№ 2-2/15
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 февраля 2015 г. с.Ермекеево
Ермекеевский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Агаповой И.А.,
при секретаре Платициной Э.Р.,
с участием истца Рахматуллиной И.Ф.,
ответчика Хайруллиной А.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Рахматуллин Р.А., Рахматуллина И.Ф., Рахматуллин Р.Р., Рахматуллин Р.Р. к Хайруллина А.Ш. о восстановлении границ земельного участка и устранении препятствий пользования земельным участком,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы Рахматуллины обратились в суд с исковым заявлением к Хайруллину З.З. в котором просят восстановить границы земельного участка площадью 2010 кв.м., с кадастровым номером № расположенный по адресу <адрес>, обязать ответчика не чинить препятствий в пользовании данным земельным участков и устранить препятствия в пользовании принадлежащим им земельным участком, а именно – демонтировать установленный ответчиком забор, своими или привлеченным силами восстановить положение забора, существовавшее до нарушения права на земельный участок. В обоснование исковых требований указали, что ответчик нарушил границу землепользования, путем сноса забора, возведенного истцами, и установки нового забора со смещением вглубь их территории земельного участка.
В ходе подготовки произведена замена ответчика Хайруллина З.З. на его супругу Хайруллину А.Ш., собственника смежного земельного участка.
Истец Рахматуллин Р.А., в судебное заседание не явился, будучи надлежаще извещенным, причину своей неявки суду не сообщил.
Истица Рахматуллина И.Ф., действующая за себя и в интересах своих несовершеннолетних детей, заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить. По существу иска пояснила, в 2008 году по результатам межевания земельного участка они установили забор. В конце сентября 2014 года в период их отсутствия дома, собственником земельного участка, граничащего с их земельным участком – Хайруллиной А.Ш. неправомерно снесен, установленный ими в 2008 году, забор между их земельными участками. В это же время ответчик установила забор из своего материала со смещением на 2 м на территорию истца, что нарушает их право собственности на земельный участок. Обращения к ответчику, содержащие предложения о прекращении указанных нарушений права собственности и снесения неправомерно установленного забора, оказались безрезультатными. В связи с чем просит суд удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Ответчик Хайруллина А.Ш. в судебном заседании требования истцов не признала и пояснила, что владеет участком с 2012 года, в 2014 году оформила землю в собственность. При этом, бывшие владельцы участка ей пояснили, что временный забор, установленный истцами, смещен в глубь ее участка, по кадастровому плану участок должен быть шире. Ее неоднократные обращения в администрацию, в отдел архитектуры, землеустроительные организации по вопросу о границах земельного участка оставались безрезультатными. В конце сентября 2014 года она установила постоянный забор по размерам своего земельного участка указанным в кадастровой выписке. Истцами первоначально была неверно определена граница их земельного участка по лицевой стороне, т.е. отодвинута внутрь их участка на 2 м. от красной линии, в связи с чем они эти два метра компенсировали за счет ее участка. А она устанавливала забор по данным кадастрового учета, препятствий в пользовании земельным участком истцам не чинила и просит в удовлетворении исковых требований отказать полностью.
На основании положений ст.167 ГПК РФ, с учетом мнения сторон, суд рассмотрел гражданское дело без участия истца.
Заслушав доводы сторон, изучив представленные доказательства и огласив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему:
Из материалов дела следует, что истцы Рахматуллины, являются сособственниками земельного участка, расположенного по адресу <адрес>, предоставленного для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 2010 кв.м., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права долевой собственности серии №, выданных ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № кпр (л.д.31-35).
Согласно кадастрового паспорта земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ за №, земельный участок, расположенный по адресу <адрес>, имеет кадастровый номер №, площадь 2010+/-31 кв.м. (л.д.126-131).
Согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серия № Хайруллина А.Ш. является собственником земельного участка, для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 1944 кв.м. по адресу <адрес> на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № кпр (л.д.50).
Из кадастрового паспорта земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ за №, земельный участок, расположенный по адресу <адрес>, имеет кадастровый номер №, площадь 1944+/- 31 кв.м. (л.д.123-125).
Из ответа заместителя главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ № № Хайруллиной А.Ш. следует, что отделом архитектуры и ЖКХ Администрации МР <адрес> с выездом на место произведено обследование земельных участков по <адрес> В результате установлено, что местоположение границ земельных участков по адресу <адрес> содержащих сведения в ГКН, не соответствуют фактическим границам участка (л.д.137).
По поручению суда комиссия в составе представителя администрации сельского поселения Ермекеевский сельсовет Рахимовой Э.Р., директора МУП «Центральный рынок» Ардаширова И.Р., инженера МУП «ЦР» имеющей право на выполнение землеустроительных работ Фаттаховой Г.С., в присутствии истца Рахматуллина Р.А. и собственника смежного земельного участка Хайруллиной А.Ш. произвела обследование границ смежных земельных участков, находящихся по адресу <адрес>. Как следует из акта в результате обследования установлено, что границы земельного участка с кадастровым номером № от точки 1 до точки 4 соответствуют кадастровому плану границ земельного участка, а с точки 2 до точки 3 уменьшена на 1,5 м. Общая площадь данного земельного участка на момент обследования составила 1973 кв.м. (л.д.165-167).
В ходе рассмотрения дела в суде ответчиком Хайруллиной А.Ш. представлено заключение кадастрового инженера от ДД.ММ.ГГГГ, согласно выводам которого фактическое землепользование Хайруллиной А.Ш. земельным участком :234 по адресу <адрес> составляет 1917 кв.м. (1944 кв.м. по документам), граница 1(10) – 2(11) смещена. Точка 1(10) смещена на 0,42 м, точка 2(11) смещена на 0,64 м., они лежат на земельном участке с кадастровым номером № (л.д.168-183).
Определением Ермекеевского районного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ по делу назначена судебная землеустроительная экспертиза, проведение которой было поручено экспертам Белебеевского филиала ГУП «БТИ» РБ.
Согласно поступившего в Ермекеевский районный суд РБ ДД.ММ.ГГГГ экспертного заключения <адрес> филиала ГУП «БТИ» РБ произведенная экспертиза отражает факты местоположения границ земельных участков с кадастровым номером 02:23:120224:172, расположенного по адресу <адрес> земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес>.
В результате обследования с выездом на место выполнена геодезическая съемка вышеуказанных земельных участков, планово-высотное съемочное геодезическое обоснование создавалось спутниковой геодезической системой GPS/ГЛОНАСС, приемник Trimble GeoXR и определены фактические площади и местоположение границ спорных земельных участков в настоящее время.
<адрес> и границы земельных участков не соответствуют сведениям, содержащимся в ГКН. Согласно экспертного заключения Белебеевского филиала ГУП «БТИ» РБ установлено, что земельный участок, принадлежащий Рахматуллиным имеет площадь по данным ГКУ и правоустанавливающим документам 2009,84 кв.м., а фактическая площадь 1995,95 кв.м.
Земельный участок, принадлежащий Хайруллиной А.Ш., имеет площадь по данным ГКУ и правоустанавливающим документам 1944,12 кв.м., а фактическая площадь 1963,31 кв.м.
Таким образом, площади и границы данных земельных участков, содержащиеся в сведениях ГКН и правоустанавливающих документах, не соответствуют фактическим площадям и размерам. Картографические (географические) границы (координаты) земельных участков согласно правоустанавливающим документам не соответствуют фактическим картографическим координатам и местоположению границ земельных участков (л.д.191- 196).
Суд принимает во внимание в качестве допустимого доказательства заключение эксперта, поскольку оно является обоснованным, мотивированным, выполнено специалистом, имеющим необходимую квалификацию.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что фактические границы и площади спорных земельных участков не соответствуют данным государственного кадастрового учета и правоустанавливающим документам, при этом фактические размеры обоих земельных участков не соответствуют размерам, указанным в правоустанавливающих документах.
Объектами земельных отношений выступают земельные участки, которые должны быть сформированы в соответствии с законодательством о кадастровом учете объектов недвижимости, в результате которого они обретают индивидуальные характеристики, отделяющие их от других земельных участков. Кадастровые отношения применительно к недвижимости, в том числе и к земельным участкам, регулируются Федеральным законом № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Согласно статье 7 указанного Закона описание местоположения границ земельного участка является уникальной характеристикой объекта недвижимости, включаемой в государственный кадастр. На основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке составляется межевой план, который состоит из графической и текстовой частей. Местоположение границ участка отражается в графической части межевого плана, а в текстовой приводятся сведения о согласовании местоположения границ участков в форме акта согласования местоположения таких границ. Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ.
В соответствии с ч.1 ст.39 ФЗ от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Согласно ст.40 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
В силу п.14.7 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства допускается закрепление границы межевыми знаками в виде естественных или искусственных предметов, обеспечивающих закрепление поворотной точки границы на период проведения работ (временный межевой знак), или в виде искусственного предмета, закрепленного в земле или твердом покрытии и обеспечивающего постоянство местоположения на местности поворотной точки границы объекта землеустройства после проведения землеустройства (долговременный межевой знак).
Согласно экспертного заключения <адрес> филиала ГУП "БТИ" от 29 января 2015 года, установлено, что фактические границы спорных земельных участков закреплены долговременными межевыми знаками.
В соответствии с п.п.2 п.1 ст.60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка.
В силу п.3 ст.76 Земельного кодекса РФ приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при самовольном занятии земельного участка осуществляется гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Согласно положениям статьи 56 п.1 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В соответствии со статьей 57 Гражданского процессуального кодекса РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Анализируя установленные обстоятельства по делу, и, оценивая, по правилам ст.67 ГПК РФ представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу об отказе Рахматуллиным в удовлетворении исковых требований о восстановлении границ земельного участка.
Суд полагает, что невозможно утверждать, что участок истцов, ввиду несовпадения границ с данными кадастра, оказался фактически по площади меньшим, чем значится по документам, по причине того, что ответчик самовольно захватила часть их участка.
Стороны подтвердили, что имеющееся в настоящее время положение границ участков всегда было таким и никем из владельцев не изменялось.
Из экспертного заключения усматривается, что границы земельного участка истцов смещены не только вглубь их участка, но и во вне.
Принимая во внимание положения ст.36 ЗК РФ, ст.38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", учитывая заключение экспертов, суд не находит правовых оснований и для удовлетворения остальной части исковых требований Рахматуллиных, поскольку фактические границы земельного участка не соответствуют границам спорного земельного участка по сведениям ГКН, и без приведения в соответствие фактических границ сведениям ГКН невозможно установление границ земельных участков каждой из сторон и устранения препятствий в пользовании земельным участком.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Рахматуллин Р.А., Рахматуллина И.Ф., Рахматуллин Р.Р., Рахматуллин Р.Р. к Хайруллина А.Ш. о восстановлении границ земельного участка и устранении препятствий пользования земельным участком, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ермекеевский районный суд Республики Башкортостан.
Судья: И.А.Агапова