Решение по делу № А29-8562/2008 от 30.12.2008

Арбитражный суд Республики Коми

167983 Республика Коми, г.Сыктывкар, ул.Орджоникидзе, 49а

тел.(факс) (8212) 44-16-90 http://komi.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Решение

г. Сыктывкар

29 декабря  2008 года                                                              Дело № А29-8562/2008

Резолютивная часть решения объявлена 29 декабря 2008 года.

Полный текст решения изготовлен 29 декабря  2008 года.

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Шипиловой Э.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи  Яцкив Т.Л..,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Княжпогостском районе

к предпринимателю    Ганага Владимиру Вячеславовичу

о взыскании 184 руб. 80 коп.

без участия представителей сторон

установила:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Княжпогостском районе Республики Коми обратилось с заявлением о взыскании с предпринимателя Ганага В.В. 184 руб. 80 коп. штрафа за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Заявитель и ответчик, в соответствии с положениями ст.123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должным образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились,   предприниматель письменный отзыв по существу требований не представил. 

В соответствии со ст.ст.156, 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в  отсутствие сторон.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Ганага Владимир Вячеславович,  06.08.1971 года рождения, зарегистрирован в качестве предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица Инспекцией Федеральной налоговой службы по  Княжпогостскому району Республики Коми за основным государственным регистрационным номером 304111172900015. Вустановленном законом порядке Ганага В.В. статус предпринимателя не утратил, что подтверждается выпиской из ЕГРИП по состоянию на 10.11.2008г.

В соответствии со ст.6 Федерального Закона от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» предприниматель является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и зарегистрирован в качестве страхователя в Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в Княжпогостском районе Республики Коми.

Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Княжпогостском районе Республики Коми проведена камеральная проверка по вопросу своевременности, полноты и достоверности представления страхователем сведений, необходимых для осуществления персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В результате проведенной проверки установлено, что в нарушение ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» предприниматель  Ганага В.В. к 01.03.2008 не представил сведения по индивидуальному (персонифицированному) учету за 2007 год. Факт нарушения зафиксирован в акте камеральной проверки № 22 от 18.03.2008 года.

По результатам проверки органом пенсионного фонда вынесено решение            № 11 от 07.04.2008 года о привлечении предпринимателя к ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьи 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» № 27-ФЗ от 01.04.1996г. (далее – Федеральный закон № 27-ФЗ), в виде взыскания штрафа в размере 184 руб. 80 коп.

Ответчику было направлено требование №32 от 05.06.2008 года для добровольной уплаты суммы штрафа в срок до 19.06. 2008 года.

Поскольку добровольно сумма штрафа предпринимателем не уплачена, ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Княжпогостском районе Республики Коми обратилось в арбитражный суд с заявлением о принудительном взыскании указанной суммы штрафа с предпринимателя.

Суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В абзаце 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона № 27-ФЗ установлено, что физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, представляют сведения о себе в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своей регистрации в качестве страхователей.

При этом к застрахованным лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, относятся и физические лица - индивидуальные предприниматели, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (пункт 2 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных  лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 1997г. № 318 (далее Инструкции).

В соответствии со статьями 11, 15, 16 Федерального закона № 27-ФЗ от 01.04.96г. «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователь обязан один раз в год, не позднее 1 марта, представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения по установленной форме о застрахованных лицах.

Органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право требовать от страхователей своевременного и правильного представления сведений, определенных настоящим Федеральным законом, и обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями указанных  сведений.

За непредставление указанных сведений в установленные сроки либо представление неполных и (или) недостоверных сведений в соответствии со статьей 17 этого Федерального закона № 27-ФЗк страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Факт непредставления Ганага В.В. до 1 марта 2008 года сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета за 2007 год материалами дела подтвержден.

Финансовая санкция взыскивается органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Между тем, статьей 2 Федерального закона № 167-ФЗ от 15.12.2001г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» закреплена возможность применения к правоотношениям, связанным с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, законодательства о налогах и сборах, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Федеральный закон № 27-ФЗ от 01.04.96г. «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», устанавливающий правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, был принят с целью осуществления контроля за уплатой страховых взносов и создания условий для назначения пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица  (статья 3 Закона).

Таким образом, индивидуальный (персонифицированный) учет, который осуществляют органы Пенсионного фонда, является одной из форм контроля за уплатой страховых взносов.

Поскольку Федеральными законами № 27-ФЗ от 01.04.1996г. и № 167-ФЗ от 15.12.2001г. не установлен порядок привлечения страхователей к ответственности за  непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, и взыскания штрафов, подлежат применению соответствующие нормы Налогового кодекса РФ

Статьями 100, 101 Налогового кодекса РФ, предусматривающими порядок оформления материалов налоговой проверки и рассмотрения дел о правонарушениях, выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки, установлено, что лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя. С целью обеспечения налогоплательщику возможности реализовать указанное право, на руководителя (заместителя руководителя) налогового органа возложена обязанность известить о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.

Пунктом 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.    

Основаниями для отмены указанного решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения.

При привлечении Ганага В.В. к ответственности Управлением Пенсионного фонда РФ в Княжпогостском районе РК были допущены нарушения вышеуказанных норм Налогового кодекса РФ: страхователь извещался о том, что материалы камеральной проверки будут рассматриваться 02.04.2008 г., однако решение о привлечении страхователя к ответственности было вынесено 07.04.2008г.

  Соответственно, не уведомив предпринимателя о рассмотрении материалов камеральной проверки в указанный день (07.04.2008 г.), Управление Пенсионного фонда РФ в Княжпогостском районе РК лишило страхователя возможности реализовать свое право на участие в рассмотрении материалов проверки. Доказательства того, что предприниматель уведомлялся об отложении рассмотрении материалов проверки на более поздний срок, суду не представлены.

Таким образом, при принятии решения № 11 от 07.04.2008г. органом Пенсионного фонда РФ были допущены существенные нарушения процедуры рассмотрения материалов проверки, и, соответственно, такое решение не может являться основанием для взыскания штрафа.

Руководствуясь ст.ст.167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия (изготовления) во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров).

Судья Арбитражного суда

Республики Коми                                                                                 Э.В. Шипилова

А29-8562/2008

Категория:
Другие
Статус:
Взыскать обязательные платежи и санкции (ст.216 АПК РФ)
Ответчики
Ганага Владимир Вячеславович
Суд
АС Республики Коми
Судья
Шипилова Эра Владимировна
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее