Решение по делу № 2а-168/2019 (2а-2833/2018;) ~ М-2919/2018 от 31.10.2018

Дело № 2а-168/2019

39RS0004-01-2018-003536-73

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 июня 2019 года г. Калининград

Московский районный суд г. Калининграда В СОСТАВЕ:

председательствующего судьи Левченко Н.В.

при секретаре Салтыковой Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Калининградской областной таможни к Михолажину Владимиру о взыскании таможенных платежей и пени,

УСТАНОВИЛ:

Калининградская областная таможня обратилась в суд с вышеназванным административным иском, указав, что 11 октября 2016 года гражданином Михолажиным Владимиром на территорию Евразийского экономического союза был ввезён автомобиль марки «<данные изъяты>», ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, с объёмом двигателя <данные изъяты> куб.см., VIN-, государственный регистрационный знак № . 11 октября 2016 года таможенным постом МАПП Советск Калининградской областной таможни на данный автомобиль был оформлен временный ввоз на срок до 10.10.2017, о чём имеется отметка в пассажирской таможенной декларации и подпись декларанта. С таможенной территории ЕАЭС в срок, указанный в пассажирской таможенной декларации, автомобиль Михолажиным Владимиром не вывезен. Сведения о фактическом вывозе временно ввезённого транспортного средства в Калининградской областной таможне отсутствуют. Правоотношения, связанные с временным ввозом транспортного средства для личного пользования Михолажиным В. возникли до вступления в силу 1 января 2018 года ТК ЕАЭС, в связи с чем к правам и обязанностям в отношении временного ввезённого транспортного средства применяется Таможенный кодекс Таможенного союза и Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском». Ссылаясь на п. 2, 5 ст. 358 ТК ТС, а также п.6 ст. 14 Соглашения, указала, что в связи с невывозом Михолажиным В. транспортного средства «<данные изъяты>» до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза, по результатам таможенного контроля, проведенного таможенным постом МАПП Советск Калининградской областной таможни (Решение по результатам таможенного контроля в отношении временно ввезённого транспортного средства для личного пользования № 10012150/110418/ТСЛП/0004), в соответствии с ч. 6 ст. 152 Федерального закона от 27 ноября 2010 года №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» Калининградской областной таможней составлен акт об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей № 10012000/180418/0000063 и произведён расчёт таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин № 10012000/180418/0000079/01.В соответствии со ст. 55, 73 и 270 ТК ЕАЭС 26 апреля 2018 года в адрес Михолажина В. направлено уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых компенсационных пошлин, процентов и пени № 10012000/Ув2018/0000025, согласно которому Михолажину В. надлежало в срок не позднее 20 дней со дня вручения уведомления погасить имеющуюся задолженность по уплате таможенных платежей в сумме <данные изъяты>, пени за период с 11.10.2017 по 26.04.2018 в размере <данные изъяты>, а всего <данные изъяты>. Уведомление до настоящего времени не исполнено. В связи с неисполнением уведомления доначислены пени за период с 27.04.2018 по 05.10.2018 в сумме <данные изъяты>. Всего на 05.10.2018 сумма задолженности составляет <данные изъяты>. При расчёте таможенных платежей, подлежащих уплате, таможенным органом использовались положения Соглашения, в частности подпункт 12 приложения 5, которым установлено, что в отношении автомобилей, с момента выпуска которых прошло более 5 лет с рабочим объёмом двигателя более 3000 куб. сантиметров, взимается таможенный платеж по единой ставке в размере 5,7 евро за 1 куб. сантиметр объёма двигателя. Поскольку в установленный срок обязанность по уплате таможенных платежей Михолажиным В. не была исполнена, на основании подп. а) п. 12 ч. 1 ст. 19 и ч. 2 ст. 150 ФЗ № 311 «О таможенном регулировании в Российской Федерации», ст. ст. 123.1-123.3 К АС РФ Калининградская областная таможня первоначально обратилась к мировому судье 4-го судебного участка Московского района г. Калининграда с заявлением о выдаче судебного приказа взыскании с Михолажина В. неуплаченных таможенных платежей и пени. Определением Мирового судьи от 17 сентября 2018 г. Калининградской областной таможне было отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа. Данное определение поступило в Калининградскую областную таможню 01.10.2018. Просит взыскать за счет имущества (в том числе денежных средств) с Михолажина Владимира в пользу Калининградской областной таможни сумму неуплаченных таможенных платежей в размере 2142965 рублей 26 копеек и пени 243047 рублей 97 копеек, всего: 2386013,23 рублей, а также сумму пени по день вынесения судом соответствующего решения.

Впоследствии административный истец Калининградская областная таможня неоднократно увеличивала исковые требования, окончательно просит взыскать с Михолажина Владимира в пользу Калининградской областной таможни сумму неуплаченных таможенных платежей в размере 2142965 рублей 26 копеек и пени по состоянию на 25.06.2019 в размере 675498,36 рублей, а всего 2818463 рублей 62 копейки (л.д. 234).

Представитель административного истца Калининградской областной таможни Фролова Н.В. в судебном заседании административные исковые требования с учетом уточнения поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям. Пояснила, что гражданин, зная, что ввозит автомобиль, заполняет таможенную декларацию и оформляет отметку о вывозе. Ответчик представлял справку, что машина утилизирована в Литве. Ответчик машину ввез и должен был сам вывезти. Необходимо разрешение таможенного органа на вывоз имущества третьим лицом, и все должно быть задекларировано. В настоящее время проводится проверка и решается вопрос о возбуждении уголовного дела по ст. 194 УК РФ, поскольку сумма платежей значительная. Для получения доказательств по делу был направлен запрос в таможенную службу Литовской Республики. Согласно ответу на запрос из Республики Литва, последнее перемещение через границу транспортного средства зафиксировано 31.10.2016. Подтверждений обратного перемещения автомобиля на территорию Литвы не имеется, доводы, представленные Михолажиным и его представителем, считает не обоснованными, документы должны быть легализованы, доказательств легализации ответчиком не представлено в порядке приказа МИД РФ № 94-70 от 18.06.2017 года. Ответчиком не подтвержден факт пересечения границы данным транспортным средством, либо пересечение его на эвакуаторе. Считают, что данный автомобиль после 31.10.2016 не пересекал границы, требования подлежат удовлетворению в полном объеме, ответчик не имел права передать автомобиль третьему лицу.

Также представила письменные пояснения по иску, в которых указала, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. В соответствии со статьями 55, 73 и 270 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза 26 апреля 2018 года в адрес Михолажина В. направлено уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых компенсационных пошлин, процентов и пени № 10012000/Ув2018/0000025, согласно которому Михолажину В. надлежало в срок не позднее 20 дней со дня вручения уведомления погасить имеющуюся задолженность по уплате таможенных платежей в сумме <данные изъяты>, пени за период с 11.10.2017 по 26.04.2018 в размере <данные изъяты>, а всего <данные изъяты>. Уведомление получено Михолажиным В. 7 мая 2018 года согласно почтовому уведомлению о вручении и в указанный в уведомлении срок исполнено не было. Поскольку в установленный срок обязанность по уплате таможенных платежей Михолажиным В. не была исполнена, на основании подпункта а пункта 12 части 1 статьи 19 и части 2 статьи 150 ФЗ № 311 «О таможенном регулировании в Российской Федерации», статей 123.1-123.3 КАС РФ Калининградская областная таможня первоначально обратилась к мировому судье 4-го судебного участка Московского района г. Калининграда с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Михолажина В. неуплаченных таможенных платежей и пени. Определением мирового судьи от 17 сентября 2018 г. Калининградской областной таможне было отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа. Данное определение поступило в Калининградскую областную таможню 01.10.2018. После получения вышеуказанного определения мирового судьи и документов, подтверждающих получение административным ответчиком административного искового заявления и приложенных к нему документов Калининградская областная таможня обратилась с административным исковым заявлением в Московский районный суд г. Калининграда. Согласно почтовому уведомлению о вручении административный иск получен судом 29.10.2018, в пределах установленного статьёй 286 КАС РФ шестимесячного срока (до 27.11.2018). Таким образом, доводы административного ответчика о пропуске срока для обращения в суд с административным иском Калининградской областной таможней считают несостоятельными. Кроме того, в возражениях указывается о вывозе 24.09.2017 спорного транспортного средства на эвакуаторе в Литву и последующей его отправке 09.10.2017 паромом в США. В подтверждение данных обстоятельств, приводятся копии документов, а именно: диагностическая карта «<данные изъяты>» от 25.09.2017; список таможенных деклараций, предоставленный пассажиром от 09.11.2017; счёт-фактура <данные изъяты> от 09.10.2017; инвойс «Атлантик Экспресс Корпорейшн» от 04.11.2017. Считает, что данные документы не могут быть признаны в качестве доказательств по делу как не соответствующие требованиям пункта 6 статьи 70 КАС РФ, в соответствии с которыми документы, полученные в иностранном государстве, признаются в суде письменными доказательствами, если не опровергается их подлинность и они легализованы в установленном порядке. При этом, Михолажиным В. не представлено ни одного официального документа из уполномоченных государственных органов, подтверждающих вывоз в установленный таможенным органом срок транспортного средства марки «<данные изъяты>», ДД.ММ.ГГГГ года выпуска. При проведении таможенного контроля в отношении не вывезенного транспортного средства таможенным постом МАПП Советск Калининградской областной таможни от Михолажина В. получено письмо от 19.02.2018, в котором также сообщалось о вывозе спорного транспортного средства с регистрационным номером (перерегистрировано в ГИБДД 22.10.2016 до 10.10.2017) на эвакуаторе в Литву, город Клайпеду для отправки паромом в Америку. Где вывозился автомобиль, Михолажин В. в письме пояснить не смог, т.к. автомобиль перемещался посредством перевозчика, найденного по объявлению, с которым у Михолажина В. связи нет. Также таможенным постом в оперативно-аналитический отдел Калининградской областной таможни был направлен запрос о подтверждении факта вывоза спорного автомобиля с таможенной территории Евразийского экономического союза. Согласно полученному ответу от 28.02.2018 транспортное средство с регистрационным знаком выезжало с территории ЕАЭС с возвратом в этот же день только один раз -31.10.2016. 10.04.2018 гражданин Михолажин В. обратился на таможенный пост с заявлением о приобщении к материалам проверки копии документа об утилизации транспортного средства в Литве 28.03.2018, хотя ранее им сообщалось о перемещении автомобиля на пароме в США. Ссылаясь на п. 19 Решения Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 311 "Об Инструкции о порядке совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, и отражении факта признания таких товаров не находящимися под таможенным контролем", п. 3 статьи 358 Таможенного кодекса Таможенного союза, п. 2 статьи 11 Соглашения между Правительством Российской [Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 года «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» от 18.06.2010, указывает, что Михолажиным В. как в ходе проведения мероприятий по таможенному контролю, так и до настоящего времени не представлено документов, предусмотренных действующим законодательством, подтверждающих вывоз временно ввезённого транспортного средства с территории ЕАЭС. Факт вывоза автомобиля марки «<данные изъяты>», ДД.ММ.ГГГГ года выпуска информационными ресурсами Калининградской областной таможни также не подтверждён (л.д. 97-100).

Административный ответчик Михолажин В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен в порядке ст. 99 КАС РФ.

Представитель административного ответчика Михолажина В. по доверенности Котельникова С.И. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. Пояснила, что в настоящее время машина стоит на платной стоянке в Литве. Таможня потребовала привезти машину в Литву, выезд машины не фиксируют. Ответчик хотел утилизировать машину, но не утилизировал, а справку об утилизации представил по требованию таможни. Доказывать, что машина не вывезена, должен административный истец. Машина не могла выезжать самостоятельно, в ней нет двигателя. Михолажин заказал эвакуатор по объявлению, он не может найти эвакуаторщика, сам он машину не вывозил, пост не знает. 24 сентября 2017 года машина поступила на сервис Форд в Литве. Ответчиком представлены сведения о том, что автомобиль находился в ремонте, и не мог самостоятельно перемещаться.

Также представила письменные возражения на административное исковое заявление, в которых исковые требования ответчик не признает по следующим основаниям. 11 октября 2016 года гражданином Республики Казахстан Михолажиным Владимиром на территорию Евразийского экономического союза ввезен автомобиль марки «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, с объёмом двигателя <данные изъяты> куб. см., VIN- государственный регистрационный знак № . 11 октября 2016 года таможенным постом МАПП Советск Калининградской областной таможни Михолажиным В. на данный автомобиль был оформлен временный ввоз на срок до 10.10.2017 года, о чём имеется отметка в пассажирской таможенной декларации и подпись декларанта. На основании таможенной декларации автомобиль был зарегистрирован в ГИБДД на ограниченный срок до 10.10.2017 года, государственный регистрационный знак , без права передачи в пользование, что подтверждается свидетельством в регистрации ТС . В указанный период административный ответчик неоднократно выезжал на данном автомобиле за границу. В августе 2017 года в связи с технической неисправностью двигателя автомобиль был поставлен на ремонт на станцию техобслуживания <данные изъяты> где находился с 19.08.2017 года по 23.09.2017 года, что подтверждается справкой <данные изъяты> от 23.10.2017. Из-за отсутствия необходимых запчастей для ремонта двигателя, 24 сентября 2017 года автомобиль на эвакуаторе был перевез в Литву, где 25 сентября 2017 года на автосервисе «<данные изъяты>» была выполнена синхронизированная диагностика двигателя, что подтверждается диагностической картой «<данные изъяты>» от 25.09.2017 г.. По результатам диагностики был выявлен заводской дефект двигателя, в связи с чем 09.10.2017 года автомобиль был отправлен паромом в США и 04.11.2017 года прибыл в <данные изъяты> (указанные обстоятельства подтверждаются списком таможенных деклараций таможенного учреждения Малку Иланкос Морской портовый пост от 09.11.2017 г. код оператора КL0654, счетом фактурой № АТС00014 от 09.10.2017 г., инвойсом № 6138 от 04.11.2017 года). Таким образом, в установленный законом срок административным истцом были приняты все меры по вывозу автомобиля с территории РФ, о чем был проинформирован начальник таможенного поста МАПП г. Советск. Ссылаясь на ч. 2,5,6 ст. 358 Таможенного кодекса таможенного союза, подпункт 2 пункта 1 статьи 14 Соглашения, п. 3 части 2 статьи 80 Таможенного кодекса, полагает, что правовых оснований для удовлетворения исковых требований не имеется. Кроме того, административным истцом нарушены процессуальные сроки для обращения в суд. Требование об уплате таможенных платежей от 26.04.2018 года содержало срок исполнения - в течение 20 дней со дня получения требования, который истек 05 мая 2018 года, и соответственно с данной даты началось течение срока обращения в суд за принудительным взысканием таможенных платежей, который истек 05.10.2018 года Административный иск подан в суд 31.10.2018 года, т.е. с пропуском сроков. Просит в удовлетворении административных исковых требованиях Калининградской областной таможни к Михолажину Владимиру о взыскании неуплаченных таможенных платежей и пени отказать (л.д. 65-68).

Выслушав участников процесса, исследовав собранные по делу доказательства и дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.

01 января 2018 г. вступил в силу Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. При этом действие Таможенного кодекса Таможенного союза с указанной даты прекратилось.

В соответствии с п. 1 ст. 444 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза "Общие переходные положения" данный Кодекс применяется к отношениям, регулируемым международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и возникшим со дня его вступления в силу.

Таким образом, учитывая, что правоотношения, связанные с временным ввозом транспортного средства для личного пользования Михолажиным В. возникли до вступления в силу 1 января 2018 года ТК ЕАЭС, к спорным правоотношениям применяется Таможенный кодекс Таможенного союза и Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском».

В соответствии со ст. ст. 1, 3, 74 Таможенного кодекса Таможенного союза, действующего с 01.07.2010 года, таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, а в части, не урегулированной им, в соответствии с законодательством государств-членов Таможенного союза до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства Таможенного союза.

Таможенное законодательство Таможенного союза состоит из Таможенного кодекса Таможенного союза, международных договоров государств-членов Таможенного союза, решений КТС (Евразийской экономической комиссии), регулирующих таможенные правоотношения в Таможенном союзе.

В силу статьи 75 Таможенного кодекса Таможенного союза объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу.

На основании п. 2 ст. 358 Таможенного кодекса Таможенного союза иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей. По мотивированному обращению иностранного физического лица срок временного ввоза транспортных средств для личного пользования может быть продлен таможенными органами в пределах одного года со дня временного ввоза таких транспортных средств.

В соответствии с п. 5 ст. 358 ТК ТС в случае если временно ввезенные товары для личного пользования находятся на таможенной территории таможенного союза в связи с невывозом по истечении установленного срока, в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза.

На основании ст. 79 ТК ТС плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с настоящим кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.

Согласно пп. 3 п. 6 ст. 14 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 года "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" сроком уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввезенных транспортных средств при невывозе транспортных средств, временно ввезенных на таможенную территорию таможенного союза, до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза считается день истечения срока их временного ввоза.

Судом установлено, что 11 октября 2016 года гражданином Республики <данные изъяты> Михолажиным В. на таможенную территорию Евразийского экономического союза в Калининградскую область был ввезён «<данные изъяты>», ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, с объёмом двигателя <данные изъяты> куб. см., VIN-, государственный регистрационный знак США .

Согласно пассажирской таможенной декларации 11 октября 2016 года таможенным постом Калининградской областной таможни на «<данные изъяты>», ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, с объёмом двигателя <данные изъяты> куб. см., VIN-, таможенным постом МАПП Советск Калининградской областной таможни Михолажиным В. был оформлен временный ввоз на срок до 10 октября 2017 года (л.д. 35-36).

Таким образом, таможенному органу было заявлено о том, что управляемое транспортное средство не подлежит оформлению по таможенной процедуре «выпуск для внутреннего потребления» с уплатой таможенных платежей.

Решением по результатам таможенного контроля Таможенным постом МАПП Советск в отношении временного ввезенного транспортного средства для личного пользования №10012150/110418/ТСЛП/0004 Калининградской областной таможней был установлен факт нарушения срока временного ввоза транспортного средства для личного пользования «<данные изъяты>», ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, влекущей наступление срока уплаты таможенных пошлин 10.10.2017 года в соответствии со ст. 264 Таможенного кодекса Таможенного союза у Михолажина В. (л.д. 30).

Как указывает ответчик, в период до 10.10.2017 года он неоднократно выезжал на автомобиле «<данные изъяты>», ДД.ММ.ГГГГ года выпуска за границу. В августе 2017 года в связи с технической неисправностью двигателя автомобиль был поставлен на ремонт на станцию техобслуживания <данные изъяты> где находился с 19.08.2017 года по 23.09.2017 года, что подтверждается справкой <данные изъяты> от 23.10.2017 (л.д. 70). По причине отсутствия необходимых запчастей для ремонта двигателя, 24 сентября 2017 года автомобиль на эвакуаторе был перевез в Литву, где 25 сентября 2017 года на автосервисе <данные изъяты> была выполнена синхронизированная диагностика двигателя, что подтверждается диагностической картой <данные изъяты> от 25.09.2017 г. (л.д. 71-72). По результатам диагностики был выявлен заводской дефект двигателя, в связи с чем 09.10.2017 года автомобиль был отправлен паромом в США и 04.11.2017 года прибыл в LFS VEGAS (л.д. 73-78).

Данные обстоятельства были изложены ответчиком в поданном им заявлении от 09.02.2018 года на имя начальника таможенного поста МАПП г. Советск ( л.д. 79).

В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 279 Таможенного кодекса Таможенного союза временно ввезенные товары должны были находиться в фактическом владении и пользовании декларанта. Передача декларантом временно ввезенных товаров во владение и пользование иному лицу без разрешения таможенного органа допускалась только в целях их технического обслуживания, ремонта (за исключением капитального ремонта и (или) модернизации), хранения, транспортировки, а также в случаях, определенных законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза, в иных случаях - только с разрешения таможенного органа.

В силу пункта 4 статьи 279 Таможенного кодекса Таможенного союза, в целях получения разрешения таможенного органа на передачу временно ввезенных товаров во владение и пользование иным лицам декларант этих товаров обязан был подать в таможенный орган, в котором производилось их помещение под таможенную процедуру, письменное заявление с указанием в нем причины передачи временно ввезенных товаров другому лицу и сведения об этом лице.

При этом названная норма права содержит специальную оговорку о том, что передача временно ввезенных товаров во владение и пользование иным лицам не освобождала декларанта таможенной процедуры временного ввоза (допуска) от соблюдения требований и условий, установленных правилами временного ввоза, а также не приостанавливала и не продлевала срока временного ввоза.

Между тем, в нарушение правил статьи 279 Таможенного кодекса Таможенного союза в таможенные органы с заявлением о передаче автомобиля другому лицу Михолажин В. не обращался, о целях передачи автомобиля не сообщал.

Кроме того, как видно из пассажирской таможенной декларации, заполненной Михолажиным В. 11.10.2016 года при пересечении границы, автомобиль «<данные изъяты>», ДД.ММ.ГГГГ года выпуска не заявлялся под обратный вывоз - соответствующая графа в таможенной декларации не заполнена (л.д. 36).

Пунктом 1 ст. 19 Решения Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 311 (ред. от 14.11.2017) "О Порядке совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза, либо товаров для личного пользования, временно ввезенных на таможенную территорию Союза, выпуска таких товаров и отражения факта их признания не находящимися под таможенным контролем" предусмотрено, что таможенное декларирование транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства и временно ввезенных на таможенную территорию, при их обратном вывозе физическими лицами за пределы такой территории осуществляется декларантом путем подачи должностному лицу уполномоченного таможенного органа декларации (иного документа), оформленной (оформленного) при временном ввозе таких транспортных средств.

Должностным лицом уполномоченного таможенного органа в разделе "Для служебных отметок" декларации (иного документа), указанной (указанного) в части первой настоящего пункта, вносится запись "Вывоз" и проставляется дата внесения такой записи. Запись заверяется оттиском личной номерной печати должностного лица уполномоченного таможенного органа. Данный экземпляр декларации (иного документа) возвращается физическому лицу.

Соответственно процедуру временного ввоза для указанного транспортного средства нельзя полагать завершенной, применительно к порядку, предусмотренному пунктом 19 Инструкции о порядке совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, и отражении факта признания таких товаров не находящимися под таможенным контролем, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 311 (далее - Порядок совершения таможенных операций).

Согласно указанного Порядка совершения таможенных операций, таможенное декларирование транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства и временно ввезенных на таможенную территорию, при их обратном вывозе физическими лицами за пределы такой территории осуществлялось декларантом путем подачи должностному лицу уполномоченного таможенного органа декларации (иного документа), оформленной (оформленного) при временном ввозе таких транспортных средств, в которой (декларации) должностным лицом уполномоченного таможенного органа в разделе "Для служебных отметок" декларации (иного документа), указанной (указанного) в части первой настоящего пункта, вносилась запись "Вывоз" и проставлялась дата внесения такой записи. Запись заверялась оттиском личной номерной печати должностного лица уполномоченного таможенного органа. Данный экземпляр декларации (иного документа) возвращался физическому лицу.

По завершении названной процедуры таможенный орган, осуществивший выпуск транспортных средств при их обратном вывозе, информирует об этом при помощи национального программного средства таможенный орган, оформивший временный ввоз таких транспортных средств.

Согласно Письму ФТС России от 21.04.2014 N 01-11/18236, если при обратном вывозе временно ввезенного на таможенную территорию Таможенного союза транспортного средства для личного пользования подается пассажирская таможенная декларация (иной документ), оформленная (оформленный) при временном ввозе данного транспортного средства, регистрация такой пассажирской таможенной декларации (иного документа) осуществляется путем совершения действий, предусмотренных абзацем вторым пункта 19 Инструкции о порядке совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, и отражения факта признания таких товаров не находящимися под таможенным контролем, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года N 311, с проставлением времени рядом с датой внесения записи "Вывоз".

Пунктом 3 статьи 358 ТК ТС установлено, что передача права пользования и (или) распоряжения временно ввезенными товарами для личного пользования, в том числе транспортными средствами, другому лицу на таможенной территории таможенного союза допускается при условии их таможенного декларирования и уплаты таможенных платежей в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза.

П. 1 и п. 2 ст. 11 Соглашения от 18.06.2010 "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском", транспортные средства для личного пользования, указанные в пунктах 22 и 23 раздела V приложения 3 к настоящему Соглашению, могут использоваться на таможенной территории таможенного союза физическими лицами, осуществившими их ввоз.

Передача права пользования и (или) распоряжения такими транспортными средствами для личного пользования иным лицам допускается только: при условии их таможенного декларирования и уплаты таможенных пошлин, налогов по ставкам, предусмотренным пунктами 10 - 12 раздела IV приложения 5 к настоящему Соглашению для выпуска товаров для личного пользования в свободное обращение, если иные единые ставки не установлены в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза. Выпуск таких транспортных средств в свободное обращение осуществляется в том таможенном органе, в регионе деятельности которого постоянно или временно проживает физическое лицо, которому передаются права пользования и (или) распоряжения; для вывоза транспортных средств за пределы указанной территории с разрешения таможенного органа в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, если такой вывоз не может быть осуществлен декларантом по причине смерти, тяжелой болезни физического лица, осуществившего ввоз, или иной объективной причине.

Однако сведений о подаче Михолажиным В. или иным лицом в уполномоченный таможенный орган при обратном вывозе транспортного средства с таможенной территории ЕАЭС декларации или иного документа, оформленного при временном ввозе такого транспортного средства, не имеется.

Согласно ответу таможенной службы Литовской Республики от 03.04.2019 года, транспортное средство «<данные изъяты>», кузов № , гос. рег. знак следовало 31 октября 2016 через дорожный таможенный пост «<данные изъяты>». Информации о факте последующим пересечении государственной границы Литовской Республики, вышеуказанным транспортным средством с 01.11.2016 не зафиксировано (л.д. 232).

Таким образом, в ходе судебного заседания Михолажиным В. не представлено документов, подтверждающих вывоз в установленном законом порядке временно ввезённого транспортного средства марки «<данные изъяты>».

Как указал истец, согласно данным оперативно-аналитического отдела Калининградской областной таможни от 28.02.2018, транспортное средство с регистрационным знаком выезжало с территории ЕАЭС с возвратом в этот же день только один раз - 31.10.2016. 10.04.2018 гражданин Михолажин В. обратился на таможенный пост с заявлением о приобщении к материалам проверки копии документа об утилизации транспортного средства в Литве 28.03.2018 (л.д. 135-138), хотя ранее им сообщалось о перемещении автомобиля на пароме в США. Факт вывоза автомобиля марки «<данные изъяты>», ДД.ММ.ГГГГ года выпуска информационными ресурсами Калининградской областной таможни также не подтверждён.

Таким образом, Михолажин В. в установленном законом порядке не вывез автомобиль с таможенной территории ЕАЭС в срок, указанный в пассажирской таможенной декларации, а также по истечении предельного годичного срока временного ввоза автомобиля.

Актом таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей от 18.04.2017 года № 10012000/180418/0000063, установлен факт неуплаты таможенных платежей Михолажин В. ( л.д. 31).    

Согласно сведениям из Федеральной информационной системы Госавтоинспекции МВД России по состоянию на 31.10.2017 года, 22.10.2016 года на территории Калининградской области автомобилю «<данные изъяты>», ДД.ММ.ГГГГ года выпуска был присвоен временный государственный регистрационный знак РФ – . Сведений о фактах угона (хищения) и об участии вышеуказанных транспортных средств в дорожно-транспортных происшествиях не имеется (л.д. 120-121).

Также проведенной проверкой установлено, что 19.10.2016 года и 16.11.2017 года Михолажину В. были направлены уведомления об окончании срока временного ввоза транспортного средства «<данные изъяты>», ДД.ММ.ГГГГ года выпуска и необходимости вывоза данного автомобиля с территории РФ. В случае, если данное транспортное средство ранее вывезено с территории РФ, представить соответствующие документы (л.д. 33-34).

Следовательно, Михолажин В. уклонился от уплаты таможенных платежей, взимаемых с физического лица.

Обнаружение факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей фиксируется актом таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей не позднее пяти рабочих дней после дня принятия решения уполномоченным лицом таможенного органа по результатам проведения таможенного контроля в соответствующей форме, которым выявлены нарушения, влекущие возникновение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов (ст. 152 ч. 6 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации").

Вопросы возникновения, прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования урегулированы ст. 14 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 (ред. от 19.10.2011) "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" (в дальнейшем - Соглашения).

В соответствии с п. 4, п. 5 ст. 14 Соглашения обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, перемещенных через таможенную границу физическими лицами, возникает у декларанта - с момента регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, представленной для выпуска с целью временного нахождения (п. 4) и прекращается с момента вывоза транспортных средств, временно ввезенных на таможенную территорию таможенного союза и вывозимых до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза, за исключением случаев, когда до завершения сроков временного ввоза наступил срок уплаты таможенных пошлин, налогов.

Согласно п. 6 названной статьи сроком уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввезенных транспортных средств считается при невывозе транспортных средств, временно ввезенных на таможенную территорию таможенного союза, до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза - день истечения срока их временного ввоза.

Аналогичные нормы права предусмотрены в ст. 283 Таможенного кодекса.

Пунктом 5 ст. 283 Таможенного кодекса установлено, что ввозные таможенные пошлины, налоги в случаях, установленных пунктом 4 настоящей статьи, подлежат уплате в размерах, соответствующих суммам ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении таких товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, исчисленным на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, в соответствии с которой товары помещены под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), за вычетом сумм таможенных пошлин, налогов, уплаченных при частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов.

По смыслу приведенных законоположений обязанность по уплате таможенных платежей и пени не является видом юридической ответственности за таможенное правонарушение, имеет публично-правовой характер, возникает в силу самого факта перемещения товара через таможенную границу и не зависит от вины лица, ответственного за уплату таможенных пошлин, налогов.

В соответствии со статьями 55, 73 и 270 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза 26 апреля 2018 года Михолажину В. направлено уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых компенсационных пошлин, процентов и пени № 10012000/Ув2018/0000025, согласно которому Михолажину В. надлежало в срок не позднее 20 дней со дня вручения уведомления погасить имеющуюся задолженность по уплате таможенных платежей в сумме <данные изъяты> и пени за период с 11.10.2017 по 26.04.2018 в размере <данные изъяты>, а всего <данные изъяты> (л.д. 9).

Согласно почтовому уведомлению № 23603521810427, указанное уведомление о не уплаченных в установленный срок таможенных платежей от 26.04.2018 года было получено Михолажиным В. 07 мая 2018 года (л.д.21).

Как указывает административный истец и подтверждается материалами дела, уведомление о не уплаченных суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых компенсационных пошлин, процентов и пени № 10012000/Ув2018/0000025 ответчиком в установленный для добровольной уплаты срок до 28.05.2018 года, не исполнено.

Ответчиком Михолажиным В. заявлено о пропуске истцом срока обращения в суд с данным административным исковым заявлением.

В соответствии с частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Пунктом 3 ст. 55, п. ст. 73, п 4 статьи 270 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза предусмотрено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования таможенный орган в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государств-членов, направляет плательщику таможенных пошлин, налогов, а также лицам, которые в соответствии с настоящим Кодексом несут с плательщиком таможенных пошлин, налогов солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов или, если это предусмотрено законодательством государств-членов, - субсидиарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи, и случаев, установленных законодательством государств-членов в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи.

Уведомление о не уплаченных суммах таможенных пошлин от 26.04.2018 года содержало срок исполнения – в течение 20 дней со дня получения уведомления, который истек 28 мая 2018 года, и соответственно с данной даты началось течение срока обращения в суд за принудительным взысканием таможенных платежей.

17.09.2018 года определением мирового судьи 4-го судебного участка Московского района г. Калининграда было отказано в принятии заявления о выдаче судебного приказа в связи с наличием спора о праве (л.д. 46).

Настоящее административное исковое заявление направлено истцом ответчику 06.10.2018 года по адресу: <адрес> и получено адресатом 15.10.2018 года, что подтверждается данными сайта «Почта России» и почтовым уведомлением № 2360352664465 (л.д. 48-49).

Настоящее административное исковое заявление, датированное 05.10.2018 года и поступившее в суд 31.10.2018 года, отправлено в адрес суда по почте 27.10.2018 года (л.д.45), т.е. в пределах шестимесячного срока.

В соответствии с актом таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей от 18.04.2018 года № 10012000/280417/0000064, в результате проведения таможенного контроля по факту невывоза временно ввезенного транспортного средства – автомобиля «<данные изъяты>», ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, сумма подлежащих уплате таможенных платежей составляет <данные изъяты> (л.д. 31).

При неуплате или неполной уплате плательщиком в установленный настоящим Кодексом срок таможенных пошлин, налогов уплачиваются пени. Порядок начисления, уплаты, взыскания и возврата пеней устанавливается законодательством государства-члена таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов и пеней (п. 4 ст. 91 Таможенного кодекса).

В соответствии с ч. 2 ст. ст. 151 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" № 311 от 27.11.2010 года за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 8 настоящей статьи, пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов включительно в процентах от суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов. Для целей исчисления пеней применяется ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов.

При выставлении требования об уплате таможенных платежей плательщику пени начисляются по день выставления указанного требования включительно. В случае неуплаты таможенных пошлин, налогов в сроки, указанные в данном требовании, либо в случае их взыскания не в полном объеме в принудительном порядке, определяемом настоящим Федеральным законом, пени начисляются в соответствии с частью 2 настоящей статьи (ч.6 настоящей статьи).

Согласно ст. 72 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пенями признаются установленные настоящей статьей суммы денежных средств, которые плательщик (лицо, несущее солидарную обязанность) обязан уплатить в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в сроки, установленные Кодексом Союза и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании (ч. 1). Обязанность по уплате пеней возникает со дня, следующего за днем истечения срока исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, установленного международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании (ч 3). Обязанность по уплате пеней исполняется одновременно с уплатой таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и процентов в полном объеме (ч. 5). Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин начиная со дня, следующего за днем истечения такого срока, если иное не предусмотрено частью 28 статьи 76 настоящего Федерального закона (ч. 7). Размер пеней определяется путем применения ставки пеней и базы для их исчисления, равной сумме таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, обязанность по уплате которых не исполнена. Размер пеней не может превышать размер таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанности по уплате которых начислены пени (п. 8). Ставка пени принимается равной одной трехсотшестидесятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день ее применения, если иное не предусмотрено частью 11 настоящей статьи (ч. 10).

Ставка пени в размере одной сотой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день ее применения, применяется при начислении пеней в случаях, определенных пунктами 4, 5 и 6 части 13 и частью 14 настоящей статьи, начиная со дня, следующего за днем формирования уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней (ч. 11).

При взыскании таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в судебном порядке пени начисляются при подаче таможенным органом в суд или арбитражный суд иска или заявления. До принятия судебного акта таможенный орган для уточнения исковых требований проводит начисление пеней по день такого начисления включительно (ч. 14).

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, а также то, что ответчиком был нарушен срок вывоза временно ввезенного транспортного средства, с ответчика в пользу Калининградской областной таможни подлежит взысканию задолженность по таможенным платежам в размере 2142965,26 рублей, а также пени за период с 11.10.2017 года по 25.06.2019 года в размере 675498,36 рублей, а всего 2818463,62 рублей.

Представленный истцом расчет таможенных платежей и пеней за просрочку уплаты таможенных платежей, подлежащих уплате по состоянию на 25.06.2019 года, суд находит обоснованным и правильным, произведенным в полном соответствии с действующим законодательством, каких-либо неясностей или сомнений относительно способа исчисления задолженности по пени у суда не возникает, данный расчет ответчиком не оспорен.

В силу ст. 114 Кодекса административного судопроизводства РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Согласно п. 40 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 36 от 27.09.2016 года при разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно абзц. 8, 9 п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ, в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100 процентов по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции.

Таким образом, с Михолажина В. в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 22292 рубля.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 289-290 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Калининградской областной таможни удовлетворить.

Взыскать с Михолажина Владимира, зарегистрированного по адресу: <адрес>, в пользу Калининградской областной таможни задолженность по таможенным платежам в размере 2142965,26 рублей, пени в размере 675498,36 рублей, а всего 2818463 (два миллиона восемьсот восемнадцать тысяч четыреста шестьдесят три) рубля 62 копейки.

Взыскать с Михолажина Владимира, зарегистрированного по адресу: <адрес>, в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд в апелляционном порядке через Московский районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение суда изготовлено 1 июля 2019 года.

Судья                                    Н.В. Левченко

2а-168/2019 (2а-2833/2018;) ~ М-2919/2018

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Калининградская областная таможня
Ответчики
Михолажин Владимир
Другие
Котельникова Светлана Ивановна
Фролова Наталья Владимировна
Суд
Московский районный суд г. Калининграда
Судья
Левченко Наталья Владимировна
31.10.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
01.11.2018[Адм.] Передача материалов судье
01.11.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
01.11.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.11.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.11.2018[Адм.] Судебное заседание
10.12.2018[Адм.] Судебное заседание
17.01.2019[Адм.] Судебное заседание
11.02.2019[Адм.] Судебное заседание
05.03.2019[Адм.] Судебное заседание
19.03.2019[Адм.] Судебное заседание
07.05.2019[Адм.] Судебное заседание
25.06.2019[Адм.] Судебное заседание
01.07.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.07.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее