Судья - Балакина А.В. Дело № 33 - 2828
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
Председательствующего судьи Няшина В.А.,
судей Овчинниковой Н.А., Позолотиной Н.Г.
при секретаре Роговой Т.Н.,
рассмотрела 02 апреля 2012 года в г. Перми в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Ханжиной Е.В. на решение Пермского районного суда Пермского края от 07 февраля 2012 г., которым постановлено:
В удовлетворении иска Ханжиной Е.В. к администрации Пермского муниципального района, Комитету имущественных отношений администрации Пермского муниципального района о признании отказа в предоставлении земельных участков в аренду незаконным, обязании предоставить земельные участки площадью 1200 кв.м каждый, для ведения личного подсобного хозяйства, расположенных по адресу: ****, в аренду - отказать.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Овчинниковой Н.А., объяснения Ханжиной Е.В., её представителя Б., представителя Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района О., представителя администрации Пермского муниципального района Т., третьего лица Спешиловой М.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ханжина Е.В. обратилась в суд с иском к администрации Пермского муниципального района, Комитету имущественных отношений администрации Пермского муниципального района о признании отказа в предоставлении земельных участков в аренду незаконным, возложении обязанности предоставить земельные участки в аренду. В обоснование заявленных требований указала, что 06.06.2011 года и 17.06.2011 года обращалась в администрацию Култаевского сельского поселения с заявлением о предоставлении в аренду земельных участков площадью 1200 кв.м каждый, для ведения личного подсобного хозяйства, расположенных по адресу: ****. Из ответа Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района следует, что предоставление земельных участков возможно только на торгах в соответствии со ст. 30 ЗК РФ. Осенью 2011 года истцу стало известно, что в администрацию Култаевского сельского поселения поступили письма из Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района о том, что испрашиваемые земельные участки предоставлены быть не могут, поскольку их формирование невозможно ввиду отсутствия утвержденного проекта планировки территории. Копии ответов истец получила 19.09.2011 года и в ноябре 2011 года. В течение лета истец неоднократно связывалась со специалистом по землеустройству, уточняла возможные сроки окончания работ по формированию участков. Истцу поясняли, что уже объявлен конкурс по участкам. Истец посчитав отказ Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района незаконным, обратилась с заявлением в прокуратуру Пермского района о проведении проверки. Прокуратурой Пермского района 11.11.2011 года главе администрации Пермского муниципального района внесено представление, с требованием принять меры по устранению допущенных нарушений действующего законодательства РФ. Истец, считает, что у администрации Пермского муниципального района не имеется препятствий в формировании испрашиваемых земельных участков. Земельные участки выделены и сформированы в определенных границах, не накладываются и не пересекаются с другими участками и объектами, пригодны для использования в заявленных истцом целях, имеется реальная возможность предоставления данных участков, юридически значимые обременения отсутствуют. Просит признать отказы от 09.09.2011 года и от 01.11.2011 года в предоставлении земельных участков в аренду площадью 1200 каждый, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, расположенные по адресу: ****. Обязать сформировать и поставить на кадастровый учет вышеуказанные земельные участки предоставить их в аренду.
Суд постановил приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе истец. В жалобе указано, что в середине 90-х годов испрашиваемый участок был предоставлен для использования матери истца, как работнику совхоза, председателей сельскохозяйственного предприятия. Претензий об освобождении участка истцу не поступали. Отказ в предоставлении земельного участка в аренду по мотивам отсутствия проекта планировки территории носит надуманный характер и нарушает права истца, так как вопрос формирования земельного участка и его постановки на кадастровый учет может быть решен органом местного самоуправления. Самостоятельно провести кадастровые работ истцу не предлагалось. Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения.
Судом установлено, что на письменные обращения Ханжиной Е.В. о предоставлении в аренду для личного подсобного хозяйства земельных участков площадью 1200 кв.м каждый, расположенных по адресу: ****, Комитетом имущественных отношений администрации Пермского муниципального района даны ответы от 27.06.2011 года и от 21.07.2011 года. В ответах указано, что в соответствии с п. 11 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка в аренду осуществляется на торгах, без проведения торгов передача участка в аренду допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии земельного участка в случае, если имеется одна заявка. В отношении данного земельного участка отделом по землеустройству будут проведены землеустроительные работы с целью его постановки на государственный кадастровый учет. В дальнейшем, если на опубликованное сообщение о предоставлении земельного участка не поступит иных заявлений, то такой земельный участок будет предоставлен в аренду на 5 лет с возмещением расходов по оплате землеустроительных работ на счет Комитета имущественных отношений (л.д. 7, 9).
Из ответов Комитета имущественных отношений от 09.09.2011 года и 01.11.2011 года, адресованных главе Култаевского сельского поселения и Ханжиной Е.В., следует, что по заключению главного архитектора Пермского муниципального района от 23.08.2011 года № 444/а, испрашиваемый Ханжиной Е.В. земельный участок не может быть сформирован ввиду отсутствия утвержденного проекта планировки, территории, обеспечивающего устойчивое развитие территории, выделение элементов планировочной структуры. В виду вышеизложенного земельный участок не будет предоставлен в аренду для заявленных целей (л.д. 8, 10).
На основании п. 10 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии со ст. 22 ЗК РФ земельные участки могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и Кодексом.
В договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды (п. 3 ст. 607 ГК РФ).
Статьей 11.1 ЗК РФ установлено, что земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
На основании п. 2 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
Пунктом 2 ст. 7 ЗК РФ предусмотрено, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В силу п. 2, 3 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
По смыслу п.п. 1. 2 ст. 85 ЗК РФ уполномоченные органы должны осуществлять предоставление земельных участков с учетом требований градостроительных условий использования, в частности - с учетом границ территориальных зон, которые в свою очередь должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Решением Земского Собрания Пермского муниципального района от 25.12.2009 N 29 утверждено Положение о порядке предоставления незастроенных земельных участков для целей, не связанных со строительством.
В соответствии с п. 1.8 данного Положения одним из критериев предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, является соответствие заявленных целей использования земельного участка виду разрешенного использования.
В силу п. 19 Положения предоставление земельного участка невозможно, если размеры и местоположение испрашиваемого земельного участка не соответствуют требованиям технических регламентов.
Из смысла п. 2.4 указанного Положения следует, что испрашиваемый земельный участок должен быть сформирован в одной территориальной зоне.
Отказывая в удовлетворении иска, суд правильно исходил из того, что решить вопрос о предоставлении Ханжиной Е.В. испрашиваемых земельных участков в аренду в настоящее время не представляется возможным, поскольку не разработан проект планировки территории д. Шилово Култаевского сельского поселения, где расположены участки.
Постановлением администрации Култаевского сельского поселения от 20.12.2011 года № 587 постановлено разработать проекты планировки территории, расположенной по адресу: ****, ориентировочная площадь 9 га (л.д. 19).
В силу п. 5 ст. 46 ГК РФ проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.
Доводы апелляционной жалобы о том, что испрашиваемый заявителем земельный участок обозначен на схеме территории д. Шилово, что отсутствуют препятствия к получению этого участка в аренду, так как администрация Пермского муниципального района обладает полномочиями провести землеустроительные работы в отношении данного участка, несостоятельны. В данном случае наличие в силу закона соответствующих полномочий у органа местного самоуправления недостаточно. В отсутствие прошедшего публичные слушания и утвержденного проекта планировки территории, указанные действия преждевременны и их результат не будет отражать, что интересующие истца земельные участки отвечают требованиям градостроительных условий использования, технических регламентов и могут являться объектом аренды с соблюдением разрешенного вида использования.
Доводы жалобы о том, что в ответах от 27.06.2011 года и от 21.07.2011 года орган местного самоуправления положительно решил вопрос о формировании интересующего заявителем земельного участка, отмену решения суда не влекут. Формирование земельного участка как объекта договора аренды в целях, не связанных со строительством, должно проводиться с учетом границ территориальных зон (ст. 85 ЗК РФ). В данном случае зонирование территории еще не проведено, что препятствует формированию на этой территории какого-либо земельного участка.
Ссылки в жалобе на то, что по результатам заявления Ханжиной Е.В. прокурором Пермского района 11.11.2011 г. вынесено представление в адрес администрации Пермского муниципального района об устранении допущенных нарушений, что данное представлении прокурором не отозвано, о незаконности решения суда не свидетельствуют и не могут быть приняты во внимание, поскольку на представление администрацией дан ответ о невозможности формирования земельных участков без градостроительного плана (л.д. 46-48). Представитель прокуратуры Пермского района пояснил суду, что с данным ответом прокуратура согласна, в связи с чем меры административного воздействия не приняты (л.д. 62).
Ссылка в жалобе на то, что семья истца с середины 90-х годов пользуется земельным участком, сама по себе прав аренды не порождает. Истец обратилась в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении участка в аренду по общим основаниям, установленным п. 2 ст. 22, ст. 34 ЗК РФ. В связи с этим основания фактического пользования истцом спорным земельным участком по данному делу не проверялись. Поэтому в данном случае не имеет значение отсутствие требований об освобождении истцом земельного участка.
Иных доводов, влияющих на законность решения суда, в жалобе не приведено.
Руководствуясь ст.ст. 199, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Ханжиной Е.В. на решение Пермского районного суда Пермского края от 07 февраля 2012 г. оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: