Дело № 2-31/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 января 2019 года г. Сортавала
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Ратомской Е.В.,
при секретаре Павлюченя М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с применением системы видеоконференц-связи гражданское дело по исковому заявлению Шиловой Е.Г. к Администрации муниципального образования «Сортавальское городское поселение», Семеновой В.Г. о признании права собственности в порядке наследования и встречный иск Семеновой В.Г. к Шиловой Е.Г. о признании права собственности в порядке наследования,
установил:
Шилова Е.Г. обратилась в суд по тем основаниям, что <Дата обезличена> умер ФИО2, <Дата обезличена> умерла ФИО3, приходившаяся матерью умершему. <Дата обезличена> между Администрацией Сортавальского муниципального района и указанными гражданами был заключен договор безвозмездной передачи жилого помещения в собственность в порядке приватизации, на основании которого ФИО3 и ФИО2 перешло каждому по 1/2 доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <Адрес обезличен>, общей площадью 42,7 кв.м. При жизни ФИО3 и ФИО2 не успели надлежащим образом оформить право собственности на спорную квартиру. Решением Сортавальского городского суда Республики Карелия от 04.09.2017 установлен юридический факт того, что истец является родной племянницей по материнской линии ФИО3. В соответствии со ст.ст. 1143, 1144 ГК РФ, истец является наследником 2-й очереди по праву представления по отношению к имуществу ФИО3 и наследником 3-ей очереди по праву представления по отношению к имуществу ФИО2. Шилова Е.Г. указала, что является единственной наследницей к имуществу умерших. Истец ссылается на то обстоятельство, что с момента открытия наследства фактически его приняла: постоянно проживает в названной квартире, поддерживает ее в надлежащем состоянии и сохранности. Ссылаясь на положения ст.ст. 1143, 1144, 1153 ГК РФ, п.34, 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №9 от 29.05.2012 «О судебной практике по делам о наследовании», Шилова Е.Г. просит включить в состав наследственного имущества принадлежащие ФИО3, ФИО2 по 1/2 доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <Адрес обезличен>; установить факт принятия истцом наследства в виде указанных долей в названной квартире; признать за истцом право собственности на указанное имущество.
Семенова В.Г. обратилась со встречным исковым заявлением к Шиловой Е.Г., Администрации муниципального образования «Сортавальское городское поселение» по тем основаниям, что <Дата обезличена> умер ее племянник ФИО2, наследство после смерти которого приняла его мать и сестра истца – ФИО3, умершая <Дата обезличена>. Истец 20.06.2017 приняла наследство после смерти своей сестры, подав заявление нотариусу, в связи с чем 27.03.2018 нотариусом выданы свидетельства о праве собственности по закону на денежные средства, находящиеся на счетах в ПАО «Сбербанк», комнату <Адрес обезличен>, принадлежащие при жизни ФИО2. До 22.11.2018 истец не знала о том, что на основании договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность в порядке приватизации от 10.01.2006 в собственность умерших переданы по 1/2 доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <Адрес обезличен>, в связи с чем свидетельство о праве на наследство по закону Семеновой В.Г. в отношении данного имущества получено не было. Указывая на то обстоятельство, что Семенова В.Г. является единственным наследников второй очереди, ссылаясь на положения ст.ст. 209, 218, 1141, 1152 ГК РФ, просит включить в состав наследуемого имущество, оставшегося после смерти ФИО2 и ФИО3, квартиру, расположенную по адресу: <Адрес обезличен>, и признать за ней право собственности в порядке наследования на данную квартиру.
В судебном заседании истец по первоначальному иску - ответчик по встречному иску Шилова Е.Г. доводы иска поддержала, встречный иск не признала. Пояснила, что Семенова В.Г. неоднократно высказывала ей свою позицию, что она не претендует на имущество, оставшееся после ФИО3, о чем имеется даже письменное подтверждение. Сообщила, что о нахождении своей матери, ФИО7, приходящейся родной сестрой ФИО3 и Семеновой В.Г., ей ничего неизвестно, поскольку она лишена родительских прав. Просила иск удовлетворить.
Ответчик по первоначальному иску – истец по встречному иску Семенова В.Г. в судебном заседании заявила отказ от встречных требований. Пояснила, что является пожилым человеком и не хочет конфликтов с племянницей Шиловой Е.Г., которая неоднократно звонила ей и претендовала на спорную квартиру. Иск Шиловой Е.Г. признала.
Представитель Семеновой В.Г. на основании доверенности Разживин Н.И. в судебном заседании пояснил, что встречное исковое заявление для Семеновой В.Г. по её обращению готовил он. До начала процесса доверитель попросила подготовить заявление об отказе от исковых требований. Выражать позицию, отличную от позиции Семеновой В.Г., он не вправе.
Представитель АМО «Сортавальское городское поселение» в судебное заседание не явился, уведомлены надлежащим образом.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии с пунктом 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В силу статьи 1141 Гражданского кодекса Российской Федерации, наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 настоящего Кодекса.
Наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей, то есть если наследники предшествующих очередей отсутствуют, либо никто из них не имеет права наследовать, либо все они отстранены от наследования (статья 1117), либо лишены наследства (пункт 1 статьи 1119), либо никто из них не принял наследства, либо все они отказались от наследства.
Согласно статье 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации, наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В силу ст.1143 Гражданского кодекса Российской Федерации, если нет наследников первой очереди, наследниками второй очереди по закону являются полнородные и неполнородные братья и сестры наследодателя, его дедушка и бабушка как со стороны отца, так и со стороны матери (ч.1). Дети полнородных и неполнородных братьев и сестер наследодателя (племянники и племянницы наследодателя) наследуют по праву представления (ч.2).
В соответствии с частью 1 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации, для приобретения наследства наследник должен его принять, принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Из материалов дела следует, что <Дата обезличена> умер ФИО2, <Дата обезличена> года рождения, уроженец <Адрес обезличен>, о чем в отделе ЗАГС г.Сортавалы Управления ЗАГС Республики Карелия составлена актовая запись о смерти <Номер обезличен>.
<Дата обезличена> умерла ФИО3, <Дата обезличена> года рождения, уроженка <Адрес обезличен> АССР, о чем в отделе ЗАГС г.Сортавалы Управления ЗАГС Республики Карелия составлена актовая запись о смерти <Номер обезличен>.
ФИО2 приходился сыном ФИО3, которая являлась родной сестрой ФИО9.
27.03.2018 Семеновой В.Г. нотариусом округа г.Сортавала были выданы свидетельства о праве на наследство по закону к имуществу умершей ФИО3 на ее денежные вклады; денежные вклады и комнату <Номер обезличен> в <Адрес обезличен>, числящиеся за ФИО2, после смерти которого ФИО3 приняла наследство, но не оформила своих наследственных прав.
В материалы дела представлено решение Суоярвского районного суда Республики Карелия от 19.09.2018, которым с Семеновой В.Г., как с наследника, взыскана задолженность по кредитным обязательствам ФИО2 перед ПАО «Сбербанк России» с обращением взыскания на заложенное имущество в виде комнаты <Номер обезличен> в <Адрес обезличен>.
Судом также установлено, что на основании договора о безвозмездной передаче жилья в собственность от <Дата обезличена> ФИО3 и ФИО2 передано в общую долевую собственность по 1/2 доли на квартиру, расположенную по адресу: <Адрес обезличен>, при этом, умершие при жизни не оформили надлежащим образом свое право на квартиру.
На основании статьи 219 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации. Согласно части 3 и части 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее – Закон), государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Вместе с тем, указанные положения сами по себе не означают, что лицо, создавшее объект своими силами либо за свой счет, не имеет на него никаких прав либо то, что его права не подлежат защите. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
Согласно статей 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
В силу статей 1 и 7 Закона РФ от 04.07.1991 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», под приватизацией жилых помещений понимается бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Исходя из п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 N 8 (ред. от 02.07.2009) "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" если гражданин, подавший заявление о приватизации и необходимые для этого документы, умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до государственной регистрации права собственности, то в случае возникновения спора по поводу включения этого жилого помещения или его части в наследственную массу необходимо иметь в виду, что указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требования наследника, если наследодатель, выразив при жизни волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, не отозвал свое заявление, поскольку по не зависящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано.
В соответствии с п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 №9 «О судебной практике по делам о наследовании» при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования. В случае если требование о признании права собственности в порядке наследования заявлено наследником в течение срока принятия наследства, суд приостанавливает производство по делу до истечения указанного срока.
Принимая во внимание, что квартира по адресу: <Адрес обезличен>, была представлена ФИО2 и ФИО3 на законных основаниях, объект поставлен на кадастровый учет, а также то, что АМО «Сортавальское городское поселение» возражений относительно заявленных исковых требований не представила, суд считает, что квартира <Адрес обезличен> может быть включена в наследственную массу с признанием права собственности за Семеновой В.Г., как наследником, вступившим в наследование после смерти ФИО3, умершей <Дата обезличена>, принявшей наследство после смерти ФИО2, умершего <Дата обезличена>.
При этом, суд не принимает отказ от встречного иска Семеновой В.Г. и признание ею первоначального иска Шиловой Е.Г. по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.39 ГПК РФ, истец вправе отказаться от исковых требований, ответчик вправе признать иск. Соответствующие права сторон вытекают из принципа диспозитивности, согласно которому стороны свободно распоряжаются своими процессуальными правами,
Между тем, ч. 2 ст. 39 ГПК РФ содержит правило об ограничении судом волеизъявления сторон, состоящее в том, что суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком, если оно противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц. Такой контроль необходим в целях соблюдения законности в гражданском судопроизводстве.
Из пояснений сторон следует, что ФИО3 приходилась родной сестрой также ФИО7.
Решением исполнительного Комитета Сортавальского городского поселения Совета народных депутатов от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, ФИО4 и ФИО5 (родители ФИО7, Семеновой В.Г. и ФИО3) были назначены опекунами над несовершеннолетней ФИО6, так как мать несовершеннолетней – ФИО7 - на основании решения Ленинского районной суда г.Петрозаводска от 23.05.1979 лишена родительских прав в отношении дочери.
Решением Сортавальского городского суда Республики Карелия от <Дата обезличена> установлен юридический факт того, что Шилова Е.Г. - родная племянница по материнской линии ФИО3, умершей <Дата обезличена>.
Вместе с тем, как указано выше, согласно пункту 2 статьи 1143 Гражданского кодекса Российской Федерации, племянники и племянницы наследодателя наследуют по праву представления.
На основании части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Шиловой Е.Г. не представлено в суд доказательств, что она, как дочь ФИО7, имеет право на наследование после ФИО3 по праву представления, а позиция, изложенная в исковом заявлении, что она является единственной наследницей после смерти ФИО3, опровергается доказательствами, имеющимися в деле.
Таким образом, отказ Семеновой В.Г. от части наследства в виде квартиры по адресу: <Адрес обезличен>, в пользу Шиловой Е.Г. противоречит положениям пункта 1 статьи 1152, пункта 2 статьи 1143 Гражданского кодекса Российской Федераций.
Кроме этого, исходя из пояснений Семеновой В.Г. о наличии телефонных звонков Шиловой Е.Г., с учетом исковых требований Шиловой Е.Г. и возраста Семеновой В.Г., судом не усматривается добровольности её позиции.
С учетом установленных обстоятельств дела и указанных норм закона, суд приходит к выводу об отсутствии основания для удовлетворения исковых требований Шиловой Е.Г. к АМО «Сортавальское городское поселение», Семеновой В.Г. о признании права собственности в порядке наследования, и об удовлетворении встречного иска Семеновой В.Г. к Шиловой Е.Г. о признании права собственности в порядке наследования.
Определением судьи от 13.11.2018 Шиловой Е.Г. предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины в недостающей ее части до вынесения судебного решения по гражданскому делу. В связи с отказом в удовлетворении заявленных требований, на основании ст.103 ГПК РФ, с Шиловой Е.Г. в бюджет Сортавальского муниципального района подлежит взысканию государственная пошлина в сумме <Данные изъяты>.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Шилова Е.Г. к Администрации муниципального образования «Сортавальское городское поселение», Семеновой В.Г. о признании права собственности в порядке наследования – отказать.
Встречный иск Семеновой В.Г. к Шиловой Е.Г. о признании права собственности в порядке наследования – удовлетворить.
Включить в состав наследственного имущества, оставшегося после смерти ФИО2, умершего <Дата обезличена>, и ФИО3, умершей <Дата обезличена>, <Адрес обезличен> Республики Карелия.
Признать за Семеновой В.Г. право собственности в порядке наследования на квартиру <Адрес обезличен>, принадлежавшей по 1/2 доли ФИО2, умершему <Дата обезличена>, и ФИО3, умершей <Дата обезличена>.
Взыскать с Шиловой Е.Г. государственную пошлину в бюджет Сортавальского муниципального района в сумме 12297 рублей 94 копеек.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.В. Ратомская
Мотивированное решение изготовлено 25.01.2019года.