Судья- Батуева Г.Г. Дело № 33-3519
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: Председательствующего Лаврентьева В.Ю. и судей Ворониной Е.И., Ефремовой О.П. при секретаре Анохиной Ю.А. с участием прокурора Пермской краевой прокуратуры Бабушкиной О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми 23 апреля 2014 г. дело по апелляционной жалобе Морозова А.В. на решение Чусовского городского суда Пермского края от 11 декабря 2013 года, которым постановлено:
Взыскать с казны Российской Федерации 15 пользу Морозова А.В. компенсацию морального вреда в сумме ** рублей.
Обязанность по исполнению решения возложить на Министерство финансов Российской Федерации.
В остальной части иска Морозову А.В. отказать.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Ворониной Е.И.. заключение прокурора Бабушкиной О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Морозов А.В. обратился в суд с иском к Министерству финансов РФ, МО МВД России «Чусовской», начальнику изолятора временного содержания № 40 МВД России «Чусовской» Сушникову Л.Н. о взыскании морального вреда. В обоснование исковых требований указал, что он находился в ИВС МО МВД России «Чусовской» с 01.08.2013г. по 05.10.2013г. в камерах № 1, 3, 5, временно убывая и прибывая в указанный период. Условия содержания в ИВС МО МВД России «Чусовской» не соответствуют всем нормам и правилам. В камерах отсутствуют окна, раковины, краны, санузел не огорожен, отсутствуют посуда, питьевые бочки, постельное белье, ведра для проведения уборки, полки для средств личной гигиены, не работает вытяжка, во всех камерах плохое освещение из-за отсутствия окон. Кроме того, ему не было предоставлено возможности осуществить звонок родным, на что он имеет право. В камерах № 1 и 5 установлены камеры видеонаблюдения, что противоречит закону, в камере № 5 на стенах покрытие типа «шуба» и не работает розетка. Начальником ИВС МО МВД России «Чусовской» Сушниковым Л.Н. было запрещено его гражданской жене делать передачи, хотя в настоящее время она занята поисками работы и на ее иждивении находятся двое детей. В связи с ненадлежащими условиями содержания в ИВС МО МВД России «Чусовской» ему причинен моральный вред, который он оценивает в ** руб.. Просил взыскать ** руб. с ответчиков.
В судебном заседании Морозов А.В. настаивал на заявленных требованиях.
Представитель ответчика МО МВД России «Чусовской» в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась частично.
Ответчик начальник ИВС МО МВД России «Чусовской» Сушников Л.Н. исковые требования Морозова А.В. не признал.
Представитель Министерства финансов РФ, УФК по Пермскому краю в суд не явился.
Судом постановлено приведенное выше решение, па которое подана истцом Морозовым А.В. апелляционная жалоба, в которой истец просит удовлетворить его исковые требования, не согласен с размером возмещения морального вреда, фактически повторяя обстоятельства искового заявления.
В деле представлены возражения Чусовской городской прокуратуры на апелляционную жалобу истца.
Проверив материалы дела, посчитав возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и представителей ответчиков, не явившихся в судебное заседание, извещенных о времени и месте судебного заседания, что подтверждается уведомлениями о вручении судебных извещений, заслушав заключение прокурора Бабушкиной О.В. об оставлении решения суда без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене либо изменению решения суда.
При этом решение суда в соответствии со ст.327-1 ГПК РФ проверяется в пределах доводов жалобы.
Согласно ст.3 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» от 04.11.1950 г.. никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
В соответствии со ст. 17 Конституции РФ. в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
В соответствии со ст.21 Конституции РФ достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Согласно ст. 1 ФЗ « О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений » № 103-ФЗ от 15.07.1995 г., настоящий Федеральный закон регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей. гарантии прав и законных интересов лип. которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с УПК РФ избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
В силу ст.4 указанного Закона. содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией РФ. принципами и нормами международного права, а также международными договорами РФ и не должны сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Согласно ст.7 Закона № 103-ФЗ от 15.07.1995 г.. местом содержания под стражей являются изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.
В силу ст.9 Закона, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений.
В изоляторах временного содержания в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, могут временно содержаться подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу. В ИВС в случаях, предусмотренных Уголовно-исполнительным кодексом РФ. могут временно содержаться подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, а также подозреваемые и обвиняемые, переведенные из следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, для выполнения следственных действий, судебного производства за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на время выполнения указанных действий и судебного производства но не более чем на срок, предусмотренный законодательством РФ.
Охрана подозреваемых и обвиняемых в изоляторе временного содержания предусматривает комплекс организационных и практических мер, осуществляемых, в том числе для обеспечения режимных и иных требований, а также мероприятий предусмотренных федеральными законами.
В силу ст. 15 Федерального закона № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Согласно ст. 17 Закона, подозреваемые и обвиняемые имеют право, в том числе, на восьми часовой сон в ночное время, получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение; пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа, пользоваться настольными играми.
Согласно ст. 23 Закона, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Им предоставляется индивидуальное спальное место, выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы. Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию мест содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
Согласно ст. 24 Закона администрация мест содержания под стражей обязана выполнять санитарно - гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
В соответствии с п. 42 Приказа МВД РФ от 22.11.2005т. №950 « Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел » установлено, что подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие правилам гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом. Подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в ИВС, обеспечиваются ежедневным бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определенным Правительством РФ.
В соответствии с пунктами 43-45 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел предусмотрено, что подозреваемые и обвиняемые обеепечиваются для индивидуального пользования; спальным местом; постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом; постельным бельем; двумя простынями, наволочкой; полотенцем; столовой посудой и столовыми приборами на время приема пищи: миской, кружкой, ложкой.
Для общего пользования в камеры в соответствии с установленными нормами и в расчете на количество содержащихся в них лиц выдаются: мыло хозяйственное; бумага для гигиенических целей; предметы для уборки камеры; уборочный инвентарь для поддержания чистоты в камере; Камеры ИВС оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками но лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов: санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова дежурного; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией; тазами для гигиенических целей и стирки одежды.
В силу статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или ином)' правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации. казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Судом установлено, что Морозов Л.В., будучи лицом, в отношении которого была избрана мера пресечения в виде содержания под стражей, находился в изоляторе временного содержания МО МВД России «Чусовской» в периоды времени: с 01.08.2013г. по 11.08.2013г. со 02.09.2013г. по 12.09.2013г. с 21.09.2013г. по 01.10.2013г., с 01.10.2013г. по 11.10.2013г.
Удовлетворяя частично требования истца, суд исходил из положений Федерального закона № ЮЗ-ФЗ от 15.07.1995, Приказа МВД РФ от 22.11.2005 № 950, устанавливающих порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц. лишенных свободы. Судом на основании представленных доказательств, пояснений сторон было установлено, что нарушения положений перечисленных нормативных актов и обстоятельства, о которых указывал истец, частично нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства. При таких обстоятельствах, вывод суда о том, что факт нахождения истца в ИВС в условиях, не соответствующих установленным нормам, сам по себе является достаточным подтверждением причинения страданий или переживаний в степени, превышающей неизбежный уровень страданий, присущий ограничению свободы, является законным и обоснованным.
При определении размера компенсации морального вреда суд первой инстанции учел степень нравственных страданий, период нахождения Морозова А.В. в условиях ИВС. объем доказанных в ходе судебного разбирательства обстоятельств, на которые ссылался истец, а также принцип разумности и справедливости. Судебная коллегия считает необходимым указать, что доказательств причинения вреда здоровью истца или причинения физических страданий, не представлено. Кроме того, ряд обстоятельств, на которых истеп основывал исковые требования о возмещении морального вреда в заявленном им размере не нашли своего подтверждения, напротив, опровергаются материалами дела. часть доводов не основаны на требованиях действующего законодательства.
Вывод суда по вопросу об определении размера денежной компенсации причиненного истцу морального вреда мотивирован, все обстоятельства дела, имеющие значение для разрешение этого вопроса, судом учтены, критерии определения размера компенсации морального вреда, предусмотренные ст. ст. 151, 1101 ГК РФ судом применены правильно.
С учетом изложенного, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для увеличения размера компенсации морального вреда, на чем настаивает истец и з своей апелляционной жалобе.
Доводы апелляционной жалобы истца представляют собой изложение обстоятельств, аналогичны исковым требованиям, в том числе, истец приводит и обстоятельства. которые учтены судом в обоснование размера возмещения морального вреда, а потому судебная коллегия не усматривает необходимости в повторной их оценке.
Доводы истца о неправомерном установлении в камерах круглосуточного видеонаблюдения отвергаются судебной коллегией, как не основанные на законе, поскольку возможность использования аудио- и видеотехники в целях осуществления надзора за подозреваемыми и обвиняемыми закреплена частью 1 ст.34 Федерального закона РФ от 21.06.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Доводов и доказательств о незаконном использовании видеозаписей сотрудниками ИВС истцом не представлено и не указывалось.
Доказательств невыдачи столовых принадлежностей, средств личной гигиены. постельных принадлежностей имеющиеся материалы дела не содержат. Напротив, согласно сведениям журнала учета постельных принадлежностей в ИВС. необходимые принадлежности Морозову А.В. выдавались, по прибытию 21.09.2013 года. 09.10.2013 года относительно Морозова А.В. зафиксированы отказы в получении постельных принадлежностей. Доводы о неисправной электрической розетке не нашли своего подтверждения.
В апелляционной жалобе истец кроме того приводит ряд обстоятельств, которые не являлись предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, поскольку не указывались истцом в исковом заявлении, а потому суд апелляционной инстанции не вправе принимать их во внимание.
При таких обстоятельствах по делу, и принимая во внимание, что судом первой инстанции полно исследованы все обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, доводы апелляционной жалобы истца по существу направлены на необходимость переоценки имеющихся в деле доказательств, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Чусовского городского суда Пермского края от 11 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Морозова А.В. -без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: