дело № 2-256-2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Судья Крутинского районного суда Омской области Балакова О.В.
при секретаре Секисовой М.А.,
с участием помощника прокурора Крутинского района Сайтгалиной С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Крутинке 8 июня 2016 года дело по иску прокурора Крутинского района в интересах Российской Федерации к Администрации Зиминского сельского поселения Крутинского муниципального района Омской области об обязании разработать и утвердить муниципальную программу в области энергосбережения,
у с т а н о в и л :
Прокурор Крутинского района обратился в суд с названным иском. В обоснование иска указано следующее.
Прокуратурой района в марте 2016 года проведена проверка исполнения органами местного самоуправления соблюдения требований Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 261-ФЗ.
В ходе проверки установлено, что администрацией Зиминского сельского поселения муниципальная программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с требованиями ст. 14 Федерального закона № 261-ФЗ не разработана, каких-либо мер, направленных на реализацию полномочий в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности в настоящее время не принимается.
По указанным фактам 15.03.2016 года в адрес администрации Зиминского сельского поселения внесено представление, в котором указано на необходимость разработать и утвердить муниципальную программу в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с предъявляемыми Федеральным законом № 261-ФЗ требованиями к такой программе.
Из поступившего ответа на представление следует, что муниципальная программа находится в стадии разработки.
Однако, в ходе контрольной проверки, проведенной прокуратурой района в апреле текущего года, установлено, что до настоящего момента муниципальная программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности не разработана.
Не утверждение и не разработка указанной программы не позволяет в полной мере исполнять требования Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», нарушает установленный Федеральным законом принцип планирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Зиминского сельского поселения и, как следствие, влечет за собой неисполнение мероприятий в целях эффективного и рационального использования энергетических ресурсов.
В связи с этим прокурор просит обязать администрацию Зиминского сельского поселения разработать и утвердить муниципальную программу в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с предъявляемыми Федеральным законом № 261-ФЗ требованиями к такой программе.
В судебном заседании помощник прокурора Крутинского района Сайтгалина С.А. просила удовлетворить требования прокурора по изложенным в заявлении основаниям.
В судебное заседание представитель Администрации Зиминского сельского поселения Крутинского муниципального района не явился, о дате и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил.
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд считает требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
По требованиям ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе относятся: разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных соответствующей муниципальной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Положениями ст. 14 Федерального закона № 261-ФЗ предусмотрено, что муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны содержать значения целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации соответствующей программы.
Значения целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны отражать:
1) повышение эффективности использования энергетических ресурсов в жилищном фонде;
2) повышение эффективности использования энергетических ресурсов в системах коммунальной инфраструктуры;
3) сокращение потерь энергетических ресурсов при их передаче, в том числе в системах коммунальной инфраструктуры;
4) повышение уровня оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов;
5) увеличение количества объектов, использующих в качестве источников энергии вторичные энергетические ресурсы и (или) возобновляемые источники энергии;
6) увеличение количества высокоэкономичных в части использования моторного топлива и электрической энергии транспортных средств, транспортных средств, оборудованных электродвигателями, транспортных средств, относящихся к объектам, имеющим высокий класс энергетической эффективности, а также увеличение количества транспортных средств, в отношении которых проведены мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе по замещению бензина и дизельного топлива, используемых транспортными средствами в качестве моторного топлива, альтернативными видами моторного топлива - природным газом, газовыми смесями, используемыми в качестве моторного топлива (далее - газовые смеси), сжиженным углеводородным газом, электрической энергией, иными альтернативными видами моторного топлива с учетом доступности использования, близости расположения к источникам природного газа, газовых смесей, электрической энергии, иных альтернативных видов моторного топлива и экономической целесообразности такого замещения;
7) сокращение расходов бюджетов на обеспечение энергетическими ресурсами муниципальных учреждений, органов местного самоуправления, а также расходов бюджета на предоставление субсидий организациям коммунального комплекса на приобретение топлива;
8) увеличение объема внебюджетных средств, используемых на финансирование мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
При этом, перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя мероприятия по:
1) энергосбережению и повышению энергетической эффективности жилищного фонда;
2) энергосбережению и повышению энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры;
3) энергосбережению в организациях с участием муниципального образования и повышению энергетической эффективности этих организаций;
4) выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества;
5) организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами;
6) стимулированию производителей и потребителей энергетических ресурсов, организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов, проводить мероприятия по энергосбережению, повышению энергетической эффективности и сокращению потерь энергетических ресурсов;
7) увеличению количества случаев использования в качестве источников энергии вторичных энергетических ресурсов и (или) возобновляемых источников энергии;
8) энергосбережению в транспортном комплексе и повышению его энергетической эффективности;
8.1) информационному обеспечению мероприятий, в том числе по информированию потребителей энергетических ресурсов об указанных мероприятиях и о способах энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1225 также утверждены требования к муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В судебном заседании установлено, что администрацией Зиминского сельского поселения муниципальная программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с требованиями ст. 14 Федерального закона № 261-ФЗ не разработана, каких-либо мер, направленных на реализацию полномочий в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности в настоящее время не принимается.
По мнению суда, не утверждение и не разработка указанной программы не позволяет в полной мере исполнять требования Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», нарушает установленный Федеральным законом принцип планирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Зиминского сельского поселения и, как следствие, влечет за собой неисполнение мероприятий в целях эффективного и рационального использования энергетических ресурсов.
Осуществление полномочий прокурора регламентировано Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, в соответствии со ст. 45 которого, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Обращение прокурора в суд в данном случае обусловлено необходимостью защиты интересов Российской Федерации.
В связи с этим суд считает законным обращение прокурора Крутинского района в суд с указанным заявлением.
В силу п.19 ч.1 ст.333.16 НК РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Обязать администрацию Зиминского сельского поселения разработать и утвердить муниципальную программу в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с предъявляемыми Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Омский областной суд путем подачи жалобы в Крутинский районный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья: