2-406/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24.03.2015 г.
Чайковский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Казакова Р.А.
при секретаре Дзюбинской О.П.,
с участием прокурора Жигайлова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чайковский гражданское дело по иску Чайковского городского прокурора, заявленному в интересах Юрковой В.С., к Правительству Пермского края, Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по Чайковскому муниципальному району о защите нарушенного права на обеспечение жилым помещением,
УСТАНОВИЛ:
Чайковский городской прокурор обратился в суд с требованием о возложении на Правительство Пермского края, Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по Чайковскому району обязанности предоставить Юрковой В.С. благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда, в границах Чайковского муниципального района, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33-х квадратных метров. В обоснование заявленных требований указал, что Юркова В.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, постоянно проживает на территории Пермского края, решением ТУ Минсоцразвития Пермского края по Чайковскому МР от 15.11.2013 г. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениям специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения. Вместе с тем, до настоящего времени специализированным жилым помещение она не обеспечена, что, по мнению прокурора, свидетельствует о нарушении ее прав, гарантированных Конституцией РФ, Федеральным законом от 21.12.1996 г. №159-ФЗ, Законом Пермской области от 29.12.2004 г. №1939-419.
В судебном заседании представитель Чайковской городской прокуратуры Жигайлов А.А. на иске настаивал по изложенным в нем доводам, в то же время, полагал, что единственным надлежащим ответчиком по делу является Правительство Пермского края. Заявил об отказе от предъявленных к Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по Чайковскому муниципальному району исковых требований. В обоснование отказа сослался на то обстоятельство, что данным государственным органом предусмотренные законодательством для целей обеспечения Юрковой В.С. жилым помещением действия совершены, необходимые решения приняты.
Юркова В.С., будучи извещенной надлежащим образом, не явилась.
Определением суда производство по делу в части исковых требований Чайковского городского прокурора к Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по Чайковскому муниципальному району прекращено в связи с принятием судом отказа истца от иска в части.
Представитель ответчика - ТУ Минсоцразвития ПК по Чайковскому МР ходатайствовал о проведении разбирательства в его отсутствие, представил отзыв, в котором указал на несогласие с предъявленными к доверителю исковыми требованиями по тем мотивам, что последний является ненадлежащим ответчиком. Между тем, подтвердил изложенные в иске доводы о том, что решением уполномоченной комиссии с 14.11.2013 г. Юркова В.С. включена в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда Пермского края, данные о ее постановке на учет в территориальном управлении были переданы в Министерство социального развития Пермского края.
Представитель ответчика - Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, в ответ на извещение направил отзыв, в котором указал на несогласие с требованиями прокурора предоставить жилое помещение конкретно в границах Чайковского муниципального района Пермского края, поскольку федеральное законодательство предусматривает обязанность предоставления жилья в пределах субъекта РФ, то есть на территории всего Пермского края. Иных возражений по иску не заявлено.
Представитель участвующего в деле в качестве третьего лица Министерства социального развития Пермского края не явился, в ответ на судебное извещение представил отзыв в котором подтвердил состоятельность доводов прокурора о включении Юрковой В.С. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениям специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения. Вместе с тем, указал, что фактически предоставление жилья такой категории граждан осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты принятия уполномоченным органом решения о включении в список. Предоставление Юрковой В.С. жилья без учета очередности нарушит гарантированные ч. 3 ст. 17 Конституции РФ права иных, включенных в список лиц. Дополнительно привел доводы о том, что ТУ МСР ПК по Чайковскому муниципальному району является ненадлежащим ответчиком по делу.
Представитель участвующего в деле в качестве третьего лица Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края не явился, в ответ на судебное извещение представил отзыв, в котором сообщил о принятии конкретных мер, направленных на формирование государственного специализированного жилищного фонда для целей обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из их числа на территории Чайковского муниципального района. Так, 22.12.2014 г. Министерством заключен государственный контракт на приобретение жилых помещений в строящихся МЖД, по условиям которого в срок до 31.12.2015 г. будет сдано 70 квартир. Поскольку в ближайшее время обеспечить жильем Юркову В.С. возможности нет, предлагал в иске прокурору отказать.
Представитель участвующего в деле и надлежащих образом извещенного КГБУ Пермского края «Дирекция по капитальному строительству» не явился, о наличии какого-либо самостоятельного мнения по существу заявленных требований не сообщил.
Оценив содержание заявленных доводов и возражений, исследовав представленные в обоснование иска доказательства, суд приходит к выводу о состоятельности предъявленных Чайковским городским прокурором в интересах Юрковой В.С. к Правительству Пермского края исковых требований.
В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Частью 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ (в ред. ФЗ от 29.02.2012 года N 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Законом Пермской области от 29.12.2004 года N 1939-419 (ред. Закона N 147-ПК от 14.12.2012 года) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", статьей 6, предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Условиями предоставления жилых помещений лицам, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из содержания представленных в обоснование заявленных исковых требований доказательств установлено следующее:
Юркова В.С. родилась ДД.ММ.ГГГГ в семье Юркова С.А. и Юрковой С.Н. (свидетельство о рождении на л.д. 37).
Решением Чайковского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ г. Юркова С.Н. была лишена родительских прав в отношении дочери Юрковой В.С., ДД.ММ.ГГГГ г. (л.д. 35-36).
Отец Юрковой В.С. – Юрков С.А. умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 34).
Постановлением главы Администрации г. Чайковского от 22.12.2005 г. №4556 (л.д. 33) Юркова В.С. была устроена в МОУ «Детский дом».
Согласно представленных суду документов (выписки из ЕГРП на л.д. 23, 16-18, информация Администрации Чайковского городского поселения на л.д. 21-22, 11) жилыми помещениями на праве собственности, либо на основании договора социального найма Юркова В.С. не владеет.
12.11.2013 г. Юркова В.С. обратилась в ТУ Минсоцразвития ПК по Чайковскому МР с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениям специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии со ст. 6 Закона Пермской области от 29 декабря 2004 г. №1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в обоснование заявления указала на отсутствие у нее жилья (л.д. 9-10).
Решением ТУ Минсоцразвития ПК по Чайковскому МР (л.д. 7), принятом на основании акта о возникновении права на жилье от 14.11.2013 г. №30, Юркова В.С. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениям специализированного жилищного фонда Пермского края. О принятом решении Юркова В.С. была уведомлена 15.11.2013 г. (л.д. 8).
Из содержания представленных суду письменных отзывов Минсоцразвития Пермского края и его Территориального управления по Чайковскому МР установлено, что до настоящего времени Юркова В.С. состоит в указанном списке.
Оценивая содержание представленных доказательств, суд признает состоятельными суждения прокурора о том, что Юркова В.С. в силу положений ст. 40 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 5, ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 1, 8 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ч. 1, 2 и 5 ст. 6 Закона Пермской области "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, являясь нуждающейся в улучшении жилищных условий, обладает правом на предоставление ей во владение и пользование жилого помещения из состава специализированного жилищного фонда на условиях договора найма специализированного жилого помещения (ст. 109.1 ЖК РФ).
Прокурором заявлено, что Юрковой В.С., несмотря на то, что в соответствующий список она включена с 14.11.2013 г., жилое помещение из состава специализированного жилищного фонда в порядке, установленном Законом Пермской области от 29.12.2004 года N 1939-419, не предоставлено до настоящего времени.
Указанные доводы прокурора участвующими в деле лицами не опровергнуты. Каких-либо доказательств утраты Юрковой В.С. права на социальные гарантии, закрепленные в ст. 6 Закона Пермской области от 29 декабря 2004 г. №1939-419, наличия каких-либо иных препятствий к удовлетворению заявленных исковых требований, суду не представлено, подобного рода доводов не приведено.
Изложенная в отзывах участвующих в деле лиц информация об отсутствии в настоящее время объективной возможности реализовать жилищные права Юрковой В.С., наличии очереди из лиц, обладающих правом на обеспечение жилыми помещениям специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения, иной оценки установленных обстоятельств не влечет.
По мнению суда, реализация детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также лицами из их числа, равного права на обеспечение жилыми помещениями предполагает отсутствие критериев какой бы то ни было очередности. В силу действующего законодательства органы государственной власти обязаны создать необходимые правовые, организационные и материальные условия для реализации всеми без исключения гражданами своего возникшего на основании закона права.
Суждения представителя ответчика Правительства Пермского края об отсутствии у его доверителя обязанности предоставить Юрковой В.С. жилое помещение в границах Чайковского МР, суд расценивает в качестве несостоятельных.
Как уже ранее указано, согласно ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации
В соответствии с п. 1.3, 1.4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 N 1194-п, жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с ч. 3 ст. 6 Закона от 29 декабря 2004 г. N 1939-419 и должны соответствовать перечисленным в указанных пунктах требованиям, в том числе, жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства, а в случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства.
Из смысла указанных правовых норм следует, что спорная социальная гарантия предоставляется по месту жительства лица, имеющего право на ее (гарантию) предоставление.
Местом жительства Юрковой В.С. в соответствии со ст. 20 Гражданского Кодекса РФ является Чайковский муниципальный район, где она зарегистрирована постоянно и где поставлена на учет как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Удовлетворяя иск прокурора, предъявленный к Правительству Пермского края, суд руководствуется следующим:
Согласно ст. 23 Устава Пермского края, принятого Законодательным собранием Пермского края 19.04.2007 года (в редакции Закона Пермского края от 27.11.2012 года N 134-ПК) Правительство Пермского края является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, формирующим органы исполнительной власти края и осуществляющим непосредственное руководство ими.
В соответствии со ст. 2 Закона Пермского края от 07.09.2007 года N 107-ПК "О системе органов государственной власти Пермского края" система исполнительных органов государственной власти Пермского края представляет собой взаимосвязанную совокупность исполнительных органов государственной власти Пермского края, наделенных в установленном порядке государственными полномочиями, действующую в целях реализации социально-экономического развития Пермского края.
Систему исполнительных органов государственной власти Пермского края составляют: Правительство Пермского края, министерства Пермского края, агентства Пермского края, инспекции Пермского края, иные исполнительные органы государственной власти Пермского края, их территориальные органы или обособленные структурные подразделения на территории Пермского края.
Исходя из Постановлений Правительства Пермского края от 01.03.2013 N 92-п "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", от 09.09.2013 N 1194-п «Об утверждении Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений…», реализация заявленного к судебной защите права Юрковой В.С. предполагает совокупность решений и действий должностных лиц различных исполнительных органов государственной власти и учреждений Пермского края, в том числе, возможно, и не привлеченных к участию в настоящем деле (например, финансовых органов). Конкретный орган власти (учреждение), в компетенцию которого входит именно предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда, нормативными правовыми актами Пермского края не определен.
Учитывая, что Правительство Пермского края является высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, обладающим, в том числе, полномочиями по координации деятельности всех исполнительных органов государственной власти Пермского края, суд возлагает обязанность по предоставлению Юрковой В.С. жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, именно на него. Привлечение к гражданско-правовой ответственности данного субъекта властных отношений обеспечит, по мнению суда, оперативное и комплексное восстановление нарушенных прав лица, в интересах которого прокурором заявлен иск.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Правительство Пермского края предоставить Юрковой В.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору найма специализированного жилого помещения расположенное в границах Чайковского муниципального района жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 квадратных метров.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чайковский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: