Дело № 12-98/2018
Кизеловского городского суда
Пермского края
РЕШЕНИЕ
18 декабря 2018 года г. Кизел
Судья Кизеловского городского суда Пермского края Коваль А.А.,
при секретаре Горн Н.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ЗАО «Кама-Лес», Исмагилова М. Р., на постановление начальника отдела лесного надзора и административного производства управления федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 17 мая 2018 года №02-04/42-18 и решение начальника управления федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 24 сентября 2018 года № 02-04/42-18-Р, вынесенных в отношении директора ЗАО «Кама-Лес» Исмагилова М. Р. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
установил:
постановлением начальника отдела лесного надзора и административного производства управления федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 17 мая 2018 года №02-04/42-18 директор ЗАО «Кама-Лес» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.28 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением начальника управления федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 24 сентября 2018 года № 02-04/42-18-Р постановление о назначении административного наказания от 17 мая 2018 года №02-04/42-18 оставлено без изменения, жалоба директора ЗАО «Кама-Лес» Исмагилова М.Р. без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Кизеловский городской суд, директор ЗАО «Кама-Лес» Исмагилов М.Р. просит указанные постановление и решение отменить.
Участники производства по делу в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Изучив доводы жалобы, заслушав директора ЗАО «Кама-Лес», Исмагилова М.Р., исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, прихожу к следующему решению.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) признаются процессы их валки (в том числе спиливания, срубания, срезания), а также иные технологически связанные с ними процессы (включая трелевку, частичную переработку, хранение древесины в лесу).
Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами (часть 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 5 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Рослесхоза от 01.08.2011 № 337 заготовка древесины осуществляется в соответствии с данными Правилами, с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), а также проектом освоения лесов и лесной декларацией (за исключением случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений).
В соответствии пунктом 18 Правил заготовки древесины в целях заготовки древесины проводится отвод части площади лесного участка, предназначенного в рубку (далее - лесосека), а также таксация лесосеки, при которой определяются количественные и качественные характеристики лесных насаждений и объем древесины, подлежащий заготовке.
Согласно пункту 19 Правил заготовки древесины отвод и таксация лесосеки обеспечиваются гражданами и юридическими лицами, осуществляющими заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.
Частью 1 статьи 99 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу части 8 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.
Рубка указанных насаждений с нарушением требований законодательства, например, рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение, договоров купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.
Как следует из материалов дела об административном ЗАО «Кама-лес», является арендатором лесного участка общей площадью 6 184 га, на основании договора аренды от 21 октября 2008 года № 1.
В период с 20.12.2014 г. по 19.12.2015 г., согласно лесной декларации от 09.12.2014 г. вх. № 4185/5 от 09.12.2014 г., ЗАО «Кама-лес» осуществляло заготовку древесины на 2 лесосеке в выделе 16 квартала 197 Кизеловского участкового лесничества ГКУ «Кизеловское лесничество» (Кизеловский муниципальный район Пермского края).
Дистанционным мониторингом использования лесов, по итогам дешифрования снимков 15.12.2016 обнаружен факт незаконной рубки лесных насаждений в выделе 16 квартала 197 Кизеловского участкового лесничества ГКУ «Кизеловское лесничество» на площади 2,95.
Плановым (рейдовым) осмотром лесного участка, произведенным 22 июня 2017 года, лесничим Кизеловского участкового лесничества ГКУ «Кизеловское лесничество» Бабиным А.В., нарушений в выделе 16 квартала 197 Кизеловского участкового лесничества ГКУ «Кизеловское лесничество» не выявлено. Рубка произведена согласно лесных деклараций с площадью 1,8 Га в пределах отвода, что отражено в акте №22 от 22 июня 2017 года и в отчете о выполнении планового задания (на оборотной стороне планового задания №22 от 16.06.2017 г.
26 июня 2017 года лесничим Кизеловского участкового лесничества ГКУ «Кизеловское лесничество» Бабиным А.В., был составлен акт о лесонарушении в выделе 16 квартала 197 Кизеловского участкового лесничества ГКУ «Кизеловское лесничество».
Согласно данному акту правонарушение совершено в период зима-весна 2016 года, обнаружено 22 июня 2017 года, уточнено 23.06.2017 года после окончания проливных дождей и установления транспортной доступности.
В целях установления точного периода проведения работ по заготовке древесины в выделе 16 квартала 197 Кизеловского участкового лесничества, были получены данные дистанционного зондирования Земли с геопортала Европейского космического агентства, которые показали, что незаконная рубка делянки, связанная с превышением разрешенной площади рубки на 2,95 га произошла в период с 05 марта 2016 года по 04 июля 2016 года.
Выявленные нарушения послужили основанием для составления в отношении директора ЗАО «Кама-лес» Исмагилова М.Р. протокола об административном правонарушении по ч.1 ст.8.28 КоАП РФ и привлечении к административной ответственности по указанной норме.
Оставляя постановление от 17 мая 2018 года без изменения, начальник управления федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского исходил из доказанности совершения правонарушения, на доводы Исмагилова М.Р. об истечении срока давности привлечения к административной ответственности указал на длящийся характер административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.28 КоАП РФ, необходимость исчисления срока давности привлечения к административной ответственности с момента обнаружения правонарушения, в данном случае - проведения рейдового осмотра места рубки.
С выводами административного органа относительно оценки совершенного правонарушения как длящегося, общих правил исчисления сроков давности привлечения к административной ответственности за длящееся правонарушение следует согласиться.
Однако административный орган не учел, что основанием для привлечения должностного лица юридического лица к административной ответственности послужил факт незаконной рубки, имевшей место в период в период с 15 апреля 2016 года по 04 июля 2016 года.
Данные о том, что заготовка древесины осуществлялась, а противоправные действия имели место в более поздний период, в том числе, на момент обнаружения нарушения лесного законодательства, в материалах дела отсутствуют.
Поэтому в данном случае при решении вопроса о привлечении должностного лица юридического лица к административной ответственности следовало руководствоваться указанными сроками осуществления действий по заготовке древесины, в ходе которых было допущено нарушение лесного законодательства, выразившееся в незаконной рубке лесных насаждений, то есть моментом прекращения (окончания) противоправного деяния.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 24.5, ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения срока давности привлечения к административной ответственности. Таким образом, истечение срока давности исключает производство по делу об административном правонарушении.
На момент вынесения постановления по делу об административном правонарушении - 17 мая 2018 года, годичный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ по делам данной категории, исходя из момента прекращения противоправных действий, истек, в связи с чем производство по делу подлежало прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении административный орган не устранил допущенное должностным лицом нарушение.
При таких обстоятельствах постановление от 17 мая 2018 г., решение от 24 сентября 2018 г. не могут быть признаны законными, подлежат отмене, а производство по делу в отношении директора ЗАО «Кама-лес», Исмагилова М.Р. - прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление начальника отдела лесного надзора и административного производства управления федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 17 мая 2018 года №02-04/42-18, и решение начальника управления федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 24 сентября 2018 года № 02-04/42-18-Р, вынесенные в отношении директора закрытого акционерного общества «Кама-Лес» Исмагилова М. Р. отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.28 КоАП РФ, в отношении директора закрытого акционерного общества «Кама-Лес», Исмагилова М. Р. прекратить.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение 10 дней.
Судья: подпись
Верно. Судья А. А. Коваль
Секретарь Н. Л. Горн