РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Выльгорт 2 июля 2015 года
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Сухопарова В.И.,
при секретаре Аникиной Т.П.,
рассмотрев в предварительном судебном заседании в с. Выльгорт 02 июля 2015 года гражданское дело по исковому заявлению Акст А.В. к администрации МО МР «Сыктывдинский» о признании действий незаконными, возложении обязанности,
установил:
Акст А.В. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» признании действий незаконными, возложении обязанности выдать решение о переводе нежилого помещения, расположенного по адресу: Сыктывдинский район, садоводческий комплекс «Тыла-Ю» садоводческое товарищество <адрес>, в жилое помещение. В обоснование заявленных требований указала, что является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Сыктывдинский район, СК «Тыла-Ю» <адрес>. На земельном участке расположено двухэтажное здание общей площадью <данные изъяты> кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. В ноябре 2014 года истец обратилась в администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» с заявлением о выдаче решения о переводе нежилого помещения в жилое помещение. Вместе с тем, 18.12.2014 ответчик произвел отказ в выдаче решения о переводе нежилого помещения в жилое помещение, поскольку строение не в полной мере отвечает признакам жилого помещения – санитарно-гигиеническим, противопожарным и строительным нормам. Акст А.В., полагая, что отказ администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» является незаконным и необоснованным, обратилась в суд с рассматриваемым иском.
Истец Акст А.В., надлежащим образом извещенная о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, направила своего представителя.
В судебном заседании представитель истца Акст А.В. – Груздев О.А. поддержал заявленные требования в полном объеме, указав, что спорное помещение соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению, а экспертное заключение является недопустимым доказательством по делу, поскольку при проведении исследования экспертом применены неверные нормативные акты и СНИПы, также в экспертном заключении не указан возможный риск для проживающих в доме граждан.
Представитель ответчика администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» Морокова Л.В. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, указав, что принятие решения о переводе нежилого помещения в жилое относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления. Специалистами администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» осуществлен выход на место расположения нежилого помещения по адресу: Сыктывдинский район, садоводческий комплекс «Тыла-Ю» садоводческое товарищество «<адрес>, и произведено обследование указанного нежилого помещения на предмет пригодности для постоянного проживания и возможности перевода нежилого помещения в жилое. По результатам проверки составлено заключение межведомственной комиссии, в котором указано, что дачный дом истца не относится к жилым помещениям. Действия ответчика являются законными, поскольку выводы проведенной экспертизы аналогичны заключению комиссии администрации, которая выезжала на место расположения дома. Заключение эксперта о непригодности дома для постоянного проживания соответствует действительности и основано на законе.
Представитель третьего лица администрации сельского поселения «Выльгорт» Сахнюк Ю.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, поддержав позицию представителя ответчика.
Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав объяснения представителей истца, ответчика и третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Акст А.В., является собственником земельного участка, расположенного по адресу: Сыктывдинский район, садоводческий комплекс «Тыла-Ю» садоводческое товарищество <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв. м., кадастровый номер №, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для садоводства и огородничества, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права №, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми <дата> и кадастровым паспортом земельного участка.
На данном земельном участке расположен двухэтажный дом, общей площадью <данные изъяты> кв. м., который также принадлежит истцу на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права №, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми <дата>.
28.11.2014 Акст А.В. обратилась в администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» с заявлением о переводе из нежилого помещения в жилое садового домика, расположенного на земельном участке по адресу: Сыктывдинский район, садоводческий комплекс «Тыла-Ю» <адрес>
Ответом администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 17.12.2014 № Акст А.В. отказано, поскольку садовый дом не отвечает всем признакам жилого помещения – санитарно-гигиеническим, противопожарным и строительным нормам.
Истец, указывая, что возведенный ею дом отвечает всем установленным санитарным нормам и правилам, и отказ администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» в признании его жилым, является необоснованным, обратилась в суд с рассматриваемым иском.
Разрешая спор по существу, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Местом жительства на основании п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса РФ признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
На основании статьи 1 Федерального закона РФ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" садовый земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений); дачный земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14 апреля 2008 года N 7-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в связи с жалобами ряда граждан", в соответствии с абзацем 4 статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" дачные земельные участки, так же, как и садовые земельные участки, предоставляются гражданам или приобретаются в целях отдыха, однако при этом не исключается возможность возведения на дачном земельном участке не только жилого строения без права регистрации проживания в нем, но и жилого дома с правом регистрации проживания в нем.
Статья 2 Федерального закона "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" при этом предусматривает, что место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
При этом проживание гражданина в принадлежащем ему на праве собственности помещении, не являющемся жилым, не может умалять его конституционное право на жилище только ввиду того, что у него отсутствует законное право на проживание и пользование любым другим жилым помещением и имеются все правомочия по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим ему имуществом - нежилым строением или иным помещением. Как указал Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 14.04.2008 г. N 7-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в связи с жалобами ряда граждан", возможность постоянного проживания в жилом строении, предназначенном для отдыха, которое может быть местом пребывания, не предусматривается, но и не исключается.
Одновременно с тем, прямого запрета на возведение жилых строений на садовых земельных участках действующее законодательство не содержит. Гражданское законодательство не предполагает введение ограничений, касающихся предельных размеров жилых строений, возводимых на садовых земельных участках, однако требует при этом от собственника земельного участка соблюдения строительных норм и правил (пункт 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации), которые унифицировано регламентируют соответствующие вопросы (СНиП 30-02-97 "Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан" и СП 11-106-97 "Разработка, согласование, утверждение и состав проектно-планировочной документации на застройку территории садоводческих (дачных) объединений граждан").
Часть 2 статьи 15 Жилищного кодекса РФ определяет понятие жилого помещения - изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).
Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" устанавливает требования, которым должно отвечать жилое помещение. При этом запретов на расположение жилых домов на садовых земельных участках данное Положение также не содержит.
Кроме того, Градостроительный кодекс Российской Федерации (часть 2 статьи 35) позволяет включать в состав жилых зон зоны застройки индивидуальными жилыми домами, зоны застройки малоэтажными жилыми домами, а также зоны жилой застройки иных видов, возникают практически идентичные правовые режимы земельных участков, предоставляемых для ведения садоводства и для ведения дачного хозяйства, на которых фактически возведены индивидуальные жилые дома.
В целях полного и всестороннего рассмотрения гражданского дела на основании определения суда специалистам администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» поручено выйти на место расположения нежилого помещения по адресу: Сыктывдинский район, садоводческий комплекс «Тыла-Ю» садоводческое товарищество <адрес>, и произвести обследование указанного нежилого помещения на предмет пригодности для постоянного проживания и возможности перевода нежилого помещения в жилое.
Как следует из заключения, составленного межведомственной комиссией, назначенной распоряжением администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 8.04.2015 № здание (лит.А) деревянное площадью застройки <данные изъяты> кв.м., одноэтажное с мансардным этажом, и верандой (лит.а), обшито металлосайдингом, электрифицированное, отопление - электрический котел, водоснабжение - насос от колодца, канализация - выгребная яма, биотуалет. Веранда площадью <данные изъяты> кв.м. пристроена к основному строению. Внутри данная пристройка (лит.а) оборудована вспомогательными помещениями: коридор, кухня, туалет, предбанник. Высота потолков составляет: <данные изъяты> м в предбаннике, <данные изъяты> м в коридоре и <данные изъяты> м в кухне. Нежилые помещения обшиты вагонкой (полы, потолки стены), на кухне полы черновые (отсутствует отделка), стены и потолки также обшиты вагонкой, имеются два окна. В основном строении (лит.А) на первом этаже находится комната без оконных проемов, оклеенная обоями, полы черновые, размеры помещения <данные изъяты>, высота помещения <данные изъяты> м (в данном помещении под лестницей на мансардный этаж установлен электрический котел, а также |размещается помещение бани с печкой и парилкой). Ширина лестницы ведущей с 1 этажа на мансардный составляет 90 см. На мансардном этаже имеется коридор с входами в два помещения, оборудованные спальными местами размерами с тремя оконными проемами.
На земельном участке не соблюдены пожарные нормы, а именно требования СНиП 30-02-97* 01.01.1998.
Минимальные расстояния между постройками по санитарно-бытовым условиям должны быть: от жилого строения (или дома) и погреба до уборной и содержания мелкого скота и птицы - 12 м.; до душа, до бани (сауны) - 8м; от колодца до уборной и компостного устройства - 8м. Сбор и обработку стоков душа, бани, сауны и хозяйственных сточных вод следует производить в фильтровальной траншее с гравийно-песчаной засыпкой или в других очистных сооружениях, расположенных на расстоянии не ближе 4 м от границы соседнего участка. Допускается хозяйственные сточные воды сбрасывать в наружный кювет по специально организованной канаве при согласовании в каждом отдельном случае с органами санэпидемнадзора.
Отступ от жилого дома до красной линии должен быть не менее 5 м и не менее 3 м до границы жилых улиц. Хозяйственные строения следует размещать в глубине участка и определять удаленность от границ, исходя из тех же правил, что используются для жилого дома.
То есть, обследовав жилое помещение, администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», вынесла заключение о том, что садовый дом не может быть признан жилым помещением.
В целях определения соответствия спорного жилого дома нормам, предъявляемым к жилым помещениям, по делу назначалась строительно-техническая экспертиза, производство которой поручено эксперту ООО «<данные изъяты>» Л.И.
Из заключения эксперта следует, что дом истца, расположенный по адресу: Сыктывдинский район, садоводческий комплекс «Тыла-Ю» садоводческое товарищество <данные изъяты>, не соответствует установленным действующим на территории Российской Федерации экологическим, строительным, санитарно-эпидемиологическим, гигиеническим и противопожарным нормам и правилам, предъявляемым к жилым помещениям.
Дом истца не является пригодным к эксплуатации в качестве жилого дома для постоянного проживания.
Дом Акст А.В., расположенный по адресу: Сыктывдинский район, садоводческий комплекс «Тыла-Ю», садоводческое товарищество <адрес> не соответствует требованиям СНиП 30-02-97 «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан. Нарушены требования изложенные в пп. 6.5* противопожарные расстояния между жилыми строениями расположенными на соседних участках менее 10 м.; п.п. 6.7* минимальные расстояния до границ соседнего участка по санитарно бытовым условиям от жилого строения менее 3 м.; п.п. 6.8 минимальные расстояния от жилого строения до уборной менее 12 м; п.п. 7.3 высота жилых помещений от пола до потолка менее 2,2 м. Также требованиям п.1.24 СНиП 20.08.01-89 «Жилые здания» - ширина лестничных маршей менее 0.9 м.; в п. 1.2 СанПин 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям» и п. 22 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» - высота жилых помещений менее 2,5 м.; п. 2.12 СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» - расстояние от окон жилых помещений до хозяйственных построек расположенных на соседних земельных участках (сарая) менее 6 м, расстояние хозяйственных построек от границ участка менее 1 м.. Кроме того, нарушены противопожарные требования, а именно расстояние от жилого строения до жилых и хозяйственных построек (сарая) расположенных на соседнем участке менее 10 м.
Суд принимает за основу заключение эксперта Л.И.., поскольку содержащиеся в нем выводы последовательны, согласуются между собой и с другими доказательствами по делу, заключение эксперта мотивировано, выполнено специалистом, имеющим соответствующие опыт работы и квалификацию. Также эксперт Л.И. была своевременно предупреждена об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 Уголовного кодекса, о чем свидетельствует имеющаяся в деле расписка.
Оснований не доверять результатам проведенной строительно-технической экспертизы у суда не имеется.
Доводы представителя истца о том, что дом истца соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, а экспертом неверно применены строительные нормы и правила, являются несостоятельными, поскольку, доказательств опровергающих данное экспертном заключение в силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ стороной истца не предоставлено.
Кроме того, вопрос о перепланировке жилого помещения, на который ссылается сторона истца, не являлся предметом спора и соответственно не ставился на разрешение эксперта.
Ссылки представителя истца на то, что экспертиза выполнена экспертом Л.И. с нарушением закона и является недопустимым доказательством по делу, суд находит несостоятельными, поскольку направлены на иную оценку экспертного заключения, сводятся к несогласию с выводами эксперта.
При таких обстоятельствах и учитывая требования вышеприведенных норм закона, оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что требования истца о возложении обязанности выдать решение о переводе нежилого помещения, расположенного по адресу: Сыктывдинский район, садоводческий комплекс «Тыла-Ю» садоводческое товарищество <адрес>, в жилое помещение являются не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
А соответственно решение администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 17.12.2014 №, которым Акст А.В. отказано в переводе из нежилого помещения в жилое садового домика, расположенного на земельном участке по адресу: Сыктывдинский район, садоводческий комплекс «Тыла-Ю» садоводческое товарищество <адрес>, является законным.
Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Акст А.В. к администрации МО МР «Сыктывдинский» о признании незаконными действий по отказу в переводе нежилого помещения в жилое, возложении обязанности на администрацию МО МР «Сыктывдинский» принять решение о переводе из нежилого в жилое помещение объекта недвижимости, кадастровый номер №, расположенного по адресу: Сыктывдинский район, садоводческий комплекс «Тыла-Ю», садоводческое товарищество <адрес>, отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 07.07.2015.
Судья В.И. Сухопаров