Решение по делу № 2-4109/2012 от 23.08.2012

К делу № 2- 4109/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

2 октября 2012 года г.о. Химки МО

Химкинский городской федеральный суд Московской области в составе: председательствующего судьи Татарова В.А., при секретаре судебного заседания Ефремовой Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Химкинского городского суда гражданское дело по заявлению Хомутова Л. О. о признании недействительным Постановления Администрации г.о. <адрес> № от /дата/ «Об утверждении градостроительного плана земельного участка» и возмещении судебных расходов

УСТАНОВИЛ:

Хомутов Л.О. обратился в суд с заявлением о признании недействительным Постановления Администрации г.о. <адрес> № от /дата/ «Об утверждении градостроительного плана земельного участка» и возмещении судебных расходов.

В обоснование заявленного требования Хомутов Л.О. сослался на следующее: /дата/ Администрацией принято Постановление «Об утверждении градостроительного плана земельного участка, расположенного в <адрес>», согласно которому утвержден градостроительный план № № земельных участков общей площадью <данные изъяты> кв.м. (кадастровые номера №, №, №), расположенных в <адрес>. В составе градостроительного плана не указаны границы зон действия публичных сервитутов, тогда как исторически сложилось, что земельными участками пользуются местные жители для свободного доступа к реке <данные изъяты>. Строительство на указанных земельных участках ограничит право заявителя и местных жителей в пользовании береговой полосой предназначенной для общего пользования. Реализация данного постановления в будущем приведет к ограничению свободного доступа к реке и местам, исторически использующихся местным населением, то есть строительство приведет к очередной утрате зоны отдыха. Строительство также приведет к ухудшению условий водопользования населения и общему снижению санитарно-гигиенических свойств территории. Таким образом, данное постановление нарушает конституционные права заявителя.

Представитель заявителя в судебное заседание явилась, заявление поддержала по изложенным в нем основаниям.

Заинтересованное лицо – представитель Администрации г.о. <адрес>, в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствии, в письменном отзыве просила суд в удовлетворении заявления отказать, поскольку заявителем не доказан тот факт, что спорное Постановление не соответствует нормам действующего законодательства, вынесено с нарушением, а также нарушает права и законные интересы заявителя.

Заинтересованное лицо – представитель ООО «Туризм-Сервис» просил суд в удовлетворении заявления отказать в полном объеме.

Суд, выслушав объяснение участников процесса, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и каждое в отдельности, считает необходимым отказать в удовлетворении заявления по следующим основаниям.

В силу ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В силу ч. 1 ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Как усматривается из материалов дела заявителем оспаривается Постановление № «Об утверждении градостроительного плана земельного участка, расположенного в <адрес>» принятое Администрацией г.о. <адрес> /дата/.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно ст. 258 Гражданского процессуального кодекса РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностною липа, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Из данной нормы следует, что для признания судом недействительным ненормативного акта органа местного самоуправления необходимо одновременно наличие 2-х обязательных условий, а именно: не соответствие их закону и наличие нарушения прав заявителя. Отсутствие хотя бы одного из указанных выше условий является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Суд считает, что обжалуемый ненормативно-правовой акт принят в соответствии с законом и в пределах полномочий органов местного самоуправления, и никоим образом не нарушает права и интересы заявителя.

В соответствии с п. 5 ст. 41, п. 1, 2 ст. 44 Градостроительного кодекса РФ, градостроительные планы земельных участков входят в состав документации по планировке территории, их подготовка осуществляется применительно к предназначенным для строительства земельным участкам в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.

Согласно ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению заинтересованного в строительстве и реконструкции лица, обратившегося за данным планом в целях получения в дальнейшем разрешения на строительство (реконструкцию) объектов.

В соответствии с п. 1 ст. 44 Градостроительного кодекса РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам.

В составе градостроительного плана земельного участка указываются, в том числе границы земельного участка, информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства (реконструкции) на указанном земельном участке (пункт 3).

Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа (пункт 2).

Согласно п. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ в случае если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, то орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его без проведения каких-либо дополнительных процедур и взимания платы.

Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.

Постановление Администрации городского округа <адрес> от /дата/ № «Об утверждении градостроительного плана земельного участка, расположенного в <адрес>», было принято в связи с ходатайством ООО «ООО «Туризм-Сервис», об утверждении градостроительного плана, в соответствии со ст.ст. 16, 16.1, 17 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 4 Федерального закона РФ от 29.12.2004 № 191 -ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», Градостроительным кодексом РФ, ч.1 ст.5, ст.27,29 Устава <данные изъяты>, утвержденного решением Совета депутатов <адрес> № от /дата/, зарегистрированного Главным управлением Министерства юстиции по <адрес> от /дата/ ГР № №.

Градостроительный кодекс Российской Федерации отнес к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов утверждение документации по планировке территории (ст. 8 ГрК РФ), разновидностями которой являются проекты планировки территории (ст. 42 ГрК РФ), проекты межевания территории (ст. 43 ГрК РФ) и градостроительные планы земельных участков (ст. 44 ГрК РФ).

В ч. 1 ст. 44 ГрК РФ указывается, что подготовка ГПЗУ осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объекта капитального строительства земельным участкам. Таким образом ГПЗУ необходим в первую очередь для установления на местности границ земельного участка. Данное утверждение в полной мере согласуется с частью 10 статьи 38 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», в которой указывается, что, если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа. ГПЗУ необходим для подготовки проектной документации, т.е. для архитектурно-строительного проектирования. ГПЗУ содержит информацию о размерах земельного участка, градостроительном регламенте территориальной зоны, в которой он находится, градостроительных ограничениях, действующих в отношении земельного участка. ГПЗУ в числе иных документов прилагается к заявлению о выдаче разрешения на строительство (ч. 7 ст. 51 ГрК РФ). При этом уполномоченный на выдачу разрешения на строительство орган власти проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта строительства требованиям ГПЗУ (ст. 51 ГрК РФ). К заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию наряду с другими документами прилагается и ГПЗУ (ч. 3 ст. 55 ГрК РФ) в свою очередь разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (ч. 1 ст. 55 ГрК РФ) представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.

Соответственно ГПЗУ необходим для кадастровых работ (установления на местности границ земельного участка), подготовки проектной документации для строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, выдачи разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию.

В соответствии с частью 5 статьи 44 ГрК РФ форма ГПЗУ устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2005 года № 40 форму ГПЗУ устанавливает Министерство регионального развития Российской Федерации и в настоящее время форма ГПЗУ установлена Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10 мая 2011 года № 207.

Действующая в настоящее время форма ГПЗУ является единой и унифицированной вне зависимости от того, подготавливается ли градостроительный план в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа. Также данная форма распространяется и на все виды земельных участков, без учета специфики расположенных на них объектов капитального строительства (линейные объекты, многоквартирные дома и др.).

Перечень сведений, включаемых в ГПЗУ, определен в ч. 3 ст. 44 ГрК РФ.

В соответствии с п. 3 ст. 44 ГрК РФ в составе градостроительного плана земельного участка указываются: границы земельного участка; границы зон действия публичных сервитутов; минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия); границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.

Таким образом, в градостроительном плане, в том числе, указываются места допустимого размещения зданий, строений, сооружений, информация о разрешенном использовании земельного участка, требования к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке.

В силу этого, ГПЗУ по своему содержанию является не правоустанавливающим или правоподтверждающим документом, а документом, содержащим информацию об уже установленных разрешениях и ограничениях в пределах земельного участка, поставленного на кадастровый учет.

Соответственно, подготовка и выдача ГПЗУ по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица является безусловной обязанностью уполномоченного органа.

При этом закон не обуславливает реализацию заявителями права на получение этой информации обоснованием целей, для которых она истребуется.

Поскольку в ГПЗУ отражаются уже установленные разрешения и ограничения в пределах земельного участка, то эти разрешения и ограничения фиксируются на дату выдачи ГПЗУ.

Частью 2 ст. 44 ГрК РФ установлено, что подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе либо проекта межевания территории либо в виде отдельного документа.

Критерием разграничения в этом случае является: подготовка проекта межевания территории как часть реализации требований федерального законодательства о градостроительной деятельности, которая осуществляется соответствующими органами исполнительной власти и местного самоуправления. При этом подготовка проекта межевания территории является составной частью документации по проекту планировки территории. Данная работа производится вне зависимости от наличия либо отсутствия обращений физических или юридических лиц в порядке, установленном ч. ч. 1 - 16 ст. 46 ГрК РФ.

Иной порядок определен федеральным законодательством для подготовки ГПЗУ по обращениям физических или юридических лиц. В соответствии с ч. 17 ст. 46 ГрК РФ в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется.

Пунктом 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс РФ) установлено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.

Таким образом, законодатель регламентировал ГПЗУ как отдельный самостоятельный документ выдается на основании заявления лица, также для выдачи ГПЗУ органу местного самоуправления не нужно выполнять комплекс организационно-правовых действий, обязательных при подготовке и утверждении проектов планировки территории, проектов планировки территории с проектами межевания в их составе. К числу таких действий ст. 46 ГрК РФ относит принятие решения о подготовке документации по планировке территории, его опубликование и размещение на сайте в сети Интернет (при его наличии), размещение заказа на разработку документации, проведение публичных слушаний, опубликование утвержденной документации, следственно Органу местного самоуправления не предоставлены полномочия требовать от заявителя, являющегося юридическим лицом предоставления наряду с заявлением каких-либо иных документов, за исключением документов, подтверждающих его правоспособность, ГПЗУ подготавливается в течение тридцати дней со дня подачи заявления. Форма заявления о выдаче ГПЗУ является произвольной, каких-либо требований к нему и составу прилагаемых документов Кодекс не устанавливает, ГПЗУ выдается бесплатно.

Таким образом оспариваемое решение органа местного самоуправления принято в пределах его компетенции, в установленном законом порядке и не может повлечь нарушение интересов заявителя.

Довод заявителя о том, что имеет место нарушение права заявителя, так как обжалуемое постановление грубо нарушает его конституционные права гражданина проживающего рядом, право на благоприятную окружающую среду, на охрану здоровья не может быть принят судом во внимание по следующим обстоятельствам.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Таким образом, способы защиты прав подлежат применению в случае, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов лица, требующего их применения.

То, что обжалуемое заявителем постановление в будущем может привести к нарушению его прав, не может служить основанием к удовлетворению заявленных требований, поскольку действующее законодательство защиту в случае возможного нарушения прав в будущем не допускает.

Оценивая представленные по делу доказательства по правилам ст.67 ГПК РФ, суд нарушений в действиях Администрации г.о. <адрес> не усматривает, равно как нарушение прав и свобод заявителя.

Согласно ч.4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Согласно п. 1 ст. 249 ГПК РФ на государственный орган, чьи решения, действия (бездействие) оспариваются, возложена обязанность по доказыванию только обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта и его законности.

При этом обязанность по доказыванию наличия нарушения данными решениями, действиями (бездействием) прав и свобод, а также иных законных интересов, возложена на лицо, обратившееся в суд с соответствующим заявлением.

Довод Заявителя об отсутствии в ГПЗУ границ зон действия публичных сервитутов является несостоятельным, так как в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом № 122-ФЗ: сервитут - право ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества, например, для прохода, прокладки и эксплуатации необходимых коммуникаций и иных нужд, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута; обладатели сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут); сервитут может быть частным или публичным; частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, права лиц, использующих земельный участок на основании частного сервитута, определяются договором; публичный сервитут устанавливается нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов местного самоуправления или местного населения, публичный сервитут устанавливается с учетом результатов общественных слушаний, права лиц, использующих земельный участок на основании публичного сервитута, определяются законом или иным нормативным правовым актом, которыми установлен публичный сервитут; сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»; государственная регистрация сервитутов проводится в Едином государственном реестре прав на основании заявления собственника недвижимого имущества или лица, в пользу которого установлен сервитут, при наличии у последнего соглашения о сервитуте. Сервитут вступает в силу после его регистрации в Едином государственном реестре прав.

Более того ответом на запрос <данные изъяты> государственного унитарного предприятия «<данные изъяты>» № от /дата/ подтверждается, что Границы зон санитарной охраны (первого и второго поясов) источников питьевого водоснабжения <адрес> устанавливаются санитарно-эпидемиологическими правилами СП 2.1.4.2625-10 "Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения <адрес>". В соответствии с П.3.4.3.СП 2.1.4.2625-10 граница второго пояса ЗСО (пояса ограничений) канала <данные изъяты> - основного водотока станций водоподготовки проходит: при равнинном рельефе местности на расстоянии не менее 500 метров от уреза воды канала <данные изъяты> при нормальном подпорном уровне; при холмистом рельефе - по вершинам первого склона, обращенного в сторону канала <данные изъяты>.

Согласно публичной кадастровой карте <адрес> указанные участки находятся на расстоянии около 70 метров от канала <данные изъяты>, т.е. во втором поясе зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения <адрес>.

Из материалов дела, а также из представленных Хомутовым Л.О. доказательств и данным пояснений его представителя в ходе судебного разбирательства не следует, что принятое Администрацией г.о. <адрес> постановление каким-либо образом нарушает права и свободы и иные охраняемые законом интересы заявителя. Кроме того, как указывалось выше, в действиях должностных лиц Администрации г.о. <адрес> не усматривается нарушений требований действующего законодательства.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Хомутова Л. О. о признании недействительным Постановления Администрации г.о. <адрес> № от /дата/ «Об утверждении градостроительного плана земельного участка» и возмещении судебных расходов отказать.

Данное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Московский областной суд через Химкинский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение изготовлено 08.10.2012.

Судья                  В.А. Татаров

2-4109/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Хомутов Л.О.
Другие
Роспотребнадзор
Администрация
ООО Туризм Сервис
Суд
Химкинский городской суд Московской области
Дело на странице суда
himki.mo.sudrf.ru
23.08.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.08.2012Передача материалов судье
27.08.2012Решение вопроса о принятии иска (заявлении, жалобы) к рассмотрению
27.08.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.08.2012Собеседование
27.08.2012Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
30.08.2012Предварительное судебное заседание
05.09.2012Предварительное судебное заседание
11.09.2012Предварительное судебное заседание
13.09.2012Предварительное судебное заседание
02.10.2012Предварительное судебное заседание
02.10.2012Судебное заседание
24.10.2012Дело сдано в канцелярию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее