Дело № 2-46/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 марта 2018 г. с.Топчиха
Топчихинский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего Кернечишиной И.М.,
при секретаре Выставкиной Е.А.,
с участием и.о. прокурора Топчихинского района Крапивина В.В.,
представителя ответчика Петрова И.В.,
представителей третьих лиц Медведевой Т.С., Лукьяновой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Топчихинского района в интересах Усовой Татьяны Ивановны к Управлению социальной защиты населения по Топчихинскому району о взыскании суммы, затраченной на оплату потреблённой электроэнергии,
у с т а н о в и л :
10 января 2018 г. прокурор Топчихинского района обратился в суд с иском в интересах Усовой Т.И. о взыскании с Управления социальной защиты населения по Топчихинскому району недополученной за 2014-2017 годы суммы компенсации понесённых затрат на оплату электроэнергии в размере 140 892,75 руб.
В обоснование иска прокурор, ссылаясь на пункт 1 статьи 46, пункт 1 статьи 48 Конституции РФ, пункт 4 статьи 4, часть 8 статьи 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пункт 3 статьи 2, статью 3 Закона Алтайского края от 03.11.2005 № 88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих посёлках (посёлках городского типа)», пункты 2, 4, 25, 28, 29 Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населённых пунктах, рабочих посёлках (посёлках городского типа) Алтайского края, утверждённых постановлением Администрации Алтайского края от 29.02.2012 № 99 (далее – Правила от 29.02.2012), пункт 3.8 Административного регламента предоставления государственной услуги «Назначение и выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населённых пунктах, рабочих посёлках (посёлках городского типа) Алтайского края», утверждённого Приказом Главалтайсоцзащиты от 25.07.2012 № 442, статью 45 ГПК РФ, указал, что Усова Т.И. относится к категории педагогических работников. Согласно справке взаимозачётов за потреблённую электроэнергию, представленной филиалом «Алейские МЭС» ОАО СК «Алтайкрайэнерго» Усова Т.И. за период с декабря 2014 г. по март 2017 г. в соответствии с показаниями приборов учёта фактически оплатила 145 481 руб. При этом компенсация затрат за потреблённую электроэнергию, предоставленная ответчиком за аналогичный период с учётом требований пункта 16 Постановления Администрации Алтайского края от 01.04.2008 № 126, составила 4588,25 руб. По результатам анализа приведённых выше нормативно-правовых актов, действовавших в спорный период, установлено, что федеральный законодатель предусмотрел, что нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут снижать объём мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности. Указанные нормы каких-либо ограничений в размере компенсации оплаты за электроэнергию для педагогических работников не содержат, так как субъектом Российской Федерации не может ограничиваться объём социальных прав, установленных на уровне Закона Российской Федерации. В связи с изложенным общая сумма недополученной Усовой Т.И. компенсации за период с декабря 2014 г. по март 2017 г. составила 140 892,75 руб. (145 481 руб. (оплачено) – 4588,25 руб. (компенсировано)).
Впоследствии исковые требования были прокурором Топчихинского района уточнены в связи с тем, что за период с января 2015 г. по март 2017 г. Усова Т.И. фактически оплатила за электроэнергию 137 181 руб., компенсация затрат за услугу электроотопления Усовой Т.И. составила 121 938,96 руб., компенсация затрат за потреблённую электроэнергию – 4247,44 руб., то есть общая сумма недополученной компенсации за период с января 2015 г. по март 2017 г. составила 10 994,6 руб.
При этом в дополнение к изложенным в первоначальном исковом заявлении основаниям иска прокурор, анализируя также пункты «е, ж» части 1 статьи 72, части 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, абзац 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» в редакции, действовавшей до 11 января 2011 г., Федеральный закон от 29.12.2010 № 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», часть 1 статьи 19 Закона Алтайского края от 04.09.2013 № 56-ЗС «Об образовании в Алтайском крае» (в редакции, действующей в период спорных отношений», пункт 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, пункт 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», указал, что пунктом 29 Правил от 29.02.2012 установлен норматив на освещение для предоставления льгот по электроснабжению педагогическим работникам, отличный от установленного жилищным законодательством. Установленная этим пунктом формула (0,825 кВт/ч в месяц на 1 кв.м общей площади занимаемого жилого помещения) снижает объём мер социальной поддержки по сравнению с тем, что предоставлялось до принятия данного нормативного акта, в связи с чем он при проверке расчёта суммы компенсации за электроэнергию педагогам не подлежит применению.
В судебном заседании прокурор Крапивин В.В. настаивал на удовлетворении уточнённых исковых требований по основаниям, изложенным в уточнённом исковом заявлении, кроме того, просил учесть, что компенсация затрат на оплату электроэнергии Усовой Т.И. за сентябрь и октябрь 2016 г. в сумме 366,06 руб. вообще не произведена, несмотря на то, что задолженности за указанные месяцы она не имеет.
Материальный истец Усова Т.И. просила рассмотреть дело в её отсутствие, письменно подтвердив, что согласна с уточнёнными исковыми требованиями прокурора Топчихинского района на сумму 10 994,6 руб.
В соответствии со статьёй 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривал дело в её отсутствие.
Представитель ответчика Петров И.В. в судебном заседании исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях, согласно которым, по мнению ответчика, требования прокурора основаны на неверном толковании норм материального права, так как ни федеральным, ни региональным законодательством не предусмотрена компенсация затрат педагогическим работникам на потреблённую электроэнергию, компенсации подлежат лишь затраты на освещение. Если не установлен прибор учёта электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения, он определяется расчётным путём. Понятие «освещение» не тождественно понятию «электроснабжение». Поскольку индивидуальный прибор учёта для фиксации потреблённой электроэнергии истцом не использовался, произведённый им расчёт не основан на нормах права, кроме того, истцом не представлено сведений, что в приведённый им расчёт не включены затраты на электроснабжение иных объектов (кроме жилого помещения) – гаража, бани, слесарных мастерских и др. Компенсация затрат на оплату потреблённой электроэнергии Усовой Т.И. произведена в объёме, рассчитанном АО «Алтайкрайэнерго», который в соответствии с пунктом 49 Правил от 29.02.2012 № 99 несёт ответственность за правильность расчёта денежного эквивалента, поэтому если компенсация не произведена за какой-то месяц, то её должно выплатить Усовой Т.И. виновное лицо, а не Управление социальной защиты населения по Топчихинскому району.
Представитель третьего лица Министерства труда и социальной защиты Алтайского края Медведева Т.С. в судебном заседании также возражала против удовлетворения иска по изложенным ответчиком и ею в письменных возражениях доводам, аналогичным доводам Управления социальной защиты населения по Топчихинскому району, кроме того, по её мнению, заявление прокурора о недополученных Усовой Т.И. 366,06 руб. выходит за пределы указанных в исковом заявлении оснований иска, поэтому требования процессуального истца в этой части также не могут быть удовлетворены.
Представитель третьего лица АО «Алтайкрайэнерго» Лукьянова С.В. в судебном заседании также высказала мнение о невозможности удовлетворения исковых требований, при этом подтвердила, что расчёт компенсации расходов на оплату освещения педагогическим работникам действительно (на основании пункта 26 Правил от 29.02.2012 № 99) производит представляемая ею организация. Усова Т.И. является потребителем электроэнергии, которую ей и членам её семьи поставляет АО «Алтайкрайэнерго», у неё установлен один расчётный прибор учёта, по данным которого она производит оплату электроэнергии. Кроме того, у неё установлен прибор учёта электроэнергии, направленной на отопление жилого помещения, данные которого она сообщает в АО «Алтайкрайэнерго». Прибора учёта электронергии, направленной на освещение жилого помещения, Усова Т.И. не имеет, как и все остальные потребители в Алтайском крае. Лукьянова С.В. не согласна, что недополученную Усовой Т.И. сумму компенсации в размере 366,06 руб. ей должно выплатить АО «Алтайкрайэнерго», так как законом на него эти обязанности не возложены.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля ФИО9., техника Алейского отделения АО «Алтайкрайэнерго», пояснившую, что в сентябре 2016 г. при переходе с одной электронной программы на другую в системе произошёл сбой, в связи с чем в Управление социальной защиты населения по Топчихинскому району не были переданы расчётные сведения в отношении педагогов, что выяснилось при обращении части из них; изучив материалы дела, суд полагает иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом, следует из материалов дела, Усова Т.И. с 9 декабря 1985 г. по 20 января 2014 г. работала воспитателем в МКДОУ Детском саду «Солнышко» с.Топчиха Топчихинского района и пользовалась льготами по коммунальным услугам как педагогический работник, работающий и проживающий в сельской местности (<адрес>), так как должность воспитателя детского сада включена как в Перечень категорий педагогических работников, имеющих право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, утверждённый Постановлением Администрации Алтайского края от 29.02.2012 № 99, так и в ранее действовавшие нормативные акты.
14 января 2014 г. Усова Т.И. обратилась в управление социальной защиты населения по Топчихинскому району с заявлением о предоставлении компенсации на оплату жилого помещения, отопления и освещения как пенсионер, и решением ответчика указанная компенсация по услугам: освещение, вывоз ЖБО, техническое обслуживание газ.плит и отопление (ЭК) ей была назначена с 01.01.2014 как педагогическому работнику, вышедшему на пенсию.
Жилое помещение, в котором проживает Усова Т.И. (<адрес>), оборудовано прибором учёта электроэнергии, на основании показаний которого она осуществляет оплату потреблённой электроэнергии, а также прибором учёта электроэнергии, затраченной на электроотопление занимаемого ею жилого помещения.
Согласно представленным ответчиком и АО «Алтайкрайэнерго» документам, с учётом объяснений представителя ответчика Петрова И.В., за период с декабря 2014 г. по март 2017 г. Усовой Т.И. произведена оплата за потребление электроэнергии в общей сумме 137 181 руб. При этом ей полностью – в сумме 121 938,96 руб. - компенсированы расходы на электроотопление жилого помещения, а расходы на освещение за указанный период компенсированы в сумме 4247,44 руб., которая определена расчётным путем.
Заявляя исковые требования в интересах Усовой Т.И., прокурор Топчихинского района исходил из того, что действующее законодательство не регламентирует порядок раздельного учёта электроэнергии, потребляемой на освещение и иные цели, в связи с чем пришёл к выводу, что определение ответчиком объёма потребляемой электроэнергии расчётным путем является незаконным.
Суд мнение прокурора не разделает на основании нижеизложенного.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, каковым является Российская Федерация (статья 7), устанавливает гарантии социальной защиты, в том числе меры социального обеспечения в предусмотренных законом случаях (статья 39, часть 1). Конкретные способы и объёмы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан, устанавливаются федеральным законом или в предусмотренном законом порядке.
В соответствии со статьёй 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счёт средств соответствующих бюджетов.
Пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 29.12.2010 № 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-I «Об образовании» (действовавшего до 1 сентября 2013 г.) в статью 55 указанного Закона были внесены изменения, в соответствии с которыми предоставление мер социальной поддержки в натуральном виде было заменено на компенсацию произведённых педагогическими работниками платежей, а также закреплено, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счёт средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
При этом в статье 3 Федерального закона от 29.12.2010 № 439-ФЗ законодатель указал, что нормативные правовые акты Российской Федерации, принятые во исполнение абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона «Об образовании», не могут снижать объём мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих посёлках (посёлках городского типа), на день вступления в силу указанного Закона.
Аналогичное правовое регулирование закреплено в действующем с 1 сентября 2013 г. Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», частью 8 статьи 47 которого установлено, что педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населённых пунктах, рабочих посёлках (посёлках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счёт бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Во исполнение указанного Федерального закона принят Закон Алтайского края от 03.11.2005 № 88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населённых пунктах, рабочих посёлках (посёлках городского типа)», частью 1 статьи 2 которого в редакции от 30.11.2016 установлено, что размер компенсации устанавливается в твёрдой денежной сумме законом Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
Статья 2 названного Закона в ранее действовавшей редакции устанавливала, что размер компенсации определяется как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения.
Размер компенсации расходов, связанных с освещением жилого помещения, определяется исходя из установленных тарифов и показаний приборов учёта электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения. При отсутствии приборов учёта объём электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения, определяется расчётным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Размер компенсации расходов, связанных с отоплением жилого помещения, в том числе твёрдым топливом, определяется исходя из общей площади занимаемого жилого помещения, установленных тарифов на жилищно-коммунальные услуги и цен на твёрдое топливо.
Размер компенсации расходов, связанных с использованием для отопления жилого помещения (при отсутствии центрального отопления) электроэнергии или газа, определяется исходя из утверждённых тарифов и показаний приборов учёта электроэнергии или газа, установленных для электрических или газовых котлов. При отсутствии отдельно оборудованных приборов учёта объём электроэнергии или газа, необходимый для отопления жилого помещения, определяется в пределах нормативов потребления электроэнергии или газа, установленных уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края.
При наличии у педагогического работника права на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по нескольким основаниям указанные меры предоставляются по одному основанию по его выбору.
Перечень категорий педагогических работников, имеющих право на меры социальной поддержки, и правила предоставления им мер социальной поддержки утверждаются администрацией Алтайского края.
Постановлением администрации Алтайского края от 29.02.2012 № 99 утверждены Правила предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населённых пунктах, рабочих поселках (посёлках городского типа) Алтайского края (далее – Правила).
Пункт 2 названных Правил определяет, что компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения (далее – «компенсация») предоставляется проживающим в сельских населённых пунктах, рабочих посёлках (посёлках городского типа) Алтайского края педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных в сельских населённых пунктах, рабочих посёлках (посёлках городского типа) Алтайского края, в том числе вышедшим на пенсию и непосредственно перед выходом на неё занимавшимся педагогической деятельностью в государственных образовательных учреждениях субъекта Российской Федерации, федеральных государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования, переданных в собственность Алтайского края, муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих посёлках (посёлках городского типа), при наличии у них стажа работы в указанных образовательных учреждениях не менее 10 лет и получении на момент выхода на пенсию мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, предусмотренных для педагогических работников.
В соответствии с абзацем 1 пункта 3 компенсация педагогическим работникам, указанным в пункте 2 настоящих Правил, предоставляется в отношении одного жилого помещения по месту жительства работника.
На основании пункта 3.1 Правил компенсация предоставляется педагогическим работникам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения, отопления и освещения или при заключении и (или) выполнении соглашений по её погашению, заключённых с организациями и индивидуальными предпринимателями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги.
Компенсация предоставляется в размере 100 % оплаты жилого помещения, отопления и освещения (пункт 4 Правил).
Согласно пункту 29 Правил денежный эквивалент оплаты освещения жилого помещения определяется исходя из установленных тарифов и показаний приборов учёта электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения. При отсутствии приборов учёта объём электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения, определяется расчётным путем в порядке, установленном действующим законодательством, и составляет 9,9 кВт/ч в год, или 0,825 кВт/ч в месяц на 1 кв.м общей площади занимаемого жилого помещения.
Таким образом, из системного анализа приведённых положений закона, регулирующих спорные правоотношения, следует, что компенсация педагогическим работникам предоставляется только за жилое помещение, отопление и освещение.
При этом действующее законодательство, предусматривающее в качестве меры социальной защиты указанной категории граждан выплаты компенсации за данные услуги, не ущемляет права педагогических работников, которым ранее действующее законодательство определяло такие меры социальной поддержки в натуральной форме.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твёрдое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твёрдыми коммунальными отходами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе по электроснабжению в жилых помещениях с применением метода аналогов или расчётного метода, который применяется при отсутствии прибора учёта. При этом пунктом 27 указанных Правил установлено, что в норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях включается расход электрической энергии, необходимый для освещения жилых помещений и использования бытовых приборов в жилых помещениях, в том числе стационарных электрических плит для приготовления пищи и электроводонагревателей для нагрева воды.
Согласно СНиП 23-05-95 под понятием «освещение» предполагается естественное и искусственное освещение помещения.
Таким образом, понятия «освещение» и «электрическая энергия» не являются тождественными, в связи с чем при отсутствии у лица, имеющего право на компенсацию понесённых им затрат за жилое помещение, отопление и освещение, прибора учёта электроэнергии, потребляемой непосредственно на освещение жилого помещения, размер компенсации должен определяться расчётным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Как следует из объяснений Усовой Т.И. в предварительном судебном заседании, в её доме установлен один прибор учёта электроэнергии, который фиксирует затраты электрической энергии как на освещение, так и на использование иных электроприборов (холодильника, стиральной машины, телевизора).
Поскольку у материального истца отсутствует прибор учёта электроэнергии, потребляемой непосредственно на освещение, размер компенсации расходов на оплату освещения жилого помещения ответчиком обоснованно определялся расчётным путем в порядке, установленном действующим законодательством.
Оснований для компенсации истцу расходов на оплату электроэнергии, потребляемой на иные нужды, помимо освещения, вопреки мнению прокурора, у суда не имеется.
Учитывая изложенное, оснований для взыскания с Управления социальной защиты населения по Топчихинскому району в пользу Усовой Т.И. якобы недополученной за период с декабря 2014 г. по март 2017 г. компенсации понесенных ею затрат на оплату электроэнергии в размере 10 994,6 руб. не имеется.
В то же время по данному делу имеются основания для частичного удовлетворения заявленных прокурором требований – в сумме 366,06 руб., так как, проверяя правильность начисления сумм компенсации, перечисленных истцу за период с декабря 2014 г. по март 2017 г., суд установил, что полностью рассчитавшись за электроэнергию, поставленную ей в сентябре-декабре 2016 г., Усова Т.И. получила 31.01.2017 компенсацию только за 2 месяца по 183,03 руб. за каждый (исходя из расчёта 0,825 кВт/ч х 76,5 кв.м занимаемой ею жилой площади х 2,9 руб. (тариф по оплате за электроэнергию, установленный с 01.07.2016 по 31.12.2016 решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 16 декабря 2015 г. № 748), тогда как на основании пункта 28.2 Правил от 29.02.2012 № 99 имела право на получение компенсации за все месяцы.
Данный факт никем из участников процесса не оспаривается, как не оспаривается и то обстоятельство, что за исключением указанных двух месяцев, рассчитанную в соответствии пунктами 28, 29 Правил от 29.02.2012 № 99 компенсацию расходов на оплату освещения Усова Т.И. в указанный в исковом заявлении период получила полностью.
То обстоятельство, что невыплата за два месяца произошла по вине АО «Алтайкрайэнерго», не является основанием для возложения обязанности по выплате компенсации на указанную организацию, так как это будет противоречить пунктам 5, 45, 46 Правил от 29.02.2012 № 99, пункту 2.6.1 Административного регламента предоставления государственной услуги «Назначение и выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населённых пунктах, рабочих посёлках (посёлках городского типа) Алтайского края», утверждённого Приказом Главалтайсоцзащиты от 25.07.2012 № 442.
Доводы представителя Минтрудсоцзащиты о том, что в случае взыскания 366,06 руб. суд выйдет за рамки предъявленных исковых требований, суд находит несостоятельными, поскольку о наличии указанной задолженности было заявлено процессуальным истцом, и в судебном заседании было предметом исследования с участием сторон.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с Управления социальной защиты населения по Топчихинскому району в пользу Усовой Татьяны Ивановны за счёт средств бюджета Алтайского края 366 рублей 06 копеек.
В удовлетворении иска в остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Топчихинский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 17 марта 2018 г.
Судья