Дело №2а-1326/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 декабря 2017 года пос. Урмары
Урмарский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего – судьи Павлова В.И.,
при секретаре судебного заседания Павловой И.И.,
с участием: представителя административного истца Яковлева А.Н.,
административного ответчика Александрова С.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 7 по Чувашской Республике к Александрову С.Г. о взыскании задолженности и восстановлении пропущенного срока для взыскания задолженности,
у с т а н о в и л:
Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы № 7 по Чувашской Республике обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением по тем основаниям, что Александров С.Г. была зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (дата). (дата) Александров С.Г. прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
В связи с принятием Федерального закона от 03 июля 2016 года № 243-ФЗ уплата страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование с 01 января 2017 года производится в соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Функции по администрированию страховых взносов, в том числе, в части контроля за их уплатой и взыскания, передаются налоговым органам.
Таким образом, с 1 января 2017 года на налоговые органы возлагаются, в том числе, и функции по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, а также взысканию недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам, в том числе возникшей до 1 января 2017 года.
Согласно Федеральному закону от 03 июля 2016 года № 250-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, с 01 января 2017 года регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ с 01 января 2017 года утрачивает силу.
Права и обязанности, предусмотренные статьями 31, 32 НК РФ, в части взыскания страховых взносов возлагаются на налоговые органы.
В соответствии со ст. 431 НК РФ в течение расчетного периода по итогам каждого календарного месяца плательщики производят исчисление и уплату страховых взносов исходя из базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов за вычетом сумм страховых взносов, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
Указав, что требование об уплате налога, направленное по почте заказным письмом, считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма и должно быть исполнено в течение 8 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (пункты 4 и 6 статьи 69 НК РФ). В соответствии с п.1 ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Для добровольной уплаты недоимки по страховым взносам и пени, административным истцом направлено административному ответчику требование от (дата) № об уплате страховых взносов и пени в добровольном порядке в срок до (дата), от (дата) № об уплате страховых взносов и пени в добровольном порядке в срок до (дата), от (дата) № об уплате страховых взносов и пени в добровольном порядке в срок до (дата), от (дата) № об уплате страховых взносов и пени в добровольном порядке в срок до (дата), от (дата) № об уплате страховых взносов и пени в добровольном порядке в срок до (дата), требование от (дата) № об уплате страховых взносов и пени в добровольном порядке в срок до (дата). В установленные сроки, сумма задолженности по страховым взносам и в бюджет не перечислены.
Указав, что в соответствии с п. 1 ст. 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом, ссылаясь на ст. ст. 48, 57, 69, 70, 75, 423, 431 Налогового кодекса Российской Федерации, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №7 по Чувашской Республике просила:
1. Восстановить пропущенный срок подачи административного искового заявления.
2. Взыскать с Александрова С.Г. задолженность в общем размере 28453.00 руб., в том числе:
- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в размере 7492.83 руб. КБК №;
- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в размере 6279.82 руб. КБК №;
- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в размере 2417.17 руб. КБК №;
- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в размере 1623.22 руб. КБК №;
- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии в размере 1011.36 руб. КБК №;
- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии в размере 1208.40 руб. КБК №;
- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии в размере 447.98 руб. КБК №;
- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 1469.75 руб. №.
- пени по страховым взносам на обязательное медицинского страхование в размере 599.82 руб. КБК №.
В судебном заседании представитель административного истца Яковлев А.Н. исковые требования поддержал, указав, что фактически установленный НК РФ срок подачи иска пропущен по отдельным требованиям еще в 2016 г. Пенсионным фондом, который поздно передал необходимые документы в налоговые органы, в связи с чем полагал, что имеются уважительные причины пропуска срока обращения в суд с заявлением о взыскании задолженности по страховым взносам и пеней.
Административный ответчик Александров С.Г. в судебном заседании заявил, что он возражает против искового заявления, считает, что не следует восстанавливать процессуальный срок налоговому органу, указав, что сам он примет любое решение суда и будет его исполнять.
Выслушав доводы сторон, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующему.
В подтверждение своих доводов административный истец представил направленные в адрес Александрова С.Г. требования об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, пеней:
- от (дата) № об уплате пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии, на накопительную часть трудовой пенсии и на обязательное медицинское страхование в общем размере 7768,18 руб. в срок до (дата),
- от (дата) № об уплате пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии, на накопительную часть трудовой пенсии и на обязательное медицинское страхование в общем размере 2611,32 руб. в срок до (дата),
- от (дата) № об уплате пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии, на накопительную часть трудовой пенсии в размере 5121,32 руб. в срок до (дата),
- от (дата) № об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии и на обязательное медицинское страхование, а также пени по ним в общем размере 9326,61 руб. в срок до (дата),
- от (дата) № об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в размере 2417,17 руб. в срок до (дата),
- от (дата) № об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии в размере1208,40 руб. в срок до (дата).
Согласно представленному административным истцом расчету за административным ответчиком Александровым С.Г. имеется задолженность в общей сумме 28 453,00 руб.
При этом, как следует из административного искового заявления и материалов дела, конкретная дата образования задолженностей налоговым органом не определена. За прошедший период каких-либо мер по взысканию недоимки и пени, в т.ч. через суд, административным истцом не предпринималось.
Настоящее административное исковое заявление поступило в Урмарский районный суд (дата), тогда как срок обращения в суд истек (дата) по требованиям от (дата) №, и, соответственно, указанный срок истек и по остальным требованиям, направленным административному ответчику ранее, т.е. (дата) и (дата).
На основании ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Из анализа положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что срок, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов, ограничен - шесть месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 1/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
В своем Определении от 22.03.2012 N 479-О-О Конституционный Суд Российской Федерации изложил правовую позицию о том, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может.
Таким образом, суд находит, что на дату обращения с настоящим административным иском в суд налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание с Александрова А.Н. недоимки по страховым взносам и взносам на обязательное медицинское страхование (за 2015 г. и 2016 г.) и пени в связи с пропуском установленного шестимесячного срока, поскольку доказательств уважительности пропуска срока административным истцом не представлено, а несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения административного искового заявления. При этом возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска, а не от длительности периода просрочки.
В данном конкретном случае судом установлено, что срок подачи административного искового заявления по требованиям от (дата) был пропущен еще до возложения на налоговые органы Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 243-ФЗ функции по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, а также взысканию недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам, а по остальным требованиям, соответственно, от (дата) - (дата), от (дата) - (дата).
Поэтому, принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований МИ ФНС России N 7 по Чувашской Республике, суд приходит к выводу о том, что ходатайство о восстановлении срока подачи административного иска не подлежит удовлетворению, поскольку доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим административным иском, налоговым органом представлено не было, соответственно, предусмотренный законом шестимесячный срок, пропущен налоговым органом без уважительных причин.
Частью 5 ст. 138 КАС Российской Федерации установлено, что в случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
Согласно ч. 5 ст. 180 КАС Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Чувашской Республике к Александрову С.Г. о взыскании задолженности и восстановлении пропущенного срока для взыскания задолженности отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, т.е. после (дата) через Урмарский районный суд.
Мотивированное решение составлено (дата)
Судья Урмарского районного суда В.И. Павлов.