Дело № 2-72/2017
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
16 января 2017 года г.Буинск, РТ
Буинский городской суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Р.Р. Шамионов, при секретаре А.Л.Н., с участием истицы М.Ф.З., представителя ответчика - ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Г.Л.А., рассмотрев в открытом судебном исковое заявление М.Ф.З. к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице его Буинского отдела Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» о возложении обязанности снять объект недвижимости в виде жилого дома с кадастрового учёта и поставить на кадастровый учёт объект недвижимости в виде квартиры,
у с т а н о в и л:
М.Ф.З. обратилась в суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице его Буинского Филиала о возложении обязанности снять объект недвижимости в виде жилого дома с кадастрового учёта и поставить на кадастровый учёт объект недвижимости в виде квартиры, указывая, что ей на праве собственности принадлежит квартира и земельный участок, расположенные по адресу: , приобретенная в порядке приватизации. В настоящее время, при обращении с заявлением об оформлении в собственность земельного участка и квартиры, ей было отказано, поскольку установлено наличие различных сведений об объекте недвижимости. Так, по договору приватизации ей в совместную собственность была передана квартира, а в сведениях государственного кадастра недвижимости вид объекта недвижимости указан - жилой дом. В связи с этим у нее возникла необходимость обратиться в суд. Просила обязать ответчика снять с кадастрового учёта объект недвижимости - жилой дом, расположенный по адресу: , и поставить на кадастровый учёт - жилую квартиру по этому же адресу.
В судебном заседании истица М.Ф.З. просила обязать ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице его отдела по филиала по РТ снять с кадастрового учёта объект недвижимости в виде жилого дома, расположенного по адресу: .
Представитель ответчика - ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Г.Л.А. исковые требования истицы не признала и пояснила, что жилой дом, с кадастровым номером 16:14:990155:382, расположенный по адресу: РТ, , передан в орган кадастрового учета из бюро технической инвентаризации с наименованием «жилой дом», оставила решение на усмотрение суда.
К.Т.И. и Г.И.Р. пояснили, что они соседи истицы, являются собственниками квартир многоквартирного жилого дома по адресу: РТ, .
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Статьей 7 закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в редакции Закона Российской Федерации от 16 октября 2012 года предусмотрено, что передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органом местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариальное удостоверение договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.
В силу ч. 3 ст. 7 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
На основании пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав и является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Согласно пункту 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Как следует из статьи 244 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность). Общая собственность на имущество является долевой, за исключением случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество. По соглашению участников совместной собственности, а при не достижении согласия по решению суда на общее имущество может быть установлена долевая собственность этих лиц.
В соответствии с п. 4 ст. 19 ЖК РФ, жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года N 1301, «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации», определены основные задачи государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации, которыми является получение информации о местоположении, количественном и качественном составе, техническом состоянии, уровне благоустройства, стоимости объектов жилищного фонда и изменении этих показателей.
В силу абзаца 3 пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года 1301 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации" (пункт 3 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2009 года N 388) технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (далее именуются - БТИ)
БТИ осуществляют техническую инвентаризацию жилищного фонда в городских и сельских поселениях независимо от его принадлежности, заполняют и представляют формы федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом в территориальные органы государственной статистики. Инвентаризационные сведения и иные данные технического учета жилищного фонда обязательны для применения, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, в случае определения технического состояния и физического износа жилых строений и жилых помещений.
В соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.2007 года "О государственном кадастре недвижимости", государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотренные данным Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных данным Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
В силу пункта 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 г. N 457, Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимости имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки.
Приказом Росреестра от 11.03.2010 г. N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" и приказу Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 г. N 42 полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, наделено федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" и его филиалы.
В соответствии со статьей 5 Закона «О государственном кадастре недвижимости», каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
Согласно статье 16 Закона «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 Закона «О государственном кадастре недвижимости» сведений об объекте недвижимости.
Как следует из положений Закона «О государственном кадастре недвижимости» постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости осуществляются на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с данным Федеральным законом для осуществления такого учета документов.
В соответствии с п. 5 ст. 19 ЖК РФ и п. 7 Постановления Правительства РФ от 04.12.2000 года № 21 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в РФ объектов капитального строительства», технический паспорт оформляется по результатам технической инвентаризации на каждый объект капитального строительства.
При постановке объекта недвижимости на государственный кадастровый учет в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе о виде объекта недвижимости. При этом, исходя из Закона о кадастре, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства являются самостоятельными видами объектов недвижимости.
Жилищный кодекс Российской Федерации содержит родовое понятие "жилое помещение", в состав которого входят следующие виды объектов: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната (часть 1 статьи 16).Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.
Согласно договору на передачу жилого помещения в собственность граждан от , зарегистрированному у Главы администрации РТ за регистрационным , в БТИ РТ за регистрационным , М.Ф.З. на праве собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: .
Из технического паспорта на жилой дом индивидуального жилищного фонда, расположенного по адресу: , составленного РГУП БТИ, видно, что данный объект указан как жилой дом.
В государственном кадастре недвижимости сведения о спорном объекте указаны как жилой дом.
Таким образом, судом установлено, что истица является собственником квартиры, расположенной по адресу: . Данная квартира расположена в трехквартирном жилом доме. Квартира, принадлежащая истице, на основании сведений, представленных бюро технической инвентаризации, была поставлена на кадастровый учёт. Однако в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости о названном выше жилом помещении, наименование объекта указано как «жилой дом», а потому данный объект недвижимости на кадастровый учёт был поставлен также как жилой дом. Вместе с тем, договором на передачу жилого помещения в собственность граждан истице на праве собственности предоставлено жилое помещение в виде квартиры, а не жилого дома. Судом бесспорно установлено, что фактически жилое помещение, принадлежащее истице, является квартирой, а потому необходимо привести данные об объекте в кадастре недвижимости в соответствие с фактическими обстоятельствами. Оценивая изложенные выше обстоятельства, суд считает необходимым снять объект недвижимости в виде жилого дома с кадастрового учёта.
Для осуществления кадастрового учета объекта недвижимости кадастровый инженер должен подготовить технический план. Положения, касающиеся технического плана, содержатся в ст. 41 Закона о кадастре.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым удовлетворить исковые требования в части возложения на ответчика обязанности поставить на кадастровый учёт объект недвижимости в виде квартиры.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
р е ш и л:
Исковое заявление М.Ф.З. к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице его Буинского отдела Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» о возложении обязанности снять объект недвижимости в виде жилого дома с кадастрового учёта и поставить на кадастровый учёт объект недвижимости в виде квартиры, удовлетворить.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице его Буинского отдела Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» снять с государственного кадастрового учета объект - жилой дом, расположенный по адресу: кадастровым номером .
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице его Буинского отдела Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» произвести государственный кадастровый учет многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: , а так же жилого помещения - , находящуюся в этом многоквартирном трехквартирном жилом доме, расположенном по адресу: , без акта ввода в эксплуатацию (акта приемки), по техническому плану на основании декларации, подписанной всеми собственниками жилых помещений в многоквартирном жилом доме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан путем подачи жалобы через Буинский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в полном объеме.
Судья: Р.Р. Шамионов.