ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Орлик 28 июля 2016 года
Тункинский районный суд Республики Бурятии в составе:
председательствующего судьи Низовцева А.В.,
с участием старшего помощника прокурора Окинского района Цыбикмитова А.З.,
при секретаре Байминовой Б.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Тункинского районного суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Окинского района РБ в интересах прав и свобод неопределенного круга лиц к МАОУ «Бурунгольская СОШ им. С.Г. Дугарова», Администрации МО «Окинский район» о понуждении обеспечить антитеррористическую защищенность в образовательной организации,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Окинского района Республики Бурятия обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к Муниципальному автономному образовательному учреждению «Бурунгольская средняя общеобразовательная школа им. С.Г. Дугарова», Администрации МО «Окинский район» о возложении обязанности на АМО «Окинский район» обеспечить антитеррористическую защищенность МАОУ «Бурунгольская СОШ им. С.Г. Дугарова» путем выделения средств на установку системы видеонаблюдения по периметру и в здании образовательного учреждения, о возложении обязанности на МАОУ «Бурунгольская СОШ им. С.Г. Дугарова» обеспечить антитеррористическую защищенность образовательного учреждения путем установки системы видеонаблюдения по периметру и в здании учреждения.
Иск мотивирован тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований антитеррористического законодательства на объектах массового пребывания людей, в ходе которой установлено следующее.
В МАОУ «Бурунгольская СОШ им. С.Г. Дугарова» не исполняются требования Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии Терроризму». Проверкой выявлены нарушения прав и свобод неопределенного круга лиц, а именно система видеонаблюдения по периметру и в здании МАОУ «Бурунгольская СОШ им. Дугарова С.Г.» отсутствует. Согласно информации МАОУ «Бурунгольская СОШ им. С.Г. Дугарова» собственных финансовых средств для установки ограждения, видеонаблюдения у школы нет. Учитывая, что МБОУ «Бурунгольская СОШ» является муниципальным учреждением и его имущество принадлежит МО «Онкинский район», находится у него в оперативном управлении, Администрация МО «Онкинский район» как собственник имущества должна быть солидарным ответчиком и должником по данным требованиям.
В судебном заседании старший помощник прокурора Цыбикмитов А.З. исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в заявлении, настаивал на их удовлетворении. Против рассмотрения дела в порядке заочного производства не возражал.
Представитель ответчика МБОУ «Бурунгольская СОШ им. С.Г. Дугарова» извещенный надлежащим образом на судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил, не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель АМО «<адрес>», извещенный надлежащим образом на судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил, не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд в порядке ч.1 ст.233 ГПК РФ приступил к рассмотрению дела в порядке заочного производства.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, суд находит исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1 и 7 статьи 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав, свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
На основании части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Согласно пункту 6.48 Свода правил СП 118.13330.2012 "СНиП 31-06-2009. Общественные здания и сооружения", утвержденного приказом Министерства регионального развития РФ от 29 декабря 2011 г. N 635/10 (актуализированная редакция СНиП 31-06-2009) для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры «Службы 112». Согласно п. 3.9 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 территория учреждения должна иметь наружное искусственное освещение. Уровень искусственной освещенности на земле должен быть не менее 10 лк.
Судом установлено, что в здании МАОУ Бурунгольская СОШ им. С.Г. Дугарова», расположенной по адресу <адрес> отсутствует система видеонаблюдения. Это нарушает права и законные интересы персонала образовательного учреждения, учеников, воспитанников и других лиц, посещающих данные учреждения.
В силу статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями,
образовательными стандартами; Образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации;
Согласно пункту 7 указанной статьи образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за
невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно подпункту 6.1 п. 1 ст. 15 ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма, а так же минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района.
На основании п. 3 ч. 1 ст. 17 ФЗ №131 органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а так же осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования, согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 ФЗ № относится обеспечение содержания зданий, сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с Уставом МАОУ «Бурунгольская СОШ им. С.Г. Дугарова» указанная образовательная организация является некоммерческой организацией, созданной в целях удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан в образовании.
Согласно Устава МБОУ учредителем и собственником имущества является МО «Окинский район».
На основании пп.7, 13 ч. 1, ст. 8 Устава МО «Окинский район» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программа в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Статьей 42 Устава предусмотрено, что Администрация муниципального района – орган местного самоуправления, осуществляющий исполнительно-распорядительные функции.
Управление образования МО «Окинский район» является структурным подразделением Администрации МО «Окинский район», осуществляющим решение вопросов местного значения в сфере образования и реализующим полномочия органов государственной власти, переданные в соответствии с действующим законодательством.
Согласно п.4.2 пп. 4.2.4 положения об Управлении образования МО «Окинский район» Управление в установленной сфере деятельности осуществляет обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений.
Исходя из анализа вышеуказанных законов следует, что в целях профилактики терроризма органы местного самоуправления обязаны обеспечить выполнение совокупности мероприятий, направленных на усиление безопасности и защиты объектов от преступного посягательства, в частности установить систему видеонаблюдения по периметру и в здании учреждения.
При таких обстоятельствах требования прокурора о возложении обязанности на учреждение по установке системы видеонаблюдения по периметру и в здании учреждения обоснованы.
В соответствии с частью 1 статьи 42 федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и сооружениями процессам проектирования, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации, установленные настоящим законом не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований.
Однако в целях унификации действующего законодательства положения части 2 указанной статьи устанавливают необходимость применения понятия «свод правил», принятых до его вступления в силу, которые должны применяться на обязательной основе для обеспечения требований безопасности зданий и сооружений. Оценивая положения Федеральных законов «О противодействии терроризму», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Об образовании» суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для возложения на ответчиков обязанности по обустройству здания учреждения образования системой пожарной и охранной сигнализации, канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) для пресечения преступлений террористической направленности.
Разрешая спор, суд пришел к выводу, что требование об установке системы видеонаблюдения по периметру и в здании учреждения закреплено на законодательном уровне.
В свете изложенного, суд оценивает требования прокурора о возложении обязанности по установке системы видеонаблюдения по периметру и в здании учреждения. Иная трактовка противоречила бы положениям статей 2, 18 Конституции РФ о том, что высшей ценностью в Российской Федерации признаются человек, его права и свободы, содержанию норм, указанных выше, направленных на обеспечение одной из важнейших функций государства: обеспечение безопасности.
Обращение прокурора в интересах неопределенного круга лиц обосновано, т.к. круг лиц, в интересах которых обратился прокурор, невозможно определить. В результате текучести кадров, сменяемости учеников и по другим причинам в учреждениях образования в разное время могут работать и учиться разные лица.
На основании и во взаимосвязи с частью 1 статьи 45 ГПК РФ и пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в исках, предъявленных в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем неопределенного круга физических лиц, поскольку действует в силу закона в их интересах.
На основании части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, учитывая, что действия по установке видеонаблюдения по периметру и в здании учреждения, связаны с изысканием денежных средств, необходимы затраты времени, суд полагает необходимым установить срок в течение которого решение суда должно быть исполнено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 197-199, 206 Гражданского процессуального кодекса РФ,
Р Е Ш И Л :
Удовлетворить исковое заявление прокурора Окинского района Республики Бурятия в интересах прав и свобод неопределенного круга лиц к МАОУ «Бурунгольская СОШ им С.Г. Дугарова», Администрации МО «Окинский район» о понуждении обеспечить антитеррористическую защищенность в образовательной организации.
Обязать Администрацию МО «Окинский район» обеспечить антитеррористическую защищенность МАОУ «Бурунгольская СОШ им. С.Г. Дугарова» путем выделения средств
на установку системы видеонаблюдения по периметру и в здании учреждения до ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать МАОУ «Бурунгольская СОШ им. С.Г. Дугарова» обеспечить антитеррористическую защищенность образовательного учреждения путем установки системы видеонаблюдения по периметру и в здании учреждения до ДД.ММ.ГГГГ.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения копии решения.
Заочное решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия через Тункинский районный суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий: судья А.В. Низовцев