РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 сентября 2016 года г.Самара
Судья Железнодорожного районного суда г.Самара Дудова Е.И.,
при секретаре Викторовой Н.А.,
с участием помощника прокурора Железнодорожного района г.Самара Семистенновой И.В.,
представителя Территориальной избирательной комиссии Железнодорожного района г.Самары Самарской области Клёнкиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному иску Федорова М.А. к участковой избирательной комиссии избирательного участка №, председателю участковой избирательной комиссии избирательного участка № Чебурахина Д.В. о признании бездействия председателя и членов комиссии незаконным, возложении обязанности по устранению выявленных нарушений, привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Федоров М.А. обратился в Железнодорожный районный суд г.Самара с указанным административным исковым заявлением, мотивируя свои требования тем, что он является зарегистрированным кандидатом в депутаты Самарской Губернской Думы по Волжскому округу № и ДД.ММ.ГГГГг. в день выборов на территории избирательного участка №, были выявлены нарушения избирательного законодательства, заключающиеся в том, что происходит нарушение <данные изъяты> голосования, на выходе стоят люди, требующие сказать, за кого избиратель проголосовал. Председатель комиссии Чебурахина Д.В. и члены комиссии не приняли мер к пресечению нарушения закона. По Федеральному Закону № 67 - ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан» комиссия обязана контролировать соблюдение порядка и закона на территории избирательного участка. Бездействие председателя и членов участковой избирательной комиссии № нарушает права истца как кандидата, установленные Федеральным Законом № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан». На основании изложенного, истец просил признать незаконным бездействие председателя и членов комиссии, выразившееся в ненадлежащем исполнении обязанностей установленных Федеральным Законом № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан», по контролю за соблюдением на территории избирательного участка закона и порядка проведения голосования, обязать председателя участковой избирательной комиссии № Чебурахина Д.В. незамедлительно устранить выявленные нарушения, привлечь виновных лиц к административной ответственности.
Административный истец Федоров М.А. и его представитель надлежащим образом извещенные о дне слушания дела, в судебное заседание не явились. Представитель административного истца Курганова Е.О., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ., представила ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
Административные ответчики – представитель участковой избирательной комиссии избирательного участка № и председатель участковой избирательной комиссии избирательного участка №, надлежащим образом извещенные о дне слушания дела, в судебное заседание не явились, председатель УИК № Чебурахина Д.В. представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
В соответствии с ч.3 ст.243 КАС РФ, неявка в суд лиц, которые участвуют в административном деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания и присутствие которых не было признано судом обязательным, не является препятствием для рассмотрения и разрешения данного дела.
В судебном заседании представитель Территориальной избирательной комиссии Железнодорожного района г. Самары Самарской области Клёнкина Н.В. требования административного истца не признала, считает, что нарушений федерального законодательства на избирательном участке допущено не было. Указала, что всем председателям ТИК Самарской области было направлено письмо Избирательной комиссии Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому была доведена информация о том, что в день голосования ДД.ММ.ГГГГ будет проходить опрос избирателей (exit-poll) на выходе из избирательных участков. В день голосования никаких нарушений на участке зафиксировано не было. Согласно протокола № участковой избирательной комиссии жалоб и заявлений не поступало. Просила в удовлетворении административного иска отказать.
Выслушав представителя территориальной избирательной комиссии Железнодорожного района г. Самары Самарской области, исследовав материалы дела, выслушав заключение помощника прокурора Железнодорожного района г. Самара Семистенновой И.В., полагавшей административный иск не подлежащим удовлетворению, суд полагает, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.2 ст.239 КАС РФ, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
В силу ст.ст.2, 18, 28 Федерального закона от 12.06.2002г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", выборы - форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица; избиратель - гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом; избирательные права граждан - конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации.В соответствии со ст.3 Федерального закона от 12.06.2002г. N 67-ФЗ, гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при <данные изъяты> голосовании; участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ состоялись выборы депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации и депутатов Самарской Губернской Думы шестого созыва.
Административный истец Федоров М.А. является зарегистрированным кандидатом в депутаты Самарской Губернской Думы шестого созыва по Волжскому одномандатному избирательному округу №.
Согласно ст.20 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", избирательные комиссии муниципальных образований, территориальные и участковые комиссии входят в систему избирательных комиссий.
Пунктом 8 ст.20 указанного Федерального закона определено, что компетенция, полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий субъектов России, избирательных комиссий муниципальных образований, территориальных и участковых комиссий при подготовке и проведении выборов в органы государственной власти субъектов России, органы местного самоуправления устанавливаются настоящим Федеральным законом, конституциями (уставами), законами субъектов России, уставами муниципальных образований.
В силу п.3 ст.20 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации.
Из письма председателя Избирательной комиссии Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №, следует, что председатели территориальных избирательных комиссий Самарской области проинформированы о том, что в день голосования ДД.ММ.ГГГГ будет проходить опрос избирателей (exit-poll) на выходе из избирательных участков. Избирательную комиссию Самарской области о своем намерении проводить exit-poll известили следующие организации – Институт фонда «Общественное мнение», ООО «Приволжский центр общественного мониторинга», Всероссийский центр изучения общественного мнения, Фонд социальных исследований (с приложением информационных писем данных организаций).
В соответствии со ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
Результаты выборов на избирательном участке № оформлены протоколом № об итогах голосования по одномандатному избирательному округу №, из которого следует, что какие-либо жалобы в участковую избирательную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей, в том числе от наблюдателей, не поступали.
В силу пп. «е» ч.2 ст.67 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", участковая комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом на соответствующем избирательном участке, участке референдума, в котором, в том числе, отражаются сведения о количестве поступивших в участковую комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей, участников референдума жалоб (заявлений), прилагаемых к протоколу.
Для целей избирательного законодательства установлен принцип достоверности сведений, внесенных в составленные в установленном порядке избирательные документы, пока в должной процессуальной форме не установлено иное.
Административным истцом в материалы настоящего дела в обоснование заявленных требований не представлено доказательств наличия нарушений избирательного законодательства, которые привели к ограничению реализации активного избирательного права, или в результате которых искажена воля избирателей при проведении выборов.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что материалами дела не подтверждены факты нарушения избирательного законодательства, на которые ссылался заявитель, а также факты бездействия, связанного с необеспечением реализации и защиты избирательных прав граждан России при проведении выборов, допущенного членами участковой избирательной комиссии и ее председателем, в связи с чем, основания к удовлетворению административного иска отсутствуют.
Основания для удовлетворения требований административного истца о привлечении виновных лиц к административной ответственности в рамках рассматриваемого дела также отсутствуют, поскольку данный вопрос подлежит рассмотрению в ином порядке, предусмотренном Кодексом об административных правонарушениях РФ.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Федорова М.А. к участковой избирательной комиссии избирательного участка №, председателю участковой избирательной комиссии избирательного участка № Чебурахина Д.В. о признании бездействия председателя и членов комиссии незаконным, возложении обязанности по устранению выявленных нарушений, привлечении к административной ответственности - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд г.Самара в течение <данные изъяты> со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Е.И. Дудова