Дело № 2-87/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Верх-Усугли «14» апреля 2016 года
Тунгокоченский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Жапова Т.С.,
при секретаре Кузьмине С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фефеловой Е.И. к Открытому акционерному обществу «Читаэнергосбыт», Публичному акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» о признании незаконным действия ОАО «Читаэнергосбыт» по расчёту оплаты электроэнергии на общедомовые нужды и снятии с неё задолженности в сумме 5 136,41 рублей,
у с т а н о в и л:
Истица обратилась в суд с данным иском, мотивируя следующим.
Общая площадь дома, указанная в разных квитанциях, отличается от указанной в техническом паспорте. Так, согласно паспорту общая полезная площадь дома составляет 2 192,2 м2, из которых площадь жилых помещений составляет 1 492,9 м2. Это ведёт к нарушениям при исчислении оплаты на общедомовые нужды, поскольку занижена общая площадь жилых и нежилых в многоквартирном доме.
В соответствии с формулой № 12 приложения № 2 к «Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах», объём подлежащей оплате электроэнергии для ОДН равен разнице показаний общедомового прибора учёта и совокупности показаний индивидуальных приборов учёта с дальнейшим произведением на отношение площади квартиры к общей площади жилых и нежилых помещений дома.
В силу данной нормы законодательства занижение общей площади жилых и нежилых помещений многоквартирного дома влечёт увеличение для потребителей платы за электроэнергию для общедомовых нужд.
В многоквартирном <адрес>, где она проживает, не имеется электрического оборудования: лифтов, насосов, бойлеров, лампочек освещения придворовой территории. Подъезды оборудованы осветительными приборами частично - всего четыре электролампочки, которые горят эпизодически и только в вечернее время.
Начисленные суммы на ОДН не соответствую действительности, так как четыре электролампочки потребляют от 1 922 кв/ч до 4 387 кв/ч. Согласно нормативу объём на ОДН равен 5,17 кв/ч в месяц, что и начислялось до установки общедомового прибора учёта - до марта 2013 года. С установкой общедомового прибора учёта начисления возросли в десятки раз. Разница показаний между совокупностью индивидуальных приборов учёта и общедомовым прибором учёта обусловлена хищением электроэнергии со стороны недобросовестных потребителей в результате безучётного потребления электроэнергии. Обязанность по выявлению недобросовестных потребителей электроэнергии возложена на сетевую организацию. Перерасчёт ОАО «Читаэнергосбыт» по начислению а ОДН произведён не был.
Данный дом, согласно договору управления многоквартирными домами по конец 2013 года находился в управлении МУП «ЖЭС». С мая 2015 года по апрель 2015 года в управлении МУП ООО «ЖЭС». Услуги данных предприятий по содержанию жилого фонда она оплачивала, однако данные предприятия не проводили технического аудита и ремонта внутредомовых электрических сетей.
В марте 2013 года данный дом был оборудован общедомовым прибором учёта электрической энергии. Данный прибор был принят к коммерческому учёту на основании Акта допуска прибора учёта электрической энергии в эксплуатацию от 01 апреля 2013 года. С указанной даты расчёт оплаты электрической энергии на общедомовые нужды осуществлялся согласно показаниям прибора учёта. При составлении данного Акта и процедуре допуска в эксплуатацию общедомового прибора учёта электрической энергии счётчика ЦЭ6803В были допущены нарушения действующего законодательства.
В акте от ДД.ММ.ГГГГ которым прибор учёта допущен к эксплуатации, имеются сведения о допуске общедомового прибора учёта электрической энергии в эксплуатацию по адресу: <адрес> том числе: место установки счётчика - подвал; тип счётчика - ЦЭ 680ВМ, год выпуска - 2008 год; дата метрологической проверки - 3 квартал 2008 года, показания - 07524,6; расчёт мощности по замерам диска электронного счётчика к кВт - 12,5 (0,2%), измерения выполнены токоизмерительными клещами типа СМР-1, заводской №, проверка ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п.1.5.13 ПУЭ, на вновь устанавливаемых трёхфазных счётчиках должны быть пломбы государственной проверки с давностью не более 12 месяцев.
С учётом указанных в Акте года выпуска и метрологической проверки, пропуска установленного ПЭУ срока проверки, прибор учёта не может является расчётным (коммерческим) с применением его показаний для расчётов за поставленную электроэнергию. Прибор учёта, допущенный в эксплуатацию с указанными нарушениями ПЭУ должен быть признан нерасчётным. Таким образом, необходимо провести перерасчёт объёма потребления электрической энергии на общедомовые нужды потребителям, проживающим в указанном доме, путём применения расчётного способа по нормативу согласно представленного ею расчета.
В связи с этим просит суд о признании незаконным действия ОАО «Читаэнергосбыт» по расчёту оплаты электроэнергии на общедомовые нужды и снять с неё задолженности в сумме 5 136,41 рублей.
Таким образом, фактически истец просит признать незаконными действия ОАО «Читаэнергосбыт» по расчёту оплаты электроэнергии на общедомовые нужды и произвести перерасчет задолженности потребления электрической энергии на общедомовые нужды путём применения расчётного способа по нормативу согласно представленного истцом расчета.
Истец Фефелова Е.И. будучи надлежаще образом извещенной о месте и времени судебного заседания, в суд не явилась, предварительно просила рассмотреть дело без её участия.
В судебное заседание ответчик ОАО «Читаэнергосбыт» будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени судебного слушания, не направил в судебное заседание своего представителя. Представитель ответчика ходатайствовал о переносе судебного заседания на иное число, в связи с болезнью представителя ответчика.
В предыдущем судебном заседании представитель ответчика ОАО «Читаэнергосбыт» Демешев П.С. исковые требования не признал в полном объеме по основаниям указанным в возражениях на исковое заявления,также добавил, что нарушений законодательства при установке и введении в эксплуатацию счетчика не было допущено, соответственно показания данного счетчика могут быть приняты для расчетов за поставленную электроэнергию.
В судебное заседание ответчик ПАО «МРСК Сибири» будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени судебного слушания, не направил в судебное заседание своего представителя, причинах неявки представителя не сообщил.
Согласно представленного отзыва на иск ответчик ПАО «МРСК Сибири» исковые требования признает в полном объеме по основаниям указанным в отзыве.
В судебное заседание третье лицо не заявляющее самостоятельных требований - ООО «ЖЭС» будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени судебного слушания, не направил в судебное заседание своего представителя, о причинах неявки представителя не сообщил.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу ст. ст. 153, 154 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирных домах включает плату за электроснабжение.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
До 01.09.2012 г. действовали Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.06.2006 N 307 в редакции от 25.06.2012 года, которые регулировали, в том числе, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Абзац 2 пункта 7 Правил содержал специальные требования к установлению размера платы собственниками помещений в многоквартирном доме, предусматривающие плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы электрической энергии исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Пункт 22 названных Правил предусматривал, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. В случае отсутствия коллективных (общедомовых) приборов учета расчет размера платы производился в порядке, установленном пунктом 19 Правил, т.е. по нормативу потребления.
С 01.09.2012 г. Правила утратили силу (за исключением положений, касающихся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, которые утрачивают силу с 01.01.2015), в связи с введением в действие Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (Далее - Правила), которыми установлен порядок расчета размера платы отдельно за коммунальные услуги, предоставляемые потребителю в жилом и нежилом помещении, и за коммунальные услуги, предоставляемые на общедомовые нужды.
Коллективный (общедомовой) прибор учета - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом (п. 2 Правил).
Согласно п.п. «г, и» п. 34 Правил потребитель обязан в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку; своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно п. 44 новых Правил, в первоначальной редакции, действовавшей в период спорных правоотношений, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам; объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11, 12, 13, 14 приложения N 2 к настоящим Правилам.
С 16.04.2013 г. в ред. Постановления Правительства РФ N 344 данный пункт был изменен. Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 16.04.2013 N 344)
В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 16.04.2013 N 344)
Установленный абзацами вторым и третьим настоящего пункта порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с настоящими Правилами исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация. В указанных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Пунктом 81 этих же Правил предусмотрено, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная со дня, следующего за днем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.
В соответствии со ст. 539 ГК РФ по договору электроснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Согласно положениям статей 541, 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу п. 1 ст. 543 ГК РФ абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов, оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.
Согласно п. 3 ст. 543 ГК РФ требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.
Пунктом 1.2.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 N 6, предусмотрено, что потребитель обязан обеспечить содержание электроустановок в рабочем состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями правил и других нормативно-технических документов. Потребитель несет ответственность за сохранность расчетного счетчика, его пломб и за соответствие цепей учета установленным требованиям.
Исходя из положений названных норм права на потребителе лежат обязанности по обеспечению надлежащего технического состояния приборов учета электрической энергии, соблюдению сроков их периодической поверки, извещению гарантирующего поставщика и сетевой организации о неисправности приборов учета.
Правилами учета электрической энергии, зарегистрированных в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.10.1996 г. N 1182 дано определение средств учета: средства учета - совокупность устройств, обеспечивающих измерение и учет электроэнергии (измерительные трансформаторы тока и напряжения, счетчики электрической энергии, телеметрические датчики, информационно-измерительные системы и их линии связи) и соединенных между собой по установленной схеме.
В соответствии с пунктом 2.1 Правил N 1182 основной целью учета электроэнергии является получение достоверной информации о производстве, передаче, распределении и потреблении электрической энергии на оптовом и розничном рынках электроэнергии.
Периодическая поверка средств измерений, используемых для учета электрической энергии и контроля ее качества, должна производиться в сроки, установленные Госстандартом России (пункт 4.6 Правил N 1182).
В силу указанных пунктов электросчетчик относится к средствам учета электрической энергии и подлежит государственной поверке.
Частью 1 статьи 13 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" установлено, что средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке.
На основании п. 1.5.2. Правил устройства электроустановок (Далее - ПУЭ). Шестое издание (утв. Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05.10.1979) (ред. от 20.06.2003) расчетным учетом электроэнергии называется учет выработанной, а также отпущенной потребителям электроэнергии для денежного расчета за нее. Счетчики, устанавливаемые для расчетного учета, называются расчетными счетчиками. В соответствии с п. 1.5.13. Правил каждый установленный расчетный счетчик должен иметь на винтах, крепящих кожух счетчика, пломбы с клеймом госповерителя, а на зажимной крышке - пломбу энергоснабжающей организации. На вновь устанавливаемых трехфазных счетчиках должны быть пломбы государственной поверки с давностью не более 12 мес., а на однофазных счетчиках - с давностью не более 2 лет.
Постановлением Правительства РФ N 442 от 04.05.2012 года "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (Далее - Положений).
Согласно п.146 Положений под установкой прибора учета для целей настоящего документа понимается монтаж прибора учета впервые в отношении точки поставки.
Под заменой прибора учета для целей настоящего документа понимается монтаж прибора учета после демонтажа ранее установленного прибора учета в данной точке.
Установка, замена и эксплуатация приборов учета, используемых гражданами, осуществляется в соответствии с настоящим документом, если жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, не установлено иное.
В соответствии с п. 152 Положений установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим разделом.
Под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.
Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию должен быть осуществлен не позднее месяца, следующего за датой его установки.
Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием уполномоченных представителей:
сетевой организации, владеющей на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства или эксплуатирующей бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, к которым непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета;
гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), с которым заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в отношении энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета;
лица, владеющего на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами, объектами электроэнергетики, к которым непосредственно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, в случае если такое присоединение определяется как опосредованное присоединение к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации;
собственника прибора учета;
собственника энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых устанавливается прибор учета, если он отличается от собственника прибора учета.
При допуске в эксплуатацию общедомового (коллективного) прибора учета, установленного на границе раздела централизованных электрических сетей и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома в состав комиссии должен входить уполномоченный представитель исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме - уполномоченный представитель лица, привлекаемого собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых электрических систем.
Допуск в эксплуатацию прибора учета, установленного в целях определения объемов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилом доме или в помещении многоквартирного дома, осуществляется в порядке и сроки, которые предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
В соответствии с п. 153 Положений собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, а в отношении коллективного (общедомового) прибора учета, установленного в многоквартирном доме, - исполнитель коммунальных услуг, обязан получить допуск прибора учета в эксплуатацию,
Если установка прибора учета, допуск в эксплуатацию которого планируется осуществить, была произведена гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), имеющим договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в отношении энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых такой прибор учета был установлен, или сетевой организацией, имеющей договор оказания услуг по передаче электрической энергии с указанным собственником, то в этом случае такой собственник не обязан подавать заявку, а лицо, установившее прибор учета, обязано самостоятельно организовать проведение процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию и согласовать с указанным собственником дату и время проведения такой процедуры.
В соответствии с п.154 Положений в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат место установки и схема подключения прибора учета (в том числе проверка направления тока в электрической цепи), состояние прибора учета (наличие или отсутствие механических повреждений на корпусе прибора учета и пломб поверителя) и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям настоящего раздела в части его метрологических характеристик. Если прибор учета входит в состав системы учета, то проверке также подлежат связующие и вычислительные компоненты, входящие в состав системы учета.
По окончании проверки в местах и способом, которые определены в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании, подлежит установке контрольная одноразовая номерная пломба (далее - контрольная пломба) и (или) знаки визуального контроля.
Процедура допуска прибора учета в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска прибора учета в эксплуатацию,
В случае неявки для участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию лиц из числа лиц, указанных в пункте 152 настоящего документа, которые были уведомлены о дате и времени ее проведения, процедура допуска проводится без их участия представителем сетевой организации и (или) гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), который явился для участия в процедуре допуска. Лицо, составившее акт допуска прибора учета в эксплуатацию, обязано в течение 2 рабочих дней со дня проведения такой процедуры направить копии такого акта лицам из числа лиц, указанных в пункте 152 настоящего документа, не явившимся для участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию.
Судом установлено следующее.
Фефелова Е.И. проживает в <адрес> расположенной в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>.
Согласно информации предоставленной администрацией МО ГП «Вершино-Дарасунское» от ДД.ММ.ГГГГ № данный многоквартирный жилой дом в период с 16 июля 2012 года по 15 апреля 2014 года согласно договору управления многоквартирными домами ГП «Вершино-Дарасунское» от 16 июля 2012 г. находился в управлении муниципального унитарного предприятия «Жилищно-эксплуатационная служба». Затем данный многоквартирный жилой дом в период с 15 апреля по 29 апреля 2014 года согласно протоколу общего собрания жильцов от 15 апреля 2014 года находился в непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме. Затем данный многоквартирный жилой дом в период с 29 апреля 2014 года по настоящее время согласно протоколу общего собрания жильцов от 29 апреля 2014 года находится в управлении ООО «Жилищно-эксплуатационная служба».
Также данный многоквартирный жилой дом не является аварийным или ветхим это подтверждается информацией предоставленной администрацией МО ГП «Вершино-Дарасунское».
Согласно информации предоставленной администрацией МО ГП «Вершино-Дарасунское» от ДД.ММ.ГГГГ №, копии технического паспорта данного жилого дома, справочной информации по объекту недвижимости Росреестра общая полезная площадь дома (ОКСа) составляет - 2192,2 кв. м.
В данном многоквартирном жилом доме помещений используемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами для производственной, предпринимательской или иной деятельности не имеется.
Сведений о заключении договоров о приобретении коммунального ресурса между управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией коммунального ресурса (электроэнергии) по данному многоквартирному дому, суду представлено не было.
Фефеловой Е.И. в спорный период и по настоящее время ответчиком - ОАО «Читаэнергосбыт» оказываются услуги по предоставлению электроэнергии, получаемой им от ПАО "МРСК Сибири".
Данный многоквартирный жилой дом, был оборудован ОАО «Читаэнерго» общедомовым прибором учета электрической энергии (тип счетчика ЦЭ 6803В заводской №, год выпуска 2008).
На основании Акта допуска прибора учета электрической энергии в эксплуатацию от 01 апреля 2013 года, данный прибор учета (тип счетчика ЦЭ 6803В заводской №, год выпуска 2008) был принят в эксплуатацию, то есть является расчетным счетчиком.
С указанной даты работниками ОАО «Читаэнергосбыт» расчет оплаты электрической энергии за общедомовые нужды осуществлялся согласно показаниям данного прибора учета.
Согласно части 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям.
Как разъяснено в пункте 5 части 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом.
В качестве одного из оснований иска истцом указывается, на то, что суммы, начисляемые для оплаты электроэнергии в местах общего пользования, считает завышенными, поскольку дом не имеет лифтов, насосов, бойлеров, лампочек освещения придомовой территории, местах общего пользования установлены только четыре лампочки, при этом имеет место несанкционированное подключение иных лиц к внутридомовым сетям и безучетное потребление ими электроэнергии, в связи с чем взыскание задолженности по оплате электроэнергии, начисленной по его показаниям, является незаконным.
По данному основанию иска суд считает следующее.
На основании ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме и они в силу положений ч. ч. 1, 2 ст. 39 ЖК РФ несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Доводы иска о необоснованном начислении сумм по оплате электроэнергии по коллективному прибору учета, суд находит несостоятельными.
Ответчик - ОАО «Читаэнергосбыт» обосновал размер произведенных им начислений показаниями приборов учета. Истец же в нарушение требования ч. 1 ст. 56 ГПК РФ не представила суду никаких доказательств, подтверждающих факт хищения электроэнергии иными лицами. Правильность показаний прибора учета истцом не оспорена.
При таких обстоятельствах, исковые требования по данному основанию иска не подлежат удовлетворению.
Кроме того в качестве одного из оснований иска истцом указывается, на то, что общедомовой прибор учета электрической энергии допущен в эксплуатацию с нарушением нормативных актов, в частности с нарушением п.1.5.13 "Правил устройства электроустановок (ПУЭ). Шестое издание" (утв. Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05.10.1979) (ред. от 20.06.2003), соответственно прибор считается нерасчетным и необходимо произвести перерасчет задолженности потребления электрической энергии на общедомовые нужды путём применения расчётного способа по нормативу согласно представленного истцом расчета.
По данному основанию иска суд считает следующее.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Доводы иска о том, что общедомовой прибор учета допущен в эксплуатацию с нарушением п.1.5.13 ПУЭ по сроку поверки прибора учета, суд находит несостоятельными.
В соответствии с п. 152 вышеуказанных Положений установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим разделом.
Под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.
В соответствии с п.154 Положений в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат место установки и схема подключения прибора учета (в том числе проверка направления тока в электрической цепи), состояние прибора учета (наличие или отсутствие механических повреждений на корпусе прибора учета и пломб поверителя) и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям настоящего раздела в части его метрологических характеристик. Если прибор учета входит в состав системы учета, то проверке также подлежат связующие и вычислительные компоненты, входящие в состав системы учета.
Согласно п. 1.5.13. ПУЭ каждый установленный расчетный счетчик должен иметь на винтах, крепящих кожух счетчика, пломбы с клеймом госповерителя, а на зажимной крышке - пломбу энергоснабжающей организации.
На вновь устанавливаемых трехфазных счетчиках должны быть пломбы государственной поверки с давностью не более 12 мес., а на однофазных счетчиках - с давностью не более 2 лет.
Согласно акта допуска прибора учета электрической энергии в эксплуатацию от 01 апреля 2013 года, в <адрес>, эксплуатируется прибор учета типа ЦЭ 6803В, с заводской №, 2008 года выпуска.
Согласно пп.4.2 паспорта прибора учета типа ЦЭ 6803В периодичность государственной поверки составляет - 16 лет (л.д.____).
Согласно акта допуска прибора учета электрической энергии в эксплуатацию от 01 апреля 2013 года, метрологическая поверка данного прибора учета типа ЦЭ 6803В, с заводским №, была проведена в 3 квартале 2008 года.
Таким образом, данный прибор учета подлежит обязательной поверке через 16 лет после последней поверки в 2008 году, то есть в 2024 году.
С учетом данного обстоятельства ссылка истца на п.1.5.13. ПУЭ суд считает несостоятельной.
Кроме того истец в нарушение требования ч. 1 ст. 56 ГПК РФ не представила суду никаких доказательств, подтверждающих неисправность данного прибора учета, влияющих на правильность учёта расхода электрической энергии по ОДН.
Кроме того, согласно вышеуказанному акту допуска прибора учета электрической энергии в эксплуатацию от 01 апреля 2013 года, при вводе эксплуатации данного прибора присутствовали представители ОАО «МРСК Сибири - Читаэнерго», ОАО «Читаэнергосбыт» и управляющей компании данного многоквартирного жилого дома - МУП «ЖЭС». При этом, данный прибор учёта был проверен и допущен в эксплуатацию, то есть прибор учета был технически исправен, о чём свидетельствуют подписи всех представителей.
При таких обстоятельствах, исковые требования по данному основанию иска не подлежат удовлетворению.
Также в качестве одного из оснований иска истцом указывается, на то, что суммы, начисляемые для оплаты электроэнергии в местах общего пользования, считает завышенными, поскольку ответчиком ОАО «Читаэнергосбыт» при исчислении ОДН с применением формулы № 12 приложения № 2 «Правил предоставления коммунальных услуг собственикиам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» занижается общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, что влечет увеличение платы за электроэнергию для общедомовых нужд, в связи с чем необходимо произвести перерасчет оплаты электроэнергии на общедомовые нужды в части расчета размера оплаты за электроэнергию на ОДН Фефеловой Е.И.
По данному основанию иска суд считает следующее.
По смыслу ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае наличия приборов учета размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета.
При наличии коллективного прибора учета размер оплаты за коммунальную услугу холодную воду, предоставленную на общедомовые нужды, определяется Согласно указанным формулам собственники жилых помещений в многоквартирном доме оплачивают объем коммунальных ресурсов, предоставляемых на общедомовые нужды пропорционально площади принадлежащих им помещений от общей площади многоквартирного дома.
С учетом того, что дом, в котором расположена квартира истца, оборудован коллективным прибором учета, электроэнергия должна начисляться собственникам помещений в доме по его показаниям.
В соответствии с формулой 12 (п.13) приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 года, приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) электрической энергии, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса, определяется по следующей формуле:
,
где:
- объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в многоквартирном доме, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса. В случаях, предусмотренных пунктом 59 Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта;
- объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в u-м нежилом помещении, определенный в соответствии с пунктом 43 Правил;
- объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в v-м жилом помещении (квартире), не оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета;
- объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в w-м жилом помещении (квартире), оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета коммунального ресурса, определенный по показаниям такого прибора учета. В случаях, предусмотренных пунктом 59 Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта;
- определяемый в соответствии с пунктом 54 Правил объем соответствующего вида коммунального ресурса (электрическая энергия, газ), использованный за расчетный период исполнителем при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), который кроме этого также был использован исполнителем в целях предоставления потребителям коммунальной услуги по электроснабжению и (или) газоснабжению;
- общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;
- общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Согласно письма Министерства регионального развития РФ от 22 ноября 2012 года № 29433-ВК/19 "О разъяснении по вопросу учета в расчете размера платы за коммунальные услуги значений общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также по вопросу учета значения общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, при определении нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды" значения общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома.
Согласно ч. 1 ст. 56 ПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Доводы иска о необоснованном начислении сумм по оплате электроэнергии по коллективному прибору учета с занижением общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, суд находит состоятельными.
Так согласно формуле № 12 приложения № 2 при расчете размера оплаты за электроэнергию на ОДН берется суммарная площадь жилых и нежилых помещений.
Согласно информации предоставленной ответчиком - ОАО «Читаэнергосбыт» от ДД.ММ.ГГГГ № при расчете размера оплаты за электроэнергию на ОДН Фефеловой Е.И. в графе 9 (площадь всех помещений дома) указана площадь в размере 1479, 07 кв.м.
Однако согласно вышеуказанным информации администрации поселения, технического паспорта, информации Росреестра общая полезная площадь дома (ОКСа) составляет - 2192,2 кв. м.
Таким образом, ответчиком ОАО «Читаэнергосбыт» неверно рассчитывается размер платы за электроэнергию на ОДН Фефеловой Е.И. в связи с занижением суммарной площади жилых и нежилых помещений данного многоквартирного дома (1479, 07 кв.м. вместо 2192, 2 кв.м.).
Соответственно действия ответчика - ОАО «Читаэнергосбыт» в части расчета размера оплаты за электроэнергию на ОДН Фефеловой Е.И. с применением значения общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в данном многоквартирном доме в размере 1479, 07 кв.м. нельзя признать законными.
При таких обстоятельствах исковые требования о признании незаконными действий ОАО «Читаэнергосбыт» по расчёту оплаты электроэнергии на общедомовые нужды в части расчета размера оплаты за электроэнергию на ОДН Фефеловой Е.И. с применением значения общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, в размере 1479, 07 кв.м. за период с 01 апреля 2013 года по 31 августа 2015 года и возложении обязанности произвести перерасчет
оплаты электроэнергии на общедомовые нужды в части расчета размера оплаты за электроэнергию на ОДН Фефеловой Е.И. с применением значения общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, в размере 2192, 2 кв.м. за период с 01 апреля 2013 года по 31 августа 2015 года обоснованны и подлежат удовлетворению.
ПАО «МРСК Сибири» в сфере электроэнергетики является сетевой организацией и оказывает услуги по электросетям находящимся в правообладании ПАО «МРСК Сибири», потребителям электроэнергии, непосредственно технологически присоединенным к электросетям. Продажу электрической энергии непосредственно потребителям и принятие оплаты за неё осуществляет ОАО «Читаэнергосбыт».
При таких обстоятельствах исковые требования к ПАО «МРСК Сибири» не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Фефеловой Е.И. к Открытому акционерному обществу «Читаэнергосбыт» удовлетворить частично.
Признать незаконными действия ОАО «Читаэнергосбыт» по расчёту оплаты электроэнергии на общедомовые нужды в части расчета размера оплаты за электроэнергию на общедомовые нужды Фефеловой Е.И. проживающей по адресу: <адрес>, с применением значения общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, в размере 1479, 07 кв.м. за период с 01 апреля 2013 года по 31 августа 2015 года.
Обязать ОАО «Читаэнергосбыт» произвести перерасчет оплаты электроэнергии на общедомовые нужды в части расчета размера оплаты за электроэнергию на ОДН Фефеловой Е.И. с применением значения общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, в размере 2192, 2 кв.м. за период с 01 апреля 2013 года по 31 августа 2015 года.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательном виде в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда через Тунгокоченский райсуд.
Председательствующий: ____________ Т.С. Жапов