2а-1701/2018
24RS0004-01-2018-001453-04
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Березовка 22 августа 2018 года
Березовский районный суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Пятовой Д.В.,
с участием помощника прокурора Березовского района Красноярского края Шаталова Р.О.,
при секретаре Федоровой О.С.,
с участием помощника прокурора Березовского района Красноярского края Шаталова Р.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению кандидата в депутаты Есаульского сельского Совета депутатов <адрес> Красноярского края по пятимандатному избирательному округу № З.А.Н. к Избирательной комиссии муниципального образования Есаульский сельсовет <адрес> Красноярского края, кандидату в депутаты Есаульского сельского Совета депутатов <адрес> Красноярского края по пятимандатному избирательному округу № А.И.Ф. о признании решения избирательной комиссии незаконным, отмене регистрации кандидата в депутаты,
УСТАНОВИЛ:
Кандидат в депутаты Есаульского сельского Совета депутатов <адрес> Красноярского края по пятимандатному избирательному округу № З.А.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к Избирательной комиссии муниципального образования Есаульский сельсовет <адрес> Красноярского края, кандидату в депутаты Есаульского сельского Совета депутатов <адрес> Красноярского края по пятимандатному избирательному округу № А.И.Ф. о признании решения избирательной комиссии незаконным, отмене регистрации кандидата в депутаты. Требования, с учетом дополнений от <дата>, мотивированы тем, что решением Есаульского сельского Совета депутатов от <дата> назначены выборы депутатов Есаульского сельского Совета депутатов на <дата>. Решением избирательной комиссии муниципального образования Есаульский сельсовет от <дата> № истец зарегистрирован кандидатом в депутаты Есаульского сельского Совета депутатов по пятимандатному избирательному округу №. Решением этой же избирательной комиссии № от <дата> кандидатом в депутаты Есаульского сельского Совета депутатов по пятимандатному избирательному округу № зарегистрирован А.И.Ф. Полагает решение избирательной комиссии от <дата> № незаконным и подлежащим отмене, поскольку подписные листы изготовлены не за счет средств избирательного фонда. Подписи, собранные с указанным нарушением, являются недействительными. Кроме того, подписные листы, удостоверенные сборщиками ФИО7 и ФИО9, также полагает недействительными, поскольку между сборщиками подписей и А.И.Ф. гражданско-правовые договора не заключались, т.е. не представлены сведения о сборщиках подписей. Просит признать незаконным бездействие избирательной комиссии муниципального образования Есаульский сельсовет, в части не установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, представленных кандидатом в депутаты Есаульского сельского Совета депутатов по пятимандатному избирательному округу № - А.И.Ф.; признать незаконным и отменить решение Избирательной комиссии муниципального образования Есаульский сельсовет от <дата> № о регистрации кандидата в депутаты Есаульского сельского Совета депутатов <адрес> Красноярского края по пятимандатному избирательному округу № А.И.Ф., отменить регистрацию кандидата в депутаты Есаульского сельского Совета депутатов <адрес> Красноярского края по пятимандатному избирательному округу № А.И.Ф.
Определением суда от <дата> к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен кандидат в депутаты Есаульского сельского Совета депутатов <адрес> Красноярского края по пятимандатному избирательному округу № А.И.Ф.
Административный истец З.А.Н. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, обеспечил участие своего представителя в судебном заседании.
Представитель административного истца ФИО8, действующий на основании доверенности от <дата>, в судебном заседании административные исковые требования поддержал в полном объеме, по изложенным в иске и дополнениях к исковому заявлению основаниям. Дополнил, что дополнительным основанием признания незаконным и отмене решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в депутаты Есаульского сельского совета А.И.Ф. является то, что в избирательную комиссию А.И.Ф. представлены 2 подписных листа с 6-ю подписями избирателей, с указанием сборщика ФИО9, которая занимает должность специалиста по общим вопросам администрации Есаульского сельсовета <адрес> Красноярского края, что что влечет недействительность всех подписей на этих листах на основании ч.6 ст.37 Федерального закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Представитель административного ответчика избирательной комиссии муниципального образования Есаульский сельсовет ФИО9, действующая на основании доверенности от <дата>, исковые требования не признала, представила возражения на исковое заявление, в которых просит в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на то, что обязанность кандидата оплатить изготовление подписных листов до начала сбора подписей установлена только для выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ. На выборах в муниципальные органы власти это требование закона не распространяется. Изготовление подписных листов было осуществлено по договору на изготовление полиграфической продукции от <дата>. Следовательно и подписи в подписных листах были собраны в установленный для того законом срок. Также кандидат, избирательное объединение, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума могут заключать с лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, участников референдума, договор о сборе подписей, это не является обязательным условием. Не отрицала, что работает в администрации Есаульского сельсовета на должности специалиста по общим вопросам администрации Есаульского сельсовета <адрес> Красноярского края, однако полагает, что имела право осуществлять сбор подписей в поддержку кандидата в свободное от работы время как гражданин, имеющий активную социальную позицию, в связи с чем оснований признавать подписи в подписных листах, в которых она указана в качестве сборщика, не имеется.
Административный ответчик А.И.Ф. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом посредством телефонограммы, о причине не явки суд не уведомил.
В соответствии с положениями ч.3 ст.17 Конституции Российской Федерации злоупотребление правом не допускается. Согласно ч. 6 ст. 45 КАС РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
По смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому не явка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.
Судом были приняты все надлежащие меры по извещению административного ответчика о месте и времени судебного заседания, с учетом сокращенных сроков рассмотрения дела.
Вместе с тем, в свою очередь административный ответчик А.И.Ф. о причинах неявки суд не уведомил, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявлял, что свидетельствует о злоупотреблении им своим правом, в связи с чем, суд в силу ч.3 ст.243 КАС РФ рассмотрел дело в его отсутствие.
Представитель заинтересованного лица – председатель Территориальной избирательной комиссии <адрес> ФИО10 в судебном заседании с исковыми требованиями согласился.
Выслушав лиц, участвующих в деле, мнение помощника прокурора <адрес> Красноярского края ФИО5, полагавшего административные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч.6 ст.76 Федерального закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Согласно п. «д» ч.24 ст.38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основаниями отказа в регистрации кандидата являются недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
На основании ч.5 ст.37 указанного выше Закона подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума. На выборах в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, при выдвижении инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации подписи могут собираться со дня оплаты изготовления подписных листов. На выборах в органы местного самоуправления, при выдвижении инициативы проведения местного референдума подписи могут собираться со дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата, заверения списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению референдума. Установленный законом субъекта Российской Федерации период, в который могут собираться подписи в под�����������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?????????????????????????????���????�??????????�????????????�????��???????j�???????????�??????�??????�
В соответствии с ч.6 ст.37 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и принуждение избирателей, участников референдума в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, не допускается. Подписи, собранные с нарушением положений настоящего пункта, являются недействительными.
Согласно правовой позиции, отраженной в Определении Конституционного Суда РФ от <дата> №-О-О, термины "органы местного самоуправления" и "должностные лица местного самоуправления" в их конституционно-правовом понимании не являются взаимоисключающими: должностное лицо местного самоуправления в зависимости от круга его полномочий может выступать и в качестве органа местного самоуправления. Лица, замещающие должность главы муниципального образования, не вправе участвовать в сборе подписей при непосредственном исполнении своих полномочий, в том числе в ходе служебных командировок. При этом, такая возможность для них не исключается только при освобождении от должностных обязанностей в течение соответствующего периода избирательной кампании.
Судом установлено, что <дата> в избирательную комиссию муниципального образования Есаульский сельсовет подано заявление А.И.Ф. о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Есаульского сельского Совета депутатов по пятимандатному избирательному округу № в порядке самовыдвижения.
Согласно сведений, предоставленных ПАО Сбербанк от <дата>, А.И.Ф. <дата> создан специальный избирательный счёт, на который произошло зачисление денежных средств в размере 1000 (одной тысячи) рублей <дата>.
В соответствии со сведениями, предоставленными ПАО Сбербанк от <дата> о расходовании денежных средств со специального избирательного счета избирательного фонда кандидата, зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, со счёта кандидата А.И.Ф. произошло перечисление денежных средств в размере 70 рублей <дата> ООО «РИЧ» - для изготовления полиграфической продукции.
Из представленных подписных листов следует, что подписи ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15 были собраны <дата>.
Оценивая представленные доказательства, суд учитывает следующее.