Дело №2-650/15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Мысковский городской суд Кемеровской области в составе
Председательствующего: Литвиненко И.В.
С участием помощника прокурора Курочкиной А.В..
При секретаре: Гуряшевой Е.П.
Рассмотрев в открытом судебном заседании 20 апреля 2015 г. дело по иску Новокузнецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Аксасские охотугодья» о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Новокузнецкий межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Аксасские охотугодья» о понуждении к совершению действий.
В обоснование заявленных требований указал, что Новокузнецкой межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства об охоте и сохранении охотничьих ресурсов ООО «Аксасские охотугодья» (далее - Общество), осуществляющим деятельность в сфере охотничьего хозяйства на территории Новокузнецкого района Кемеровской области на основании долгосрочной Лицензии на пользование объектами животного мира серия КО № 000011 от 27.05.2009 и Договора № 19/2009 о предоставлении в пользование территорий, акваторий в качестве охотничьих угодий в Кемеровской области от 27.05.2009.
Деятельность Общества осуществляется на земельных участках общей площадью 43,886 тыс.га.
В ходе проверки природоохранной прокуратурой исполнения действующего законодательства, регламентирующего использование лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, выявлены нарушения в деятельности Общества.
Распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 13.05.2009 № 445-р «О предоставлении территории, необходимой для осуществления пользования животным миром» Обществу предоставлена территория площадью 43886, 8 га. Обществу выдана долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира серии КО № 000011 со сроком действия с 13.05.2009 по 13.05.2034, а также заключен договор от 27.05.2009 «О предоставлении в пользование территорий, акваторий в качестве охотничьих угодий в Кемеровской области».
В настоящее время в связи с осуществлением ответчиком видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства последним осуществляется использование земель лесного фонда, расположенных на территории Тутуясского участкового лесничества Новокузнецкого района.
В соответствии с п. 1.3 договора от 27.05.2009 «О предоставлении в пользование территорий, акваторий в качестве охотничьих угодий в Кемеровской области» договор предусматривает порядок пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты на территории, предоставленной для осуществления пользования Обществом в качестве охотничьих угодий.
Согласно пункту 2.1.7. договора Общество имеет право получать на территории, акватории, указанной в п. 1.3 настоящего договора земельные участки в производственных и иных целях в порядке, установленном гражданским, земельным, водным и лесным законодательством Российской Федерации.
Между тем, до настоящего времени договор аренды лесного участка ответчиком с департаментом лесного комплекса Кемеровской области не заключено.
Постановлением № 11 о назначении административного наказания 18.07.2014, вынесенного департаментом лесного комплекса Кемеровской области, ООО «Аксасские охотугодья» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.9 КоАП РФ (самовольное использование лесных участков без специальных разрешений), с вынесением наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Имеющим долгосрочную лицензию охотпользователям, пользующимся лесными участками для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, не дано право выбора заключать либо не заключать охотхозяйственное соглашение, а лишь предоставлена возможность заключения таких соглашений, как и договоров аренды (ст. 74 Лесного кодекса РФ) без проведения аукциона.
Анализ действующего законодательства свидетельствует, что использование лесного участка для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями должно осуществляться на основании охотхозяиственного соглашения, а также после государственной регистрации договора аренды лесного участка, подписания сторонами акта приема-передачи лесного участка в аренду и представления арендодателю указанными юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями разработанного в установленном федеральным законодательством порядке проекта освоения лесов с положительным заключением государственной или муниципальной экспертизы.
Таким образом, заключение договора аренды лесного участка с лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере охотничьего хозяйства, влечет важнейшие последствия для регламентации этой деятельности, предполагает целый комплекс природоохранных мер и предоставляет эффективные механизмы осуществления государственного лесного контроля за соблюдением законодательства в этой сфере.
Поскольку между ответчиком с департаментом лесного комплекса Кемеровской области договор аренды лесных участков не заключен, арендная плата в указанных выше законом случаях и в целях им не вносится, что нарушает принцип платности использования лесов, требования лесных регламентов и требований по охране и защите лесов, предусмотренные ст. 51 Лесного кодекса РФ.
Просит признать незаконным использование обществом с ограниченной ответственностью «Аксасские охотугодья» земель лесного фонда, расположенных на территории Тутуясского участкового лесничества Новокузнецкого района, для нужд охотничьего хозяйства без заключения договоров аренды лесного участка, разработки проекта освоения лесов и прохождения его государственной экологической экспертизы, подачи лесной декларации;
обязать общество с ограниченной ответственностью «Аксасские охотугодья» прекратить деятельность по использованию земель лесного фонда, расположенных на территории Тутуясского участкового лесничества Новокузнецкого района, до заключения договора аренды лесного участка, разработки проекта освоения арендуемого лесного участка и получения положительного заключения государственной экологической экспертизы на проект освоения арендуемого лесного участка.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержала, просила удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ООО «Аксасские охотугодья» Вершинин В.А. признал заявленные требования.
Суд, исследовав материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц, если нарушаются законные интересы и права граждан. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.
В силу ч. 2 ст. 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Судом установлено, что Новокузнецкой межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства об охоте и сохранении охотничьих ресурсов ООО «Аксасские охотугодья» (далее - Общество), осуществляющим деятельность в сфере охотничьего хозяйства на территории Новокузнецкого района Кемеровской области на основании долгосрочной Лицензии на пользование объектами животного мира серия КО № 000011 от 27.05.2009 и Договора № 19/2009 о предоставлении в пользование территорий, акваторий в качестве охотничьих угодий в Кемеровской области от 27.05.2009.
Деятельность Общества осуществляется на земельных участках общей площадью 43,886 тыс.га.
В соответствии со статьями 9, 36, 52, 48 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, но и обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную
окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В ходе проверки природоохранной прокуратурой исполнения действующего законодательства, регламентирующего использование лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, выявлены нарушения в деятельности Общества.
Распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 13.05.2009 № 445-р «О предоставлении территории, необходимой для осуществления пользования животным миром» Обществу предоставлена территория площадью 43886, 8 га. Обществу выдана долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира серии КО № 000011 со сроком действия с 13.05.2009 по 13.05.2034, а также заключен договор от 27.05.2009 «О предоставлении в пользование территорий, акваторий в качестве охотничьих угодий в Кемеровской области».
В настоящее время в связи с осуществлением ответчиком видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства последним осуществляется использование земель лесного фонда, расположенных на территории Тутуясского участкового лесничества Новокузнецкого района.
В соответствии с п. 1.3 договора от 27.05.2009 «О предоставлении в пользование территорий, акваторий в качестве охотничьих угодий в Кемеровской области» договор предусматривает порядок пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты на территории, предоставленной для осуществления пользования Обществом в качестве охотничьих угодий.
Согласно пункту 2.1.7. договора Общество имеет право получать на территории, акватории, указанной в п. 1.3 настоящего договора земельные участки в производственных и иных целях в порядке, установленном гражданским, земельным, водным и лесным законодательством Российской Федерации.
Между тем, до настоящего времени договор аренды лесного участка ответчиком с департаментом лесного комплекса Кемеровской области не заключено.
Постановлением № 11 о назначении административного наказания 18.07.2014, вынесенного департаментом лесного комплекса Кемеровской области, ООО «Аксасские охотугодья» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.9 КоАП РФ (самовольное использование лесных участков без специальных разрешений), с вынесением наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В соответствии со ст. 1 Лесного кодекса РФ лесное законодательство и иные, регулирующие лесные отношения, нормативные правовые акты основываются на следующих принципах:
устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала;
сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду;
использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов;
обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; обеспечение охраны и защиты лесов;
использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека; платность использования лесов.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству.
Согласно ст. 36 Федерального закона «О животном мире» предоставление животного мира на территории Российской Федерации в пользование российским и иностранным юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства осуществляется в порядке, устанавливаемом настоящим Федеральным законом, федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, а также гражданским, земельным, водным и лесным законодательством Российской Федерации.
Пользователи животным миром имеют право получать земельные участки в производственных и иных целях в порядке, установленном гражданским, земельным, водным и лесным законодательством Российской Федерации (ст. 40 Федерального закона «О животном мире»).
В соответствии с пп. 5 ч. 1 ст. 25 Лесного кодекса РФ одним из видов использования лесов является осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
Положениями ст. 36 Лесного кодекса РФ регламентирован порядок использования леса для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
Леса могут использоваться для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства (ч. 1 ст. 36 Лесного кодекса РФ).
Лесные участки предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на основании охотхозяйственных соглашений, заключенных в соответствии с федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и договоров аренды лесных участков (ч. 2 ст. 36 Лесного кодекса РФ).
В соответствии со ст. 33 Федерального закона «О животном мире» объекты животного мира предоставляются в пользование физическим и юридическим лицам по основаниям, установленным данным Федеральным законом и федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов». В ст. 34 данного закона указано, что охота является видом пользования животным миром.
Таким образом, действующее законодательство разделяет понятие «охота» и «ведение охотничьего хозяйства»: охота является видом пользования животным миром, а ведение охотничьего хозяйства на лесных участках из состава земель лесного фонда Российской Федерации является видом лесопользования.
В соответствии с требованиями ст. 94 Лесного кодекса РФ использование лесов в Российской Федерации является платным. За использование лесов вносится арендная плата.
Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов», которым определены основы охотпользования и порядок его регламентации, содержит аналогичные положения.
Так, в соответствии со ст. 25 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов» для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства земельные участки и лесные участки из земель, находящихся в государственной собственности, предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях размещения объектов охотничьей инфраструктуры и (или) в целях, не связанных с их размещением, в соответствии с настоящим Федеральным законом, земельным законодательством и лесным законодательством.
В соответствии со ст. 27 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов» условием заключения охотхозяйственного соглашения является предоставление в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения, земельных участков и лесных участков. При этом, само охотхозяйственное соглашение включает в себя в числе прочего и условие о годовом размере арендной платы за предоставляемые в аренду и расположенные в границах охотничьего угодья земельные участки и лесные участки; и обязательства по предоставлению земельных участков и лесных участков; и ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение охотхозяйственного соглашения.
В соответствии со ст. 72 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов» датой его вступления в силу является 01.04.2010. Согласно ранее действовавшей редакции данного Федерального закона деятельность по использованию охотничьих ресурсов осуществлялась на основании долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира и заключаемым в соответствии с ней договором о предоставлении в пользование территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром.
В ч. 1 ст. 71 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов» установлено, что право долгосрочного пользования животным
миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
При этом право пользования животным миром на основании долгосрочной лицензии не дает право пользования лесными участками для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства в отсутствие договора аренды указанных лесных участков.
Частью 3 ст. 71 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов» предусмотрено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений.
Таким образом, имеющим долгосрочную лицензию охотпользователям, пользующимся лесными участками для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, не дано право выбора заключать либо не заключать охотхозяйственное соглашение, а лишь предоставлена возможность заключения таких соглашений, как и договоров аренды (ст. 74 Лесного кодекса РФ) без проведения аукциона.
В соответствии с пп.2,3,5 ст.4 Закона Кемеровской области от 27.12.2007 № 173-03 «О некоторых видах использования лесов» использование лесных участков для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на лесных участках осуществляется с учетом особенностей использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, установленных Лесным кодексом РФ. Лесные участки предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на основании охотхозяйственных соглашений, заключенных в соответствии с Федеральным законом «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и договоров аренды лесных участков. Лесные участки для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства используются в соответствии с охотхозяйственным соглашением и договором аренды лесного участка, лесохозяйственным регламентом и проектом освоения лесов.
Согласно п.8 ст.4 Закона Кемеровской области «О некоторых видах использования лесов» юридические лица и индивидуальные предприниматели, использующие лесные участки для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, обязаны:
осуществлять использование лесных участков для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства в соответствии с лесным законодательством, соблюдать требования, обеспечивающие охрану объектов животного мира;
составлять проект освоения лесов и соблюдать его требования;
осуществлять использование лесов в соответствии с проектом освоения лесов и лесохозяйственным регламентом;
соблюдать условия охотхозяиственного соглашения и договора аренды лесного участка, своевременно уплачивать сбор за пользование объектами животного мира и арендную плату.
Анализ действующего законодательства свидетельствует, что использование лесного участка для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями должно осуществляться на основании охотхозяиственного соглашения, а также после государственной регистрации договора аренды лесного участка, подписания сторонами акта приема-передачи лесного участка в аренду и представления арендодателю указанными юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями разработанного в установленном федеральным законодательством порядке проекта освоения лесов с положительным заключением государственной или муниципальной экспертизы.
Таким образом, заключение договора аренды лесного участка с лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере охотничьего хозяйства, влечет важнейшие последствия для регламентации этой деятельности, предполагает целый комплекс природоохранных мер и предоставляет эффективные механизмы осуществления государственного лесного контроля за соблюдением законодательства в этой сфере.
В соответствии со ст. 12 Лесного кодекса РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.
В соответствии со ст. 85 Лесного кодекса РФ планирование в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (лесное планирование) направлено на обеспечение устойчивого развития территорий. Лесное планирование является основой освоения лесов, расположенных в границах лесничеств и лесопарков.
Согласно ст. 88 Лесного кодекса РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса РФ.
Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки установлены приказом Рослесхоза от 29.02.2012 № 69, в соответствии с п. 28 которого проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в
соответствии со статьей 12 Лесного кодекса РФ на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.
Согласно приказу Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 в подразделе проекта освоения лесов «Осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства» должны содержаться следующие сведения:
основные параметры и нормативы использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства в соответствии с лесохозяйственным регламентом (приложение № 38);
характеристика охотничьих угодий, численность объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты;
сведения о видах животного мира, отнесенных к объектам охоты, допустимый объем добычи и проектируемые мероприятия по их охране;
проектируемый объем рубок лесных насаждений на лесных участках, предназначенных для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;
ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируется проведение биотехнических мероприятий (приложение № 39), и их пространственное размещение (тематическая лесная карта).
Как указано в п. 3 вышеуказанного Приказа, проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 Лесного кодекса РФ, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
К мероприятиям по охране и защите леса относятся меры пожарной безопасности в лесах.
Частью 2 ст. 53 Лесного кодекса РФ установлено, что меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с проектом освоения лесов.
Статьей 53.1 Лесного кодекса РФ и п. 5 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417, предусмотрено, что такая мера пожарной безопасности в лесах как предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров), на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов. Пунктом 15 (11) данных Правил установлено, что виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности этими средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения
и тушения лесных пожаров при использовании лесов, определенные в установленном порядке, включаются в проекты освоения лесов.
При этом в пункте 1 Постановления Правительства РФ от 30.06.2007 № 417 указано, что Правила пожарной безопасности в лесах являются обязательными для исполнения юридическими лицами и гражданами.
Также к мероприятиям по охране и защите леса относятся мероприятия по обеспечению санитарной безопасности в лесах, уход за лесами.
Согласно ст. 55, 64 Лесного кодекса РФ меры санитарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов. Уход за лесами осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Пунктом 4 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 № 414, предусмотрено, что на лесных участках, предоставленных в аренду, санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов.
В силу ст. 89 Лесного кодекса РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи. Государственная экспертиза проектов освоения лесов, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, указанных в ч. 2 ст. 83 Лесного кодекса РФ, а также проектов освоения лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В связи с тем, что проект освоения лесов Обществом не разработан, необходимые мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов, в том числе по охране и защите от пожаров, не предусматриваются и не проводятся.
Использование лесов для видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, с учетом указанных выше договора аренды и проекта освоения лесов, предполагает и соответствующий контроль со стороны органов, уполномоченных на осуществление государственного лесного контроля, в частности, по соблюдению заявленных видов деятельности путем проверки подаваемых лесных деклараций.
В соответствии со ст. 26 Лесного кодекса РФ лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.
В соответствии с Порядком заполнения и подачи лесной декларации, утвержденным Приказом Рослесхоза от 17.01.2012 № 18, лесная декларация подается ежегодно лицами, которым лесные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды (далее - лесопользователь),
в орган государственной власти или орган местного самоуправления, предоставивший лесной участок (далее - уполномоченный орган), не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесного участка, и должна содержать сведения обо всех видах использования лесов, которые предусмотрены договором аренды, решением государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять лесные участки в постоянное (бессрочное) пользование, проектом освоения лесов на переданном в пользование лесном участке на декларируемый год, в том числе в части ведения охотничьего хозяйства и осуществление охоты, с приведением схемы расположения мест проведения работ при использовании лесов в пределах кварталов и выделов.
Использование лесного участка лицом, не подавшим лесную декларацию в установленные сроки, является незаконным.
Как указано в ст. 74 Лесного кодекса РФ договор аренды лесного участка в целях использования лесов для осуществления видов пользования в сфере охотничьего хозяйства заключается без аукциона и является следствием предоставления объектов животного мира в пользование.
Согласно ст. 73 Лесного кодекса РФ по договору аренды лесного участка осуществляется арендная плата, определяемая на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 указанной статьи Лесного кодекса РФ.
В соответствии с частями 3 и 4 ст. 73 Лесного кодекса РФ при использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка.
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ № 310 от 22.05.2007 установлена условная ставка платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при ведении охотничьего хозяйства и осуществления охоты, равная 0,03 рубля за гектар в год для всей территории Российской Федерации.
Таким образом, основной целью заключения договора аренды лесного участка с лицами, использующими его для осуществлении видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, является контроль за рациональным, неистощительным использованием лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.
Исполнение обязанностей лесопользователями подлежит государственному контролю, осуществляемому органом, уполномоченным на управление в лесной сфере, вытекающего из заключенного договора аренды лесных участков, что в частности, следует и из ст. 24 Лесного кодекса РФ, в соответствии с которым невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка.
Поскольку между ответчиком с департаментом лесного комплекса Кемеровской области договор аренды лесных участков не заключен, арендная плата в указанных выше законом случаях и в целях им не вносится, что нарушает принцип платности использования лесов, требования лесных регламентов и требований по охране и защите лесов, предусмотренные ст. 51 Лесного кодекса РФ.
Согласно п. 4.2 Положения о департаменте лесного комплекса Кемеровской области, утвержденного Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 31.07.2014 № 303, департамент лесного комплекса Кемеровской области в сфере использования, охраны, защиты лесного фонда, воспроизводства лесов осуществляет ряд следующих полномочий:
предоставляет в пределах земель лесного фонда лесные участки в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключает договоры купли-продажи лесных насаждений, в том числе организует и проводит соответствующие аукционы;
проводит государственную экспертизу проектов освоения лесов;
осуществляет на землях лесного фонда федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный пожарный надзор в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации;
осуществляет прием лесной декларации от лиц, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.
В соответствии со ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Согласно ч. 2 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Новокузнецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Аксасские охотугодья» о понуждении к совершению действий- удовлетворить.
Признать незаконным использование обществом с ограниченной ответственностью «Аксасские охотугодья» земель лесного фонда, расположенных на территории Тутуясского участкового лесничества Новокузнецкого района, для нужд охотничьего хозяйства без заключения договоров аренды лесного участка, разработки проекта освоения лесов и прохождения его государственной экологической экспертизы, подачи лесной декларации;
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Аксасские охотугодья» прекратить деятельность по использованию земель лесного фонда, расположенных на территории Тутуясского участкового лесничества Новокузнецкого района, до заключения договора аренды лесного участка, разработки проекта освоения арендуемого лесного участка и получения положительного заключения государственной экологической экспертизы на проект освоения арендуемого лесного участка.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Кемеровский областной суд в течение месяца.
Решение в окончательном виде изготовлено 24 апреля 2015 года
Судья И.В. Литвиненко