Дело № 2-345/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Интинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Румянцевой И.М.,
при секретаре Каминской Н.А.,
с участием представителя ответчика Витковской М.Б.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Инте Республики Коми 19 февраля 2019 года дело по иску Чонка О. П. к ГУ РК "Центр занятости населения города Инты" о признании незаконным решения об отказе в сохранении среднего месячного заработка за пятый месяц со дня увольнения и понуждении принять решение о сохранении среднего месячного заработка за пятый месяц со дня увольнения,
УСТАНОВИЛ:
Истица обратилась в суд с иском к ответчику о признании незаконным решения об отказе в сохранении среднего месячного заработка за пятый месяц со дня увольнения и понуждении принять решение о сохранении среднего месячного заработка за пятый месяц со дня увольнения с направлением данного решения в ООО "Тепловая компания". В обоснование своих требований указала, что осуществляла трудовую деятельность в ООО "Тепловая компания", 05.07.2018 была уволена в связи с сокращением численности работников организации. В течение месяца после увольнения она обратилась в ГУ РК "ЦЗН", где была поставлена на учет в качестве безработной. За август, сентябрь и октябрь 2018 года ей производили выплату среднего заработка на период трудоустройства. Она самостоятельно осуществляла поиск работы, не нарушала условий и сроков перерегистрации, но не была трудоустроена по причине отсутствия вакансий в организациях гор. Инты. Решением ГУ РК "ЦЗН" от 06.12.2018 ей было отказано в сохранении среднего месячного заработка за пятый месяц со дня увольнения. Решение ответчика считает незаконным и необоснованным. Ответчик не учел наличие у нее заслуживающих внимание исключительных обстоятельств, свидетельствующих о необходимости сохранения среднего месячного заработка за пятый месяц работы. При отсутствии возможности трудоустроиться в г. Инте ее единственным источником дохода является ежемесячная пенсия в размере 15995,92 руб. Ее ежемесячные расходы состоят из оплаты жилищно-коммунальных услуг в среднем 4500-5000 руб. и кредитных обязательств по 2619,25 руб. ежемесячно. Имея постоянную работу в 2017 году ею был заключен кредитный договор от 08.08.2017 на получение кредита в размере 111670 руб. на срок 60 месяцев под 18,95% годовых. Кредит она получала на личные нужды, понимая, что у нее имеется возможность за счет заработной платы выплачивать банку кредитные платежи в размере 2893 руб. ежемесячно. В настоящее время, лишившись работы, она вынуждена выплачивать по 2619,25 руб. при общей задолженности по кредитному договору в размере 81392,98 руб. В соответствии с Постановлением Правительства Республики Коми от 23.10.2018 № 457 величина прожиточного минимума на 3 квартал 2018 года для пенсионеров в северной зоне Республики Коми составляет 11485 руб. Имея постоянные ежемесячные расходы в размере не менее 7119 руб. на проживание ей остается не более 8800 руб., что ниже прожиточного минимума. Ее социальная и материальная незащищенность позволяет признавать данные обстоятельства исключительными.
Истица о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, в заявлении просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель ответчика - ГУ РК "Центр занятости населения города Инты" Витковская М.Б., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала.
Суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Чонка О.П. состояла в трудовых отношениях с ООО "Тепловая компания", 05.07.2018 уволена по сокращению штата по п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ).
Чонка О.П. обратилась в ГУ РК "Центр занятости населения гор. Инты" 02.08.2018 с целью поиска подходящей работы.
Согласно сведениям в период с 02.08.2018 по 05.02.2019 варианты подходящей работы для Чонка О.П. отсутствуют.
Согласно разработанному плану поиска работы Чонка О.П. самостоятельно осуществляла поиск подходящей работы.
Таким образом обращение Чонка О.П. в ГУ РК "Центр занятости населения гор. Инты" в месячный срок после увольнения и невозможность ее трудоустройства в период с даты обращения в течение пятого месяца со дня увольнения подтверждается документально.
06.12.2018 решением ГУ РК "Центр занятости населения гор. Инты" №__ в соответствии со ст. 318 ТК РФ, протоколом организационно-методической (экспертной) комиссии ГУ РК "ЦЗН города Инты" и в связи с отсутствием исключительных обстоятельств принято решение об отказе Чонка О.П., уволенной из ООО "Тепловая компания", расположенной в районах Крайнего Севера, в связи с сокращением численности или штата, в выдаче решения о сохранении среднего месячного заработка за пятый месяц со дня увольнения.
Согласно протоколу организационно-методической (экспертной) комиссии ГУ РК "Центр занятости населения города Инты" от 06.12.2018 №__ комиссия на заседании рассмотрела вопрос о предоставлении Чонка О.П. права на получение сохраняемого среднего заработка за пятый месяц со дня увольнения – 05.07.2018. Учтены следующие юридически значимые факты: Чонка О.П. обратилась в ГУ РК "ЦЗН города Инты" до истечения месячного срока со дня увольнения – 02.08.2018; в период состояния на учете с 02.08.2018 по 05.12.2018 направления не выдавались в связи с отсутствием для нее вариантов подходящей работы; нарушений прохождения перерегистрации в установленные службой занятости сроки не зафиксированы; в доказательство самостоятельного поиска работы Чонка О.П. при перерегистрации представляла план поиска работы с отметками работодателя об отсутствии вакантных рабочих мест; Чонка О.П. получает пенсию по старости; документы, подтверждающие исключительность обстоятельств, не предоставлены. Комиссия решила в связи с отсутствием исключительных обстоятельств не принимать решение о сохранении среднего месячного заработка за пятый месяц со дня увольнения Чонка О.П.
В соответствии со ст. 318 ТК РФ работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 настоящего Кодекса), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен. Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя.
Согласно Обзору судебной практики Верховного Суда РФ № 2 (2017), утвержденному 26.04.2017 Президиумом Верховного Суда РФ, в случае увольнения работника из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации ему безусловно выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка и за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения. Основанием для сохранения за указанным работником среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяца со дня увольнения является принятие органом службы занятости населения соответствующего решения, которое обусловлено наличием исключительного случая, касающегося увольнения работника. По смыслу данной нормы закона, своевременное обращение уволенного работника в орган службы занятости населения и факт его нетрудоустройства этим органом являются предпосылкой для реализации права на сохранение за работником, уволенным из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения. Реализация же такого права связана с наличием исключительных случаев, подлежащих установлению соответствующим органом службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы с момента увольнения. Ввиду изложенного к юридически значимым обстоятельствам, подлежащим установлению при разрешении споров, связанных с предоставлением работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, государственной гарантии в виде сохранения среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения (ч. 2 ст. 318 ТК РФ), относятся: факт обращения такого работника в месячный срок после увольнения в соответствующий орган службы занятости населения, нетрудоустройство этого работника указанным органом в течение трех месяцев со дня увольнения и наличие исключительного случая, касающегося уволенного работника и связанного с его социальной незащищенностью, отсутствием у него средств к существованию, наличием у него на иждивении нетрудоспособных членов семьи и тому подобного.
Согласно справке УПФР в г. Инте РК Чонка О.П. является получателем страховой пенсии по старости, размер которой с 01.02.2019 составляет 17124,15 руб.
08.08.2017 Чонка О.П. заключила с ПАО "Сбербанк России" кредитный договор №__ о предоставлении кредита в размере 111670 руб. сроком на 60 месяцев под 18,95% годовых. Согласно графику платежей ежемесячный платеж на дату 24.01.2019 составляет 2619,25 руб.
Кредитные обязательства, как и обязательства по оплате жилищно-коммунальных услуг не могут быть признаны исключительным случаем для сохранения заработка, поскольку являются ежемесячными обязательствами, принятыми Чонка О.П. на себя до ее увольнения с работы. Получая в течение первых трех месяцев сохраненный заработок в размере, превышающем размер прожиточного минимума, установленный в Российской Федерации, и уплачивая ежемесячный платеж в счет возврата кредита, Чонка О.П. при достаточной степени заботливости и осмотрительности могла и должна была предвидеть возможные негативные последствия своего нетрудоустройства в будущем.
Поскольку судом не установлено иных обстоятельств, которые могли бы быть признаны исключительными, позволяющими признать Чонка О.П. социально незащищенной и требующей дополнительно материальной поддержки в виде сохранения за ней среднего месячного заработка за 5 месяц со дня увольнения, то суд находит решение ГУ РК "ЦЗН города Инты" от 06.12.2018 №__ законным, а требования истца о признании незаконным решения от 06.12.2018 №__ об отказе в сохранении среднего месячного заработка за пятый месяц со дня увольнения и понуждении принять решение о сохранении среднего месячного заработка за пятый месяц со дня увольнения подлежащими отклонению.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать Чонка О. П. в иске к ГУ РК "Центр занятости населения города Инты" о признании незаконным решения от 06.12.2018 №__ об отказе в сохранении среднего месячного заработка за пятый месяц со дня увольнения и понуждении принять решение о сохранении среднего месячного заработка за пятый месяц со дня увольнения с направлением данного решения в ООО "Тепловая компания".
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Интинский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 27.02.2019.
Судья |
И.М.Румянцева |
<....> |
<....> |