Дело №2-6/2020
№
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
село Ярково 13 января 2020 года
Ярковский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Ермаковой Е.А.
при секретаре судебного заседания Уфимцевой Г.М.,
с участием: представителя истца Боровинской А.Ю., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ., ответчика Макаровой Е.В., представителя ответчика Макарова В.Ю., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-6/2020 по иску Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области к Макаровой Е.В. о взыскании суммы социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области обратился в суд с иском к Макаровой Е.В. о взыскании выплаченной суммы социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 1 217 008,79 руб.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в соответствии с распоряжением Правительства Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об определении уполномоченного органа», № постановления Правительства Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ. № «О социальных выплатах молодым семьям и молодым специалистам на селе – участникам мероприятий в рамках ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на ДД.ММ.ГГГГ (в ранее действовавшей редакции) Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области (далее Департамент) определён уполномоченным органом по реализации мероприятий Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на ДД.ММ.ГГГГ по улучшению жилищных условий молодых семей (молодых специалистов) на селе. Мероприятия Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на ДД.ММ.ГГГГ по улучшению жилищных условий молодых семей №) на селе на территории <адрес> муниципального района <адрес> реализовывались в соответствии с Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам (далее Типовое положение), проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, предусмотренном в Приложении № к ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на ДД.ММ.ГГГГ утверждённой постановлением Правительства Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ. №, Положением о порядке формирования и утверждения списков, выдачи свидетельств и социальных выплат молодым семьям (молодым специалистам) – участникам мероприятий (далее Положение), предусмотренных ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на ДД.ММ.ГГГГ», утверждённого постановлением Правительства Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ. №, Соглашением о взаимодействии между Департаментом и Администрацией Ярковского муниципального района Тюменской области по реализации мероприятий по улучшению жилищных условий молодых семей и молодых специалистов на селе в рамках мероприятий ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на ДД.ММ.ГГГГ» (в редакции дополнительного соглашения №). В целях реализации мероприятий ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на ДД.ММ.ГГГГ» Департаментом ежегодно утверждались списки молодых семей (молодых специалистов) – участников мероприятий по улучшению жилищных условий на селе на соответствующий текущий год, на основании которых органы местного самоуправления заключали с получателями социальных выплат договоры об обеспечении жильём, выдавали свидетельства о предоставлении социальных выплат и в установленном порядке предоставляли социальные выплаты. ДД.ММ.ГГГГ. в Администрацию Ярковского муниципального района обратилась Макарова Е.В. с заявлением о включении её и членов её семьи в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на ДД.ММ.ГГГГ». В установленном порядке Макарова Е.В. с членами своей семьи была включена в состав участников программы и приказом Департамента от ДД.ММ.ГГГГ. № утверждена в основном списке участников на текущий финансовый ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ. между Администрацией Ярковского муниципального района, <адрес> <адрес> «<адрес> №» и Макаровой Е.В. был заключён договор № об обеспечении жильём молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты. В соответствии с требованиями указанного договора Макарова Е.В. обязалась использовать социальную выплату на строительство жилого помещения (№); <данные изъяты> оформить построенное жилое помещение в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в течение <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ. Макаровой Е.В. было выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности на состав семьи <данные изъяты> (Макарова Е.В., Н., Р.) в размере <данные изъяты>. В соответствии с установленными требованиями на счёт получателя, открытый в <адрес> на основании выданного свидетельства, платёжными поручениями № от ДД.ММ.ГГГГ., № от ДД.ММ.ГГГГ. была перечислена социальная выплата в размере <данные изъяты> которая в порядке, установленном Положением, была перечислена кредитной организацией продавцам строительных материалов и оборудования <данные изъяты>. Макарова Е.В. в соответствии с условиями участия в мероприятиях по улучшению жилищных условий молодых семей (молодых специалистов) обязана была оформить построенное жилое помещение в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В установленный срок построенное жилое помещение не было оформлено в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, право собственности в установленный срок не зарегистрировано. Согласно № Положения, № Типового положения исполнительный орган власти вправе истребовать в судебном порядке от получателя социальной выплаты средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае несоблюдения срока, установленного настоящим пунктом. ДД.ММ.ГГГГ. Департаментом в адрес Макаровой Е.В. была направлена претензия с требованием возвратить в областной бюджет денежные средства в размере <данные изъяты> в срок до ДД.ММ.ГГГГ., ответ на претензию не получен. Таким образом, предоставленная социальная выплата в указанной выше сумме в связи с нарушением сроков оформления жилого помещения в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, подлежит возврату в областной бюджет.
Представитель истца Боровинская А.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объёме по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Ответчик Макарова Е.В. и её представитель Макаров В.Ю. в судебном заседании исковые требования не признали по доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление (№), просили в удовлетворении заявленных требований отказать.
Ответчик Макарова Е.В. также пояснила суду, что в строительство дома были вложены <данные изъяты>. С ДД.ММ.ГГГГ. находилась <данные изъяты>. До конца этого года дом будет достроен и право общей долевой собственности на дом будет зарегистрировано.
Представитель третьего лица Администрации Ярковского муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом (№), просил рассмотреть дело без их участия, полагает исковые требования подлежащими удовлетворению (№), дело рассмотрено в отсутствие в указанного лица.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Макарова Е.В. обратилась в Администрацию Ярковского муниципального района Тюменской области с заявлением о включении её с составом семьи <данные изъяты> (Р. – <данные изъяты>, Н. - <данные изъяты>) в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на ДД.ММ.ГГГГ» по категории «молодой специалист» для улучшения жилищных условий путём строительства жилого дома в <адрес> сельском поселении (№).
На основании приказа Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ № Макарова Е.В. с семьёй в <данные изъяты> была включена в сводный список молодых семей (молодых специалистов) - участников мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на ДД.ММ.ГГГГ» на очередной финансовый ДД.ММ.ГГГГ (№).
ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Ярковского муниципального района <адрес> (Администрация), Макаровой Е.В. (Получатель) и <данные изъяты> <адрес> «<данные изъяты> №» (<адрес>) (<данные изъяты>) был заключён договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты (далее Договор), предметом которого согласно пункту № является реализация мероприятий по обеспечению жильем молодых семей (молодых специалистов) в рамках Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий ДД.ММ.ГГГГ, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. №, путём предоставления социальных выплат за счёт средств федерального, областного и местного бюджетов в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. № «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на ДД.ММ.ГГГГ», постановления Правительства Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГг. № «О социальных выплатах молодым семьям и молодым специалистам на селе - участникам мероприятий в рамках Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на ДД.ММ.ГГГГ (№).
Пунктом № данного Договора установлено, что социальная выплата получателю предоставляется Администрацией на условиях участия в софинансировании мероприятий. Расчётная стоимость строительства (приобретения) жилого помещения для исчисления средств государственной поддержки составляет <данные изъяты>. Доля средств, выделяемых в форме социальной выплаты из средств федерального бюджета, составляет <данные изъяты>. Доля средств, выделяемых за счёт средств областного бюджета, составляет <данные изъяты>. Оставшаяся доля средств расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья в размере <данные изъяты> должна быть привлечена получателем за счёт собственных или заемных средств, при этом доля собственных (в том числе заемных), средств должна составлять не менее <данные изъяты> расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья.
В разделе № Договора определены права, обязанности и ответственность сторон договора.
Так, получатель социальной выплаты обязуется использовать социальную выплату на строительство жилого помещения в соответствии с требованиями Положения о порядке формирования и утверждения списков, выдачи свидетельства и социальных выплат молодым семьям (молодым специалистам) - участникам мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий ДД.ММ.ГГГГ», утверждённого постановлением Правительства Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГг. №, при этом построенное жилое помещение должно быть: а) пригодным для проживания; б) обеспечено централизованными или автономными инженерными системами (электроосвещение, водоснабжение, водоотведение, отопление, в газифицированных районах также и газоснабжение); в) не меньше размера, равного учётной норме площади жилого помещения в расчёте на одного члена семьи, установленной органом местного самоуправления. Общая площадь жилого помещения должна составлять не менее <данные изъяты> Размер общей площади жилого помещения, используемой для расчёта размера социальной выплаты на семью из <данные изъяты> оформить жилое помещение в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в течение <данные изъяты> со дня выдачи свидетельства. В случае использования для софинансирования строительства жилья ипотечного жилищного кредита (займа) допускается оформление построенного жилого помещения в собственность одного из супругов или обоих супругов. В случае использования для софинансирования строительства жилья средств (части средств) материнского (семейного) капитала оформление построенного жилого помещения в собственность осуществляется в порядке, установленном правилами направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. № «О правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий» (№); работать по трудовому договору, заключённому с работодателем на территории <адрес> муниципального района не <данные изъяты> со дня получения социальной выплаты (№); заключить трудовой договор с другим работодателем или организовать индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности на территории <адрес> муниципального района в случае досрочного расторжения трудового договора в срок, не превышающий <данные изъяты> дня расторжения трудового договора. При этом период трудовой деятельности у прежнего работодателя учитывается при исполнении членом молодой семьи (молодым специалистом) обязательства, предусмотренного пунктом № настоящего договора (№); возвратить средства социальной выплаты в бюджет муниципального образования в случае расторжения трудового договора с работодателем в течение <данные изъяты> со дня окончания срока, установленного в пункте № названного договора для заключения трудового договора с другим работодателем (организации иной индивидуальной предпринимательской деятельности) в сельской местности (№); возвратить средства социальной выплаты в бюджет муниципального образования в случае несоблюдения срока, установленного в пункте № настоящего договора для оформления построенного жилого помещения в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве (№).
В свою очередь, Администрация Ярковского муниципального района Тюменской области обязалась оформить и выдать получателю свидетельство (№); предоставить получателю социальную выплату в размере, указанном в разделе № договора, в соответствии с требованиями Положения о порядке формирования и утверждения списков, выдачи свидетельства и социальных выплат молодым семьям (молодым специалистам) - участникам мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на ДД.ММ.ГГГГ», утверждённого постановлением Правительства Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГг. №
Согласно пунктам № Договора Администрация Ярковского муниципального района Тюменской области имеет право истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае: невыполнения членом молодой семьи (молодым специалистом) обязательства работать у работодателя по трудовому договору не менее <данные изъяты> со дня получения социальной выплаты; несоблюдения срока, установленного для оформления жилого помещения в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в течение <данные изъяты> со дня выдачи свидетельства.
ДД.ММ.ГГГГ Макаровой Е.В. выдано свидетельство № о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере <данные изъяты> на строительство <адрес>, в том числе за счёт средств федерального бюджета – <данные изъяты> соответственно <данные изъяты> Макаровой Е.В. (№).
Как следует из акта обследования строящегося индивидуального жилого дома, подтверждающего готовность строящегося жилого дома, составленного и утверждённого <данные изъяты> Администрации Ярковского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ., должностные лица, уполномоченные распоряжением Администрации Ярковского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ. №, в присутствии Макаровой Е.В. произвели осмотр строящегося индивидуального жилого дома по адресу: <адрес> Обследованием на месте установлено, что площадь строящегося индивидуального жилого дома составляет около <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ Департаментом в адрес Макаровой Е.В. была направлена претензия о том, что в связи с нарушением сроков оформления жилого помещения в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, просит в срок до ДД.ММ.ГГГГ возвратить в областной бюджет денежные средства в размере <данные изъяты> (№).
Из материалов дела также усматривается, что ответчик Макарова Е.В. работает <данные изъяты>, по настоящее время, имеет <данные изъяты> семья Макаровой Е.В. была признана <данные изъяты> для получения государственной социальной помощи и (или) мер социальной поддержки, поскольку среднедушевой доход семьи составил <данные изъяты>
В силу пунктов «ж», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий установлены Федеральным законом от 29 декабря 2006г. N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства».
К основным целям государственной аграрной политики относится обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве (пункт 2 части 2 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2006г. N 264-ФЗ).
Пунктом 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013г. N 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий ДД.ММ.ГГГГ утверждена названная Федеральная целевая программа, действовавшая в период спорных отношений, целями которой являются: создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности; стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности; содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе; активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов; формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни. Действие федеральной целевой программы досрочно прекращено с 1 января 2018г. в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017г. N 1544.
Одна из основных задач этой федеральной целевой программы - удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье.
Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013г. N 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий ДД.ММ.ГГГГ (приложение № к названному постановлению), установлены порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, осуществляемые в сельской местности, в которой реализуются инвестиционные проекты в сфере агропромышленного комплекса, в первую очередь с государственной поддержкой за счёт средств федерального бюджета (пункт 1 Правил).
В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 названных Правил субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации (подпрограмм государственных программ субъектов Российской Федерации), направленных на устойчивое развитие сельских территорий, включая улучшение жилищных условий граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов: предоставление гражданам, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в порядке и на условиях, которые установлены Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, приведенным в приложении N 4 к Федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий ДД.ММ.ГГГГ утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013г. N 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий ДД.ММ.ГГГГ
Типовое положение устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там.
Социальные выплаты гражданам, молодым семьям и молодым специалистам предоставляются за счёт средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов (пункт 2 Типового положения).
Социальные выплаты не предоставляются гражданам, молодым семьям и молодым специалистам, а также членам их семей, ранее реализовавшим право на улучшение жилищных условий в сельской местности с использованием средств социальных выплат (пункт 3 Типового положения).
Пунктом 4 Типового положения определены условия возникновения у граждан Российской Федерации права на получение социальной выплаты, к числу которых отнесены, в частности, постоянное проживание в сельской местности; работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (в течение не менее одного года на дату подачи заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов); признание нуждающимися в улучшении жилищных условий (подпункты «а», «б», «г»).
Право граждан на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством, не являющимся ценной бумагой, по форме, предусмотренной приложением N 5 к Программе. Срок действия свидетельства составляет № с даты выдачи, указанной в свидетельстве (пункт 12 Типового положения).
Порядок предоставления социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам установлен разделом III Типового положения.
Согласно подпункту «а» пункта 33 Типового положения право на получение социальных выплат на условиях, предусмотренных этим разделом, имеет молодая семья при условии соблюдения в совокупности ряда условий: возраст не старше 35 лет, работа хотя бы одного из членов молодой семьи по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности, постоянное проживание в сельской местности, признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, наличие у молодой семьи собственных или (заемных) денежных средств.
Абзацем первым пункта 42 Типового положения определено, что в случае предоставления молодой семье (молодому специалисту) социальной выплаты орган исполнительной власти (орган местного самоуправления - в случае перечисления субсидий в бюджет соответствующего муниципального образования), член молодой семьи (молодой специалист) и работодатель заключают трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты.
Существенными условиями названного договора являются: обязательство члена молодой семьи (молодого специалиста) работать у работодателя по трудовому договору (осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в муниципальном образовании) не менее <данные изъяты> со дня получения социальной выплаты (подпункт «а» пункта 43 Типового положения); право органа исполнительной власти (органа местного самоуправления) истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае невыполнения членом молодой семьи (молодым специалистом) обязательства, предусмотренного подпунктом «а» пункта 43 названного положения (пункт «б» пункта 43 Типового положения).
Постановлением Правительства Тюменской области от 17 марта 2014г. N 106-п «О социальных выплатах молодым семьям и молодым специалистам на селе - участникам мероприятий в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о порядке формирования и утверждения списков, выдачи свидетельств и социальных выплат молодым семьям (молодым специалистам) - участникам мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на ДД.ММ.ГГГГ
Определенные этим положением условия и порядок предоставления в Тюменской области молодым семья (молодым специалистам), проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья аналогичны условиям и порядку предоставления таких выплат, указанным в Типовом положении.
Из приведенных положений нормативных актов следует, что формой обеспечения жилым помещением молодых семей (молодых специалистов), нуждающихся в улучшении жилищных условий, проживающих и работающих в сельской местности в организациях агропромышленного комплекса или социальной сферы, является предоставление им за счет бюджетных средств социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья. Одним из условий предоставления этой выплаты является работа гражданина (члена молодой семьи, молодого специалиста) в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности в течение <данные изъяты> с момента предоставления такой выплаты.
Пунктом № Положения о порядке формирования и утверждения списков, выдачи свидетельств и социальных выплат молодым семьям (молодым специалистам) - участникам мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на ДД.ММ.ГГГГ определено, что жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в течение <данные изъяты> со дня выдачи свидетельства. В случае использования для софинансирования строительства жилья ипотечного жилищного кредита (займа) допускается оформление построенного жилого помещения в собственность одного из супругов или обоих супругов. В случае использования для софинансирования строительства жилья средств (части средств) материнского (семейного) капитала оформление построенного жилого помещения в собственность осуществляется в порядке, установленном правилами направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007г. N 862 «О правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий». Уполномоченный исполнительный орган государственной власти вправе истребовать в судебном порядке от получателя социальной выплаты средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае несоблюдения срока, установленного настоящим пунктом.
Свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности было выдано Макаровой Е.В. ДД.ММ.ГГГГ следовательно, жилое помещение должно было быть оформлено в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
С учётом целей и задач государственной аграрной политики, направленных на повышение уровня жизни сельского населения, включая обеспечение жильём молодых семей, проживающих и работающих в сельской местности и не имеющих достаточных собственных средств для приобретения жилья, путём предоставления им социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, само по себе нарушение ответчиком Макаровой Е.В. срока оформления жилого помещения в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, в данном случае, не является, по мнению суда, достаточным основанием для взыскания с ответчика социальной выплаты, поскольку вызвано объективными причинами, препятствующими ответчику своевременно завершить строительство жилого дома и зарегистрировать право собственности на него.
Также необходимо отметить, что суд, являющийся органом по разрешению споров, в силу части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации должен вынести законное и обоснованное решение с соблюдением вытекающих из статей 1, 2, 15, 17, 18, 19, 54 и 55 Конституции Российской Федерации и признаваемых Российской Федерацией как правовым государством общих правовых принципов таких, как справедливость, равенство, соразмерность, законность, вина, гуманизм.
Возложение на гражданина обязанности возвратить денежные средства, которые были предоставлены ему в установленном нормативными правовыми актами порядке в качестве меры социальной поддержки, при отсутствии данных о недобросовестности с его стороны с приведёнными общепризнанными правовыми принципами не согласуется.
При изложенных обстоятельствах, с учётом соблюдения ответчиком, до настоящего времени проживающей с семьёй в сельской местности, всех условий получения социальной выплаты, использования социальной выплаты в соответствии с её целевым назначением – на строительство жилого дома, а также тот факт, что ответчиком принимаются меры к завершению строительства, вводу дома в эксплуатацию и последующему оформлению построенного жилого помещения в собственность, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца о взыскании с ответчика социальной выплаты, выделенной на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, как заявленных преждевременно.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 67, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области к Макаровой Е.В. о взыскании суммы социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 1 217 008,79 рублей - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Ярковский районный суд Тюменской области.
Мотивированное решение составлено 17 января 2020 года.
Председательствующий <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>