РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
«13» апреля 2015 года п. Магистральный
Казачинско-Ленский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Антоневич М.Ф., при секретаре Тарасовой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-146/15 по иску Пермяковой Ю.Ю. к Районному отделу образования Казачинско-Ленского района, муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад «Брусничка» о взыскании недоначисленной и не выплаченной заработной платы и о возложении обязанности установить заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда с применением районного и северного коэффициента,
установил:
13.03.2015 г. (после устранения недостатков) Пермяковой Ю.Ю. (далее по тексту - Пермякова Ю.Ю.) обратилась в суд с иском к Районному отделу образования Казачинско-Ленского района (далее по тексту - отдел образования) о взыскании недоначисленной и не выплаченной заработной платы и о возложении обязанности установить заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда с применением районного и северного коэффициента в размере 13123 рубля.
В обоснование заявления указала, что работает в МДОУ детский сад «Брусничка» на 0,5 ставки в должности <данные изъяты>, получает заработную плату в размере <данные изъяты>., то есть ниже МРОТ, который составляет 13123 руб. Просит суд взыскать с ответчика невыплаченную заработную плату за январь и февраль 2015 г. согласно установленного МРОТ и возложить обязанность установить заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда с применением районного и северного коэффициента в размере 6561 рубль.
Определением Казачинско-Ленского районного суда от 19.03.2015 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сал «Брусничка» (далее - МДОУ Детский сад «Брусничка».
Истица в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в её отсутствие. Представила уточненное исковое заявление согласно которого, просит суд взыскать с ответчика недоначисленную и невыплаченную заработную плату за январь и февраль 2015 г. за 0,5 ставки в сумме <данные изъяты> рублей и возложить обязанность установить оклад не ниже минимального размера оплаты труда в размере <данные изъяты> (0,5 ставки).
Представитель ответчика МДОУ Детский сад «Брусничка» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела был извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, возражений против иска в суд не представил.
Представитель ответчика - Отдела образования в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, возражений против иска в суд не представил.
Изучив материалы гражданского дела, и оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно ст. 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Доказательствами по делу, в соответствии со ст. 55 ГПК РФ, являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
В силу п.2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда.
Согласно ч.3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений, в соответствии со ст. 2 ТК РФ является обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда(абзац пятый), включая, как это предусмотрено статьей 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности.
Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со ст. 146 ТК РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
На основании ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-I "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" также устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.Заработная плата конкретного работника, согласно статьи 135, ч. 1 ст. 147 ТК РФ устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом закрепленных в законодательстве критериев, в том числе условий труда, при этом заработная плата работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, должна устанавливаться в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для идентичных видом работ, но с нормальными условиями труда.
Согласно ст. 133 Трудового кодекса РФ Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается: организациями, финансируемыми из местных бюджетов - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Статьей 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (с изменениями от 01 декабря 2014 г.)с 1 января 2015 года установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 5965 рублей в месяц.
Согласно ст. 144 ТК РФ Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Более того, в соответствии со ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Казачинско-Ленский район Иркутской области является местностью, приравненной к районам Крайнего Севера, в соответствии с Перечнем районов, на которое распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960г. и от 26.09.1967г. о льготах для лиц, работающих в этих районов и местностях, утвержденным постановлением Совета министров СССР от 10.11.1967г. № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967г. «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера».
Анализируя исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, судом установлено, что истец Пермякова Ю.Ю. работает в МДОУ детский сад «Брусничка», что подтверждается представленной копией трудовой книжки (л.д.4-6).
Из представленных суду расчетных листов на работника Пермякову Ю.Ю., её оклад по занимаемой должности делопроизводителя на 0,5 ставки составляет <данные изъяты>.
Институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который дожжен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
Из приведенных норм следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен вводить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В силу международных норм и требований Российского трудового законодательства, не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполнившим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированною по одному разряду) в различных условиях труд(вредных и нормальных). При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должно в равной мере соблюдаться правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях и не включение в минимальный размер оплаты труда, установленный в целом по РФ, районного коэффициента и северной надбавки, приведет к уравниванию в оплате труда работников, осуществляющих трудовую деятельность в районах, где не установлен районный коэффициент и северная надбавка, с работниками, проживающими и работающими в экстремальных природно-климатических условиях Севера, что недопустимо в силу действующего трудового законодательства РФ и норм международного трудового права.
Суд приходит к выводу, что законодатель в качестве дополнительных гарантий работникам, осуществляющим трудовую деятельность в местностях с особыми климатическими условиями, установил районный коэффициент и процентные надбавки к заработной плате, которые не являются слагаемыми элементами вознаграждения за труд, механизм и размер данных выплат не находится в зависимости от размера МРОТ, гарантированной на территории РФ.
Оценивая все доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению частично. Суд не принимает расчет истца и считает, что правильным будет следующий расчет заработной платы:
Истцу Пермяковой Ю.Ю. должно быть начислено по основной должности делопроизводителя на 0,5 ставки:
5965 рублей + 2982,50 руб. (50% северная надбавка) + 4175,50 руб. (70% районный коэффициент) =13123 руб. - 1705,99 руб. (13 % НДФЛ) = 11417,01 руб.: 0,5 ставки = 5708,50 руб.
Истцу Пермяковой Ю.Ю. за январь и февраль 2015 г. ответчиком было начислено за вычетом 13 % НДФЛ: <данные изъяты> (13% НДФЛ) = <данные изъяты> за каждый месяц, в связи с чем, недоначисленная заработная плата и задолженность ответчика перед истцом за январь и февраль 2015 г. будет составлять: <данные изъяты> за каждый месяц.
Всего за январь, февраль 2015 г. истцу Пермяковой Ю.Ю. подлежит взысканию не начисленная заработная плата в размере <данные изъяты>
И суд считает необходимым данную сумму взыскать в пользу истца с ответчика МДОУ «детский сад «Брусничка» как с непосредственного работодателя. Правовых оснований для взыскания указанной суммы с ответчика - районного отдела образования не имеется.
В удовлетворении требования истицы о возложении обязанности установить заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда с применением районного и северного коэффициента в размере 13123 рубля, суд считает необходимым отказать по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Согласно ст. 72 ч. 1 п. «к» Конституции РФ в совместном ведении РФ и субъектов РФ нахолодится: трудовое законодательство, ст. 76 ч. 2 Конституции РФ по предметам совместного ведении РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Согласно ст. 118 ч. 1 Конституции РФ судом осуществляется правосудие в РФ.
Исходя из указанных правовых норм к полномочиям суда, как органа отправляющего правосудие, не относится установление размера заработной платы и оклада, в связи с чем, у суда не имеется правовых оснований к удовлетворению требования истца об обязывании работодателя повысить должностной оклад в соответствие МРОТ, поскольку истица работает, заработная плата начисляется ей работодателем по установленным нормативным правовым актам, и в случае удовлетворения судом данного требования будет нарушен установленный Конституцией РФ принцип разделения властей.
Поскольку при подаче искового заявления истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, то согласно ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина взыскивается с ответчика, размер которой в соответствии со ст. 333.19 Налогового кодекса РФ составляет <данные изъяты>.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 197-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Пермяковой Ю.Ю. удовлетворить частично.
Взыскать смуниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Брусничка» в пользу Пермяковой Ю.Ю. невыплаченную заработную плату за январь, февраль 2015 г. в размере <данные изъяты>
В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований отказать.
Взыскать с муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сал «Брусничка» в доход государства госпошлину в размере <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Казачинско-Ленский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения.
Председательствующий судья: подпись М.Ф. Антоневич
Решение не вступило в законную силу.