Дело №а-7973/19 02 сентября 2019 года
47RS0№-64
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
Всеволожский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Дмитриевой Д.Е.
при секретаре ФИО6
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района <адрес> с полномочиями окружной избирательной комиссии по Муринскому пятимандатному избирательному округу №, ФИО4 об отмене регистрации кандидата в Совет депутатов
УСТАНОВИЛ:
ФИО8 обратился в суд с административным иском к Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии по Муринскому пятимандатному избирательному округу №, в обоснование требований указав, что решением Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии по Муринскому пятимандатному избирательному округу № ФИО4 был зарегистрирован кандидатом в депутаты совета депутатов муниципального образования «Муринское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> по Муринскому пятимандатному избирательному округу №.
Вместе с тем, регистрация ФИО7 подлежит отмене по следующим основаниям.
Административным ответчиком нарушены авторские права социальной сети ООО «Мавис».
Административным ответчиком в агитационном материале на лицевой и оборотной сторонах листовки, размещен товарный знак ООО «Мавис», без согласия правообладателя указанного товарного знака, из которого, по мнению административного истца следует, о причастности ООО «Мавис» к политической партии и кандидату в частности.
Разрешение на использование, третьими лицами, товарного знака ООО «Мавис» получено не было.
Таким образом, административным ответчиком допущено нарушение в виде того, что агитационные материалы нарушают авторские права об интеллектуальной собственности.
В связи с чем административный истец просит суд:
- отменить регистрацию кандидата в депутаты совета депутатов муниципального образования «Муринское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> по Муринскому пятимандатному избирательному округу № ФИО4 № от ДД.ММ.ГГГГ
Административный истец в судебное заседание не явился, направил суд своего представителя, который административные исковые требования поддержал, просил суд их удовлетворить.
Представитель административного ответчика в судебное заседание явился, представил письменный отзыв, в котором полагает, что требования подлежат удовлетворению, поскольку усматриваются нарушения авторского права.
Административный ответчик и его представитель в судебное заседание явились, возражали против удовлеторения требований, по основаниям изложенным в письменных возражениях, указали, что нарушения авторских прав ООО «Мавис» допущено не было, поскольку в агитационном материале воспроизведено изображение панорамы <адрес>, кандидатом не был использован знак для рекламных целей, либо извлечения прибыли.
Заинтересованное лицо ООО «Мавис» в судебное заседание не явился, о слушании по делу уведомлен надлежащим образом.
При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотрение административного дела в отсутствие не явившегося заинтересованного лица, извещенного надлежащим образом, применительно к положениям ч.3 ст.243, ст.150 КАС РФ.
Выслушав мнение участников процесса, заключение прокурора, полагавшего административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, изучив и оценив материалы дела, представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.2 ст.239 КАС РФ, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Пунктом 11 ст.239 КАС РФ установлено, что с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурор.
Материалами административного дела установлено, что решением Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района <адрес> с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования Муринское городское поселение Всеволожского муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении выборов совета депутатов муниципального образования «Муринское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> четвертого созыва» на ДД.ММ.ГГГГ назначены выборы депутатов совета депутатов муниципального образования «Муринское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>» четвертого созыва.
Решением Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования «Муринское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов совета депутатов муниципального образования «Муринское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> четвертого созыва на избирательную комиссию Всеволожского муниципального района», на период подготовки и проведения выборов депутатов совета депутатов муниципального образования «Муринское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> возложены полномочия: окружной избирательной комиссии Муринского пятимандатного избирательного округа № на территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района; окружной избирательной комиссии Муринского пятимандатного избирательного округа № на территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района; окружной избирательной комиссии Муринского пятимандатного избирательного округа № на территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района; окружной избирательной комиссии Муринского пятимандатного избирательного округа № на территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района.
Решением Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии по Муринскому пятимандатному избирательному округу № от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО8 был зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты совета депутатов МО «Муринское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> по Муринскому пятимандатному избирательному округу №, выдвинутого в порядке самовыдвижения.
Решением Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии по Муринскому пятимандатному избирательному округу № от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО4 был зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты совета депутатов МО «Муринское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> по Муринскому пятимандатному избирательному округу №.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом № 67-ФЗ.
В соответствии со ст. 39 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно подпункту «д» пункта 7 статьи 76 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 настоящего федерального закона.
Пунктом 1.1 статьи 56 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», установлена норма, согласно которой при проведении предвыборной агитации также не допускается злоупотребление свободой массовой информации в иных, чем указанные в пункте 1 этой статьи, формах. Запрещается агитация, нарушающая законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности.
В соответствии со статьями 2, 48, 54, 56, 76, 78 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», агитационные материалы - печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации, и предназначенные для массового распространения, обнародования в период избирательной кампании, кампании референдума. Агитация предвыборная (предвыборная агитация) - деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них). Избирательная кампания кандидата - деятельность, направленная на достижение определенного результата на выборах и осуществляемая в период со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов до дня представления итогового финансового отчета кандидатом, избирательным объединением, а также уполномоченными ими лицами.
Предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются: призывы голосовать за кандидата либо против него; выражение предпочтения какому-либо кандидату; описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран; распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате в сочетании с позитивными либо негативными комментариями; распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей; деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату. При проведении предвыборной агитации не допускается злоупотребление свободой массовой информации. Запрещается агитация, нарушающая законодательство РФ об интеллектуальной собственности.
В соответствии с пунктами 1.1 и 7 статьи 56 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ запрещается агитация, нарушающая законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности. Комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации, агитации при проведении референдума и принимают меры по устранению допущенных нарушений.
Отношения в области прав на результаты интеллектуальной деятельности регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (часть четвертая, раздел VII).
Допускаются без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение и распространение изготовленных экземпляров, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения произведения изобразительного искусства или фотографического произведения, которые постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, если изображение произведения является основным объектом использования или изображение произведения используется в целях извлечения прибыли.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 35 постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", несоблюдение требований, установленных частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (в частности, использование результатов интеллектуальной деятельности, средств индивидуализации без согласия автора или иного правообладателя, а в случае, когда допускается их использование без согласия автора или иного правообладателя, - несоблюдение условий такого использования), должно квалифицироваться судами как нарушение законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности.
Суд установил изготовление в ходе избирательной кампании по заказу кандидата печатного агитационного материала (политическая листовка) формата А3 на 4 страницах газетного формата, отпечатанного в ИП ФИО3 тиражом 5 000 экземпляров, в котором размещены на первой и четвертой страницах изображение здания, на крыше которого имеется стенд с надписью «Мавис».
Проанализировав изображения, а также оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания факта нарушения кандидатов авторских прав, в силу следующего.
Согласно свидетельству на товарный знак (знак обслуживания) № состоит из трех составных частей: графического изображения, надписи «МАВИС» на русском языке и надписи MAVIS на латинском языке.
Согласно представленному в агитационном материале изображению, что вид многоквартирного дома, на крыше, которого расположен графический знак и надпись «МАВИС» на русском языке, следовательно, указанная надпись не отвечает, признакам знака, в отношении которого выдано свидетельство №. Указанный знак, является по сути схожим с ним изображением, так как сам товарный знак выглядит иначе.
В силу ст. 1276 ГК РФ допускаются без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение и распространение изготовленных экземпляров, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения произведения изобразительного искусства или фотографического произведения, которые постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, если изображение произведения является основным объектом использования или изображение произведения используется в целях извлечения прибыли.
Допускается свободное использование путем воспроизведения и распространения изготовленных экземпляров, сообщения в эфир или по кабелю, доведения до всеобщего сведения в форме изображений произведений архитектуры, градостроительства и произведений садово-паркового искусства, расположенных в месте, открытом для свободного посещения, или видных из этого места.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 10-П указал, что отмена регистрации кандидата является мерой публично-правовой ответственности (санкцией) за нарушение избирательного законодательства, которая может быть применена при наличии убедительных доказательств виновного поведения кандидата.
Между тем материалы административного дела таких доказательств не содержат, следовательно, суд первой инстанции правомерно не усмотрел основания для удовлетворения административного искового заявления.
При данных обстоятельствах административные исковые требования ФИО8 к Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии по Муринскому пятимандатному избирательному округу № об отмене регистрации в качестве кандидата удовлетворению не подлежат по вышеизложенным судом основаниям.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.239-244, 150, 175-180, 111, 103, 112 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований ФИО2 к Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района <адрес> с полномочиями окружной избирательной комиссии по Муринскому пятимандатному избирательному округу №, ФИО4 об отмене регистрации кандидата в Совет депутатов, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Ленинградский областной суд через Всеволожский городской суд в течение пяти дней.
Судья