Решение по делу № 33-265/2014 (33-12759/2013;) от 13.12.2013

Судья Е.И. Тотьмянина

Дело №33-265-2014

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего А.В. Железчиковой

судей Н.А. Бургановой, С.Н. Кудымовой

при секретаре О.В. Нечаевой

рассмотрев в судебном заседании 14.01.2014 года в г. Кудымкаре Пермского края апелляционную жалобу Министерства социального развития Пермского края на решение Кудымкарского городского суда Пермского края от 25.10.2013 года, которым постановлено:

Исковые требования Петровой М.С. удовлетворить.

Заключение межведомственной комиссии администрации Белоевского сельского поселения Кудымкарского муниципального района Пермского края от 10.08.2012 года признать недействительным.

Признать Петрову М.С. нуждающейся в улучшении жилищных условий, и обязать администрацию Белоевского сельского поселения Кудымкарского муниципального района Пермского края включить Петрову М.С. в список граждан (ветеранов, инвалидов, участников ВОВ и членов их семей), претендующих на получение социальной поддержки на приобретение (строительство) жилья за счет средств федерального бюджета.

Взыскать с администрации Белоевского сельского поселения Кудымкарского муниципального района в пользу Петровой М.С. судебные расходы по уплате госпошлины в сумме 200 руб.

Заслушав доклад судьи А.В. Железчиковой, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

М.С. Петрова обратилась в суд с иском к администрации Белоевского сельского поселения Кудымкарского муниципального района Пермского края о признании права на улучшение жилищных условий. Требование мотивировала тем, что является вдовой умершего участника ВОВ, в соответствии ФЗ «О ветеранах» вправе претендовать на получение за счет средств федерального бюджета жилья. Ей необоснованно отказывают в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку площадь жилого дома превышает учетную норму. Однако жилой дом не отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. Заключение межведомственной комиссии от 10.08.2012 года просит признать недействительным, признать нуждающейся в улучшении жилищных условий, поставить на учет и включить в льготный список на получение социальной выплаты и обязать произвести выплату.

В судебном заседании представитель истца И.С. Батуев заявленные требования уточнил, просил признать заключение межведомственной комиссии от 10.08.2012 года недействительным, признать М.С. Петрову нуждающейся в улучшении жилищных условии, и обязать включить М.С. Петрову в льготный список на получение социальной выплаты.

Представитель ответчика администрации Белоевского сельского поселения Е.И. Шадрина заявленные требования не признала.

Представитель третьего лица администрации Кудымкарского муниципального района В.А. Сыстеров иск не признал.

Представитель ответчика Министерства социального развития Пермского края в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в отзыве указал, что иск не признают.

Суд постановил вышеуказанное решение

В апелляционной жалобе ответчик Министерство социального развития Пермского края просит решение суда отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права. Ссылаются на то, что ст. 52 ЖК РФ на органы местного самоуправления возложена обязанность ведения учета лиц, нуждающихся в жилом помещении. На органы же местного самоуправления возложена обязанность постановки на учет, проверка основания нуждаемости в улучшении жилищных условий и определение права на предоставление субсидий (единовременной денежной выплаты) на приобретение (строительство) жилых помещений в соответствии с п. 3.1 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий (утв. Постановлением Правительства Пермского края от 02.03.2007 года № 21-п). Органы же местного самоуправления формируют списки граждан. В соответствии с полномочиями, определенными тем же Порядком, Министерство социального развития Пермского края только организует работу, связанную с подготовкой распоряжения Правительства Пермского края о предоставлении ЕДВ. Таким образом, Министерство не является надлежащим ответчиком по настоящему делу. Кроме того, не имелось оснований для признания истицы нуждающейся в улучшении жилищных условий, Заключением межведомственной комиссии жилое помещение, занимаемое истцом, признано пригодным для проживания, стороны в судебном заседании не заявляли ходатайство о проведении экспертизы на предмет определения пригодности жилого помещения для проживания. Судом не приняты во внимание акт и заключение межведомственной комиссии от 23.10.2013 года, которым подтверждено, что жилое помещение также пригодно для проживания. Истица, как собственник жилого помещения сама обязана нести бремя содержания принадлежащего ей жилого помещения. Полагают, что суд не может самостоятельно сделать вывод о несоответствии жилого помещения требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. Ссылаются на то, что не имелось оснований для признания жилого помещения непригодным для проживания в соответствии с п. 33 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47), поскольку данных о физическом износе на момент рассмотрения дела не имелось, а отсутствие централизованного холодного и горячего водоснабжения, наличие уборной на улице не являются таковыми. Без признания межведомственной комиссии занимаемого жилого помещения непригодным для проживания считают невозможным обеспечение истицы жилым помещением за счет средств федерального бюджета, а обеспечение жильем М.С. Петровой будет признано нецелевым использованием средств федерального бюджета.

В возражениях на апелляционную жалобу истец М.С. Петрова просит оставить решение без изменения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав пояснения представителя истца М.С. петровой- И.С. Батуева и представителя ответчика администрации Белоевского сельского поселения Е.И. Шадриной, судебная коллегия приходит к следующему выводу:

В соответствии с п.п. 4 п. 1 ст. 21 ФЗ «О ветеранах» № 5-ФЗ от 12.01.1995 года (в редакции от 25.11.2013 года), ) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 01.01. 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

В соответствии с п. 1 с. 23.2 ФЗ «О ветеранах» № 5-ФЗ, полномочия по обеспечению жильем категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

На территории Пермского края в целях реализации ст. 23.2 ФЗ от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», ст. 28.2 ФЗ от 24.11.1995 года № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также в целях создания единого правового пространства, Постановлением Правительства Пермского края от 02.03.2007 года № 21-П, утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно п. 4.1. названного Порядка меры социальной поддержки по обеспечению жильем указанным в п. 1.2.1 гражданам предоставляются в форме субсидий на приобретение (строительство) жилого помещения путем выдачи жилищного сертификата или ЕДВ на приобретение (строительство) жилого помещения, размер которой (ЕДВ) определяется исходя из общей площади жилья - 36 квадратных метров, а также средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту РФ, устанавливаемой Приказом Министерства регионального развития РФ (п. 1.2.1., п. 3.6 Порядка).

Согласно Указа Президента РФ от 07.05. 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 годов», (с последующими изменениями и дополнениями) в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов Президентом предписано считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах».

В соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещениях требованиям.

Судебная коллегия полагает, что анализ вышеуказанного законодательства свидетельствует о том, что закон право на обеспечение жилым помещением членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, ставит в зависимость от доказанности факта нуждаемости в улучшении жилищных условий.

Истица в случае признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий, вправе претендовать на обеспечение жилым помещением в соответствии с п.п. 4 п. 1 ст. 21, п. 1 ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» № 5-ФЗ от 12.01.1995 года (в редакции от 25.11.2013 года), что не оспаривается сторонами.

Министерство социального развития Пермского края, отпаривая решение, приводит доводы о его незаконности в части признания нуждаемости истицы в улучшении жилищных условий, а также о нарушении норм процессуального права, выразившегося в привлечении к участию в деле Министерства, как ненадлежащего ответчика.

Судебная коллегия полагает, что вывод суда о нуждаемости истицы в улучшении жилищных условий, соответствует требованиям закона и подтверждается материалам дела.

Министерство социального развития Пермского края полагает, что оснований для признания истицы нуждающейся в улучшении жилищных условий не имелось, поскольку жилое помещение, в котором она проживает по адресу ****, заключением межведомственной комиссии № 9 от 10.08.2012 года, как и от 23.10.2013 года признано пригодным для дальнейшего проживания.

Вместе с тем, судебная коллегия полагает, что довод апелляционной жалобы о том, что только признание жилого помещения непригодным для дальнейшего проживания является основанием для признания права на улучшение жилищных условий в соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 51 ЖК РФ, является несостоятельным.

Несоответствие жилого помещения требованиям, установленным для жилых помещений, неравнозначно понятию жилого помещения, признанного непригодным для проживания, первое понятие более широкое, поскольку несоответствие жилого помещения требованиям, установленным для жилых помещений, не предполагает обязательного признания жилого помещения непригодным для проживания.

Из акта и заключения межведомственной комиссии назначенной Постановлением Главы Белоевского сельского поселения № 9 от 10.08.2012 года следует, что жилое помещение квартира № ** в доме № ** по ул. **** признано соответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению. В рекомендациях комиссии указано, что необходим текущий ремонт дома. При этом из краткого описания состояния жилого помещения следует, что фундамент и стены дома в удовлетворительном состоянии, кровля местами протекает, электропроводка ветхая.

Как следует из заключения межведомственной комиссии, от 23.10.2013 года, назначенной постановлением администрации Кудымкарского муниципального района от 22.11.2012 года № 857-01-06, дом признан пригодным для проживания при условии проведения необходимого ремонта для приведения его в нормативное состояние. Из акта и заключения комиссии усматривается, что дом двухквартирный, брусчатый, деревянный, введен в эксплуатацию в 1990 году, кровля дома металлическая, протекает; оконные рамы местами сгнили; вокруг оконных блоков требуется провести утепление, необходимо провести ремонт печи - требуется провести увеличение разделки между дымоходом и потолком. В связи с тем, что кровля местами протекает, дальнейшая эксплуатация приведет к ухудшению эксплуатационных характеристик дома, по причине физического износа оконных рам и слабого утепления в холодное время года.

В соответствии с п.14, 15, 16 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47, инженерные системы (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, лифты и др.), находящиеся в жилых помещениях, должны быть размещены и смонтированы в соответствии с требованиями безопасности, установленными в действующих нормативных правовых актах.

Наружные ограждающие конструкции жилого помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны иметь теплоизоляцию, обеспечивающую в холодный период года относительную влажность в межквартирном коридоре и жилых комнатах не более 60 процентов, температуру отапливаемых помещений не менее +18 градусов по Цельсию, а также изоляцию от проникновения наружного холодного воздуха, пароизоляцию от диффузии водяного пара из помещения, обеспечивающие отсутствие конденсации влаги на внутренних поверхностях несветопрозрачных ограждающих конструкций и препятствующие накоплению излишней влаги в конструкциях жилого дома.

Жилые помещения, а также помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны быть защищены от проникновения дождевой, талой и грунтовой воды и возможных бытовых утечек воды из инженерных систем при помощи конструктивных средств и технических устройств.

Таким образом, судебная коллегия считает, что система отопления в жилом помещении истицы не отвечает требованиям пожарной безопасности, а состояние кровли и оконных блоков не в состоянии обеспечить нормальную теплоизоляцию и относительную влажность в холодное время года, что давало суду основания для признания жилого помещения не соответствующим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, а следовательно признать незаконным заключение межведомственной комиссии от 10.08.2012 года № 9, признать право М.С. Петровой на улучшение жилищных условий, право на получение социальной поддержки на приобретение (строительство) жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями п.п. 4 п. 1 ст. 21 ФЗ «О ветеранах» № 5-ФЗ.

Доводы апелляционной жалобы ответчика Министерства социального развития Пермского края о нарушении норм процессуального права, не влекут отмену состоявшегося решения.

В силу 3.3 и 6.6 Порядка предоставления мер социальной поддержки по
обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов,
нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденного Постановлением
Правительства Пермского края от 02.03.2007 года № 21-П, Министерство социального
развития Пермского края осуществляет проверку документов на определение права
граждан на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем на основании
представленных органами местного самоуправления списков граждан формирует сводные
списки граждан; по результатам проверки документов принимает решение о предоставлении гражданину меры социальной поддержки по обеспечению жильем и предоставлении субсидии (ЕДВ) на приобретение жилого помещения либо об отказе в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем и о возвращении документов учетного дела в орган местного самоуправления; готовит проект распоряжения Правительства Пермского края о предоставлении субсидий (ЕДВ) на приобретение (строительство) жилых помещений гражданам в соответствии с объемом средств, передаваемых из регионального фонда компенсаций в бюджеты муниципальных образований Пермского края на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, утвержденных законом Пермского края о бюджете Пермского края на соответствующий финансовый год; осуществляет контроль в части формирования сводных списков граждан, подготовки проектов распоряжений Правительства Пермского края о предоставлении субсидий (единовременных денежных выплат) на приобретение (строительство) жилых помещений гражданам в соответствии с законом Пермского края о бюджете Пермского края на очередной финансовый год и плановый период.

Таким образом, анализ вышеприведенного законодательства свидетельствует о том, что право на получение истицей социальной поддержки, зависит и от решения Министерства социального развития Пермского края, принятого после проверки документов, представленных органами местного самоуправления.

Вместе с тем, никаких обязательств на Министерство социального развития Пермского края решением суда возложено не было, поскольку истица оспаривала решение органа местного самоуправления и заключение межведомственной комиссии, Министерство следовало привлечь к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика.

В соответствии же с положениями ст. 330 ГПК РФ, нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения. Судом принято правильное по существу решение, нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, влекущих безусловную отмену решения, судом не допущено.

Принимая во внимание вышеизложенное, оснований для отмены принятого решения суд апелляционной инстанции не усматривает.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кудымкарского городского суда Пермского края от 25.10.2013 года -оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-265/2014 (33-12759/2013;)

Категория:
Гражданские
Суд
Пермский краевой суд
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
14.01.2014Судебное заседание
15.01.2014Дело сдано в канцелярию
16.01.2014Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее