Дело № 2-342/2016 г.
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
25 мая 2016 года п.г.т. Богатые Сабы
Сабинский районный суд Республики Татарстан в составе
председательствующего исполняющей обязанности судьи З.Р. Валиевой,
при секретаре Г.И. Маулиной,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску С.Г. Загидуллиной к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Сабинскому и Тюлячинскому районам Республики Татарстан о признании права на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности,
У С Т А Н О В И Л :
Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Сабинскому и Тюлячинскому районам Республики Татарстан за № от ДД.ММ.ГГГГ С.Г. Загидуллиной отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности на том основании, что у нее отсутствует требуемый специальный педагогический стаж в 25 лет, поскольку период ее преподавания внеурочных уроков и обучения индивидуально больных детей на дому с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период ее обучения в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периоды ее нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не включены в ее специальный стаж.
Считая данные решения незаконным, С.Г. Загидуллина обратилась в суд с иском о возложении обязанности включения в льготный педагогический стаж вышеуказанных периодов, указав в обоснование, что в соответствии с ранее действовавшим законодательством время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность, подлежит включению в стаж работы по специальности, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, что работая педагогом дополнительного образования <данные изъяты>, она осуществляла педагогическую деятельность, норму часов преподавательской работы 18 часов в неделю она выполняла, периоды нахождения на повышении квалификации также являются периодами педагогической деятельности.
По этим основаниям истец С.Г. Загидуллина просила суд признать решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа во включении в ее специальный стаж вышеуказанных периодов работы и учебы незаконным, обязать ответчика включить данные периоды в специальный стаж истца и признать за ней право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, назначить досрочную трудовую пенсию с момента ее обращения к ответчику.
В судебном заседании представитель истца Л.Ф. Сунгатуллина поддержала заявленные требования.
Представитель ответчика – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Сабинскому и Тюлячинскому районам Республики Татарстан М.Ф. Зайнуллин иск не признал, указав, что истцу в назначении досрочной трудовой пенсии по старости отказано обоснованно.
Выслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ (в редакции от 29 июня 2015 года) «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, не менее 25 лет.
Аналогичное положение содержалось и в ранее действовавшем Федеральном Законе № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ст. 27 п. 1 п. 19).
Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Принимая во внимание, что период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, периоды обучения истца на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат включению в стаж, дающий ей право на досрочное пенсионное обеспечение.
Из трудовой книжки истицы усматривается, что С.Г. Загидуллина с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала педагогом дополнительного образования.
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»,утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года за № 781, должность педагога дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях не предусмотрена.
Таким образом, требование истца о включении в специальный стаж спорного период работы истца в должности педагога дополнительного образования в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «<данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ удовлетворению не подлежит.
Требование истца С.Г. Загидуллиной о возложении на ответчика обязанности включения в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, периода ее обучения в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ также не подлежит удовлетворению, при этом суд исходит из следующего.
Из пункта 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, действовавшего до 01 октября 1993 года, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года за № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которым в тот период регулировались вопросы назначения пенсий за выслугу лет педагогическим работникам, следовало, что в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Согласно смыслу приведенной нормы время обучения в учебном заведении (а не его часть) подлежало включению в педагогический стаж при одновременном соблюдении следующих условий, а именно, если времени обучения непосредственно предшествовала педагогическая деятельность, а также, если таковая следовала за ним. При этом временем обучения в учебном заведении является период с момента зачисления лица в учебное заведение и до момента отчисления из него.
Из материалов дела усматривается, что на дату зачисления истца в Елабужский госпединститут с ДД.ММ.ГГГГ С.Г. Загидуллина стажа педагогической деятельности не имела, потому указанный период обучения истца в педагогическом учебном заведении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не подлежит включению в ее специальный стаж.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что С.Г. Загидуллиной обоснованно отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, поскольку у нее отсутствует требуемый специальный педагогический стаж в 25 лет.
В соответствии с частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истицы подлежат взысканию понесенные ею расходы по оплате государственной пошлины при предъявлении в суд иска, поскольку иск подлежит частичному удовлетвореню.
Руководствуясь статьями 194 – 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Иск удовлетворить частично.
Признать решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Сабинскому и Тюлячинскому районам Республики Татарстан за № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным в части отказа во включении в специальный педагогический стаж С.Г. Загидуллиной периодов ее обучения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Сабинскому и Тюлячинскому районам Республики Татарстан включить в педагогический стаж С.Г. Загидуллиной периоды ее обучения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Сабинскому и Тюлячинскому районам Республики Татарстан в пользу С.Г. Загидуллиной в счет возврата государственной пошлины 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Сабинский районный суд Республики Татарстан в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Исполняющая обязанности судьи З.Р. Валиева