Решение по делу № 33АП-3832/2013 от 14.11.2013

Дело № 33АП-3832/13

Докладчик Грибова Н.А.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

02 декабря 2013 года г. Благовещенск

Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе:

председательствующего: Грибовой Н.А.,

судей коллегии: Марьенковой А.В., Шандаринской Т.А.,

при секретаре Перепелициной Л.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Благовещенске дело по апелляционной жалобе представителя Правительства Амурской области Бартулевой С.В. на решение Белогорского городского суда Амурской области от 31 августа 2013 года.

Заслушав доклад судьи Грибовой Н.А., выслушав объяснения представителя Правительства Амурской области Бартулевой С.В., действующей на основании доверенности от 22 июля 2013 года, главы администрации Лохвицского сельсовета Белогорского района Амурской области Моргунова В.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

Лексин В.В. обратился в суд с иском к администрации Белогорского района, администрации Лохвицкого сельсовета Белогорского района Амурской области о признании пострадавшим в чрезвычайной ситуации, указав в обоснование, что проживает в <адрес>. В августе 2013 года земельный участок, на котором он произвел посадку овощей, попал под затопление. Просил признать потерпевшим от наводнения, включить в списки пострадавших от чрезвычайной ситуации.

В судебном заседании истец Лексин В.В.участия не принимал, обеспечив явку представителя Михайловой К.В., которая на заявленных требованиях настаивала.

Представитель ответчика администрации Белогорского района в судебное заседание не явился, представив письменный отзыв на иск, в котором указал, что заявленные требования могут быть удовлетворены.

Представитель ответчика- администрации Лохвицкого сельсовета и представители третьих лиц: Правительства Амурской области; Министерства финансов Амурской области; ГКОАО «УСЗН» по г. Белогорску и Белогорскому району; Министерства социальной защиты Амурской области; Министерства пожарной безопасности и гражданской защиты Амурской области в судебном заседании участия не принимали.

Решением Белогорского городского суда от 31 августа 2013 года исковые требования Лексина В.В. удовлетворены.

В апелляционной жалобе представитель Правительства Амурской области Бартулева С.В., просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование указал, что действующее законодательство предусматривает возможность выплаты компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных только в личных подсобных хозяйствах. Указанная компенсация рассматривается в качестве самостоятельного вида выплат. Соответственно утрата урожая не является основанием для признания граждан пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации в целях включения в списки на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества за счет средств федерального и областного бюджетов.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель истца Лексина В.В.- Михайлова К.В. считает доводы представителя Правительства Амурской области, приведенные в апелляционной жалобе, несостоятельными.

В суде апелляционной инстанции представитель Правительства Амурской области Бартулева С.В. настаивала на отмене решения суда, поддержав доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Представитель ответчика – Глава Лохвицкого сельсовета Моргунов В.А. полагал, что исковые требования Лексина В.В. судом удовлетворены правомерно.

Иные лица, участвующие в деле, в заседание судебной коллегии не явились, о дате и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь ч. 2 ст. 167 ГПК РФ, определила рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, пояснения сторон, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Распоряжением губернатора Амурской области от 23 июля 2013 года № 123-р на территории Амурской области с 22 июля 2013 года введен режим чрезвычайной ситуации.

В силу абзаца 7 части 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

Во исполнение требований части 2 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 года № 750 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий и постановлением Правительства Амурской области от 26 мая 2009 года N 214 утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области.

В настоящее время также действует Указ Президента РФ от 31 августа 2013 года № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области».

Во исполнение п. 6 Указа Президента РФ от 31 августа 2013 года № 693 правительством Амурской области принято постановление от 13 сентября 2013 года № 423 «Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета».

Пунктом 2 постановления правительства Амурской области от 13 сентября 2013 года № 423 утвержден Порядок выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета.

В соответствии с п. 2 указанного Порядка формируются и утверждаются:

а) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;

б) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории Амурской области, на оказание единовременной материальной помощи за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации;

в) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;

г) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории Амурской области, на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.

Подпунктом «з» пункта 3 Указа Президента РФ от 31 августа 2013 года № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области» предусмотрена выплата гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах.

Таким образом, разрешая исковые требования Лексина В.В. о признании пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, включении в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, суду первой инстанции надлежало применить вышеназванные нормативно-правовые акты.

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 196 ГПК РФ суд первой инстанции должен был установить на включение в какой именно список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, претендует истец.

Из заявления Лексина В.В. усматривается, что истец в обоснование предъявленных исковых требований приводит доводы о подтоплении огорода и утрате, вследствие подтопления, имущества – огородной продукции.

Указанное обстоятельство подтверждается актом обследования частично (полностью) утраченного имущества от 04 сентября 2013 года, из которого следует, что в результате продолжительных ливневых дождей было утрачено имущество – огородная продукция <данные изъяты>, находящееся по адресу: <адрес>, общая площадь земельного участка <данные изъяты> кв. м..

Следовательно, в данном случае применению полежат положения подпункта «з» пункта 3 Указа Президента РФ от 31 августа 2013 года № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области».

В целях реализации подпункта «з» пункта 3 Указа Президента РФ от 31 августа 2013 года № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области» приняты Правительством Российской Федерации распоряжение от 5 октября 2013 года № 1797-р, а правительством Амурской области постановление от 11 октября 2013 года № 489 «Об утверждении Правил предоставления иного межбюджетного трансферта на компенсацию вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах, источником финансового обеспечения которого являются средства федерального бюджета, бюджетам муниципальных районов и городских округов, в границах которых находятся населенные пункты, подвергшиеся наводнению».

Согласно пункта 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 5 октября 2013 года № 1797-р должны быть сформированы списки граждан, ведущих личные подсобные хозяйства и утративших урожай сельскохозяйственных культур вследствие наводнения, подтвержденные комиссиями по чрезвычайным ситуациям либо территориальными органами МЧС России, а также записями похозяйственных книг по состоянию на 1 июля 2013 года.

По смыслу подпункта «з» пункта 3 Указа Президента РФ от 31 августа 2013 года № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области» и пункта 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 5 октября 2013 года № 1797-р право на выплату компенсации имеют граждане ведущие личные подсобные хозяйства и утратившие урожай сельскохозяйственных культур вследствие наводнения.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Согласно Межгосударственному стандарту «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения. ГОСТ 22.0.03-97/ГОСТ Р 22.0.03-95», утвержденному постановлением Госстандарта России от 25 мая 1995 года № 267, приказу Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 1 марта 2000 года № 120 различаются природные чрезвычайные ситуации: опасное метеорологическое явление и опасное гидрологическое явление. Наводнение относится к числу опасных гидрологических явлений.

Как следует из ответа на судебный запрос Амурского ЦГМС – филиала ФГБУ «Дальневосточное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» опасное гидрологическое явление было в Зейском, Мазановском, Свободненском, Благовещенском, Константиновском, Михайловском, Архаринском районах Амурской области. Опасное агрометеорологическое явление «переувлажнение» было в Бурейском, Белогорском, Ивановском, Михайловском, Константиновском, Тамбовском, Октябрьском, Свободненском, Ромненском, Завитинском, Магдагачинском, Серышевском районах Амурской области.

Законодательное определение понятия «личное подсобное хозяйство» дано в статье 2 Федерального закона от 7 июля 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», согласно которой личное подсобное хозяйство это форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 7 июля 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.

Согласно справки Администрации Лохвицкого сельсовета от 30 августа 2013 года, и выписки из похозяйственной книги Лексин В.В. постоянно зарегистрирован и проживает на территории администрации Лохвицкого сельсовета по адресу : <адрес>.

Как следует из выписки похозяйственной книги земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> принадлежит Лексину В.В.. Площадь земельного участка ЛПХ, занятого посевами и посадками сельскохозяйственных культур, по состоянию на 01 июля 2013 года – <данные изъяты> кв. м.

То есть, земельный участок площадью <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, где произошло затопление огородной продукции истца, не является земельным участком, выделенным Лексину В.В. для ведения личного подсобного хозяйства.

Каких-либо доказательств, подтверждающих целевое назначение данного земельного участка, принадлежность данного земельного участка Лексину В.В., либо предоставления его в пользование истцу в целях ведения личного подсобного хозяйства в материалы дела не представлено.

На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что исковые требования Лексина В.В. в силу подпункта «з» пункта 3 Указа Президента РФ от 31 августа 2013 года № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области» и пункта 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 5 октября 2013 года № 1797-р не подлежат удовлетворению.

Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене вследствие неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильного применения норм материального права.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Белогорского городского суда от 31 августа 2013 года отменить, принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Лексину В. В. о признании его пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации (ливневых дождей, подтопления приусадебных участков в населенных пунктах) на территории муниципального образования села Лохвицы Белогорского района Амурской области, включении в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации (ливневых дождей, подтопления приусадебных участков в населенных пунктах) на территории муниципального образования села Лохвицы Белогорского района Амурской области отказать.

Председательствующий

Судьи коллегии

33АП-3832/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Лексин Виктор Викторович
Ответчики
Администрация Белогорского района
Администрация Лохвицкого сельсовета
Другие
Правительство Амурской области
Суд
Амурский областной суд
Судья
Грибова Наталья Александровна
02.12.2013Судебное заседание
05.12.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.12.2013Передано в экспедицию
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее