Дело№2-106/2013
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 апреля 2013 года п.Молоково
Молоковский районный суд Тверской области в составе:
председательствующего федерального судьи Лыкова Ю.А.
при секретаре Соколовой Т.П.
с участием представителя заявителя – старшего помощника Тверского межрайонного природоохранного прокуратура Олейник А.А.
заинтересованных лиц: представителя Собрания депутатов муниципального образования «Молоковский район» Тверской области Иванова В.А.
представителя администрации муниципального образования «Молоковский район» Тверской области Иванова В.А.
представителя муниципального образования «Городское поселение – поселок Молоково» Молоковского района Тверской области Федотова Д.Ю.
представителя муниципального унитарного предприятия «Теплофикация» Молоковского района Тверской области Старчака С.Н.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Тверского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании решения Собрания депутатов Молоковского района Тверской области №273 от 15.06.2012 «Об установлении тарифа на услуги по вывозу твердых бытовых отходов» недействующим со дня его принятия,
У С Т А Н О В И Л:
Тверской межрайонный природоохранный прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании решения Собрания депутатов Молоковского района Тверской области №273 от 15.06.2012 «Об установлении тарифа на услуги по вывозу твердых бытовых отходов» недействующим со дня его принятия, мотивируя тем, что Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой изучено Решение Собрания депутатов Молоковского района Тверской области от 15.06.2012 № 273 «Об установлении тарифа на услуги по вывозу твердых бытовых отходов» (далее по тексту - Решение).
Решение устанавливает тариф на оказание платных услуг по вывозу твердых бытовых отходов МУП «Теплофикация» населению и другим потребителям и закрепляет правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения и распространяющие свое действие в границах муниципального образования «Молоковский район» Тверской области.
Решение подлежало официальному обнародованию в газете «<адрес>».
Указанное решение обязательно для неопределенного круга лиц, рассчитано на неоднократное применение, направленно на регулирование отношений оплате услуг, оказываемых МУП «Теплофикация».
Следовательно, решение Собрания депутатов Молоковского района Тверской области от 15.06.2012 № 273 «Об установлении тарифа на услуги по вывозу твердых бытовых отходов» является нормативным правовым актом.
В результате проведенного правового анализа нормативного правового акта установлено, что решение принято за пределами предоставленных органу местного самоуправления полномочий и может привести к ограничению конкуренции.
Принятое решение противоречит требованиям закона, поскольку право установления тарифов на жилищные услуги закреплено в Жилищном кодексе и предоставлено собственникам помещений в многоквартирном доме.
Оспариваемое решение нарушает права жильцов многоквартирных домов, находящихся на обслуживании МУП «Теплофикация» на реализацию права по установлению тарифов на жилищные услуги.
Полномочия органов местного самоуправления определяются Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (далее - Закон).
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 17 Закона к полномочиям органов местного самоуправления, в том числе, отнесено установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями. Однако, в данном пункте указано, что данные полномочия предоставляются органу местного самоуправления лишь в том случае, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Содержание общего имущества в многоквартирном доме определяется в соответствии со ст. 39 ЖК РФ и Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Пунктом 12 Правил N 491 установлено, что собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества, с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов не отнесены к коммунальным услугам, оплачиваемым по правилам статьи 157 ЖК РФ, поскольку плата за сбор и вывоз таких отходов входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме и ее размер определяется в соответствии с положениями статьи 156 Кодекса.
Согласно разъяснениям Министерства регионального развития Российской Федерации, изложенным в письме от 03.10.2008 г. N 25080-СК/14, Федеральный закон от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" не относит услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов к числу услуг организаций коммунального комплекса, подлежащих государственному регулированию.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 1 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1 (ч. 1), ст. 36, N 52 (ч. 1), ст. 5597, 2007, N 1 (1 ч.), ст. 21, N 43, ст. 5084, 2008, N 30 (ч. 2), ст. 3616, N 52 (ч. 1), ст. 6236, 2009, N 48, ст. 5711, N 52 (1 ч.), ст. 6450, 2010, N 27, ст. 3436, N 31, ст. 4160, ст. 4206) регулированию подлежат тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
Согласно п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307 (Собрание законодательства Российской Федерации 2006, N 23, ст. 2501, 2008, N 30 (ч. 2), ст.3635, 2010, №31, ст.4273, 2011, N 22, ст.3168), под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению. При этом данными Правилами не предусмотрено оказание такого вида услуг как ассенизация и вывоз твердых бытовых отходов.
Решение нарушает права жильцов многоквартирных домов, находящихся на обслуживании МУП «Теплофикация», предусмотренных ЖК РФ: по установлению размера платы по содержанию жилого помещения, в состав которых входит сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
Таким образом, действия, выраженные в утверждении тарифов на услуги по осуществлению ассенизации и вывоза твердых бытовых отходов, являются неправомерными, так как противоречат положениям Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ в части определения перечня услуг организаций коммунального комплекса, подлежащих государственному тарифному регулированию.
С учетом изложенного, цена услуг по вывозу ТБО не может определяться в соответствии с тарифами, установленными органами местного самоуправления, а должна определяться соглашением сторон.
В силу п. 1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги.
Кроме того, ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. №135-Ф3 «О защите конкуренции» устанавливает, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров.
Следовательно, решение Собрания депутатов Молоковского района Тверской области № 273 от 15.06.2012 «Об установлении тарифа на услуги по вывозу твердых бытовых отходов» является незаконным и подлежит признанию недействующим с момента его принятия.
Указанная позиция подтверждается судебной практикой (решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 01.06.2011 по делу N 2-2594/2011 «О признании недействующим Постановления Главы г. Абакана от 20.12.2010 N 2446 "Об утверждении размера платы на услуги, оказываемые МУП г. Абакана "Управляющая жилищная компания»).
Право прокурора на обращение в суд в данном случае обусловлено следующим.
Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ исх.№ принесен протест на решение Собрания депутатов Молоковского района Тверской области от 15.06.2012 № 273 «Об установлении тарифа на услуги по вывозу твердых бытовых отходов».
Согласно письму главы Молоковского района Тверской области исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ протест прокурора не удовлетворен, решение Собрания депутатов Молоковского района Тверской области от 15.06.2012 № 273 «Об установлении тарифа на услуги по вывозу твердых бытовых отходов» не отменено.
В силу статьи 1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» закрепляет один из принципов деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации - самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий.
Решение Собрания депутатов Молоковского района Тверской области от 15.06.2012 № 273 «Об установлении тарифа на услуги по вывозу твердых бытовых отходов» принято за пределами предоставленных органу местного самоуправления полномочий и может привести к ограничению конкуренции.
Суды рассматривают и разрешают дела, возникающие из публичных правоотношений и указанные в статье 245 ГПК РФ (ст. 22 ГПК РФ).
Согласно ст.245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений по заявлениям прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов.
Заявление подается в суд по месту нахождения органа местного самоуправления, принявшего нормативный правовой акт, адрес собрания депутатов Молоковского района Тверской области: 171680, <адрес>.
В соответствии со п.2 ст. 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативно правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Поэтому в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, просит признать решение Собрания депутатов Молоковского района Тверской области № 273 от 15.06.2012 «Об установлении тарифа на услуги по вывозу твердых бытовых отходов» недействующим со дня его принятия.
В судебном заседании представитель заявителя старший помощник Тверского межрайонного природоохранного прокурора ФИО4 заявление о признании решения Собрания депутатов Молоковского района Тверской области №273 от 15.06.2012 «Об установлении тарифа на услуги по вывозу твердых бытовых отходов» недействующим со дня его принятия поддержала и просила удовлетворить, пояснив об обстоятельствах дела так, как это изложено в поданном в суд заявлении.
Заинтересованные лица - представитель Собрания депутатов муниципального образования «Молоковский район» Тверской области и представитель администрации муниципального образования «Молоковский район» Тверской области Иванов В.А., согласно отзывов на заявление прокурора №) и в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления прокурора, так как считает, что решение Собрания депутатов Молоковского района от 15.06.2012 №273 «Об установлении тарифа на услуги по вывозу твердых бытовых отходов принято последним в пределах его полномочий, при этом пояснил, что администрацией городского поселения – поселок Молоково проводились конкурсы для заключения договоров управления многоквартирными домами, находящимися на территории городского поселения. Конкурсы признаны несостоявшимися, так как не поступило ни одной заявки от претендентов. Управляющей компании на территории городского поселения нет. На проведенных общих собраниях собственников многоквартирных домов выбран способ управления – непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, выбрана подрядная организация МУП «Теплофикация», оказывающая услуги по содержанию и текущему ремонту в многоквартирном доме. Собственниками помещений в многоквартирных домах напрямую заключаются договоры на оказание жилищно-коммунальных услуг с подрядной организацией в лице МУП «Теплофикация». Городское поселение заключило договор с данным подрядчиком для помещений, находящихся в его собственности. Решением Собрания депутатов Молоковского района установлены тарифы на услуги по вывозу твердых бытовых отходов для муниципального унитарного предприятия «Теплофикация». Данный тариф не распространяется на организации других форм собственности и соответственно не ограничивает конкуренцию. МУП «Теплофикация» является единственным предприятием на территории района, оказывающим услуги по обслуживанию домов. Тарифы по вывозу бытовых отходов установлены как для собственников помещений, так и других участников жилищных отношений.
Заинтересованное лицо - представитель муниципального образования «Городское поселение – поселок Молоково» Молоковского района Тверской области Федотов Д.Ю. возражал против удовлетворения заявления прокурора и согласился с позицией представителя Собрания депутатов муниципального образования «Молоковский район» Тверской области и представителя администрации муниципального образования «Молоковский район» Тверской области Иванова В.А. по данному вопросу.
Заинтересованное лицо - представитель муниципального унитарного предприятия «Теплофикация» Молоковского района Тверской области Старчак С.Н. возражал против удовлетворения заявления прокурора и согласился с позицией представителя Собрания депутатов муниципального образования «Молоковский район» Тверской области и представителя администрации муниципального образования «Молоковский район» Тверской области Иванова В.А. по данному вопросу и пояснил, что для заключения договоров управления многоквартирными домами, находящимися на территории городского поселения проводились конкурсы. Конкурсы признаны несостоявшимися, так как не поступило ни одной заявки от претендентов. МУП «Теплофикация» в данных конкурсах не участвовала. Управляющей компании на территории городского поселения нет. На проведенных общих собраниях собственников многоквартирных домов выбран способ управления – непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, их предприятие выбрали подрядной организацией для оказания услуг по содержанию и текущему ремонту в многоквартирном доме. Собственниками помещений в многоквартирных домах напрямую заключаются договоры на оказание жилищно-коммунальных услуг с подрядной организацией. Городское поселение заключило договор с ними для помещений, находящихся в собственности поселения как в многоквартирных домах, так и в частном секторе. В договорах содержится условие об их пролонгации. Уставом предприятия не предусмотрено установление тарифов на услуги по содержанию общего имущества помещений, в том числе на вывоз твердых и жидких бытовых отходов.
Заслушав доводы заявителя, заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 18 Федерального закона от 29.12.2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" орган местного самоуправления в соответствии с положениями ст. 161 ЖК РФ проводит до 1 мая 2008 года открытый конкурс по выбору управляющей организации, если собственниками помещений в многоквартирном доме до 1 января 2007 года не выбран способ управления многоквартирным домом или принятое такими собственниками решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было реализовано.
В силу ч.8 ст.161 ЖК РФ заключение договора управления многоквартирным домом без проведения открытого конкурса, предусмотренного ч.4 ст.161 ЖК РФ, допускается, если указанный конкурс в соответствии с законодательством признан несостоявшимся.
В силу части 11 статьи 25 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" конкурс признается несостоявшимся в случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе подана только одна заявка на участие в конкурсе или не подана ни одна заявка на участие в конкурсе.
В соответствии с п. 1 ст. 37, пунктами 1, 2, 3 ст. 39 Жилищного кодекса РФ, собственники квартир обязаны участвовать в издержках по содержанию общего имущества многоквартирного дома. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу ст. 153 Жилищного кодекса РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение;
В соответствии с ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В силу ч.ч.1, 2 ст.44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся, в том числе: принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; выбор способа управления многоквартирным домом; другие вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Частью 4 ст. 158 Жилищного кодекса РФ установлено, что если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 и эти Правила регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
Согласно подпункта "д" пункта 11 Правил, установленных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491, содержание общего имущества включает в себя, в том числе, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми помещениями в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 28 указанных Правил, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения: платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений; обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Согласно п. 34 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, в случае если собственники помещений не приняли решение о способе управления многоквартирным домом, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах РФ - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органами государственной власти соответствующего субъекта РФ) по результатам открытого конкурса, проводимого в установленном порядке, равной цене договора управления многоквартирным домом. Цена договора управления многоквартирным домом устанавливается равной размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения, указанной в конкурсной документации. Порядок проведения указанного конкурса установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 года N 75.
Согласно п. 36 указанных Правил, в случае если собственники помещений на общем собрании выбрали способ непосредственного управления многоквартирным домом, но не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, органы местного самоуправления в соответствии с частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливают размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, собственниками помещений, исходя из стоимости услуг и работ, входящих в утвержденные решением общего собрания собственников помещений перечни услуг и работ, выполняемых лицами, осуществляющими соответствующие деятельности.
В соответствии с ч.ч.2, 2.1 и 3 ст.161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией. При осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ч.1 ст.164 ЖК РФ, при непосредственном управлении многоквартирным домом, количество квартир в котором составляет не более чем двенадцать, собственниками помещений в таком доме договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений в таком доме заключают на основании решений общего собрания указанных собственников. При этом все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к полномочиям органов местного самоуправления, в том числе, отнесено установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями.
По смыслу п. 7 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса" органы местного самоуправления устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
В соответствии с п. 2 ст. 8 ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Судом установлено, что администрацией городского поселения – поселок Молоково Молоковского района Тверской области дважды проводились открытые конкурсы по выбору управляющей организации, однако все проведенные конкурсы были признаны несостоявшимися в связи с отсутствием заявок на участие в конкурсе(л.д.№).
Согласно ч.4 ст.161 ЖК РФ, орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Суд считает, что администрацией городского поселения – поселок Молоково Молоковского района Тверской области конкурсы по выбору управляющей организации проводились необоснованно, так как собственники помещений в многоквартирных домах городского поселения – поселок Молоково Молоковского района, на проводимых ими собраниях, выбрали способ управления - непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, утвердили перечень услуг и работ(взяты за основу правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя от 27.09.2003 №170), цены на содержание и текущий ремонт общего имущества, а также выбрали подрядную организацию, оказывающую услуги по содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме – МУП «Теплофикация» (л.д.№), с которой были заключены договоры на оказание данных услуг как собственником в лице городского поселения так и физическими лицами(л.д№).
Не избрание совета многоквартирного дома из числа собственников помещений на общем собрании собственников многоквартирного дома(ч.ч.1 и 2 ст.161.1 ЖК РФ) не повлияло на реализацию ими права на непосредственное управление.
На проведенных собраниях собственников помещений в многоквартирном доме не были установлены цены на вывоз твердых и жидких бытовых отходов.
Услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов не отнесены к коммунальным услугам, оплачиваемым по правилам статьи 157 ЖК РФ, поскольку плата за сбор и вывоз таких отходов входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме и ее размер определяется в соответствии с положениями статьи 156 Кодекса.
В соответствии с п.п. «д» п.11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме содержание общего имущества включает в себя, в том числе, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми помещениями в многоквартирном доме.
Согласно ч.4 ст.158 ЖК РФ и 36 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании выбрали способ непосредственного управления многоквартирным домом, но не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Поэтому, в целях реализации положений п. 36 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и ч.4 ст.158 ЖК РФ, решением Собрания депутатов Молоковского района Тверской области №273 от 15.06.2012 «Об установлении тарифа на услуги по вывозу твердых бытовых отходов» было предусмотрено: установить с ДД.ММ.ГГГГ тариф на услуги по вывозу бытовых отходов, оказываемые муниципальным унитарным предприятием «Теплофикация» в следующих размерах: для населения – 57,00руб./куб.м (НДС не облагается); для прочих потребителей – 243,00 руб./куб.м (НДС не облагается).
Согласно ст.27 Устава МО Молоковский район (л.д.№), к вопросам местного значения поселения относятся: установление тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений; иные полномочия в соответствии с настоящим Уставом. Собрание депутатов по предметам своего ведения принимает решения(п.п.8,9 ст.29 Устава).
В силу ст.34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" представительный орган муниципального образования входит в структуру органов местного самоуправления.
Следовательно, Собрание депутатов Молоковского района, как представительный орган МО «Молоковский район», согласно Устава МО Молоковский район имело полномочия на принятие оспариваемого решения.
Порядок принятия данного решения не нарушен: оспариваемое решение принято в надлежащей форме и опубликовано в печатном издании газеты «Молоковский край» от 22.06.2012 года(л.д.№).
Содержание решения соответствует требованиям закона и иных нормативных правовых актов, регулирующих данные правоотношения.
Указанное решение обязательно для неопределенного круга лиц, рассчитано на неоднократное применение, направленно на регулирование отношений оплате услуг, оказываемых МУП «Теплофикация», следовательно, оно является нормативным правовым актом.
Установление органом местного самоуправления тарифов на услуги по вывозу бытовых отходов направлено на обеспечение надлежащего функционирования жилищно-коммунального хозяйства, что соответствует интересам как собственников помещений в многоквартирном доме, так и иных участников жилищных правоотношений.
При таких обстоятельствах суд считает, что решение Собрания депутатов Молоковского района Тверской области №273 от 15.06.2012 «Об установлении тарифа на услуги по вывозу твердых бытовых отходов» вынесено в соответствии с требованиями Федеральных законов, в пределах его полномочий, с учетом принципа разумности, обоснованности и соблюдения баланса заинтересованных сторон, и данным решением не нарушаются чьи-либо права и законные интересы.
Суд признает необоснованными доводы прокурора о том, что цена услуг по вывозу ТБО не может определяться в соответствии с тарифами, установленными органами местного самоуправления, а должна определяться соглашением сторон, так как это утверждение противоречит ч.4 ст.158 ЖК РФ, п.36 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме. Услуга по сбору и вывозу твердых и жидких бытовых отходов включается в содержание общего имущества жилого помещения. Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, в данном случае не установили размер оплаты на вывоз твердых и жидких бытовых отходов, такой размер устанавливается органом местного самоуправления. При таких обстоятельствах доводы прокурора о том, что оспариваемый нормативный акт также приводит и к ограничению конкуренции несостоятельны. Собрание депутатов МО «Молоковский район» в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и ст.27 Устава МО Молоковский район правомочно устанавливать тарифы на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями. МУП «Теплофикация» является муниципальным предприятием и согласно Устава предприятия(л.д.№) оно не наделено полномочиями по установлению тарифов на вывоз твердых и жидких бытовых отходов. Специфика деятельности муниципальных предприятий не предполагает самостоятельное установление ими тарифов за оказываемые услуги. Такие тарифы устанавливаются уполномоченными органами местного самоуправления, если иной порядок не определен такими органами, либо, в предусмотренных федеральным законом случаях, органами государственной власти Российской Федерации или субъектов Российской Федерации, что следует из вышеприведенного положения закона.
Организация сбора и вывоза бытовых отходов является вопросом местного значения (ст.ст.10, 27 Устава МО Молоковский район), органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения вправе создавать муниципальные предприятия и устанавливать тарифы на их услуги, если иное не предусмотрено законом, следовательно, при принятии оспариваемого решения представительный орган действовал в пределах своих полномочий.
Суд считает необоснованными доводы прокурора и о том, что оспариваемое решение нарушает права жильцов многоквартирных домов, находящихся на обслуживании МУП «Теплофикация», на реализацию права по установлению тарифов на жилищные услуги, так как жильцы многоквартирных домов в любое время могут воспользоваться правом на проведение общего собрания, на котором принять решение об установлении размера платы за вывоз твердых и жидких бытовых отходов, выбрать иной способ управления многоквартирным домом. Тарифы на услуги по вывозу бытовых отходов устанавливались как для собственников помещений в многоквартирном доме, так и для иных участников жилищных правоотношений, чьи права также могут быть нарушены при признании судом оспариваемого нормативного акта недействительным.
В связи с этим и другие доводы прокурора суд также считает необоснованными.
При таких обстоятельствах заявление Тверского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании решения Собрания депутатов Молоковского района Тверской области №273 от 15.06.2012 «Об установлении тарифа на услуги по вывозу твердых бытовых отходов» суд признает не обоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 253 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления Тверского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании решения Собрания депутатов Молоковского района Тверской области №273 от 15.06.2012 «Об установлении тарифа на услуги по вывозу твердых бытовых отходов» недействующим со дня его принятия отказать.
Признать решение Собрания депутатов Молоковского района Тверской области №273 от 15.06.2012 «Об установлении тарифа на услуги по вывозу твердых бытовых отходов» законным и обоснованным и не нарушающим права и законные интересы граждан и юридических лиц.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Молоковский районный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Ю.А. Лыков