Дело № 2-979/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Судья Центрального районного суда г. Прокопьевска Тихонова Л.Г.

при секретаре Дьяконовой Ю.Р.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Прокопьевске

                                                                        15 июня 2015 года

гражданское дело по заявлению Кондратьевой Елены Васильевны об оспаривании нормативно-правового акта органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Кондратьева Е.В. обратилась в суд с заявлением об оспаривании нормативно-правого акта – решения Прокопьевского городского Совета народных депутатов 4-го созыва (пятая сессия) от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Норм и Правил содержания и благоустройства территории Прокопьевского городского округа» в части п. 4.2.3. о том, что собственники жилых домов обязаны приобретать контейнеры для сбора твердых бытовых отходов, мотивировав тем, что данный пункт Норм и Правил противоречит Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», предусматривающему, что к полномочиям органов местного самоуправления относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», его статьям 4, 7, 16, которые к вопросам местного значения городского округа относят организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, перекладывая тем самым обязанности органа местного самоуправления на граждан, обязывая их за свой счет приобретать мусорные контейнеры. Просит п. 5 перечня обязанностей, указанному в первом абзаце п. 4.2.3. решения Прокопьевского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Норм и Правил содержания и благоустройства территории Прокопьевского городского округа» признать недействительным, взыскать в ее пользу судебные расходы в сумме 300 рублей, обязать ответчика опубликовать решение суда в средствах массовой информации.

В судебном заседании Кондратьева Е.В. поддержала свое заявление, просила его удовлетворить и дополнила, что она не должна устанавливать контейнер за свой счет на улице.

Представитель Прокопьевского городского Совета народных депутатов Богославский Д.С., действующий на основании доверенности, считает, что отсутствуют основания для признания недействительным п. 5 перечня обязанностей, указанным в первом абзаце п. 4.2.3. решения Прокопьевского городского Совета народных депутатов от 25.04.2013 № 981, представил возражения в письменном виде, согласно которым, на основании п. 3 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Закон № 7-ФЗ), п. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Закон № 89-ФЗ), а также п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее Закон № 131-ФЗ) организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения. Пунктом 25 ст. 16 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе, требования по содержанию зданий, сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа, а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий. Аналогичное положение содержится в п. 25 ст. 8 Устава Прокопьевского городского округа. Заявитель приравнивает приобретение контейнера для сбора твердых бытовых отходов к организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, тогда как, под сбором отходов понимается прием или поступление отходов от физических и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов. 25.04.2013 года Прокопьевским городским Советом народных депутатов принято решение № 981 «Об утверждении Норм и Правил содержания и благоустройства территории Прокопьевского городского округа». В соответствии с п. 8.2.1. приказа Минрегиона РФ от 27.12.2011 № 613 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований» (далее приказ № 613) физических и юридических лиц следует обязывать обеспечивать своевременную и качественную очистку и уборку принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве земельных участков и прилегающих территорий в соответствии с действующим законодательством, разделом 8 Методических рекомендаций и порядком сбора, вывоза и утилизации отходов производства и потребления, утверждаемых органом местного самоуправления. В соответствии с п. 8.2.10. приказа № 613 для предотвращения загрязнения улиц, площадей, скверов и других общественных мест отходами производства и потребления рекомендуется устанавливать специально предназначенные для временного хранения отходов емкости малого размера (урны, баки). Установку емкостей для временного хранения отходов производства и потребления и их очистку следует осуществлять лицам, ответственным за уборку соответствующих территорий в соответствии с п. 8.2.1. Методических рекомендаций. СанПиН 2.1.2.2645-10, Закон № 52-ФЗ, ст. 42 Земельного кодекса РФ возлагают на граждан соблюдение требований санитарного законодательства. Из ст. 4 Закона № 89-ФЗ, ст. 218, 136 ГК РФ, следует, что право собственности на отходы принадлежит собственникам индивидуальных жилых строений и помещений. Исходя из системного толкования норм действующего законодательства обязанность по соблюдению правил благоустройства, обеспечению чистоты и порядка, требований санитарного законодательства возлагается не только на органы местного самоуправления, но и на граждан (собственников индивидуальных жилых строений). Просят в иске отказать.

Выслушав стороны, помощника прокурора Раткевич И.В., полагавшей в удовлетворении заявления Кондратьевой Е.В. отказать, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Согласно ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В соответствии со ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным ст. 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. В случае, если данное печатное издание прекратило свою деятельность, такое решение или сообщение публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица.

В силу ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Постановлением Пленума ВС РФ от 29.11.207 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» предусмотрено, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности:

полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы;

форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты;

предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.

Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.

Если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Поскольку согласно ч. 3 ст. 246 ГПК РФ суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, оспариваемый акт или его часть подлежит проверке на предмет соответствия не только нормативным правовым актам, указанным в заявлении, но и другим нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу.

Проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный нормативный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.

Вместе с тем нормативный правовой акт не может быть признан недействующим, если суд придет к выводу, что по своему содержанию оспариваемый акт или его часть не допускает придаваемое им при правоприменении толкование. Этот вывод должен быть обоснован в решении суда.

В связи с тем, что главами 23 и 24 ГПК РФ не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых актов, вопрос об этих расходах разрешается судом на основании правил, предусмотренных главой 7 ГПК РФ.

Вместе с тем, исходя из неимущественного характера требований об оспаривании нормативных правовых актов по данной категории дел, не могут применяться положения ч. 1 ст. 98, ч. 1 ст. 102 и ч. 3 ст. 103 ГПК РФ, регламентирующие распределение судебных расходов при частичном удовлетворении заявленных требований.

Судом установлено, что решением Прокопьевского городского Совета народных депутатов от 25.04.2013 года № 981 утверждены Нормы и Правила содержания и благоустройства территории Прокопьевского городского округа.

Абзацем 5 пункта 4.2.3. Норм и Правил для собственников и (или) лиц, проживающих в индивидуальных жилых домах установлена обязанность приобретать контейнера для сбора твердых бытовых отходов.

Полагая, что указанные Нормы и Правила противоречат положениям статей 8, 13 Закона об отходах производства и потребления, статьям 4, 7, 16 Закона об общих принципах организации местного самоуправления, Кондратьева Е.В. обратилась в суд с настоящим заявлением.

В силу ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003      № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее Закона об общих принципах организации местного самоуправления) к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.

Таким образом, в данном случае суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом и в пределах предоставленных ему полномочий.

Согласно ст. 7 Закона об общих принципах организации местного самоуправления по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Частью 4 статьи 7 Закона об общих принципах организации местного самоуправления предусмотрено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 71 Конституции РФ гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.

Аналогичная по своему содержанию норма закреплена в п. 1 ст. 3 ГК РФ.

Согласно п. 1 ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (статья 124).

В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Правом на использование земельных участков в соответствии со статьями 40, 41 Земельного кодекса РФ наделены собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков. На указанных лиц в силу статьи 42 данного Кодекса возложена, в том числе обязанность по соблюдению при использовании земельных участков требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, а также недопущению загрязнения и захламления.

Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 613 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований» утверждены Методические рекомендации по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, которые рекомендуют, в частности, физических лиц обязывать обеспечивать своевременную и качественную очистку и уборку принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве земельных участков и прилегающих территорий в соответствии с действующим законодательством (п. 8.2.1.). Сбор и вывоз отходов производства и потребления рекомендуется осуществлять по контейнерной или бестарной системе в установленном порядке (п. 8.2.4.). Для предотвращения засорения улиц, площадей, скверов и других общественных мест отходами производства и потребления рекомендуется устанавливать специально предназначенные для временного хранения отходов емкости малого размера (урны, баки). Установку емкостей для временного хранения отходов производства и потребления и их очистку следует осуществлять лицам, ответственным за уборку соответствующих территорий в соответствии с п. 8.2.1. настоящих Методических рекомендаций (п. 8.2.10).

Из системного толкования изложенных норм следует, что установка емкостей для временного хранения отходов производства и потребления (контейнеров) возлагается на собственников, владельцев, пользователей земельных участков, за уборку которых они ответственны и не устанавливает дополнительного бремени по содержанию имущества, им не принадлежащего.

Оспариваемый абзац 5 п. 4.2.3. Норм и Правил содержания и благоустройства территории Прокопьевского городского округа не обязывает собственников индивидуальных жилых домов приобретать и устанавливать контейнера для сбора твердых бытовых отходов вне территории индивидуальной жилой застройки – земельного участка собственником которого физические лица являются.

Кроме того, абз. 5 содержится п. 4.2.3. Норм и Правил «Уборка территорий индивидуальной жилой застройки» и соответственно регулирует вопросы благоустройства на указанных территориях.

При таких обстоятельствах, суд считает, что заявление Кондратьевой Е.В. основано на неправильной трактовке положений Норм и Правил содержания и благоустройства территории Прокопьевского городского округа, оспариваемое положение абз. 5 п. 4.2.3. не противоречит действующему законодательству, и поэтому отказывает Кондратьевой Е.В. в удовлетворении ее заявления.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░: ░░░░░░░

░░░░░: ░░░░░                                                                         ░.<░░░░░>

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-979/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Кондратьева Е.В.
Другие
Прокопьевский городской совет народных депутатов
Суд
Центральный районный суд г. Прокопьевск Кемеровской области
Дело на сайте суда
centr.kmr.sudrf.ru
21.05.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.05.2015Передача материалов судье
22.05.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.05.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.05.2015Подготовка дела (собеседование)
29.05.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.06.2015Судебное заседание
23.06.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.06.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее