Дело № 2-1041/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
07 сентября 2018 года Губахинский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Троцко Д.Н., при секретаре судебного заседания Карецкой Е.В., с участием прокурора Москаленко Е.В., представителя ответчика Михайлюк И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Губаха гражданское дело по иску прокурора г. Губахи в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию городскому округу «Город Губаха» в лице Администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края о возложении обязанности организовать проведение обследования строительных конструкций многоквартирного дома специализированной организацией,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Губаха обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц с иском к муниципальному образованию городскому округу «Город Губаха» Пермского края в лице Администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края с требованием об обязании организовать в срок до ДД.ММ.ГГГГ проведение обследования специализированной организацией строительных конструкций многоквартирного <адрес> с предоставлением заключения, выданного специализированной организацией по данному многоквартирному дому, в межведомственную комиссию, мотивируя тем, что в ходе проведенной проверки установлено, что многоквартирный <адрес> в соответствие с постановлением администрации городского округа «Город Губаха» от ДД.ММ.ГГГГ № подлежал расселению в рамках реализации мероприятий по организации компактного проживания жителей бывших шахтерских поселков городского округа «Город Губаха» в пгт Углеуральский. Фактически расселение дома не производилось. ДД.ММ.ГГГГ специалистами администрации городского округа «Город Губаха» была осуществлена проверка на предмет фактического проживания граждан в указанном многоквартирном доме, в ходе которой было установлено отсутствие проживающих граждан. В связи с этим МУП «Тепловые сети Нагорнский» было рекомендовано отключение указанного многоквартирного дома от коммуникаций. В соответствие с постановлением администрации городского округа «Город Губаха» согласован вывод из эксплуатации источника тепловой энергии - газовой котельной № 5, от которой был запитан и дом № 140 по <адрес>. На момент проверки дом находится в неудовлетворительном техническом состоянии: полуразрушен, отсутствуют окна и двери, поставка коммунальных ресурсов невозможна. На ДД.ММ.ГГГГ указанный многоквартирный дом в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу не признан. При этом техническое состояние строительных конструкций дома представляет угрозу для жизни и здоровья граждан. В указанном жилом доме 1 из 8 квартир находится в муниципальной собственности Администрации городского округа, которая не принимает мер по проведению технического обследования многоквартирного дома специализированной организацией в целях решения вопроса о возможности дальнейшей эксплуатации многоквартирного дома для безопасного проживания граждан. Это свидетельствует о проявлении администрацией городского округа «Город Губаха» бездействия в вопросах своевременного принятия мер по обследованию жилищного фонда с целью обеспечения безопасности граждан, проживающих в указанном многоквартирном доме, несмотря на наличие оснований для организации такого обследования.
Прокурор Москаленко Е.В. в судебном заседании на иске настаивала по доводам искового заявления.
Представитель ответчика администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края Михайлюк И.В. в судебном заседании иск не признала, пояснила, что в бюджете муниципального образования не заложены расходы на обследование указанного многоквартирного дома. Отсутствуют заявления собственников о проведении обследования. Подтвердила факт неудовлетворительного технического состояния указанного многоквартирного дома и не проживание жильцов в доме более 1 года.
Суд находит иск прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия для осуществления гражданами права на жилище и его безопасность.
В силу пунктов 8, 9 и 10 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, кроме прочих: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией РФ, настоящим кодексом, другими федеральными законами, а так же законами соответствующих субъектов РФ.
В соответствии со статьей 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 47 от 28.01.2006 утверждено «Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение), которым предусмотрены основания для признания жилого помещения непригодным для проживания.
В силу пункта 7 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях на основании оценки соответствия указанных помещения и дома, установленным в настоящем Положении требованиям.
В соответствии с пунктом 42 Положения Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В силу пункта 45 Положения для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы:
а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
в) в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения;
г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
д) заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;
е) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя.
В соответствии с пунктом 45(1) Положения в случае если заявителем выступает орган государственного надзора (контроля), указанный орган представляет в комиссию свое заключение, после рассмотрения которого комиссия предлагает собственнику помещения представить документы, указанные в пункте 45 настоящего Положения.В соответствии с п.47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
В силу пункта 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Судом установлено следующее. Многоквартирный <адрес> в г. Губаха Пермского края имеет очевидные признаки аварийности отдельных конструктивных элементов здания, ухудшения их эксплуатационных характеристик и несущей способности: дом полуразрушен, отсутствуют окна и двери, отключен от инженерных коммуникаций, жильцы отсутствуют. Постановлением администрации городского округа «Город Губаха» Пермского кря от ДД.ММ.ГГГГ № принято решение о сносе в срок до ДД.ММ.ГГГГ многоквартирных домов, расселяемых в рамках реализации мероприятий по организации компактного проживания жителей бывших шахтерских поселков городского округа «Город Губаха» в пгт Углеуральский, в том числе и <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести оценку стоимости приватизированных квартир.
Указанные обстоятельства подтверждены исследованными в судебном заседании доказательствами: копией заявления З.Г.В.; копией письма Администрации г. Губахи Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ; копией заявления З.Г.В. о предоставлении жилого помещения; копией письма Территориального управления по решению вопросов пос. Углеуральский, Парма, Шестаки, Нагорнский Администрации городского округа «Город Губаха» от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу отсутствия жильцов в многоквартирном доме и отключении от инженерных коммуникаций; копией письма Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ; копией письма Территориального управления по решению вопросов пос. Углеуральский, Парма, Шестаки, Нагорнский Администрации городского округа «Город Губаха» от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу предоставления временного жилого помещения З.Г.В.; цифровыми фотоснимками многоквартирного <адрес>; копией письма Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ о том, что в собственности муниципального образования находится 1 из 8 квартир; копией постановления Администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении порядка организации компактного проживания жителей бывших шахтерских поселков городского округа «Город Губаха»; копией Постановления администрации городского округа «Город Губаха» Пермского кря от ДД.ММ.ГГГГ № о сносе в срок до ДД.ММ.ГГГГ многоквартирных домов, расселяемых в рамках реализации мероприятий по организации компактного проживания жителей бывших шахтерских поселков городского округа «Город Губаха» в пгт Углеуральский, в том числе и <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести оценку стоимости приватизированных квартир.
Исследовав представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Факт ненадлежащего технического состояния многоквартирного <адрес> в г. Губаха Пермского края судом установлен на основе исследованных в судебном заседании доказательств, указывающих на очевидные признаки аварийности отдельных конструктивных элементов здания, ухудшения их эксплуатационных характеристик и несущей способности: дом полуразрушен, отключен от инженерных коммуникаций, отсутствуют окна и двери, жильцы отсутствуют.
Порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции регламентирован главой IV Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
При этом, признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование.
Следовательно, орган местного самоуправления, получив информацию о выявленных признаках аварийности конструктивных элементов указанного многоквартирного дома, ухудшения их эксплуатационных характеристик, приводящих к снижению уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований, обязан был принять предусмотренные законом меры.
Постановлением Администрации городского округа «Город Губаха» № от ДД.ММ.ГГГГ на территории муниципального образования создана межведомственная комиссия по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (реконструкции), утверждены положение, порядок и состав межведомственной комиссии.
Между тем, при наличии обстоятельств, объективно указывающих на признаки аварийности многоквартирного дома, Администрацией г. Губахи, как органом уполномоченным на осуществление муниципального жилищного контроля, в том числе как собственником жилого помещения в данном многоквартирном доме, не приняты меры для решения вопроса об обследовании технического состояния строительных конструкций жилого дома специализированной организацией, на основании заключения которой может быть дано, в свою очередь, заключение межведомственной комиссии по вопросу об аварийности дома и его сносе или реконструкции. При том, что решение о сносе дома принято в 2016 году.
Бездействие Администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края препятствует решению в установленном законом порядке о признании жилого <адрес> края аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, что создает угрозу безопасности неограниченного числа лиц, жителей муниципального образования, в связи с чем иск прокурора подлежит удовлетворению.
Доводы ответчика о недостаточности срока исполнения обязанности судом отклоняются, поскольку исходя из конкретных обстоятельств, а также с учетом незначительности необходимых расходов, суд приходит к выводу о достаточности испрашиваемого срока.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора г. Губахи удовлетворить полностью.
Возложить на Администрацию городского округа «Город Губаха» Пермского края обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать проведение обследования специализированной организацией строительных конструкций многоквартирного <адрес> в г. Губаха Пермского края с предоставлением заключения, выданного специализированной организацией по данному многоквартирному дому, в межведомственную комиссию.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 07 сентября 2018 года.
Председательствующий: