РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 июля 2017 года г. Тольятти
Ставропольский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Лазаревой Н.В.,
помощника прокурора Ставропольского района Самарской области Саперского А.П.,
с участием истца: Савельевой А.В.,
представителя ответчика – администрации муниципального района Ставропольский Самарской области Степановой И.А. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на 1 год),
при секретаре Гашиной В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1886/2017 по исковому заявлению прокурора Ставропольского района Самарской области в интересах Савельевой Аллы Вячеславовны к администрации муниципального района Ставропольский Самарской области об обеспечении жилым помещением,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ставропольского района Самарской области в интересах Савельевой А.В. обратился в Ставропольский районный суд Самарской области с указанным иском. Просит:
- обязать администрацию муниципального района Ставропольский предоставить Савельевой Алле ВячеславовнеДД.ММ.ГГГГ рождения, жилое помещение по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Требования мотивированы тем, что в прокуратуру Ставропольского района поступило обращение Савельевой А.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, являющейся лицом из числа детей-сирот, в котором она просит обратиться в суд в ее интересах с исковым заявлением об обеспечении жилым помещением. При проверке было установлено, что мать ФИО5 ФИО6 лишена родительских прав, отец ФИО7 умер ДД.ММ.ГГГГ. Закрепленного жилья Савельева А.В. не имеет. Савельева А.В. включена в регистрационный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях. Согласно выписки из протокола № заседания комиссии по жилищным вопросам при администрации муниципального района Ставропольский Савельевой А.В. отказано в постановке на учет по категории детей-сирот в связи с тем, что она утратила указанный статус. Вместе с тем, решением Ставропольского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ за Савельевой А.В. признано право на постановку нуждающейся в жилом помещении по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. До настоящего времени Савельева А.В. жильем не обеспечена, в связи с чем, нарушены ее жилищные права и законные интересы.
Прокурор в судебном заседании требования поддержал, просил их удовлетворить.
В судебном заседании истец Савельева А.В. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала, по основаниям, изложенным в отзыве, пояснив, что предоставление жилых помещений осуществляется по мере финансирования.
Представитель третьего лица – Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области в судебное заседание не явился, извещался, о причине неявки не сообщил.
Суд, с учетом мнения явившихся лиц, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица.
Суд, выслушав явившихся лиц, проверив материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Положениями статьи 40 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Пунктами «ж», «к» ст. 72 Конституции РФ защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов граждан, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту или недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан об обеспечении права на жилище в государственном или муниципальном жилищном фонде.
В соответствии с ч.1 ст.49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно ч.3 ст.49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации, признанным по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Категориям граждан, указанным в ч.3 ст.49 ЖК РФ, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Судом установлено, что в прокуратуру Ставропольского района поступило обращение Савельевой А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являющейся лицом из числа детей-сирот, с просьбой обратиться в суд в ее интересах с исковым заявлением о внеочередном обеспечении жилым помещением.
В силу ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено следующее:
Дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно п.1 ст. 8 вышеуказанного Федерального закона, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта, и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с частью 7 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В силу пункта 9 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Согласно ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 07.06.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.06.2017), наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 8 Закона Самарской области от 28.12.2012 N 135-ГД (ред. от 17.04.2017) «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» установлено, что государственные полномочия передаются органам местного самоуправления на неограниченный срок.
Частями 4, 5 статьи 2 Закона Самарской области от 28.12.2012 N 135-ГД установлено, что органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Органы местного самоуправления дополнительно за счет собственных средств могут включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, с соблюдением требований и в порядке, которые установлены постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений».
Жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
Статья 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 N 135-ГД (ред. от 17.04.2017) «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» устанавливает, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Судом установлено, что Савельева А.В. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Закрепленного жилья Савельева А.В. не имеет.
Решением Ставропольского районного суда Самарской области от 29.04.2015 года, вступившим в законную силу, за Савельевой А.В. было признано право на постановку на учет как нуждающуюся в жилом помещении по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
До настоящего времени Савельева А.В. жильем не обеспечена.
Оценивая собранные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что Савельева А.В. в установленном законом порядке признана нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Поскольку Савельева А.В. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возлагается на органы местного самоуправления, то есть, в данном случае - на администрацию муниципального района Ставропольский Самарской области.
В соответствии со ст.2 Закона Самарской области от 28.12.2012 N 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставленных местным бюджетам субвенций из областного бюджета.
Отсутствие у органа местного самоуправления денежных средств для реализации возложенных на него законом полномочий не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное представление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди.
Обязанность по предоставлению жилья законом не связывается с наличием для этого достаточных средств и источников финансирования.
Обязанность по предоставлению жилья законом возложена и на органы местного самоуправления.
Довод представителя администрации муниципального района Ставропольский Самарской области о том, что принятое судом решение приведет к нарушению прав иных граждан, включенных в сводный список ранее истца, признаются судом несостоятельными, поскольку ни ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ, ни иные статьи указанного закона не устанавливают очередность внутри списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Обязанность по предоставлению жилья законом возложена на органы местного самоуправления. Администрация муниципального района Ставропольский Самарской области осуществляет управление и распоряжение жилищным фондом, находящимся в муниципальной собственности, в связи с чем, обязанность по обеспечению Савельевой А.В. жилым помещением не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требования, должна быть возложено именно на Администрацию муниципального района Ставропольский Самарской области.
В данном случае суд приходит к выводу, что длительный период времени нарушены жилищные права и законные интересы Савельевой А.В. и заявленные в ее интересах требования подлежат удовлетворению, а ее права восстановлению.
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194 – 199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования – удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района Ставропольский Самарской области предоставить Савельевой Алле Вячеславовне, ДД.ММ.ГГГГ рождения, жилое помещение по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ставропольский районный суд Самарской области.
Судья Н.В. Лазарева