Решение по делу № 2-700/2019 ~ М-646/2019 от 14.10.2019

Дело № 2-700/2019

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

04 декабря 2019 года                                                                                       город Петрозаводск

Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи:                                                                              Н.Н.Антипиной,

при секретаре:                                                                                                            О.В.Седлецкой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Подболотовой Л.А. к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

у с т а н о в и л:

Подболотова Л.А. обратилась в суд с иском, мотивируя тем, что является нанимателем квартиры, расположенной по адресу: .... Желая приватизировать указанную квартиру, она обратилась в ГУП РК РГЦ «Недвижимость» с заявлением о приватизации жилого помещения, но получила отказ. В целях защиты своих прав, с учетом уточнения в порядке ст. 39 ГПК РФ исковых требований, Подболотова Л.А. просит признать за ней право собственности в порядке приватизации на спорную квартиру.

Истец в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.

Представитель истца А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал уточненные исковые требования, просил признать за Подболотовой Л.А. право собственности на квартиру, расположенную по адресу: ..., в порядке приватизации.

Представители ответчиков Министерства обороны РФ, ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ в судебное заседание не явились, извещены; согласно представленному ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ отзыву, учреждение просило провести судебное заседание в отсутствие представителя ответчика, в удовлетворении иска отказать в полном объеме.

Представитель третьего лица ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица.

Согласно отзыву ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, учреждение, осуществляющее оперативное управление спорным жилым помещением от имени собственника - Минобороны России, считает Министерство обороны РФ ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку в Минобороны РФ отсутствует правовой механизм передачи гражданам жилых помещений в порядке бесплатной приватизации, оно не наделено полномочиями на заключение договоров приватизации; просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. В дополнение указывает, что поскольку спорная квартира является служебным жилым помещением, в силу п.3 ст.92 Жилищного кодекса РФ, она не подлежит отчуждению.

Представители третьих лиц ГУП РК РГЦ «Недвижимость», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РК в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте слушания дела надлежащим образом извещены.

Суд, заслушав представителя истца, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Подболотова Л.А. проживает и имеет регистрацию в квартире по адресу: ....

Совместно с истцом по данному адресу в настоящее время никто не зарегистрирован и не проживает.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости квартира, расположенная по адресу: ..., с инвентарным номером и кадастровым номером , является ранее учтенным объектом недвижимости, сведения об отнесении ее к жилым помещениям специализированного жилищного фонда отсутствуют. Жилое помещение имеет общую площадь ... кв.м.

Спорное жилое помещение находится в федеральной собственности, закреплено на праве оперативного управления за Министерством обороны РФ.

В соответствии со ст. 10 Жилищного кодекса РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных жилищным законодательством, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных правоотношений, которые в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.

В силу ст. 217 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Статьей 2 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Согласно ст. 4 указанного Закона РФ не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (ст. 6 указанного Закона РФ).

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 №8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.

Установлено, что истец хх.хх.хх г. обратилась в ГУП РК РГЦ «Недвижимость» с заявлением об оформлении документов на приватизацию занимаемого жилого помещения.

Письмом ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ от хх.хх.хх г. в ответ на письмо ГУП РК РГЦ «Недвижимость» о согласовании и подписании договора безвозмездной передачи в собственность в порядке приватизации указанного жилого помещения ответило отказом, сославшись на ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», поскольку вышеуказанный объект состоит на бюджетном и техническом учете Учреждения и включен в перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ и органов федеральной службы безопасности; жилые помещения, находящиеся в домах закрытых военных городков, приватизации не подлежат.

Из материалов дела следует, что Подболотова Л.А. в собственности жилых помещений не имеет, ранее в приватизации жилых помещений участия не принимала.

Статья 56 Гражданского процессуального кодекса РФ предусматривает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

На основании пункта 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся в том числе служебные жилые помещения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 №42 утверждены Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду (далее - Правила), которые устанавливают порядок и требования отнесения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов к специализированному жилищному фонду.

Согласно пункту 12 Правил включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производится на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

В соответствии с пунктом 3 Правил отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также, если имеют обременения прав на это имущество.

При этом использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда в соответствии с указанными Правилами.

В соответствии со ст. 93 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

В силу ст. 99 Жилищного кодекса РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.

Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 №1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности.

Приведенные нормы свидетельствуют о наличии у Министра обороны права издавать нормативные акты, определяющие порядок и условия предоставления жилых помещений, закрепленных за Министерством обороны, включая регламентирование вопросов, связанных с принятием решений о предоставлении жилых помещений по договору социального найма.

Как усматривается из материалов дела, истец не относится к категории военнослужащих, в трудовых отношениях с Министерством обороны РФ не состояла, на учете нуждающихся в жилых помещениях от Министерства обороны РФ не состоит.

Распоряжением Правительства РФ от хх.хх.хх г. утвержден перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных сил Российской Федерации и органов Федеральной службы безопасности.

Поселок ... Прионежского района Республики Карелия не входит в указанный выше перечень закрытых военных городков Вооруженных сил Российской Федерации и органов Федеральной службы безопасности, не является закрытым военным городком.

На основании вышеизложенного, установив, что Подболотова Л.А. с рождения проживала, а при получении паспорта с хх.хх.хх г. зарегистрирована в спорной квартире, проживает в ней по настоящее время, в приватизации ранее не участвовала, квартира не располагается на территории закрытого военного городка, не признана аварийной, договор найма специализированного жилого помещения с Подболотовой Л.А. не заключался, требование истца о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации подлежит удовлетворению.

Надлежащим ответчиком по рассматриваемому делу является Министерство обороны РФ. В иске к ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, как к ненадлежащему ответчику, суд считает необходимым отказать.

Часть 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса РФ предусматривает, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, подлежат возмещению все понесенные по делу судебные расходы.

Представитель истца в судебном заседании отказался от возмещения понесенных расходов по оплате государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л :

иск Подболотовой Л.А. удовлетворить частично.

Признать в порядке приватизации за Подболотовой Л.А. право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: ....

Иск Подболотовой Л.А. к Федеральному государственному казенному учреждению «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия через Прионежский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                                              Н.Н. Антипина

Решение принято судом в окончательной форме 11 декабря 2019 года.

2-700/2019 ~ М-646/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Подболотова Любовь Александровна
Ответчики
ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ
Министерство обороны РФ
Другие
ГУП РК РГЦ "Недвижимость"
ФГКУ "Западное региональное управление правового обеспечения" МО РФ
ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ
Управление Росреестра по РК
Дубовик Александр Васильевич
Суд
Прионежский районный суд
Судья
Антипина Наталья Николаевна
14.10.2019[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.10.2019[И] Передача материалов судье
16.10.2019[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.10.2019[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.10.2019[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.11.2019[И] Судебное заседание
04.12.2019[И] Судебное заседание
11.12.2019[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.12.2019[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.03.2020[И] Дело оформлено
20.03.2020[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее