Решение по делу № 2-6198/2015 ~ М-5232/2015 от 26.06.2015

Дело №

ДД.ММ.ГГГГ                   город Архангельск

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе:

председательствующего судьи Саблиной Е. А.

при секретаре судебных заседаний Пекишевой М.В.,

рассмотрев на открытом судебном заседании в помещении суда в г. Архангельске гражданское дело по заявлению Зубатова С. Н. о возложении на Архангельскую таможню обязанности выдать паспорт транспортного средства,

установил:

Зубатов С.Н. обратился в суд с заявлением о возложении на Архангельскую таможню обязанности выдать ему паспорт транспортного средства на автомобиль <данные изъяты> года выпуска без уплаты утилизационного сбора и без свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства.

В обоснование указал, что является членом семьи участника «Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом». ДД.ММ.ГГГГ задекларировал автомобиль и обратился в Архангельску таможню с заявлением о выдаче паспорта транспортного средства. В ответ получил сообщение об отказе в выдаче паспорта транспортного средства со ссылкой на необходимость уплаты утилизационного сбора и предоставления свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства. Полагает данное требование не основанным на законе. Как член семьи участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, обладает всеми льготами и преимуществами, предусмотренными данной программой, в том числе освобожден от уплаты таможенных платежей, сроки и правила ввоза автомобиля им не нарушены, автомобиль приобретен в период брака и является совместно нажитым с супругой Зубатовой С.И. имуществом. Зубатова С.И. является участником Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников. Кроме того, указывает на тяжелое материальное положение

В судебное заседание заявитель Зубатов С.Н., извещенный о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, не явился, направил представителя Шаповалову Т.С., которая заявленные требования поддержала в полном объеме.

Заинтересованное лицо Зубатова С.И. заявленные требования поддержала.

Представители заинтересованного лица Архангельской таможни по доверенности Ивашевский С.В., Пакулев Д. Ю. с заявленными требованиями не согласны. Указали, что заявитель обладает статусом члена семьи участника Государственной программы переселения соотечественников, а не участника такой программы, в связи с чем полагали действия Архангельской таможни законными и обоснованными.

Заинтересованное лицо УФМС России по Архангельской области о месте и времени проведения судебного заседания извещено надлежащим образом, представителя не направило. Представитель УФМС России по Архангельской области Клычёв А.Ю. представил письменное мнение, в котором указал, что участник Государственной программы и члены его семьи, переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, при ввозе товаров для личного пользования, включая транспортные средства, освобождаются от уплаты таможенных платежей в соответствии с Таможенным законодательством Таможенного союза.

Определением суда дело рассмотрено при данной явке.

Суд, выслушав заявителя, представителей заинтересованного лица, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу статьи 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 25 Постановления от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2) при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;

соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Материалами дела подтверждается, что Зубатов С.Н. является членом семьи участника «Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», что подтверждается выданным его супруге Зубатовой С.И.ДД.ММ.ГГГГ свидетельством СС № Брак зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ.

На момент рассмотрения дела супруги приобрели гражданство Российской Федерации.

У заявителя в собственности имеется автомобиль <данные изъяты> года выпуска, , что подтверждается копией свидетельства о регистрации транспортного средства ВВС , выданным Украиной.

ДД.ММ.ГГГГ при пересечении границы Российской Федерации Шаповалов А.В. от имени Зубатова С.Н. заполнил пассажирскую таможенную декларацию, в которой указал на временный ввоз автомобиля HYUNDAI GETZ, года выпуска, на территорию Российской Федерации. Срок временного ввоза в настоящее время продлен.

ДД.ММ.ГГГГ Зубатов С.Н. заполнил пассажирскую таможенную декларацию, в которой указал на ввоз указанного автомобиля на территорию Российской Федерации. В тот же день таможенным органом проведен таможенный досмотр автомобиля, о чем составлен соответствующий акт № 10203100/180615/000039, и разрешен выпуск автомобиля, о чем проставлена отметка на таможенной декларации.

Также, ДД.ММ.ГГГГ Зубатов С.Н. обратился в Архангельскую таможню с заявлением о выдаче паспорта транспортного средства на автомобиль.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Зубатову С.Н. в выдаче паспорта транспортного средства было отказано. Заявителю предложено в целях получения паспорта транспортного средства представить свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства, подтверждающее соответствие автомобиля требованиям Технического регламента ТС, а также уплатить утилизационный сбор.

Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.

В соответствии со ст.35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» транспортные средства, ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством РФ о техническом регулировании.

Особенности, связанные с совершением таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, определены главой 49 Таможенного кодекса Таможенного союза, а в части, не урегулированной данной главой, - Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного Союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» (далее - Соглашение).

В соответствии с п. 4 ст. 354 Таможенного кодекса Таможенного союза товары для личного пользования при перемещении через таможенную границу подлежат таможенному декларированию в соответствии со ст. 355 настоящего Кодекса и выпуску для личного пользования без помещения под таможенные процедуры, предусмотренные настоящим Кодексом.

По желанию лица, перемещающего товары для личного пользования, в отношении таких товаров могут быть совершены таможенные операции, связанные с их размещением на временное хранение, помещением под таможенные процедуры в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, а также вывозом с таможенной территории Таможенного союза, если они не покидали место прибытия.

Пунктом 3 ст. 355 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что таможенное декларирование товаров для личного пользования, производится в письменной форме с применением пассажирской таможенной декларации.

В соответствии с п. 3 ст. 8 Соглашения декларирование товаров для личного пользования производится декларантом или таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта.

Пунктом 24 Приложения 3 к Соглашению установлена возможность предоставления освобождения от уплаты таможенных платежей в отношении ввезенного автомобиля для лиц, переселяющихся в государство - член Таможенного союза на постоянное место жительства, при соблюдении двух условий: автомобиль должен быть ввезен не позднее 18 месяцев с даты прибытия, а также автомобиль должен быть в собственности и быть зарегистрирован на имя декларанта не менее 6 месяцев до даты прибытия на ПМЖ.

Согласно Постановлению Совета Министров - Правительства РФ от 18.05.1993 № 477 «О введении паспортов транспортных средств» наличие паспортов транспортных средств позволяет осуществлять регистрацию транспортных средств и их допуск к участию в дорожном движении.

Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств утверждено Приказом МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23.06.2005. В силу указания п. 57 данного документа паспорта выдаются таможенными органами после помещения транспортных средств и (или) шасси под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, реимпорта, свободной таможенной зоны, отказа в пользу государства или на транспортные средства и (или) шасси для личного пользования после выпуска их в свободное обращение на таможенной территории Таможенного союза.

Также в силу ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» технический регламент является документом, принятым международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, или межправительственным соглашением, заключенным в порядке, установленном законодательством РФ, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования, в том числе продукции.

С 01.01.2015 вступил в силу Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877.

В соответствии с п. 68 Технического регламента ТС проверка выполнения требований к единичным транспортным средствам перед их выпуском в обращение осуществляется аккредитованной испытательной лабораторией, включенной в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза, после идентификации каждого транспортного средства в формах технической экспертизы конструкции, проведения необходимых испытаний и измерений.

В соответствии с п. 70 Технического регламента ТС по результатам изучения всех необходимых доказательственных материалов аккредитованная испытательная лаборатория выдает заявителю свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства, в которое при необходимости заносятся отметки об ограничении применения транспортного средства.

В соответствии с пп. 5 п. 3. Технического регламента ТС действие Технического регламента не распространяется на транспортные средства, ввозимые на единую таможенную территорию Таможенного союза в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками национальных государственных программ по оказанию содействия добровольному переселению лиц, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами.

Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» за каждое колесное транспортное средство (шасси), ввозимое в Российскую Федерацию, за исключением колесных транспортных средств (шасси), указанных в пункте 6 данной статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации колесных транспортных средств (шасси) (далее - транспортные средства (шасси)), с учетом их технических характеристик и износа.

Согласно п. 3 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора для целей данной статьи признаются, в частности лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств (шасси) в Российскую Федерацию.

Абзацем 2 п. 6 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ определено, что утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств (шасси), ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами.

Из содержания указанных норм в их взаимосвязи с положениями Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22.06.2006 № 637, следует, что используемое данных нормативных актах понятие участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, является более широким по сравнению с приведенным в названной Государственной программе, и включает в себя как непосредственно указанных в этой Программе ее участников, так и членов их семей, переселяющихся совместно с ними на постоянное место жительства в Российскую Федерацию на определенных указанной Программой условиях и в связи с этим также принимающих участие в названной Государственной программе.

Иное противоречило бы смыслу Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, направленной на стимулирование процесса добровольного переселения соотечественников на постоянное место жительства в Российскую Федерацию и способствование такому переселению для решения демографической проблемы, стабилизации численности населения Российскую Федерацию, в первую очередь на территориях, стратегически важных для России, на создание социально-экономических и организационных условий переселения соотечественников на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, и в которой указано, что основными принципами оказания содействия добровольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию являются, в частности, обеспечение баланса интересов переселенцев и принимающего сообщества, приоритет мер социально-экономического стимулирования, определяющих условия и характер переселения, доступность информации об условиях участия в Государственной программе, правах и обязательствах участников Программы, объемах государственных гарантий и социальной поддержки.

Кроме того, автомобиль был приобретен заявителем в период брака, в связи с чем поступил в совместную собственность супругов. Супруга заявителя является непосредственно участником Государственной программы. Таким образом, отказ таможни в выдаче паспорта транспортного средства в отношении данного автомобиля нарушает права не только Зубатова С. Н. как лица, на имя которого было зарегистрировано это имущество, но и сособственника указанного автомобиля Зубатовой С.И., являющейся участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом.

По изложенным основаниям суд не принимает доводы представителей заинтересованного лица о том, что заявитель, являясь членом семьи участника Государственной программы, правом на ввоз автомобиля без вышеуказанных ограничений (уплата утилизационного сбора и получение свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства) не наделен.

В связи с изложенным, отказ Архангельской таможни выдать паспорт транспортного средства не соответствует закону, нарушает права заявителя пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности имуществом, в связи с чем требования Зубатова С.Н. подлежат удовлетворению.

В порядке восстановления прав заявителя на Архангельскую таможню следует возложить обязанность выдать Зубатову С. Н. паспорт транспортного средства на автомобиль <данные изъяты> года выпуска без уплаты утилизационного сбора и без свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства в срок не позднее одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 194-199, 258 ГПК РФ, суд

решил:

заявление Зубатова С. Н. о возложении на Архангельскую таможню обязанности выдать паспорт транспортного средства удовлетворить.

Признать незаконным отказ Архангельской таможни в выдаче паспорта транспортного средства на автомобиль <данные изъяты> года выпуска, , выраженный в письме от 18.06.2015.

Обязать Архангельскую таможню выдать Зубатову С. Н. паспорт транспортного средства на автомобиль <данные изъяты> года выпуска без уплаты утилизационного сбора и без свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства в срок не позднее одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                                                                                              Е.А. Саблина

2-6198/2015 ~ М-5232/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Зубатов С.Н.
Другие
Архангельская таможня
УФМС РФ по АО
Шаповалова Т.С.
Зубатова С.И.
Суд
Октябрьский районный суд г. Архангельска
Судья
Саблина Е.А
26.06.2015[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.06.2015[И] Передача материалов судье
26.06.2015[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.06.2015[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.06.2015[И] Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
09.07.2015[И] Предварительное судебное заседание
13.07.2015[И] Судебное заседание
20.07.2015[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.07.2015[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.10.2015[И] Дело оформлено
03.11.2015[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее