Решение по делу № 2а-43/2017 (2а-427/2016;) от 13.12.2016

Дело № 2а-43/17

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Пос. Лотошино Московской области 16 января 2017 года

Лотошинский районный суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Нетесовой Е.В.,

при секретаре Макаровой Ю.Ю.,

с участием административного истца - прокурора Лотошинской районной прокуратуры Московской области Захарова И.В.,

представителя административного ответчика - Администрации Лотошинского муниципального района Московской области Емельянова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Лотошинского района Московской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Лотошинского муниципального района Московской области о возложении обязанности разработать местные нормативы градостроительного проектирования на территории сельских поселений Ошейкинское, Микулинское и направить их в представительный орган местного самоуправления для утверждения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Лотошинского района Московской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, с учетом последующих уточнений обратился в суд с административным иском к Администрации Лотошинского муниципального района Московской области о возложении обязанности разработать местные нормативы градостроительного проектирования на территории сельских поселений Ошейкинское, Микулинское и направить их в представительный орган местного самоуправления для утверждения, указав в обоснование иска, что прокуратурой Лотошинского района проведена повторная проверка по обращению председателя Московского областного отделения РОДП «Яблоко» о нарушении Администрацией Лотошинского муниципального района Московской области градостроительного законодательства при утверждении нормативов градостроительного проектирования.

В ходе проверки, проведенной в июне 2015 года установлено, что Администрацией Лотошинского муниципального района не утверждены местные нормативы градостроительного проектирования, в связи с чем 18 июня 2016 года в адрес Главы Лотошинского муниципального района внесено представление с требованием устранить допущенные в ходе проверки нарушения. Вместе с тем, в настоящее время нормативы градостроительного проектирования на территории сельских поселений Микулинское и Ошейкинское Администрацией Лотошинского муниципального района не утверждены.

Невыполнение вышеуказанных требований действующего законодательства, а также несвоевременное принятие мер по разработке и утверждению нормативов градостроительного проектирования муниципального образования может повлечь нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду обитания, нарушения требований при строительстве и эксплуатации зданий и сооружений, нарушения инженерно-технических требований при проектировании и строительстве на территории сельских поселений.

Федеральным законом от 05 мая 2014 года № 131-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» внесены изменения в состав, содержание, порядок подготовки, опубликования, утверждения нормативов градостроительного проектирования, а также установлен срок для всех муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений до 01 января 2015 года для утверждения нормативов градостроительного проектирования и приведения их в соответствие с принятыми требованиями ранее утвержденных нормативов градостроительного проектирования.

В соответствии с ч. 6 ст. 29.4 Градостроительного кодекса РФ проект местных нормативов градостроительного проектирования подлежит размещению на официальном сайте органа местного самоуправления в сети «Интернет» (при наличии официального сайта муниципального образования) и опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, не менее чем за два месяца до их утверждения.

Частью 7 ст. 29.4 Градостроительного кодекса РФ установлено, что утвержденные местные нормативы градостроительного проектирования подлежат размещению в федеральной государственной информационной системе территориального планирования в срок, не превышающий пяти дней со дня утверждения указанных нормативов.

В соответствии с Градостроительным кодексом РФ местные нормативы градостроительного проектирования являются совокупностью установленных в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности населения муниципального образования, расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения и максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов.

Утверждение местных нормативов градостроительного проектирования относится к прямым полномочиям органов местного самоуправления ( п.2 ч. 2 и п. 2 ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ). Местные нормативы градостроительного проектирования должны учитываться при подготовке проектов схем территориального планирования муниципальных районов (ч. 2 ст. 20 Градостроительного кодекса РФ) и проектов генеральных планов поселений и городских округов ( ч. 3 ст. 24 Градостроительного кодекса РФ). В соответствии с требованиями местных нормативов градостроительного проектирования должна готовиться документация по планировке территории ( ст. 45 Градостроительного кодекса РФ), включая проекты планировок и проекты межевания.

В соответствии с п. 20 ч. 1, ч. 2 и ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится утверждение местных нормативов градостроительного проектирования на территории сельских поселений.

В связи с вышеуказанными нарушениями закона подготовка указанных документов без соблюдения местных нормативов градостроительного проектирования может привести к переуплотненной жилой застройке, несбалансированности социальной, транспортной, коммунальной инфраструктур в населенных пунктах Лотошинского муниципального района (в том числе дефицит мест в школах, детских садах и больницах, нехватка озелененных территорий, парковок и пропускной способности уличной дорожной сети), что приведет к нарушению прав населения (человека) на благоприятные условия жизнедеятельности.

В соответствии с ч.ч. 1, 4 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Руководствуясь ст. 39 КАС РФ, п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре РФ», прокурор просит суд обязать Администрацию Лотошинского муниципального района разработать нормативы градостроительного проектирования на территории сельских поселений Ошейкинское и Микулинское и в срок до 01 мая 2017 года направить их в представительный орган местного самоуправления муниципального образования «Лотошинский муниципальный район» для утверждения.

В судебном заседании прокурор Лотошинской районной прокуратуры Захаров И.В. поддержал заявленный административный иск.

Представитель ответчика – Администрации Лотошинского муниципального района Московской области Емельянов А.А. административные исковые требования прокурора Лотошинского района не признал, при этом в ходе судебного разбирательства он подтвердил, что согласно действующего законодательства разработка местных нормативов градостроительного проектирования на территории сельских поселений Ошейкинское и Микулинское Лотошинского муниципального района относится к полномочиям Администрации Лотошинского муниципального района Московской области, но Лотошинский муниципальный район является дотационным, дотации выделяются на строго определенные, крайне необходимые нужды, к которым градостроительное проектирование не относится, в результате у Администрации Лотошинского муниципального района отсутствует финансовая возможность провести разработку местных нормативов градостроительного проектирования на территории сельских поселений Ошейкинское и Микулинское.

Кроме того, обращение председателя Московского областного отделения РОДП «Яблоко» Г. в прокуратуру о нарушении органами местного самоуправления ряда муниципальных образований Московской области градостроительного законодательства нельзя отнести к полномочиям должностного лица органа, осуществляющего контроль за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности. Отсутствие разработанных в соответствии с требованиями действующего законодательства местных нормативов градостроительного проектирования на территории сельских поселений Ошейкинское и Микулинское не нарушает прав и законных интересов неопределенного круга лиц, а разработка указанных нормативов не влечет восстановление или защиту чьих-либо прав.

В судебном заседании установлено, что в июне 2015 года прокуратурой Лотошинского района Московской области была проведена проверка исполнения Администрацией Лотошинского муниципального района Московской области градостроительного законодательства при утверждении нормативов градостроительного проектирования.

Поводом для проведения проверки послужило поступившее из прокуратуры Московской области обращение председателя Московского областного отделения РОДП «Яблоко» Г. о том, что в большинстве муниципальных образований Московской области в установленный Федеральным законом от 05 мая 2014 года № 131-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» срок до 01 января 2015 года не утверждены местные нормативы градостроительного проектирования (л.д. 10, 11-12).

В ходе проведения проверки было установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 05 мая 2014 года № 131-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» Администрацией Лотошинского муниципального района не утверждены местные нормативы градостроительного проектирования.

По результатам проверки 18 июня 2015 года прокурором Лотошинского района Московской области на имя Главы Лотошинского муниципального района Московской области было вынесено представление об устранении нарушений градостроительного законодательства (л.д. 7-8).

15 июля 2015 года Администрация Лотошинского муниципального района Московской области в ответ на представление прокурора Лотошинского района Московской области сообщила, что в связи с переходом на программный метод формирования бюджета и отсутствием средств расходы на подготовку нормативов градостроительного проектирования на 2015 года не заложены, на 2016 год планируется предусмотреть средства на разработку указанных нормативов при корректировке муниципальных программ.

Из объяснений сторон явствует, что до настоящего времени Администрацией Лотошинского муниципального района Московской области местные нормативы градостроительного проектирования на территории сельских поселений Ошейкинское и Микулинское Лотошинского муниципального района не разработаны.

Федеральным законом от 05 мая 2014 года № 131-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» внесены изменения в состав, содержание, порядок подготовки, опубликования и утверждения нормативов градостроительного проектирования.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 названного Федерального закона от 05 мая 2014 года № 131-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» нормативы градостроительного проектирования, подготовленные в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), подлежат утверждению в срок до 01 января 2015 года. Утвержденные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона нормативы градостроительного проектирования подлежат приведению в соответствие с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в срок до 01 января 2015 года.

Так, указанным Федеральным законом Градостроительный кодекс РФ дополнен главой 3.1 «Нормативы градостроительного проектирования», содержащей ст. 29.1, согласно которой нормативы градостроительного проектирования подразделяются на:

1) региональные нормативы градостроительного проектирования;

2) местные нормативы градостроительного проектирования, которые включают в себя:

а) нормативы градостроительного проектирования муниципального района;

б) нормативы градостроительного проектирования поселения;

в) нормативы градостроительного проектирования городского округа.

Согласно п. 26 ч. 1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ нормативы градостроительного проектирования - совокупность установленных в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами, предусмотренными частями 1, 3 и 4 статьи 29.2 настоящего Кодекса, населения субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ч. 4 ст. 29.2 Градостроительного кодекса РФ нормативы градостроительного проектирования поселения, городского округа устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения поселения, городского округа, относящимися к областям, указанным в пункте 1 части 5 статьи 23 настоящего Кодекса, объектами благоустройства территории, иными объектами местного значения поселения, городского округа населения поселения, городского округа и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения поселения, городского округа.

В соответствии с ч. 1 ст. 29.4 Градостроительного кодекса РФ местные нормативы градостроительного проектирования и внесенные изменения в местные нормативы градостроительного проектирования утверждаются представительным органом местного самоуправления.

В силу положений ч.ч. 6,7 ст. 29.4 Градостроительного кодекса РФ проект местных нормативов градостроительного проектирования подлежит размещению на официальном сайте органа местного самоуправления в сети "Интернет" (при наличии официального сайта муниципального образования) и опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, не менее чем за два месяца до их утверждения. Утвержденные местные нормативы градостроительного проектирования подлежат размещению в федеральной государственной информационной системе территориального планирования в срок, не превышающий пяти дней со дня утверждения указанных нормативов.

Утверждение местных нормативов градостроительного проектирования относится к прямым полномочиям органов местного самоуправления (п.2 ч. 2 и п. 2 ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ).

В силу положений п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.

Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

В соответствии с ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации" иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Судом установлено, что выявленные прокурором Лотошинского района нарушения градостроительного законодательства Администрацией Лотошинского муниципального района Московской области не устранены, местные нормативы градостроительного проектирования на территории сельских поселений Ошейкинское и Микулинское Лотошинского муниципального района в соответствии с требованиями Федерального закона от 05 мая 2014 года № 131-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» Администрацией Лотошинского муниципального района не разработаны.

Учитывая изложенные обстоятельства суд, выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что заявленные прокурором Лотошинского района Московской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Лотошинского муниципального района Московской области административные исковые требования о возложении обязанности разработать местные нормативы градостроительного проектирования на территории сельских поселений Ошейкинское, Микулинское и в срок до 01 мая 2017 года направить их в представительный орган местного самоуправления для утверждения, являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Доводы представителя административного ответчика о том, что непринятие Администрацией Лотошинского муниципального района мер по разработке и утверждению местных нормативов градостроительного проектирования на территории сельских поселений Ошейкинское, Микулинское не повлекло за собой нарушения прав и законных интересов граждан, в связи с чем у прокурора Лотошинского района отсутствуют основания для применения мер прокурорского реагирования и обращения в суд с административным иском, суд считает несостоятельными по следующим основаниям.

Местные нормативы градостроительного проектирования учитываются при подготовке схем территориального планирования муниципальных районов (ч. 2 ст. 20 Градостроительного кодекса РФ), проектов генеральных планов поселений (ч. 3 ст. 24 Градостроительного кодекса РФ), в соответствии с требованиями местных нормативов градостроительного проектирования должна готовиться документация по планировке территории (ст. 45 Градостроительного кодекса РФ), решения о развитии застроенной территории (ст. 46.1 Градостроительного кодекса РФ), в связи с чем следствием бездействия органа местного самоуправления по разработке и утверждению местных нормативов градостроительного проектирования может явиться переуплотненная жилая застройка, несбалансированность социальной, транспортной, коммунальной инфраструктуры, что нарушает права и законные интересы населения (неопределенного круга лиц) на благоприятные условия проживания.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные прокурором Лотошинского района Московской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Лотошинского муниципального района Московской области административные исковые требования о возложении обязанности разработать местные нормативы градостроительного проектирования на территории сельских поселений Ошейкинское, Микулинское и направить их в представительный орган местного самоуправления для утверждения удовлетворить полностью.

Обязать Администрацию Лотошинского муниципального района Московской области разработать местные нормативы градостроительного проектирования на территории сельских поселений Ошейкинское и Микулинское Лотошинского муниципального района Московской области и в срок до 01 мая 2017 года направить их в представительный орган местного самоуправления муниципального образования «Лотошинский муниципальный район Московской области» для утверждения.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Лотошинский районный суд Московской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий : ________________________

2а-43/2017 (2а-427/2016;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Власов Е.Л.
Ответчики
Администрация Лотошинского муниципального района Московской области
Суд
Лотошинский районный суд Московской области
Дело на странице суда
lotoshino.mo.sudrf.ru
13.12.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
13.12.2016[Адм.] Передача материалов судье
16.12.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.12.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
29.12.2016[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
29.12.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.01.2017[Адм.] Судебное заседание
20.01.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.01.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.01.2017[Адм.] Дело оформлено
16.01.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее