в собственность Администрации <адрес> городского поселения не могут быть взяты судом во внимание, поскольку на момент вынесения решения Администрации <адрес> района, является собственником вышеуказанных водопроводных сооружений.
Таким образом, поскольку имеют место быть нарушения указанные истцом со стороны ответчика, судом установлено, что обязанность по разработке проектов зон санитарной охраны поверхностного источника водоснабжения <адрес> и водопровода питьевого назначения, получению санитарно-эпидемиологического заключения о его соответствии правилам лежит на Администрации <адрес>, как на собственнике водопроводных сооружений, а представителем ответчика не представлено иных доказательств, требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <адрес> об обязании разработки проекта зон санитарной охраны водозабора, удовлетворить.
Обязать Администрацию <адрес> разработать проект зон санитарной охраны поверхностного источника водоснабжения <адрес> и водопровода питьевого назначения, получить санитарно-эпидемиологическое заключение о его соответствии санитарным правилам в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Стороны вправе ознакомиться с мотивированным решением 10 февраля 2016 года.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение месяца с момента его вынесения в мотивированном виде, с подачей жалобы через Верхнекамский районный суд Кировской области.
Федеральный судья С.П. Неволина