Решение по делу № 33-6100/2013 от 31.05.2013

Судья - Юсупова Ф. М. Дело №33 -6100

город Пермь

24 июня 2013 года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в

составе: председательствующего Няшина В. А.

судей Степанова П. В., Позолотиной Н. Г. при секретаре Боголюбовой Т. Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пермского района в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации Соколовского сельского поселения о возложении обязанности зарегистрировать право муниципальной собственности на жилые помещения

по апелляционному представлению участвовавшего в деле прокурора прокуратуры Пермского района на решение Пермского районного суда Пермского края от 04 апреля 2013 года, которым в удовлетворении исковых требований прокурора отказано.

Заслушав доклад судьи Пермского краевого суда Степанова П. В., объяснения прокурора прокуратуры Пермского края Левыкиной Л. Л., поддержавшей доводы апелляционного представления, Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Пермского района Пермского края обратился в суд с указанным иском к администрации Соколовского сельского поселения Пермского края, оспаривал бездействие администрации, заключающееся в непринятии мер, направленных на регистрацию права муниципальной собственности на переданные сельскому поселению жилые помещения и просил возложить на ответчика обязанность обратиться в Пермский отдел Управления Росреестра по Пермскому краю с заявлениями о государственной регистрации права собственности муниципального образования Соколовское сельское поселение на 77 жилых помещений, поименованных в исковом заявлении, находящихся в п. **** Пермского края.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что на основании распоряжения Территориального управления имущества по Свердловской области от 06.04.2007г. № 70 прекращено право оперативного управления ГУ «***» на указанные жилые помещения и принято решение о передаче данного имущества в собственность Пермского муниципального района.

В силу ч. 11.1 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ, закона Пермского края от 28.08.2006 №15-КЗ «О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных поселений Пермском крае в 2007 году» был принят закон Пермского края от 11.12.2006 №3338-772 «О разграничении имущества, находящегося в собственности Пермского муниципального района», согласно которому утвержден перечень объектов муниципальной собственности (жилые помещения в 14 жилых домах), передаваемых в собственность Соколовского сельского поселения.

На балансе администрации Соколовского сельского поселения находятся 79 жилых помещений (квартир).

Государственная регистрация права собственности на указанные квартиры администрацией поселения не произведена, за исключением двух квартир по адресу: ****.

Отсутствие зарегистрированного, в установленном порядке права собственности на квартиры, влечет невозможность надлежащего исполнения органом местного самоуправления полномочий, возложенных на него федеральным законодательством, а также невозможность реализации прав граждан по предоставлению им жилых помещений по договорам социального найма, чем нарушаются права неопределенного круга лиц.

Решением Пермского районного суда Пермского края от 04 апреля 2013 года, в удовлетворении иска отказано.

В апелляционном представлении участвовавшего в деле прокурора прокуратуры Пермского района ставится вопрос об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального права и вынесении нового решения об удовлетворении иска.

Ответчик, третьи лица, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, администрация Соколовского сельского поселения просила о рассмотрении дела без участия своего представителя.

В случае неявки в суд апелляционной инстанции лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционных жалобы, представления, вопрос о возможности проведения судебного разбирательства в отсутствие таких лиц решается судом апелляционной инстанции с учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд апелляционной инстанции вправе рассмотреть дело по апелляционным жалобе, представлению в отсутствие лиц, участвующих в деле, если в нарушение части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации такие лица не известили суд апелляционной инстанции о причинах своей неявки и не представили доказательства уважительности этих причин или если признает причины их неявки неуважительными, в связи с чем Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционном представлении, Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда находит представление подлежащим удовлетворению, а обжалуемое решение - подлежащим отмене.

Разрешая иск прокурора, суд пришел к выводу о том, что оспариваемое бездействие не доказано, администрация самостоятельно исполняет свои полномочия в отношении переданного на баланс муниципального имущества, суд не вправе вмешиваться в компетенцию органов местного самоуправления, а прокурором не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушении прав неопределенного круга лиц.

Судебная коллегия находит выводы суда не правильными, не основанными на анализе законодательства, приведенного в решении, и не соответствующими установленным обстоятельствам дела.

Суд первой инстанции, руководствуясь названными положениями законов, а также ст. 10 и ст. 12 Конституции РФ, пришел к выводу о том, что в силу принципа разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную, суд не вправе вмешиваться в компетенцию органа местного самоуправления и разрешать в судебном порядке вопрос о понуждении данного органа к исполнению его полномочий.

Между тем, данный вывод суда вызывает сомнения в правильности по следующим основаниям.

Согласно статье 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных данным Федеральным законом вопросов местного значения. В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в собственности поселения, отнесено к вопросам местного значения поселения.

В силу пункта 6 части 1 статьи 14 указанного Федерального закона обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством относится к вопросам местного значения поселения.В пункте 3 части 2 статьи 50 названного Закона указано, что в собственности поселений может находиться жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.

Государственная регистрация права муниципальной собственности осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

В силу положений пункта 1 статьи 16 этого же Закона государственная регистрация прав проводится па основании заявления правообладателя.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 16 Закона о регистрации в случае, если право возникает на основании акта государственного органа или акта органа местного самоуправления, заявление о государственной регистрации права подается лицом, в отношении которого приняты указанные акты, поэтому в данному случае государственная регистрация должна производится по заявлению ответчика.

Пунктом 1 статьи 2 Закона о регистрации установлено, что государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Право муниципальной собственности в отношении вышепоименованных жилых помещений до настоящего времени не зарегистрировано, в связи с отсутствием соответствующего волеизъявления администрации Соколовского сельского поселения.

Между тем, анализ вышеназванных норм позволяет сделать вывод о том, что с момента утверждения перечня объектов муниципальной собственности Пермского муниципального района, передаваемых в собственность Соколовского сельского поселения (Закон Пермского края от 13.11.2007 N 142-ПК "О внесении изменений и дополнений в отдельные Законы Пермского края о разграничении муниципального имущества") и передачи вышеуказанных жилых помещений по акту от 29.12.2007г. в муниципальную собственность данного поселения у муниципального образования возникла обязанность обеспечить государственную регистрацию своего права.

Однако ответчик, как исполнительный орган местного самоуправления названного муниципального образования, соответствующих мер для этого своевременно не принял, в течении более чем 6 лет в регистрирующий орган не обращался.

В связи с этим переданные жилые помещения в настоящее время не могут быть оптимально использованы Соколовским сельским поселением по целевому назначению для решения поселением вопросов местного значения, предусмотренных Федеральным законом N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или

законного владения.

Неисполнение органом местного самоуправления возложенных законом на него обязанностей может создать угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц.

Заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, в целях предупреждения нарушения прав граждан и не может расцениваться как вмешательство в исключительную компетенцию органа местного самоуправления. местного самоуправления.

Вместе с тем в материалах дела содержатся сведения о том, что отдельные жилые помещения приватизированы гражданами и принадлежат им на праве собственности, поэтому удовлетворение заявленных требований в отношении всех перечисленных прокурором жилых помещений, без учета приватизированных жилых помещений будет означать принятие решение о правах граждан, не привлеченных к участию в деле, которые приватизировали в составе этих объектов жилищного фонда определенное недвижимое имущество.

Основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке являются обстоятельства, перечисленные в статье 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции, Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда полагает обжалуемое решение суда подлежащим отмене, поскольку выводы в решении суда не соответствуют обстоятельствам дела, нарушены нормы материального права и это привело к принятию неправильного решения, в связи с чем обжалуемое судебное постановление подлежит отмене в апелляционном порядке в соответствии с п. п. 3 и 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных требований.

При удовлетворении требований об обязании произвести определенные действия, суд в резолютивной части решения указывает срок, в течение которого после вступления решения в законную силу ответчик обязан совершить эти действия (часть 2 статьи 206 ГПК РФ).

Исходя из конкретных обстоятельств дела, учитывая большое количество жилых помещений и неготовность технической документации, суд считает возможным установить срок исполнения решения -до 01.10.2013г.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Пермского районного суда Пермского края от 04 апреля 2013 года отменить и принять по делу новое решение.

Иск прокурора Пермского района Пермского края в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации Соколовского сельского поселения об оспаривании бездействия и возложении обязанности зарегистрировать право муниципальной собственности на жилые помещения удовлетворить.

Признать бездействие администрации Соколовского сельского поселения, заключающееся в непринятии мер, направленных на регистрацию права муниципальной собственности на переданные сельскому поселению жилые помещения, незаконным

Возложить на администрацию Соколовского сельского поселения Пермского края обязанность обратиться в Пермский отдел Управления Росреестра по Пермскому краю с заявлениями о государственной регистрации права собственности муниципального образования Соколовское сельское поселение на жилые помещения, переданные из числа объектов муниципальной собственности Пермского муниципального района в собственность Соколовского сельского поселения в соответствии с Законом Пермского края от 13.11.2007 N 142-ПК "О внесении изменений и дополнений в отдельные Законы Пермского края о разграничении муниципального имущества», по акту от 29 декабря 2007г., находящиеся по адресу: ****, дом № **, кв. **, дом № ** кв. **, дом № **, кв. **, дом № ** кв. **, д. № **, кв. **, дом № ** кв. **, дом № **, кв. **, дом № **, кв. **, дом№ ** кв.**, дом № **, кв. **, **, дом № **, кв. **, дом № ** кв. **, за исключением приватизированных жилых помещений - в срок до 01 октября 2013 года.

Председательствующий Судьи

33-6100/2013

Категория:
Гражданские
Суд
Пермский краевой суд
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
24.06.2013Судебное заседание
26.06.2013Дело сдано в канцелярию
01.07.2013Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее