Судья Прибыткова Н.А.
Судья-докладчик Васильева И.Л. по делу № 33-10790/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 декабря 2019 года г. Иркутск
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Васильевой И.Л.,
судей Губаревич И.И., Сенькова Ю.В.,
при секретаре Попугаевой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2816/2019 по иску ФИО1 к Главному управлению МЧС России по Иркутской области об оспаривании решения жилищной комиссии, признании права на постановку на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения за счет средств федерального бюджета, возложении обязанности восстановить нарушенное право
по апелляционной жалобе представителя истца ФИО1 – ФИО8
на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 23 сентября 2019 года,
УСТАНОВИЛА:
в обоснование доводов искового заявления истец ФИО1 указал, что проходит службу в Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы с Дата изъята , в должности помощника начальника дежурной смены службы пожаротушения ФГКУ «2 отряд ФПС по Иркутской области» с Дата изъята по настоящее время. Дата изъята в Главное управление МЧС России по Иркутской области он подал необходимые документы для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, документы были приняты и Дата изъята согласно выписке Номер изъят от Дата изъята из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Главного управления МЧС России по Иркутской области и подчиненных подразделений, было принято решение в отношении него с составом семьи 4 человека из расчета (18*4=72) на 72 кв. метра о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты в соответствии с требованиями п.2 ст.4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Дата изъята он получил выписку из протокола заседания жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Иркутской области Номер изъят от Дата изъята , согласно которому он был снят с учета для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения за счет средств Федерального бюджета в соответствии с ч.8 ст.4 ФЗ-283 от Дата изъята , а именно в связи с намеренным ухудшением жилищных условий. С таким решением жилищной комиссия не согласен, считает его необоснованным и незаконным, принятым с нарушением норм процессуального и материального законодательства РФ.
С Дата изъята на основании протокола Номер изъят жилищной комиссии от Дата изъята за ним с составом семьи 4 человека признано право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с требованиями ФЗ-283 от Дата изъята , условия постановки на учет для предоставления такой выплаты им были полностью соблюдены, ответчиком проверены, предоставленная им информация для постановки на учет является достоверной и полной. С Дата изъята по Дата изъята ответчик не признавал с его стороны действий в связи с намеренным ухудшением жилищных условий, за указанный период в его жилищных условиях не было каких-либо изменений с 2001 года, собственного жилья он не имеет, совместно со своей семьей проживал и проживает в доме своей матери временно, не имеет финансовой возможности купить отдельное жилье или построить жилой дом для отдельного проживания со своей семьей. В состав его семьи входят: он, жена ФИО13 1986 г.рождения, сын ФИО3 10.02.2010г. рождения, дочь ФИО2, Дата изъята г.рождения. В соответствии с требованиями п.1 ст.4 Номер изъят-Ф3 от Дата изъята его семье полагается 72 кв.метра, из расчета на 4 человека по 18 кв.метров. На Дата изъята он имел календарную выслугу 12 лет 04 месяца 08 дней. С Дата изъята по настоящее время жена ФИО13 с Дата изъята и их дети зарегистрированы по адресу: <адрес изъят>, где собственником квартиры является его мать ФИО7 По сведениям, предоставленным Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, у него и членов его семьи жилые помещения на праве собственности на территории РФ и Иркутской области не зарегистрированы. По справке БТИ на ФИО1 и членов его семьи жилые помещения на праве собственности на территории Иркутской области не зарегистрированы. Полагает, что оснований для снятия с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, не имелось. Снятие его с учета является незаконным и необоснованным, поскольку временное проживание в жилье родственника не является действием, влекущим ухудшение его жилищных условий, эти обстоятельства он указывал ответчику, при подачи документов на постановку на учет в январе 2014 года и до настоящего времени его жилищные условия не изменились. С момента постановки на учет прошло более 5 лет, проживать со своей семьей в съемном жилье нет финансовой возможности, поэтому они вынужденно проживали и проживают в доме его матери. Снятие его с учета на выплату в 2019 году напрямую связано с тем, чтобы намеренно лишить его возможности получить социальную выплату, которая планировалась быть выплаченной в июле 2019 года по подошедшей очереди. Считает, что с учетом даты регистрации прекращения его права собственности истца на жилой дом, расположенный по адресу <адрес изъят>, - Дата изъята , факта решения ответчиком вопроса о его праве на единовременную жилищную субсидию, несвоевременным выполнением ответчиком обязанностей по уточнению и проверке сведений, содержащихся в его учетном деле, с учетом положений ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ у него возникло право на постановку на соответствующий учет после Дата изъята .
Истец ФИО1 просил суд признать незаконным решение Номер изъят от Дата изъята жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Иркутской области по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения об исключении его из списка лиц, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по договорам социального найма, и очереди на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья; признать за ним право на постановку на учет, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по договорам социального найма, и на очередь на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья с Дата изъята , с составом семьи четыре человека, включая его супругу ФИО13, 1986 г.рождения, сына ФИО3, Дата изъята г.рождения, дочь ФИО2, 10.10.2013г.рождения; обязать жилищную комиссию Главного управления МЧС России по Иркутской области по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения восстановить его с составом семьи четыре человека на учет для получения единовременной социальной выплаты в соответствии с требованиями ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов» на прежних условиях с Дата изъята ; признать за ним право на постановку на учет, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по договорам социального найма, и на очередь на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья с Дата изъята с составом семьи четыре человека; обязать жилищную комиссию Главного управления МЧС России по Иркутской области по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения восстановить его с составом семьи четыре человека на учет для получения единовременной социальной выплаты в соответствии с требованиями ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» на прежних условиях с Дата изъята .
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от Дата изъята исковые требования удовлетворены частично. Признано право ФИО1 на постановку на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения за счет средств федерального бюджета с Дата изъята .
В удовлетворении исковых требований ФИО1 в остальной части отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца ФИО1 – ФИО8 просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований, удовлетворив исковые требования в полном объеме. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что решение вынесено с нарушением норм материального права. Выражает несогласие с решением жилищной комиссии о снятии истца с учета для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения за счет средств Федерального бюджета. Полагает, что оснований для снятия истца с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, не имелось, поскольку каких-либо действий по ухудшению жилищных условий, истцом не производилось. При этом, истцом, при постановки на учет, были предоставлены достоверные сведения об имущественных правах истца и его семьи, которые ответчиком были проверены в порядке законодательства РФ и ответчиком была осуществлена постановка истца с учетом его семьи для предоставления единовременной социальной выплаты. Каких-либо доказательств того, что истец совершал действия, связанные намеренным ухудшением жилищных условий не имеется.
Кроме того, на момент продажи унаследованного жилого дома и проданного истцом 12.12.2012 закон №283-Ф3 не вступил в силу, и говорить о том, что истец намеренно ухудшил свои жилищные условия правовых оснований не имелось. При этом, суд, удовлетворяя исковое требование истца о признании за ним права за получением единовременной социальной выплаты не признал его за истцом с учетом членов семьи истца.
В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы представитель ответчика Главного управления МЧС России по Иркутской области – ФИО9 просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В заседание суда апелляционной инстанции не явилась третье лицо ФИО13, действующая в интересах несовершеннолетних детей, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, о причинах своей неявки в судебное заседание не известила, об отложении дела не просила.
Представитель третьего лица Межрайонного управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 1 направили в суд заявление с просьбой рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Судебная коллегия в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся участников процесса.
Заслушав доклад судьи ФИО12, объяснения истца ФИО1, его представителей ФИО8, ФИО10, поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя ответчика ФИО9, возражавшей против доводов апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 327? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
Согласно ст. 4 указанного Федерального закона сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник:
1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
6) проживает в общежитии;
7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе, если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012г. N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии установления нуждаемости сотрудника в жилом помещении по основаниям, названным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012г. N 283-ФЗ.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации.
Единовременная социальная выплата предоставляется по решению руководителя федерального органа исполнительной власти или уполномоченного им руководителя, которое оформляется приказом с указанием размера единовременной социальной выплаты, рассчитанного на день принятия соответствующего решения.
К федеральным органам исполнительной власти в целях настоящих Правил относятся Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральная служба исполнения наказаний и Федеральная таможенная служба.
Согласно пункту 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Сотрудник обязан сообщить комиссии обо всех известных ему обстоятельствах, которые могут препятствовать принятию его на учет, пребыванию на таком учете и получению выплаты, а также об обстоятельствах, которые могут повлиять на ее размер. При этом если соискатель единовременной социальной выплаты продолжает отвечать требованиям, позволяющим ему претендовать на ее получение, он не теряет право получить данную выплату при наличии соответствующих бюджетных ассигнований (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 марта 2015 г. N 416-О).
Несоблюдение сотрудником установленных Правилами требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты как обстоятельство, препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.
Помимо нуждаемости в жилом помещении обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является не совершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
В соответствии с частью 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные с: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Судом первой инстанции установлено, что ФИО1 проходит службу в ГПС МЧС России по Иркутской области с Дата изъята , в должности помощника начальника дежурной смены службы пожаротушения ФГКУ «2 отряд ФПС по Иркутской области» с Дата изъята .
На основании протокола заседания жилищной комиссии ГУ МЧС России по Иркутской области от Дата изъята Номер изъят майор внутренней службы ФИО1 с Дата изъята состоял на учете для получения единовременной социальной выплаты с составом семьи 4 человека на 72 кв. метра (из расчета 4*18): сам ФИО1, жена ФИО13, сын ФИО3, Дата изъята дочь ФИО2, Дата изъята
ФИО1 со своей семьей в составе трех человек (жена, двое детей) с Дата изъята по настоящее время зарегистрирован и постоянно проживает по адресу <адрес изъят>, общей площадью 52,9 кв. метров, которое принадлежит на праве собственности матери ФИО1 – ФИО7 на основании свидетельства о государственной регистрации права от Дата изъята .
Согласно сведениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес изъят> у истца с Дата изъята по Дата изъята находился в собственности жилой дом площадью 54, 4 кв. метров, расположенный по адресу <адрес изъят>. На основании договора купли-продажи земельного участка (купчая) от Дата изъята Номер изъят жилой дом истцом был продан.
Решением жилищной комиссии ГУ МЧС России по Иркутской области от Дата изъята ФИО1 снят с учета для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения за счет средств федерального бюджета в соответствии с ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30.1.2.2012 № 283-ФЗ в связи с намеренным ухудшением жилищных условий.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции оценив исследованные в судебном заседании доказательства, установив, что истцом Дата изъята были совершены действия, указанные в ч. 8 ст. 4 Федерального закона от Дата изъята N 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», повлекшие ухудшение жилищных условий, на момент подачи истцом заявления (Дата изъята ), как и на момент его первоначального рассмотрения жилищной комиссией ГУ МЧС России по Иркутской области (Дата изъята ), у ФИО1 не имелось оснований для постановки на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований истца о признании незаконным решение Номер изъят от Дата изъята жилищной комиссии ГУ МЧС России по Иркутской области по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения об исключении из списка лиц, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по договорам социального найма, и очереди на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья; признании за истцом права на постановку на учет, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по договорам социального найма, и на очередь на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья с Дата изъята , с составом семьи четыре человека; возложении обязанности на жилищную комиссию ГУ МЧС России по Иркутской области по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения восстановить истца с составом семьи четыре человека на учет для получения единовременной социальной выплаты в соответствии с требованиями ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов» на прежних условиях с Дата изъята .
При этом суд пришел к выводу, что за ФИО1 следует признать право на постановку на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения за счет средств федерального бюджета с Дата изъята и в этой части удовлетворил требования истца.
Решение суда в удовлетворенной части сторонами не обжаловано.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на собранных по делу доказательствах и правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
С доводами апелляционной жалобы в части того, что истец не совершал действия, связанные намеренным ухудшением жилищных условий, при постановке на учет жилищная комиссия не выявила указанного факта, судебная коллегия согласиться не может, поскольку материалами дела подтверждено, что Дата изъята истом совершены действия, указанные в ч. 8 ст. 4 Федерального закона N 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», повлекшие ухудшение жилищных условий и на момент первоначального рассмотрения жилищной комиссией ГУ МЧС России по Иркутской области (Дата изъята ), у истца не имелось оснований для постановки на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Федеральный закон N 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в спорный период не вступил в законную силу, судебная коллегия отклоняет, поскольку названный закон не содержит никаких оговорок о предоставлении исключения для лиц, совершивших действия по ухудшению жилищных условий до вступления закона в силу, кроме этого нормами ст. 53 ЖК РФ предусмотрено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Ссылка в жалобе на то, что первоначально жилищная комиссия ГУ МЧС России по Иркутской области приняла Дата изъята решение о постановке ФИО1 на учет, судебная коллегия не может принять во внимание, поскольку на Дата изъята истец не имел законных оснований состоять на данном учете.
Судебная коллегия учитывает, что в соответствии Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 N 369, полномочия по принятию решения на постановку или об отказе на постановку на учет сотрудника относится к компетенции Жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Иркутской области.
Иные доводы апелляционной жалобы повторяют позицию истца в суде первой инстанции, основаны на иной оценке фактических обстоятельств дела, ином толковании норм материального права, были предметом судебного рассмотрения, судом дана им надлежащая правовая оценка.
Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, влекущих отмену судебного постановления, в связи с чем решение суда, проверенное в силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь п. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Иркутска от 23 сентября 2019 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Судья - председательствующий | И.Л. Васильева |
Судьи | И.И. Губаревич |
Ю.В. Сеньков |