Решение по делу № 5-505/2011 от 19.08.2011

Решение по административному делу

                   П О С Т А Н О В Л Е Н И Е                          5-505/11

19 августа 2011 г.                                                                                                              г. Ухта

Мировой судья Зеленин Н.А. Ярегского судебного участка г. Ухта Республики Коми,

рассмотрев материалы дела

в отношении: Юридического лица МДОУ «Детский сад №66 общеразвивающего вида»

об административном правонарушении, предусмотренном ч.13 ст.19.5 Кодекса РФ об Административных правонарушениях,

                                                                у с т а н о в и л:

28 июля 2011 г. в отношении юридического лица  МДОУ «Детский сад №66 общеразвивающего вида» был составлен протокол в том, что им не были выполнены в установленный срок п.1,3,4,5,11 и 12 Предписания Государственного инспектора г. Ухта по пожарному надзору №75/1/1-12 от 11 апреля 2011 г. об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности, а именно: п.1 - допускается эксплуатация спальных помещений без второго эвакуационного выхода, предназначенного для одновременного пребывания более 10 человек из групп №1,2,3,4,5,7,8,11 и тем саамы нарушены п.3 Правил пожарной безопасности (ППБ) в РФ  ППБ 01-03, утвержденных приказом МЧС России №313 от 18.06.2003 года №4838, п.6.12 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», п.3 -допущена эксплуатация коридора с шириной менее 1,2 м. ведущего к группам №11,12. Чем нарушены п.3 ППБ 01-03, п.6.27 СНиП 21-01-97*, п.4- допущена эксплуатация маршей лестниц, предназначенных для эвакуации людей с шириной менее 1,35 м., чем нарушены

п.3 ППБ 01-03, п.6.29 СНиП 21-01-97*, п.5 -допущена эксплуатация лестничных площадок с шириной менее ширины марша лестниц, чем нарушены п.3 ППБ 01-03, п.6.31 СНиП 21-01-97*, п.11- допущена эксплуатация эвакуационного выхода в свету менее 1,9 м. (вход с улицы к заведующему), чем нарушены п.3 ППБ 01-03, п.6.16 СНиП 21-01-97*, п.12 -не проводится контроль замеров показателей качества электрической энергии (не реже 1 раза в 2 года), чем нарушены п.3,57 ППБ 01-03; п.1.2.6 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей.

В судебном заседании исполняющая обязанности заведующей МДОУ «Детский сад №96» Ревенко Л.В. и представитель Сурнин О.В. вину в совершении МДОУ «Детский сад №66» не признали, указав на то, что в протоколе об административном правонарушении, предусмотренном ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ отдел надзорной деятельности г. Ухты ссылается на нарушения обязательных требований пожарной безопасности, допущенных  Детским садом, предусмотренные Строительными нормами и правилами СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений». П. 1.7 указанного СНиП преду­смотрено, что приведение существующих зданий, а здание Детского сада построе­но согласно ранее действующих норм, в соответствие с настоящими нормами оп­ределяется п. 8.5 СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов в строитель­стве. Основные положения» - На существующие здания и сооружения, запроекти­рованные и построенные в соответствии с ранее действующими нормативными до­кументами, вновь разрабатываемые документы не распространяются, за исключе­нием случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений в соот­ветствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей. В таких случаях компетентные органы исполнительной власти или собственник объекта должны принять решение о реконструкции, ре­монте или сносе существующих зданий и сооружений. Постановлением Госстроя РФ от 10.09.2003 г. № 164 «О признании недействующими СНиП 10-01-94* «Сис­тема нормативных документов в строительстве. Общие положения» с 01.10.2003 г. СНиП 10-01-94* признается утратившим силу на территории Российской Федера­ции. Таким образом, с момента признания СНиП 10-01-94* не действующим, утра­чивает основание для приведения запроектированных и построенных по ранее дей­ствующим нормативным документам зданий и сооружений к требованиям вновь принятых нормативных документов области строительства.

Также Письмо Департамента надзорной деятельности МЧС России от 02.06.2011г. № 19-3-1-2086 «О применении ПТЭЭП, ПУЭ, СНиП» дает следующие разъяснения:

 При рассмотрении нарушений строительных норм и правил (СНиП), непо­средственно связанных с требованиями пожарной безопасности, следует учиты­вать, что на здания, строения, сооружения, запроектированные и построенные по действовавшим ранее нормам, требования новых нормативных документов не рас­пространяются.

Вместе с тем, строительные нормы и правила, в части требований пожарной безопасности, изданные до 1996 года и в которые не вносились изменения в более поздние сроки, обязательны к исполнению на объектах, построенных до указанно­го времени (СНиП 21-01-97* введен в действие с 1 января 1998г.).

В случаях, если доказано, что дальнейшая эксплуатация зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни и здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара, следует руководствоваться положениями Федерального за­кона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 № 123-Ф3.

Вместе с тем ст. 7 Федерального закона от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О тех­ническом регулировании» предусматривает, что минимально необходимые требо­вания, обеспечивающие, в том числе пожарную безопасность, устанавливают тех­нические регламенты. Ст. 5.1. определяет, что особенности технического регули­рования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливают­ся Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безо­пасности зданий и сооружений».

В соответствии с пунктом 6 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» минимально необ­ходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их со­став сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно- технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, налад­ки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования пожарной безопас­ности, устанавливаются настоящим Федеральным законом.

Статьей 42 указанного Федерального Закона предусмотрено, что требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями про­цессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные настоящим Федеральным зако­ном, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступле­ния в силу таких требований. В целях настоящего Федерального закона строитель­ные нормы и правила, утвержденные до дня вступления в силу настоящего Феде­рального закона, признаются сводами правил.

Правительство Российской Федерации не позднее, чем за тридцать дней до дня вступления в силу настоящего Федерального закона утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.

Распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 N 1047-р в соответствии с частью 3 статьи 42 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения кото­рых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». СНиП 21- 01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» не вошел в указанный пе­речень и таким образом не является сводом правил обязательного применения.

По вопросу проведения контроля замеров показателей качества электриче­ской энергии, разъяснения дает также Письмо Департамента надзорной деятельно­сти МЧС России от 02.06.2011г. № 19-3-1-2086 «О применении ПТЭЭП, ПУЭ, СНиП»:

ДНД МЧС России сообщает, что статьей 15 Федерального закона "О защите прав юриди­чески лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от <ДАТА13> <НОМЕР> установлено, что при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе проверять выполнение обязательных требова­ний, если такие требования не относятся к полномочиям органа государственного контро­ля (надзора), от имени которого действуют эти должностные лица.

Положение пункта 57 правил пожарной безопасности в Российской Федерации не создает собой состав административного правонарушения в области пожарной безопасности, т.к. не содержит предписания как такового, а лишь отсылает к иным нормативным докумен­там по электроэнергетике. В данном случае квалификация административного правона­рушения возможна только при нарушении требования, установленного конкретным нор­мативным документом по электроэнергетике.

Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП), Правила устройства электроустановок (ПУЭ) содержат требования технического характера, опо­средованно связанные с пожарной безопасностью. Нарушение этих требований может влиять на состояние пожарной безопасности, однако ответственность за их нарушение ус­тановлена статьей 9.11 КоАП РФ, рассмотрение дел по которой отнесено статьей 23.30 Кодекса к компетенции органов государственного энергетического надзора.

Пунктом 1.2.11 ПТЭЭП установлено, что государственный надзор за соблюдением требо­ваний настоящих Правил осуществляется органами государственного энергетического надзора.

Представитель отдела Государственного пожарного надзора Бурков А.В. настаивал на привлечении юридического лица к административной ответственности, ссылаясь на то, что нормы, предусмотренные СНиП 21-01-97*, являются действующими и подлежат применению, вследствие чего считает, что выданное предписание подлежит исполнению.

Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, мировой судья считает, что дело подлежит прекращению за отсутствием в деянии юридического лица состава административного правонарушения.

В статье 26.1 КоАП РФ изложены обстоятельства подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, где в том числе на основании п.3 должна быть установлена виновность лица в совершении административного правонарушения.

На основании ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии со ст.1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, а все неустранимые сомнения в виновности данного лица, толкуются в пользу этого лица.

Согласно Акта проверки №185 от 28.07.2011 г. государственным инспектором отдела государственного пожарного надзора г. Ухта было установлено, что юридическим лицом МДОУ «Детский сад № 66 общеразвивающего вида», расположенного по адресу: РК г.Ухта пр. Ленина, 41 А не выполнено предписание ОГПН №75/1/1-12, а именно: п.1 - допускается эксплуатация спальных помещений без второго эвакуационного выхода, предназначенного для одновременного пребывания более 10 человек из групп №1,2,3,4,5,7,8,11 и тем саамы нарушены п.3 Правил пожарной безопасности (ППБ) в РФ  ППБ 01-03, утвержденных приказом МЧС России №313 от 18.06.2003 года №4838, п.6.12 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», п.3 -допущена эксплуатация коридора с шириной менее 1,2 м. ведущего к группам №11,12. Чем нарушены п.3 ППБ 01-03, п.6.27 СНиП 21-01-97*, п.4- допущена эксплуатация маршей лестниц, предназначенных для эвакуации людей с шириной менее 1,35 м., чем нарушены

п.3 ППБ 01-03, п.6.29 СНиП 21-01-97*, п.5 -допущена эксплуатация лестничных площадок с шириной менее ширины марша лестниц, чем нарушены п.3 ППБ 01-03, п.6.31 СНиП 21-01-97*, п.11- допущена эксплуатация эвакуационного выхода в свету менее 1,9 м. (вход с улицы к заведующему), чем нарушены п.3 ППБ 01-03, п.6.16 СНиП 21-01-97*, п.12 -не проводится контроль замеров показателей качества электрической энергии (не реже 1 раза в 2 года), чем нарушены п.3,57 ППБ 01-03; п.1.2.6 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей.

На основании этого  в отношении МДОУ Детский сад №66 общеразвивающего вида» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.13 ст.19.5 КоАП РФ- невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания.

На основании вышеуказанной нормы закона состав административного правонарушения образует невыполнение лицом законного предписания органа осуществляющего государственный пожарный надзор.

Согласно представленных и исследованных судом доказательств законность предписания  ОГПН №75/1/1-12 от 11 апреля 2011 г. вызывает сомнение.

Во первых, предписание по сути предусматривает конструктивные изменений здания детского сада, на что предписанием было отведено всего около 3-х месяцев, что по мнению суда исполнить не реально.

Кроме того, большая часть выявленных нарушений связана с несоблюдением требований СНиП 21-01-97. В то же время в соответствии с пунктом 1.7 указанного СНиП предусмотрено, что необходимость приведения существующих зданий в соответствие с настоящими нормами определяется 8.5 СНиП 10-01-94 (утратил силу с. <ДАТА15>), в соответствии с которым на существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими нормативными документами, вновь разрабатываемые документы не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей. В таких случаях компетентные органы исполнительной власти или собственник объекта должны принять решение о реконструкции, ремонте или сносе существующих зданий и сооружений. Утрата силы СНиП 10-01-94 не свидетельствует о признании утратившей силу и требований п. 1.7 СНиП 21-01-97, поскольку последние в силу требований введения к нему разработаны в соответствии с требованиями СНиП 10-01-94 и имеющиеся в них отсылки продолжают свое действие после признания самого СНиП 10-01-94 утратившим силу. Кроме того, статья 7 Федерального закона от <ДАТА16> N 184-ФЗ "О техническом регулировании" предусматривает, что минимально необходимые требования, обеспечивающие, в числе прочего, пожарную безопасность, устанавливают технические регламенты.

Пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от <ДАТА9> N 123-ФЭ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" предусмотрено, что на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты, в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.

Статьей 151 указанного Федерального закона установлено, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению " в части, не противоречащей требованиям настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 6 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-Ф3 . "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" минимально  необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно- технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования пожарной безопасности, устанавливаются настоящим Федеральным законом.

Статьей 42 указанного Федерального Закона предусмотрено, что требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, нападки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные настоящим Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований. В целях настоящего Федерального закона строительные нормы и правила, утвержденные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются сводами правил.

Правительство Российской Федерации не позднее, чем за тридцать дней до дня вступления в силу настоящего Федерального закона утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.

Распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 N 1047-р в соответствии счастью 3 статьи 42 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".

Указанным распоряжением утверждены иные СНиПы, подлежащие применению при решении вопроса о соответствии зданий и сооружений, в том числе, требованиям пожарной безопасности, чем указаны в протоколе об административном правонарушении.

Таким образом, при решении вопроса о привлечении к административной ответственности в связи с несоответствием здания детского сада, запроектированного и построенного в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, необходимо установление соответствия планировочных и инженерных решений существующего здания требованиям строительных норм и правил, действовавших на момент строительства, а также наличия угрозы жизни и здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара, в том числе с точки зрения действующих в настоящее время сводов правил.

В части неисполнения п.12 Предписания, доводы представителей МДОУ «Детский сад №66 общеразвивающего вида» являются обоснованными, поскольку в этой части по вопросу проведения контроля замеров показателей качества электриче­ской энергии, были даны разъяснения  Департаментом надзорной деятельно­сти МЧС России от 02.06.2011г. № 19-3-1-2086 «О применении ПТЭЭП, ПУЭ, СНиП», где указано, что статьей 15 Федерального закона "О защите прав юриди­чески лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26.12.2008 № 294-ФЗ установлено, что при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе проверять выполнение обязательных требова­ний, если такие требования не относятся к полномочиям органа государственного контро­ля (надзора), от имени которого действуют эти должностные лица.

Положение пункта 57 правил пожарной безопасности в Российской Федерации не создает собой состав административного правонарушения в области пожарной безопасности, т.к. не содержит предписания как такового, а лишь отсылает к иным нормативным докумен­там по электроэнергетике. В данном случае квалификация административного правона­рушения возможна только при нарушении требования, установленного конкретным нор­мативным документом по электроэнергетике.

Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП), Правила устройства электроустановок (ПУЭ) содержат требования технического характера, опо­средованно связанные с пожарной безопасностью. Нарушение этих требований может влиять на состояние пожарной безопасности, однако ответственность за их нарушение ус­тановлена статьей 9.11 КоАП РФ, рассмотрение дел по которой отнесено статьей 23.30 Кодекса к компетенции органов государственного энергетического надзора.

Пунктом 1.2.11 ПТЭЭП установлено, что государственный надзор за соблюдением требо­ваний настоящих Правил осуществляется органами государственного энергетического надзора, а не пожарного надзора.

На основании изложенного, мировой судья считает, что вина юридического лица в совершении административного правонарушения  не доказана.

На основании изложенного, руководствуясь п.2 ст.24.5 и ст.29.9, 29.10 Кодекса РФ об Административных правонарушениях, мировой судья

                                                              п о с т а н о в и л:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.13 ст.19.5 КоАП РФ в отношении Юридического лица МДОУ «Детский сад №66 общеразвивающего вида» прекратить за отсутствием в деянии состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Ухтинский Федеральный городской суд в течении 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Мировой судья                                                                                                          Н. А. Зеленин

5-505/2011

Категория:
Административные
Суд
Ярегский судебный участок г. Ухты
Судья
Зеленин Николай Анатольевич
Статьи

ст. 19.5 ч. 1

Дело на странице суда
yaregsky.komi.msudrf.ru
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее