Решение по делу № 2-75/2016 (2-3685/2015;) от 09.04.2015

Дело №2-75/2016

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 марта 2016г. Железнодорожный районный суд г.Красноярска в составе:

председательствующего судьи Попцовой М.С.,

при секретаре Мамаеве Д.А.,

с участием представителя истца ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алевахина Ивана Викторовича к Министерству образования Красноярского края, Министерству финансов Красноярского края, Администрации г.Красноярска о возложении обязанности предоставить жилое помещение, взыскании компенсации материального и морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Алевахин И.В. обратился в Железнодорожный районный суд г. Красноярска с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ. он обратился в Министерство социальной политики, где просил предоставить ему жилое помещение как сироте. Заявителю был дан ответ о том, что его заявление направляется в компетентный орган – Министерство науки и образования Красноярского края. В дальнейшем из Министерства науки и образования Красноярского края заявителю был дан ответ, что жилое помещение ему предоставлено быть не может, так как ему исполнилось <данные изъяты> года. Однако, на момент обращения ДД.ММ.ГГГГ. заявителю было <данные изъяты> года. Имеется закон от 29.02.2012г. №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», где ранее действовавшие ограничения (23 года) отменены. Действия данного нормативного правового акта распространяется на правоотношения, возникшие до вступления его в силу, в случае, если не реализовано право на обеспечение жильем. Соответственно он применим в ситуации истца. На основании этого, ответ Министра от ДД.ММ.ГГГГ. не только нарушает права истца, а также причинил ему вред, он еще противозаконен. Просит обязать Министерство образования и науки Красноярского края принять меры в восстановлении его права на получение благоустроенного жилого помещения, обязать Министерство образования и науки Красноярского края в лице УФК по Красноярскому краю выплатить ему компенсацию психологического морального и материального вреда, причиненного в результате действий, бездействия ответчиков в сумме <данные изъяты>.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ. произведена замена ненадлежащего ответчика Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Красноярскому краю на Министерство финансов Красноярского края.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ. в качестве соответчика привлечена Администрация г.Красноярска.

В дальнейшем истец уточнил исковые требования, в которых просит обязать Администрацию г.Красноярска предоставить Алевахину И.В. на территории г.Красноярска благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений, общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м.

Истец Алевахин И.В. в судебное заседание не вызывался, отбывает наказание в ФИО14 ФИО2 по Красноярскому краю, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, что подтверждается распиской от ДД.ММ.ГГГГ. Ранее в судебном заседании истец пояснял, что он проживал с родителями в <адрес> в доме. После смерти родителей его под опеку взяла тетя, с которой он проживал к <адрес>. Его тетя и он неоднократно обращались в отдел опеки <адрес> по вопросу предоставления ему жилья как сироте. Однако ему отказывали, ссылаясь на то, что у него есть дом в <адрес>. В наследство после смерти родителей он не вступал. На его обращение в <адрес> администрации ему ответили, что дома, где он проживал, нет. У него нет никакого жилья, он имеет формальную регистрацию. После того как ему стало известно о сносе дома его родителей, он обратился в Министерство социальной политики с заявлением о предоставлении жилья. На тот момент ему не было <данные изъяты> лет. Его обращение было перенаправлено в Министерство образования, откуда ему пришел отказ со ссылкой на то, что он достиг возраста <данные изъяты> лет. Просит предоставить ему жилое помещение.

Учитывая характер рассматриваемых правоотношений и значение личных объяснений Алевахина И.В. для рассмотрения данного дела, участие в судебном заседании его представителя, суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, без его этапирования в судебное заседание.

Представитель истца ФИО6, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ., исковые требования поддержала с учетом уточнений в полном объеме, дополнительно суду пояснила, что позднее обращение истца с заявлением о предоставлении жилья вызвано тем, что органы опеки и попечительства длительное время вводили его в заблуждение относительно наличия у истца жилья. Однако по факту жилье за ним не закреплялось, в наследство он не вступал. В настоящее время дома нет, он снесен. Кроме того истец находился в местах лишения свободы и не мог обратиться за консультацией по тому вопросу куда ему необходимо обратиться за предоставлением жилья, поэтому он обратился не в тот орган. При этом на момент его обращения истцу было <данные изъяты> года. Просит удовлетворить его исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика Администрации г.Красноярска, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменные пояснения, в которых указал, что Администрация города Красноярска привлечена к участию в деле в качестве соответчика. Вместе с тем, истом никакие требования к администрации города Красноярска не заявлены. В Центральном районном суде города Красноярска находится на рассмотрении гражданское дело по иску Алевахина И.В. к администрации города Красноярска о предоставлении жилого помещения по основаниям, предусмотренным Федеральным законном от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Полагает, что истцом не соблюден предусмотренный административный порядок обращения в уполномоченный орган с заявлением и пакетом документов для постановки на учет детей-сирот и лиц из их числа для предоставления жилого помещения. До достижения возраста 23 лет дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны заявиться в уполномоченный орган и встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право, на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ. меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки. Просит отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Представитель ответчика Министерства образования Красноярского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменные пояснения, в которых указал, что по информации Управления образования Администрации <адрес> Алевахин И.В. ранее относился к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его родители умерли. Алевахин И.В. вместе с опекуном прибыли в <адрес> из <адрес>. При этом право пользования жилым помещением на территории <адрес> за Алевахиным И.В. не закреплялось. В отдел опеки и попечительства управления образования администрации <адрес> за оказанием помощи и консультациям по защите жилищных прав при достижении совершеннолетия Алевахин И.В. не обращался. В Министерство документы Алевахина И.В. для постановки на учет детей-сирот, нуждающихся в жилье, до достижения <данные изъяты> лет не поступали, то есть до достижения указанного возраста право Алевахина И.В. на обеспечение жилым помещением по категории детей-сирот не было установлено. Таким образом, основания для предоставления Алевахину И.В. жилого помещения отсутствовали. Для восстановления своих прав на предоставление жилого помещения по категории детей-сирот Министерством было рекомендовано Алевахину И.В. обратиться в судебные органы. В настоящее время Алевахин И.В. обратился в <адрес> районный суд <адрес> с иском к администрации г. Красноярска о предоставлении жилого помещения по договору специализированного жилого фонда. Условия для возмещения вреда Алевахину И.В. отсутствуют. Просит отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Представитель ответчика Министерства финансов Красноярского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

В соответствии с положениями ч.3 ст.17 Конституции Российской Федерации злоупотребление правом не допускается. Согласно ч. 1 ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

По смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому не явка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и иных процессуальных прав.

В силу ст.233 ГПК РФ, суд с согласия представителя истца рассматривает дело в отсутствие представителей ответчиков в порядке заочного производства.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с п.8 ч.1 ст.92 ЖК РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В статье 1 ФЗ от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», приведено понятие детей, оставшиеся без попечения родителей, которыми являются лица в возрасте до 18 лет, оставшиеся без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.

В силу статьи 8 указанного Закона, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (ч.1).

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи (ч.3).

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (ч.8).

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (ч.9).

Согласно ст.17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в связи с наличием обстоятельств, установленных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются в виде жилых домов и квартир (п.1).

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По заявлению, поданному в письменной форме в уполномоченный орган местного самоуправления лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, достигшими возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, прохождения военной службы по призыву, отбывания наказания в исправительных учреждениях (п.4).

Формирование и ведение списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - список), которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с настоящей статьей, осуществляется уполномоченным Правительством края органом исполнительной власти края в области образования.

В список включаются лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, достигшие возраста 14 лет, имеющие постоянное место жительства на территории края, которым ранее не предоставлялось жилое помещение в соответствии с настоящей статьей, на основании ходатайства законных представителей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющихся полностью дееспособными (далее - законные представители), заявления детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в случае приобретения ими полной дееспособности, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о предоставлении жилого помещения с указанием желаемого места предоставления жилого помещения в границах муниципального района или городского округа края, который является местом жительства указанных лиц, либо согласия на определение места предоставления жилого помещения по решению уполномоченного органа исполнительной власти края в области образования и иных документов.

Уполномоченные органы местного самоуправления запрашивают с использованием межведомственного информационного взаимодействия документы (содержащиеся в них сведения), указанные в подпунктах "г" - "и" пункта 5 настоящей статьи, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами края, муниципальными правовыми актами, если указанные документы не представлены законными представителями, детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по собственной инициативе.

Уполномоченные органы местного самоуправления формируют учетные дела лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, приобщают к ним ходатайства и заявления о предоставлении жилого помещения, а также документы, предусмотренные подпунктами "б" - "и" пункта 5 настоящей статьи, направляют заверенные уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления копии ходатайств, заявлений и документов, необходимых для предоставления жилых помещений, в уполномоченный орган исполнительной власти края в области образования в срок не позднее 10 рабочих дней со дня получения документов в полном объеме (п.5).

Поступившие в уполномоченный орган исполнительной власти края в области образования копии ходатайств, заявлений и документов, необходимых для предоставления жилых помещений, рассматриваются краевой комиссией по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - комиссия), на заседании, ближайшем после поступления документов в полном объеме.

Комиссия готовит предложения уполномоченному органу исполнительной власти края в области образования о включении лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, на которых представлены документы, необходимые для предоставления жилых помещений, в список либо об отказе во включении их в список.Решение о включении в список (об отказе во включении в список) лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, принимается уполномоченным органом исполнительной власти края в области образования с учетом предложений комиссии, оформленных протоколом, в срок не позднее 5 рабочих дней со дня заседания комиссии.

Включение в список лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется в хронологическом порядке по дате подачи заявлений (ходатайств) о предоставлении жилых помещений. При совпадении дат подачи заявлений (ходатайств) включение в список осуществляется в алфавитном порядке фамилий граждан (п.7).

Уполномоченные органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отдельным законом края (п.12).

Жилые помещения, предоставляемые по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть пригодными для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются, не обременены правами третьих лиц и не находиться под арестом (п.14).

Общая площадь жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения - 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека (далее - норма предоставления) (п.14).

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п.17).

Законом Красноярского края №9-4225 от 24.12.2009г. «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края наделены на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором предоставляется жилое помещение, в соответствии со статьей 17 Закона края от 2 ноября 2000 года N 12-961 "О защите прав ребенка" детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае установления факта невозможности их проживания в ранее занимаемых жилых помещениях.

На осуществление переданных органам местного самоуправления государственных полномочий бюджетам муниципальных районов и городских округов края предоставляются субвенции из краевого бюджета (п.1 ч.4 указанного Закона).

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ родился ДД.ММ.ГГГГ. в <адрес>, отцом которого является ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р., матерью ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ.р., что подтверждается записью акта о рождении от ДД.ММ.ГГГГ

ФИО7 умер ДД.ММ.ГГГГ., о чем составлена запись акта о смерти от ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждается справкой о смерти .

ФИО8 умерла ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждается записью акта о смерти от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно сведений нотариальной палаты <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ., по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. после смерти ФИО15, ФИО8 нет сведений о заведенных наследственных делах.

В соответствии с ответом нотариуса Зеленогорского нотариального округа ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ., после умершего в ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 наследственное дело открыто не было. С заявлением о принятии наследства никто не обращался.

Постановлением администрации <адрес> п от ДД.ММ.ГГГГ. установлена опека над малолетним Алевахиным И.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., опекуном назначена ФИО10

По сведениям Управления образования администрации ЗАТО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. состоял на учете несовершеннолетний подопечный Алевахин И.В., ДД.ММ.ГГГГр., прибывший из <адрес>. Опека над Алевахиным И.В. была установлена на основании постановления администрации <адрес> п от ДД.ММ.ГГГГ., в связи с тем, что родители умерли (отец в ДД.ММ.ГГГГ., мать в ДД.ММ.ГГГГ.). на момент смерти матери, Иван Викторович проживал в <адрес>. Дом принадлежал на праве собственности отцу Алевахина И.В. на основании договора купли-продажи. Постановлением администрации ЗАТО <адрес> жилое помещение за Алевахиным И.В. не закреплялось. В адрес органов опеки и попечительства <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. Управлением образования было направлено письмо о закреплении за Алевахиным И.В. права пользования и проживания в жилом помещении по вышеуказанному адресу, а также с просьбой предоставить документы на дом. Ответ не поступил. ДД.ММ.ГГГГ. было направлено очередное письмо в адрес органов опеки и попечительства <адрес> о предоставлении правоустанавливающих документов на вышеуказанное жилое помещение. С ДД.ММ.ГГГГ. и все последующие годы нахождения Алевахина И.В. на попечительстве ФИО10, в адрес управления образования поступали акты обследования жилого помещении, из которых было видно, что в доме с ДД.ММ.ГГГГ года проживает семья ФИО11 (посторонние граждане) без взимания арендной платы с целью сохранения дома для проживания. Последний акт обследования, поступивший в адрес Управления образования ДД.ММ.ГГГГ., подтвердил, что дом находится в хорошем состоянии, территория вокруг дома и огород находятся в идеальном состоянии. Муниципальный правовой акт о закреплении жилого помещения из органов опеки и попечительства <адрес> в адресу управления образования <адрес> не поступал.

Согласно ответа Отделения УФМС России по <адрес> в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ., Алевахин И.В. родился ДД.ММ.ГГГГ. в <адрес>, прибыл в <адрес> края ДД.ММ.ГГГГ. из <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. состоял на регистрационном учете по месту жительства по адресу: <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состоял на регистрационном учете по месту жительства по адресу: <адрес>49, снят с регистрационного учета в связи с отбытием в места лишения свободы. Родители ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ.р. и ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ.р. по учету ОУФМС России по <адрес> в <адрес> зарегистрированными, снятыми с регистрационного учета по месту жительства (пребывания) не значатся.

По сведениям администрации Исилькульского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ., Алевахин И.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. состоял на учете в Управлении образования администрации ЗАТО <адрес>.

Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ., квартира по адресу: <адрес> зарегистрирована на праве собственности за ФИО12 с ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с представленным финансово-лицевым счетом от ДД.ММ.ГГГГ. в квартире по адресу: <адрес> зарегистрированы и проживают ФИО12, ФИО10, ФИО13 Кроме того, согласно выписки из домовой книги, в указанной квартире в период с ДД.ММ.ГГГГ. на основании заявления был зарегистрирован Алевахин И.В., который снят с учета в связи с убытием в места лишения свободы.

В соответствии с уведомлением Управления Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ., сведения о зарегистрированных правах на квартиру по адресу: <адрес>, отсутствуют.

По сведениям Управления Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за Алевахиным И.В., ФИО8, ФИО7 права на недвижимое имущество на территории <адрес> не зарегистрированы.

В соответствии со сведениями Администрации Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ договор социального найма жилого помещения между Исилькульским городским поселением и Алевахиным И.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ.р., ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ г.р. не заключались.

Согласно справкам Государственного предприятия <адрес> «ФИО16» от ДД.ММ.ГГГГ., Алевахин И.В., ФИО8, в числе собственников недвижимости на территории <адрес> не значится. У ФИО7, с неустановленной датой рождения, имеется в частной собственности строение на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. по адресу: <адрес>, <адрес>

Из ответа Управления образования администрации <адрес> муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что объект недвижимости (жилой дом), расположенный по адресу: <адрес>, отсутствует, на данном участке оборудована детская площадка для игр.

Из ответа Министерства образования и науки Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ., видно, что Алевахин И.В. ДД.ММ.ГГГГ. обратился с заявлением о предоставлении ему жилого помещения как ребенку-сироте в Министерство социальной политики Красноярского края, откуда его обращение перенаправлено в Министерства образования. По результатам рассмотрения обращения Алевахина И.В. о предоставлении жилого помещения, Министерство указало на отсутствие оснований для предоставления жилого помещения, поскольку в настоящее время Алевахину И.В. исполнилось <данные изъяты> года. В Министерство документы для постановки на учет детей-сирот, нуждающихся в жилье, до достижения Алевахиным И.В. <данные изъяты> лет не поступали, то есть до достижения указанного возраста Алевахиным И.В. право на обеспечение жилым помещением по категории детей-сирот не было установлено. Кроме того, по информации Управления образования администрации <адрес>, Алевахин И.В. ранее относился к лицам из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, так как родители Алевахина И.В. умерли. Алевахин И.В. вместе с опекуном прибыл в <адрес> из <адрес>. При этом право пользования жилым помещением на территории <адрес> за истцом не закреплялось. В отдел опеки и попечительства управления образования администрации <адрес> за оказанием помощи и консультациями по защите жилищных прав при достижении совершеннолетия Алевахин И.В. не обращался.

Таким образом, судом установлено, что Алевахин И.В. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Закрепленного жилого помещения, либо иного жилого помещения на каком-либо праве не имеет. В наследство после смерти родителей истец не вступал, фактически наследство в виде жилого дома по адресу: <адрес>, не принимал. В настоящее время жилой дом снесен.

Обращение Алевахина И.В. с заявлением о предоставлении жилого помещения последовало до достижения им возраста <данные изъяты> лет. На момент обращения Алевахин И.В. не имел закрепленного за ним жилого помещения на каком-либо праве, жилых помещений в собственности либо в пользовании он не имеет. На момент последнего осуждения был зарегистрирован по <адрес>, откуда ДД.ММ.ГГГГ снят с регистрационного учета в связи с фиктивной регистрацией.

При таких обстоятельствах, суд признает за Алевахиным И.В. право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, и возлагает на Администрацию <адрес> обязанность предоставить Алевахину И.В. изолированное, благоустроенное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, не менее <данные изъяты> кв.м. общей площади, на территории <адрес>, из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.

Тот факт, что он обратился с заявлением о предоставлении жилого помещения в неуполномоченный орган, не может являться основанием для отказа истцу в удовлетворении исковых требований и лишения его установленных законом социальных гарантий при условии соответствия истца категории, которой предоставляется данная гарантия. При этом суд учитывает, что истец обратился до достижения <данные изъяты> возраста, а также отсутствие у него специальных познаний и возможности своевременного обращения за консультацией в связи с нахождением в местах лишения свободы.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в его Определении от 5 февраля 2009 года N 250-О-П, согласно которой обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Как судом указывалось выше, на основании ст.1 Закона Красноярского края от 24.12.2009г. №9-4225, исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края наделены на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями, в соответствии со ст.17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В связи с чем, надлежащим ответчиком по требованиям Алевахина И.В. является Администрация г.Красноярска, на которую возложена обязанность по предоставлению ему жилья. В то время как Министерство финансов Красноярского края, Министерство образования Красноярского края полномочиями по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения жилья, не обладают, являются ненадлежащими ответчиками по настоящему делу, в связи с чем суд отказывает в удовлетворении исковых требований к ним.

Согласно ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.

Согласно п.п. 1 и 3 ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и статьей 151 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.

Статьей 151 первой части ГК РФ, которая введена в действие с 1 января 1995 г., указанное положение сохранено лишь для случаев причинения гражданину морального вреда действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага. В иных случаях компенсация морального вреда может иметь место при наличии указания об этом в законе.

В соответствии с п. 2 ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Вместе с тем, Алевахин И.В. просит взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда за нарушение его права на предоставление жилого помещения, в то время как законом не предусмотрена компенсация морального вреда за нарушение права на предоставление социальных гарантий. Доказательств причинения истцу действиями ответчиков физических и нравственных страданий, а также убытков либо иного материального вреда Алевахиным И.В. не представлено, в связи с чем оснований для взыскания компенсации морального вреда не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.198, 233 – 237 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Алевахина Ивана Викторовича удовлетворить частично.

Обязать Администрацию г.Красноярска предоставить Алевахину Ивану Викторовичу изолированное, благоустроенное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, исходя из нормы площади предоставления - <данные изъяты> кв.м. общей площади на территории г.Красноярска, из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.

Алевахину Ивану Викторовичу в удовлетворении исковых требований к Министерству финансов Красноярского края, Министерству образования Красноярского края, отказать.

Разъяснить ответчикам право подать в Железнодорожный районный суд заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня получения копии этого решения.

Заочное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиками заявления об отмене заочного решения с подачей жалобы через Железнодорожный районный суд.

Председательствующий:

Мотивированное заочное решение изготовлено 21.03.2016г.

2-75/2016 (2-3685/2015;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Алевахин И.В.
Другие
Министерство образования и науки Красноярского края
Суд
Железнодорожный районный суд г. Красноярск
Дело на странице суда
geldor.krk.sudrf.ru
09.04.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.04.2015Передача материалов судье
13.04.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.05.2015Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
29.05.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.05.2015Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
03.07.2015Предварительное судебное заседание
03.07.2015Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
14.09.2015Предварительное судебное заседание
14.09.2015Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
19.10.2015Предварительное судебное заседание
19.10.2015Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
23.11.2015Предварительное судебное заседание
22.12.2015Судебное заседание
22.12.2015Судебное заседание
15.03.2016Судебное заседание
22.12.2015Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
24.02.2016Предварительное судебное заседание
21.03.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.04.2016Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
11.04.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.03.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее