Воркутинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Бочаровой С.В.
при секретаре судебного заседания Лобановой О.Н.,
с участием представителя административного истца Троцана А.Г.,
административного ответчика Малова Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Воркуте пос.Воргашор,
21 января 2016 года административное дело по административному исковому заявлению Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в г.Воркуте к Малову Н. И. о взыскании задолженности по страховым взносам и пени,
установил:
УПФР в г.Воркуте обратилось с административным иском, в обоснование которого указало, что Малов Н.И. 20.08.2005 был зарегистрирован в УПФР в г.Воркуте в качестве страхователя и не уплатил своевременно в полном объеме страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2015 год. Сообщило, что в порядке досудебного урегулирования спора Малову Н.И. было направлено требование об уплате страховых взносов и пени до 19.05.2015. Однако в установленный срок требование ответчиком не было исполнено, в связи с чем просит взыскать с Малова Н.И., утратившего статус индивидуального предпринимателя, недоимку страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ в размере 4802,79руб., и пени по ним – 114,91руб., а также недоимку страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 117,67руб. и пени по ним 2,82руб.
В судебном заседании представитель УПФР в г.Воркуте по доверенности Троцан А.Г. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Ответчик Малов Н.И в судебном заседании с административным иском не согласился и указал, что документы о прекращении своей деятельности в качестве индивидуального предпринимателя он передал в налоговый орган в декабре 2014 года и регистрация прекращения этой деятельности должна была пройти в 2014 году, в связи с чем начисление страховых взносов за 2015 год и пени по ним произведено необоснованно.
Заслушав представителя административного истца и административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон №212-ФЗ)
В соответствии с ч.1 ст.5 Федерального закона №212-ФЗ индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.
На основании частей 1,2 ст.18 Федерального закона №212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Статьей 14 выше обозначенного нормативного акта определен порядок исчисления размера страховых взносов, уплачиваемых плательщиками в Пенсионный фонд РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, а также сроки их оплаты в случае прекращения деятельности индивидуального предпринимателя до конца расчетного периода.
Согласно ч.1 ст.14 Федерального закона №212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в п.2 ч.1 ст.5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
В силу положений ч.1.1 ст.14 Федерального закона №212-ФЗ расчет по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;
2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, установленного п.1 ч.2 ст.12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, установленного п.1 ч.2 ст.12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Согласно ч.1.2 ст.14 Федерального закона №212-ФЗ фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного п.3 ч.2 ст.12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Пунктом 1 ст.16 Федерального закона №212-ФЗ установлено, что расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в п.2 ч.1 ст.5 Федерального закона, производится ими самостоятельно в соответствии со ст.14 настоящего Федерального закона.
В силу положений ч.4.1 ст.14 Федерального закона №212-ФЗ, если плательщики страховых взносов прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, …, включительно.
Вместе с тем, п.11 ст.14 Федерального закона №212-ФЗ предусмотрено, что сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, установленного п.1 ч.2 ст.12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Согласно п.1 ч.1 ст.12 Федерального закона №212-ФЗ тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации – 26 процентов.
В соответствии с ч.3 ст.229 Налогового кодекса РФ в случае прекращения деятельности, указанной в ст.227 настоящего Кодекса, до конца налогового периода налогоплательщики обязаны в пятидневный срок со дня прекращения такой деятельности представить налоговую декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде.
Таким образом, из анализа совокупности правовых норм, регулирующих порядок определения размера подлежащих уплате страховых взносов, исчисление размера страховых взносов производится в зависимости от исполнения плательщиком обязанности по предоставлению сведений о доходах за расчетный период, до снятия с учета в качестве индивидуального предпринимателя. Фиксированный размер страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, определяемый в порядке, предусмотренном ч.ч. 1.1, 4.1 ст. 14 Федерального закона №212-ФЗ применяется в случае предоставления в налоговый орган плательщиком страховых взносов налоговой отчетности. В случае же отсутствия сведений о доходах, размер страховых взносов определяется в порядке, установленном ч.11 ст.14 Федерального закона №212-ФЗ.
Выписка из Единого реестра индивидуальных предпринимателей от 13.01.2015 №6 содержит сведения о том, что Малов Н. И., ДД.ММ.ГГ.. рождения, был поставлен на учет в ИФНС по г.Воркуте в качестве индивидуального предпринимателя 20.08.2005, а 12.01.2015 снят с указанного учета в связи с принятием им решения о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя.
Согласно сведений ИФНС, переданных в УПФР в г.Воркуте, и имеющихся в материалах дела, Малов Н.И., снятый с учета 12.01.2015, отчетность о сумме полученного дохода (налогооблагаемая база) за расчетный период до даты прекращения деятельности не представил.
Исходя из фактических обстоятельств дела, судом установлено, что административный ответчик не представил в налоговый орган сведения о доходах за 2015 год до даты прекращения своей деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Следовательно, в данном случае размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование следует определять исходя из положений ч.11 ст.14 Федерального закона №212-ФЗ, то есть в максимальном размере как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом на начало финансового года и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п.1 ч.2 ст.12 Федерального закона №212-ФЗ, увеличенного в 12 раз.
Заявленный административным истцом размер страховых взносов, подлежащих взысканию с Малова Н.И., проверен судом на правильность расчета и признается верным в силу следующего.
Так, размер страховых взносов Малова Н.И. за период с 01.01.2015 по 12.01.2015 (12 дней) на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ рассчитанный согласно ч.11 ст.14 Федерального закона №212-ФЗ составляет 4802,79руб. ((8 x МРОТ 5965руб. x 26% x 12) /12 /31 х 12 = 4802,79руб.); на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, рассчитанный согласно ч.1.2 ст.14 Федерального закона №212-ФЗ, составляет 117,67руб. ((МРОТ 5965руб. x 5,1% x 12) / 12 /31 х 12 = 117,67руб).
В соответствии с п.8 ст.16 Федерального закона №212-ФЗ в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.
С учетом того, что государственная регистрация прекращения предпринимательской деятельности Малова Н.И. произведена 12.01.2015, то он обязан был уплатить суммы страховых взносов за 2015 год не позднее 27.01.2015.
В судебном заседании установлено, что Малов Н.И. уплату указанных сумм страховых взносов не произвел.
В соответствии с ч.2 ст.22 Федерального закона №212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено ч.3 настоящей статьи.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании (ч.5 ст.22 Федерального закона №212-ФЗ).
Судом установлено, что УПФР в г.Воркуте 27.04.2015 (в срок установленный ч.2 ст.22 Федерального закона №212-ФЗ) в адрес административного ответчика направил требование №01-09/8546 об уплате в срок до 19.05.2015 недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по состоянию на 24.04.2015 года на общую сумму 5038,19руб., в том числе на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ (4802,79руб.), пени по ним (114,91руб.), на обязательное медицинское страхование в ФОМС (117,67руб.), пени по ним (2,82руб.).
Согласно ст.25 Федерального закона №212-ФЗ пени подлежат начислению за нарушение сроков по уплате страховых взносов.
Согласно частям 3, 5 указанной нормы пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов и определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов.
В силу ч.6 ст.25 Федерального закона №212-ФЗ процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Согласно Указанию Банка России «О размере ставки рефинансирования Банка России» от 13.09.2012 №2873-У на момент предъявления требования Малову Н.И. действовала ставка рефинансирования Банка России в размере 8,25 процента годовых.
Проверив расчет пени, начисленных Малову Н.И. административным истцом, суд находит его правильным, при этом учитывает период задолженности 87 календарных дней - с 28.01.2015 (когда возникает недоимка по спорным платежам) по 24.04.2015 (дата определенная истцом в требовании об уплате недоимки по спорным платежам).
Так, размер пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на сумму 4802,79руб. составляет 114,91руб. (4802,79руб. х 8,25%/300 х 87дней), на обязательное медицинское страхование в ФОМС на сумму 117,67руб. - составляет 2,82руб. (2,82руб. х 8,25%/300 х 87дней).
Маловым Н.И. требование УПФР в г.Воркуте не исполнено.
Согласно ч.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Такой же порядок подачи заявления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов в суд общей юрисдикции установлен ст.21 Федерального закона №212-ФЗ.
Поскольку в требовании срок погашения недоимки по налогу был указан – 19.05.2015, то шестимесячный срок предъявления в суд заявления о взыскании недоимки на указанную сумму исчисляется с 20.05.2015.
Соответственно срок обращения налогового органа в суд с заявлением о взыскании недоимки налога истекал 19.11.2015.
Из материалов дела следует, что УПФР в г.Воркуте данный административный иск направило в суд в установленный законом срок - 19.05.2015, что подтверждается оттиском почтового штемпеля на конверте.
Полномочия УПФР в г.Воркуте на предъявление административного иска к Малову Н.И., как к физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, подтверждаются ч.1 ст.3 и ч.1 ст.21 Федерального закона №212-ФЗ.
На основании изложенного, административный иск УПФР в г.Воркуте к административному ответчику о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ в размере 4802,79руб., пени - 114,91руб., а также на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 117,67руб., пени - 2,82руб. обоснован и подлежит удовлетворению в полном объеме.
При этом суд не принимает доводы административного ответчика о необоснованности предъявленных требований со ссылкой на то, что налоговый орган несвоевременно снял его с учета в качестве индивидуального предпринимателя, поскольку доказательств этому доводу истец в нарушение ст.62 КАС РФ не представил.
В силу п.2 ст.290 КАС РФ при удовлетворении требования о взыскании обязательных платежей и санкций в резолютивной части решения суда должно быть указано место жительства лица, обязанного уплатить денежную сумму, составляющую задолженность.
Поскольку регистрация Малова Н.И. по месту жительства подтверждена справкой Отдела УФМС РФ по г.Воркуте, то в резолютивной части решения следует указать его адрес: Адрес обезличен.
С учетом суммы удовлетворенных требований в размере 5038,19руб. (4802,79руб. + 114,91руб. + 117,67руб. + 2,82руб.) на основании ст.ст.103, 114 КАС РФ, ст.333.19 НК РФ, ст.ст.61.1, 61.2 БК РФ с ответчика в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400руб. (4% цены иска, но не менее 400 рублей).
Руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в г.Воркуте к Малову Н. И. о взыскании задолженности по страховым взносам и пени удовлетворить.
Взыскать с Малова Н. И., проживающего по адресу: Адрес обезличен, в пользу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в г.Воркуте задолженность по страховым взносам за 2015 год и пени в сумме 5038 (пять тысяч тридцать восемь)руб. 19 коп., в том числе:
по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ на финансирование страховой части трудовой пенсии в размере 4802,79руб;
по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Фонд обязательного медицинского страхования в размере 117,67руб.;
пени за нарушение сроков по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ за период с 28.01.2015 по 24.04.2015 в размере 114,91руб.;
пени за нарушение сроков по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Фонд обязательного медицинского страхования за период с 28.01.2015 по 24.04.2015 в размере 2,82руб.
Взыскать с Малова Н. И. государственную пошлину в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута» в размере 400 (четыреста) руб.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, т.е. с 26.01.2016.
Судья С.В. Бочарова