Дело № 2-215/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 мая 2016 года с.Каратузское
Каратузский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Филиппова О.П.,
при секретаре Дорофеевой Н.А.,
с участием прокурора Логуновой В.Л.,
истца Баранова А.М.,
представителя ответчика Дэка Э.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Каратузского района Красноярского края в интересах Баранова А. М. к администрации Каратузского района о возложении обязанности по обеспечению жилым помещением,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Каратузского района Красноярского края обратился в суд с иском в интересах Баранова А. М. к администрации Каратузского района о возложении обязанности по обеспечению жилым помещением, указав, что Баранов А.М. относится к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку мать последнего лишена родительских прав, а отец умер. В соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Законом Красноярского края "О защите прав ребенка" дети-сироты, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании срока пребывания в образовательных организациях, обеспечиваются органами местного самоуправления благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма. Баранов А.М. окончил КГБОУ НПО «<>» в 2013 году. В настоящее время <>, не учится, своего жилья не имеет. Решением краевой комиссии министерства образования и науки Красноярского края от <> включен в краевой список для обеспечения жилым помещением. Вместе с тем, на сегодняшний день он жильем не обеспечен. В этой связи просит возложить на администрацию Каратузского района обязанность предоставить Баранову А.М. жилое помещение на условиях найма специализированного жилого помещения, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и технических требованиям, благоустроенное применительно к условиям <>, не обремененное правами третьих лиц и не находящееся под арестом.
В судебном заседании прокурор Логунова В. Л. иск поддержала и просила удовлетворить его по доводам, изложенным в заявлении.
Истец Баранов А. М. в судебном заседании иск также поддержал и пояснил, что относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, <>. Распоряжением администрации <> от <> передан под опеку <> <> достиг совершеннолетия. В июне 2013 года окончил КГБОУ НПО «<>». С ноября 2013 по ноябрь 2014 года проходил военную службу в в/ч <>.
Решением краевой комиссии министерства образования и науки Красноярского края от <> включен в краевой список для обеспечения жилым помещением, однако жилое помещение до настоящего времени ему не предоставлено.
Представитель ответчика администрации Каратузского района Дэка Э. В. в суде против удовлетворения иска возражал, пояснив при этом, что Баранов А.М. включен в краевой список для обеспечения жилым помещением, которое предоставляется в порядке очередности, однако ввиду отсутствия денежных средств предоставить жилое помещение не представляется возможным. В этой связи, просил отказать прокурору в иске.
Представитель третьего лица Министерства образования и науки Красноярского края, будучи надлежаще извещенным о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, о причинах неявки не сообщил, о рассмотрении дела в отсутствие представителя государственного органа субъекта не просил.
По смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе.
Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующем об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.
Суд, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, с учетом мнения прокурора, истца и представителя ответчика, признал возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Заслушав объяснения прокурора, истца и представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
Как установлено в суде, Баранов А.М. <> года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, <> Согласно распоряжению администрации <> от <> с <> передан под опеку Васильевой М.М.
<> Баранов А.М. окончил КГБОУ НПО «<>», что подтверждается дипломом о начальном профессиональном образовании от <>. Решением краевой комиссии министерства образования и науки Красноярского края от <> истец включен в краевой список по обеспечению жилыми помещениями. В период с ноября 2013 по ноябрь 2014 года проходил военную службу в воинской части <>.
В феврале 2012 года истцу исполнилось восемнадцать лет, однако до настоящего времени Баранов А.М. жилым помещением не обеспечен. Своего жилого помещения истец не имел и не имеет, проживает в квартире опекуна на территории <>.
По правилам, предусмотренным статьей 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно ст.98.1 Жилищного Кодекса РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.109.1. Жилищного Кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Аналогичные гарантии предусмотрены статьей 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка».
Законом Красноярского края установлены требования к жилому помещению, предоставляемому детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.
Так, жилое помещение должно быть пригодным для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором оно предоставляются, не обременено правами третьих лиц и не находиться под арестом. Общая площадь жилых помещений, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения - 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека (далее - норма предоставления). С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью, превышающей размер общей площади, определенный исходя из нормы предоставления, но не более чем на 9 квадратных метров. С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью менее размера общей площади, определенного исходя из нормы предоставления, но не более чем на 11 квадратных метров. При предоставлении индивидуального жилого дома, расположенного на территории сельского населенного пункта, допускается превышение размера общей площади жилого помещения, определенного исходя из нормы предоставления, но не более чем в два раза (п.14 ст.17).
В соответствии с п.11 ст.17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» решение о предоставлении лицу, указанной категории, включенному в список, жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения принимается уполномоченным органом исполнительной власти края в области образования с учетом предложений комиссии в срок не позднее 30 дней со дня достижения им возраста 18 лет либо по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях при наличии его письменного заявления.
Законом Красноярского края от 24 декабря 2009 года N 9-4225 органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором предоставляется жилое помещение, в соответствии со статьей 17 Закона края от 02.11.2000 г. N 12-961 "О защите прав ребенка" детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно п. 1, 16 Административного регламента, утвержденного Приказом Министерства образования Красноярского края от 25 сентября 2015 г. N 55-11-04, предоставление органами местного самоуправления по переданным полномочиям жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей является государственной услугой, которая предоставляется в срок не позднее 60 дней со дня достижения лицом указанной категорий, возраста 18 лет либо по окончании срока пребывания в соответствующих организациях, а также по завершении обучения в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо по окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что Баранов А.М. имеет право на социальную поддержку со стороны государства в виде обеспечения жилым помещением.
При этом доводы представителя ответчика о том, что получение жилого помещения по договорам специализированного найма осуществляется в порядке очередности указанной категории лиц, судом отвергаются, как не основанные на нормах действующего законодательства.
Ни нормами Жилищного кодекса РФ, ни Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не предусмотрено предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в порядке очередности. Напротив ст. 8 указанного Федерального закона установлено, что жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По письменному заявлению указанных лиц жилые помещения могут предоставляться после достижения возраста 18 лет: по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Кроме того, отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Таким образом, федеральным законом установлено право лиц указанной категории на получение жилого помещения по достижении 18 лет, либо позже по их письменному заявлению.
При таких обстоятельствах, суд находит требования прокурора основанными на законе и подлежащими удовлетворению.
Основываясь на изложенном и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск прокурора Каратузского района удовлетворить.
Обязать администрацию Каратузского района Красноярского края предоставить Баранову А. М., родившемуся <> в <>, по договору найма специализированного жилого помещения, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта на территории Каратузского района Красноярского края, жилое помещение общей площадью, исходя из нормы предоставления, 33 кв.м., с допусками, установленными Законом Красноярского края от 02.11.2000 г. № 12-961 «О защите прав ребенка» (но не менее 22 кв.м. и не более 42 кв.м.).
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в апелляционном порядке в течение месяца после принятия в окончательной форме, через суд принявший решение.
Председательствующий