Гр-дело № К о п и я
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 декабря 2010 года г. Санкт-Петербург
224 гарнизонный военный суд в составе председательствующего - Лазарева Е.В.,
при секретаре Емельянцевой М.П.,
с участием заявителя Платонова К.А., его представителя адвоката Епанчина В.М., представителя главнокомандующего ВМФ Бычко П.Л., помощника военного прокурора - войсковая часть 00000 Позднякова А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда заявление Платонова К.А.об оспаривании решения главнокомандующего Военно-Морским Флотом о досрочном увольнении с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта,
У С Т А Н О В И Л:
Платонов оспаривает приказ главнокомандующего ВМФ от 19 июля 2010 года № 198 по личному составу о досрочном увольнении с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта.
Для восстановления нарушенного права Платонов просит обязать должностное лицо восстановить его на военной службе в равной должности, после чего уволить с военной службы на основании подпункта «а» пункта 2 ст.51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», - в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Представитель главнокомандующего ВМФ Бычко П.Л. требования Платонова не признал по тем основаниям, что его увольнение состоялось по совокупности существенных нарушений условий контракта, среди которых судимость за совершение уголовного преступления и неоднократные дисциплинарные проступки.
Выслушав объяснения заявителя и его представителя, представителя должностного лица, решение которого оспаривается, заключение прокурора, предложившего заявление удовлетворить, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно выписке из приказа главнокомандующего ВМФ от 19 июля 2010 года № 198 по личному составу Платонов К.А., состоящий в распоряжении начальника ФФФ, досрочно уволен с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта, - по подпункту «в» пункта 2 ст.51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
Согласно записи на оборотной стороне приказа Платонов был ознакомлен с ним первоначально 26 августа 2010 года, что его представитель в судебном заседании подтвердил, в связи с чем предусмотренный ст.256 ГПК РФ процессуальный срок обращения в суд заявитель не пропустил.
Как указано в приказе, основанием для принятия оспариваемого решения явилось представление начальника ФФФ от 31 мая 2010 года.
Между тем, такой документ в суд представлен не был, и, как установлено в судебном заседании, фактически основанием для издания оспариваемого приказа явилось представление начальника ККК от 31 марта 2010 года.
Содержание данного документа свидетельствует о том, что поводами для представления Платонова к досрочному увольнению по порочащему основанию послужили отрицательные данные о его служебной деятельности, случаи пьянства и невыхода на службу, другие дисциплинарные проступки, осуждение приговором 224 гарнизонного военного суда от 4 марта 2010 года за совершение преступления, предусмотренного частью 1 ст.116 УК РФ к наказанию в виде штрафа.
Приведенные факты достоверно подтверждены копиями приказов начальника ККК от 22.09.08 г. № 333, от 14.11.08 № 444 орг., от 21.01.09 г. № 555 орг., от 5.05.09 г. № 666 орг., копиями приговора 224 гарнизонного военного суда от 4 марта 2010 года и распоряжения об его исполнении от 18.03.10 г. № 949, копией служебной карточки, и свидетельствуют о том, что имелись основания для досрочного увольнения Платонова в связи с нарушением им условий контракта.
Другие представленные командованием документы: приказы о дисциплинарных проступках, постановление суда о назначении административного наказания от 10 апреля 2008 года, аттестационный лист суд оставляет без оценки, поскольку указанные в них дисциплинарные наказания сняты, предусмотренный ст.4.6 КоАП РФ срок, в течение которого Платонов считался подвергнутым указанному административному наказанию, к моменту увольнения истек, а аттестация не явилась основанием для его увольнения.
Между тем, наличие повода для увольнения Платонова по негативному основанию не свидетельствует о законности оспариваемого приказа должностного лица.
Так, в соответствии с пунктом 11 ст.34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года № 1237, при наличии у военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, нескольких оснований для увольнения с военной службы, он увольняется по избранному им основанию, за исключением случаев, когда увольнение производится по основаниям, предусмотренным подпунктами «д» и «е» пункта 1 ст.51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
Такой выбор у Платонова имелся.
Как видно из копии послужного списка, копии контракта, выписки из приказа МО РФ от 8.10.2005 г. № 7777 Платонов проходил военную службу по контракту в ККК.
Судом установлено, что Платонов 10 декабря 2009 года был освобожден от воинской должности и зачислен в распоряжение начальника ККК в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела.
Однако, до указанной даты в ККК начались организационно-штатные мероприятия, в результате которых с 1 декабря 2009 года в кадетском корпусе сокращены все воинские должности, замещаемые офицерами, включая занимаемую Платоновым должность.
Окончились указанные мероприятия 15 февраля 2010 года, а приговор суда в отношении Платонова от 4 марта 2010 года о назначении уголовного наказания в виде штрафа в размере 00000 рублей вступил в законную силу 16 марта 2010 года.
Причем 5 февраля 2010 года приказом ГК ВМФ № 22 Платонов был зачислен в распоряжение начальника ФФФ уже не в связи с возбуждением уголовного дела, а в связи с организационно-штатными мероприятиями, и находился в таком статусе вплоть до увольнения с военной службы.
Данные обстоятельства подтверждаются копиями указаний ГК ВМФ от 24.11.2009 г. № 111 и изменений к штатам ВМФ, выписками из приказов начальника ККК от 15.12.2009 г. № 222, от 15.02.10 г. № 000, ГК ВМФ от 10.12.09 г. № 888 и от 5.02.10 г. № 321, справкой ККК от 11.11.10 г. № 123, копией приговора суда от 4 марта 2010 года.
Таким образом, расследование и рассмотрение уголовного дела, окончившееся постановлением приговора о назначении заявителю уголовного наказания в виде штрафа, осуществлялось параллельно с проведением организационно-штатных мероприятий, при том, что сроки начала и окончания указанных мероприятий предшествовали датам зачисления Платонова в распоряжение в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела и вступления в законную силу обвинительного приговора суда.
При таких обстоятельствах у Платонова ко дню его увольнения с военной службы в июле 2010 года имелось право выбора между двумя основаниями увольнения, предусмотренными подпунктами «а» и «в» пункта 2 ст.51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (в связи с организационно-штатными мероприятиями и в связи с невыполнением им условий контракта), ни одно из которых не подпадает под ограничения, установленные пунктом 11 ст.34 Положения о порядке прохождения военной службы.
Как видно из материалов дела, в частности, из копий листа беседы с Платоновым и представления, датированных 31 марта 2010 года, такой выбор заявителю предоставлен не был.
Более того, при увольнении Платонова с военной службы был существенно нарушен установленный порядок увольнения, что, в конечном счете, и повлекло нарушение его прав.
Так, согласно подпункту «б» пункта 14 ст.34 Положения о порядке прохождения военной службы перед представлением военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к увольнению с военной службы с ним проводится индивидуальная беседа, как правило, командиром воинской части, содержание которой отражается в листе беседы.
Пунктом 21 Инструкции по организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах РФ, утвержденной приказом МО РФ от 30.09.2002 г. № 350, установлено, что на военнослужащего, подлежащего увольнению с военной службы, оформляется представление к увольнению с военной службы, которое подписывается непосредственным (прямым) командиром (начальником), к которому прилагаются копия листа беседы и другие перечисленные в данной норме документы.
В соответствии с вышеупомянутым приказом главнокомандующего ВМФ от 5.02.2010 года № 22 Платонов, состоящий к тому времени в распоряжении начальника ККК, был зачислен в распоряжение начальника ФФФ в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Во исполнение данного решения приказом начальника ККК от 12 февраля 2010 года № 23 офицер Платонов был исключен из списков личного состава кадетского корпуса и направлен для прохождения военной службы в ФФФ, что следует из копии названного приказа.
Согласно копии Устава ФФФ ККК не является его структурным подразделением либо филиалом.
Процедура увольнения Платонова началась 31 марта 2010 года, когда в отношении него были составлены лист беседы и представление.
Однако, не смотря на тот факт, что Платонов находился в распоряжении начальника ФФФ, указанные документы в нарушение приведенных правил их оформления были составлены в ККК и подписаны его начальником, с которым отношений подчиненности у заявителя к тому времени не имелось.
Следовательно, лист беседы и представление, явившиеся основанием для увольнения Платонова с военной службы, составлены неполномочным лицом и являются юридически ничтожными документами.
Принимая во внимание изложенное, а также учитывая, что заявитель, как заключивший первый контракт о прохождении военной службы после 1998 года и имеющий выслугу более 10 лет, в силу ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями получает право на обеспечение жилым помещением для постоянного проживания, он подлежит восстановлению на военной службе для повторного выполнения с ним процедуры увольнения с военной службы, в ходе которой ему должно быть предоставлено право выбора оснований увольнения и соблюдены иные его права, в том числе жилищные.
Так как ко дню увольнения с военной службы Платонов был освобожден от воинской должности и находился в распоряжении, ранее занимаемая им воинская должность сокращена, из списков личного состава ФФФ он до настоящего времени не исключен, суд полагает необходимым восстановить его на военной службе в прежнем статусе - в качестве военнослужащего, находящегося в распоряжении начальника ФФФ.
Данное решение суда не будет противоречить пункту 2 ст.23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», поскольку не исключает назначение заявителя с его согласия на равную не ниже воинскую должность.
Что касается повторного выполнения процедуры увольнения с военной службы по иному указанному Платоновым основанию, то данные вопросы находятся в компетенции начальника ФФФ, не привлеченного к участию в деле.
Именно указанное должностное лицо ответственно за оформление представления и иных предшествующих увольнению документов, выяснение отношения военнослужащего к увольнению, соблюдение его прав и социальных гарантий.
Суд не вправе разрешать вопросы о правах и обязанностях стороны, не привлеченной к участию в деле, в связи с чем достаточной мерой защиты прав заявителя является восстановление его статуса, существовавшего до нарушения прав.
При таких обстоятельствах заявление Платонова о признании незаконным решения должностного лица о его досрочном увольнении с военной службы является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Поскольку требования заявителя удовлетворены, суд в соответствии со ст.98 ГПК РФ возлагает на главнокомандующего ВМФ обязанность через довольствующий финансовый орган возместить Платонову К.А. судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в размере 200 рублей
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, военный суд
Р Е Ш И Л:
Заявление ПЛАТОНОВА К.А. удовлетворить.
Признать незаконным и недействующим со дня издания приказ главнокомандующего Военно-Морским Флотом от 19 июля 2010 года № 456 по личному составу о досрочном увольнении Платонова К.А. с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта, - по подпункту «в» пункта 2 ст.51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
Обязать главнокомандующего Военно-Морским Флотом отменить свой приказ от 19 июля 2010 года № 456 по личному составу о досрочном увольнении Платонова К.А. с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта, восстановить Платонова К.А. на военной службе в прежнем статусе, - в качестве военнослужащего, зачисленного в распоряжение.
Обязать главнокомандующего Военно-Морским Флотом через довольствующий финансовый орган возместить Платонову К.А. судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в размере 200 (двести) рублей.
На решение может быть подана кассационная жалоба или представление в Ленинградский окружной военный суд через 224 гарнизонный военный суд в течение десяти дней со дня его принятия.
Подлинное за надлежащей подписью.
Верно:
Председательствующий по делу Е.В.Лазарев